Напоминание

"Журналистика. Основы профессии"

Автор: Главатских Наталья Геннадьевна

Должность: учитель

Учебное заведение: МБОУ "СОШ №54"

Населённый пункт: г.Ижевск

Наименование материала: рабочая программа

Тема: "Журналистика. Основы профессии"

Описание:

Данный ориентационный курс позволяет познакомить девятиклассников с профессией журналиста.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=1052

Опубликовано 15.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Пояснительная записка.
Предлагаемый элективный курс предназначен для реализации в старших классах гуманитарного профиля.
Цель
курса состоит в формировании представления о журналистике как о системе средств массовой информации, в объяснении роли журналистики в политической, экономической, нравственной жизни государства и отдельно взятого человека.
Задачи
курса состоят в следующем: 1. Расширить представление учащихся о журналистике. 2. Познакомить учащихся с профессией журналиста, наметить основные пункты в овладении данной профессией. 3. Познакомить учащихся с различными методами построения текстов журналистской направленности. 4. Познакомить учащихся с методикой организации газеты. 5. Расширить знания учащихся о правовых и этических нормах. 6. Расширить понятие о взаимосвязях журналистики и права, журналистики и информатики, журналистики и экономики и др. 7. Обозначить этапы в самовоспитании и возможности реализации учащегося в гуманитарной области знаний. 8. Воспитывать у учащихся стремление к познанию мира, к самообразованию и самовыражению. Решение выделенных задач
станет
дополнительным
фактором
формирования
положительной мотивации
в изучении русского и иностранного языков, истории, обществознания, права, экономики. Курс рассчитан на 34 часа для учащихся 9 классов.
Формами контроля за ЗУН
являются задания для учащихся в форме сочинений- рассуждений, эссе, статьи, репортажа, практических работ, макетов газет, докладов, схем и таблиц, графиков, участие в работе семинаров по темам курса, в деловых играх, а также в презентации конечного продукта деятельности.
Содержание, объем, трудность
подаваемого материала и способы контроля можно
варьировать
в зависимости от состава группы учащихся, посещающих данный курс. Хорошо
успевающие
ученики или те, кто уже занимался журналистикой, во время проведения семинаров, практических работ, деловых игр могут выполнять функции
Консультанта,

Руководителя, редактора
или
Помощника
преподавателя. Задания
вариативны.
У учащихся есть
право выбора
темы, объема, формы предлагаемого задания. Предлагаемый элективный курс
содержит
абсолютно
новый
для учеников 9 класса
материал
: освещаются вопросы методики сбора информации и её обработки для создания текста; рассматривается такое понятие, как «правовое поле СМИ»; дается алгоритм создания газеты; затрагиваются вопросы маркетинговых коммуникаций в журналистике, PR, вопросы экономики журналистики. Данный элективный курс может стать
базой
для получения учащимися более объемной и глубокой информации по проблемам журналистики в 10 профильном классе или на курсах для абитуриентов, поступающих на гуманитарные факультеты ВУЗов (журналистика, филология, МИМ и др.)
Учащиеся в ходе освоения данного элективного курса
имеют возможность:

- познакомиться
с научно-популярной литературой по проблемам журналистики;
- провести
самостоятельный поиск информации;
- получить
дополнительную информацию из справочных материалов и материалов, сопровождающих курс (видео-, аудио- записи, газетные и журнальные материалы, информация из Интернет и др.);
- провести
самостоятельное проектирование деятельности,
получить конечный продукт
– газету,
защитить его
на отчетном занятии.
Средствами
для осуществления этой работы являются различного типа задания, тематика журналистских текстов в школьных проектах на выбор учащихся. Возможно и весьма желательно в подготовке к урокам
использовать аппарат
обращения к
внешкольным источникам информации
(включая компьютерные сети) и к образовательному опыту, приобретенному старшеклассниками вне рамок школы (дополнительное образование, самообразование, социально-творческая деятельность).
Организация и проведение аттестации учащихся.
Целью аттестации по данному курсу является констатация личных достижений учащихся по освоению содержания, а также качественная оценка самостоятельно выполненных проектов, которые могут быть как коллективно, так и самостоятельно выполненными. Обсуждение результатов выполнения проекта проводится на заключительном занятии в форме презентации собственной газеты учащихся. При качественной оценке можно говорить о выделении самого удачного проекта в различных номинациях (например, структурность и логичность изложения материала; дизайн газеты; оригинальность защиты проекта; неординарность содержания статей и др.) или в целом. Основные показатели при оценивании проекта: - грамотность расположения материалов на каждой полосе (для печатной газеты); - грамотное и уместное включение в номер иллюстративного материала; - актуальность затронутых тем; - соответствие материала возрастному составу потенциальных читателей (слушателей, зрителей); - корректность авторов статей по отношению к своему герою, читателю; - дизайн газеты, новизна оформительских идей.
Система оценивания работы учащихся по данному курсу:
-
оценка «5»
ставится, если учащийся в течение курса освоил теоретический материал (проверочные работы, таблицы, схемы, сочинения, статьи и др. выполнены на «4» и «5»); получил навыки в составлении текстов различных жанров (см. статьи в защищаемом проекте); в процессе устных выступлений в форме докладов демонстрировал умение работать с различными источниками научного и методического характера, отличался активным участием в
дискуссиях, семинарах, презентации; научился работать в паре или группе; очевиден рост его общих умений. -
оценка «4»
ставится, если (см. требования к оценке «5»), НО: теоретический материал освоен в пределах оценок в течение года на «4», имеет 1-2 невыполненных работы (см. сочинение, схема, таблица), освоены на практике только 2-3 жанра статей, особой активности в изучении материала не проявил – но практические и теоретические зачеты сданы на «4». -
оценка «3»
ставится, если ученик теоретический и практический материал в течение года сдавал только на «3», если имеется несколько (боле 2) невыполненных работ, если освоен только 1 жанр статей. -
оценка «2» не предусмотрена
, т.к. каждый ученик выполняет проект и защищает его на итоговом занятии, т.к. система работы продумана таким образом, что любой ученик может проявить свои силы, показать себя, защитить конечный продукт деятельности.
Защита проектов, подготовленных учащимися.
Элективный курс предусматривает изучение теоретических сведений и отработку их на практике. Итоговой работой считается собственная газета (в любом формате, по выбору учащегося), подготовленная учениками в течение изучения курса. Учитывая сложность и разнообразие задач, которые должны решить учащиеся в ходе выполнения проекта, каждый проект целесообразно выполнять группой учащихся, хотя возможно и индивидуальное исполнение. Главная цель работы учащихся над проектом – осознание значимости журналистского творчества, журналистики в современном обществе в целом. Кроме того, каждый учащийся имеет действительную возможность проявления своих способностей на практике, имеет возможность оценить себя, осознать себя в окружающем мире. При создании собственной газеты учащимся необходимо изучить следующие вопросы: - журналистские жанры и способы создания текстов разных жанров; - способы поиска собственной аудитории; - методика сбора и обработки информации; - способы редактирования текстов; - дизайн и верстка газеты; - организация рекламной кампании; - рыночные отношения в СМИ; - способы ведения видеосъемки, запись съемки на диск; - компьютерная обработка материалов на разных носителях; - создание компьютерной презентации и др.
Учебно-тематический план.
№ п/п Название раздела.
кол-

во
в том числе
лекци

практикум

семина


часов

я

р
I. К вопросу об истории журналистики. 2 2 II. Типология журналистики. 1 1 III. Слагаемые журналистской профессии. 3 1 1 1 IV. Теория и методика журналистского творчества. 5 2 2 1 V. Журналистское расследование. 5 2 2 1 VI. Техника и технология СМИ. 2 2 VII. Результативность журналистики. 5 2 1 2 VIII. Правовые и этические нормы. 3 1 2 IX. Маркетинговые коммуникации в журналистике. 2 1 1 X. Журналистика и связи с общественностью. 3 1 1 1
XI. Экономика журналистики. 3 1 2
ИТОГО:

34

13

14

7

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
1. Бережной А.Ф. К истории отечественной журналистики, СПб, 1988. 2. Ворошилов В.В. Журналистика. Базовый курс, СПб, 2004. 3. Ворошилов В.В. Конфликт в журналистском отражении, СПб, 1993. 4. Габай Т.В. Педагогическая психология, М., ACADEMIA, 2003. 5. Орлов В.А. Типология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения, доклад, 1 сентябрь, 2003. 6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании, М., «Владос», 1996.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
1. Гражданский Кодекс РФ, М., 1988. 2. Корконосенко С.Г. Основы теории журналистики, Учеб.пособие, СПб., 1995. 3. Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста, СПб., 2000. 4. Шумилива Т.М. Методы сбора информации в журналистике, М., 1983.
ПРИЛОЖЕНИЕ

1.

Некоторые типы заданий.

А) Отредактируйте технический текст. Создайте рекламный текст

(лист для учителя).

В отличие от традиционно применяемых в литейном производстве стержневых и керамических фильтровальных сеток толщиной 10 – 20 мм с диаметром отверстий 3 – 10 мм, позволяющих отделить от расплава лишь грубые, главным образом, шлаковые, экзогенные неметаллические включения, тонкослойные волокнистые кремнеземные фильтры с малыми фильтровальными отверстиями обеспечивают тонкую очистку всего объёма протекающего по литниковой системе сплава как от экзогенных, так и эндогенных включений. (материал для ученика) В один ряд поставлены форма и материал (сетки стержневые и керамические); толщина и диаметр (у стержневых сеток –толщина, у керамических – диаметр отверстия); «расплав» - жаргонное слово; «экзогенные» - слишком «ученое», лучше сказать – «вызываемое внешними причинами»; «кремнеземные» - устарелое название двуокиси кремния; а «эндогенные загрязнения» - это просто растворенные в металле газы. Наконец: «фильтры с фильтрованными отверстиями» - «фильтрованными» - лишнее слово; «обеспечить очистку всего объема металла» - «всего объема» - ненужное уточнение. Здесь – запутанность, пропуск многих важных подробностей, без которых уяснить смысл её просто невозможно. Переделка текста требует использования специальной литературы, встречи с консультантом, рекламодателем, специалистом фирмы. Необходимо добавить : «Эффективно очистить жидкий металл от всевозможных загрязнений вы сможете с помощью новых фильтров в виде ткани или ваты. Они выполнены из двуокиси кремния и устанавливаются в литниковую систему нового типа. Такие фильтры задерживают не только шлак и неметаллические частицы, но и растворенные в жидком металле газы.
Конечный текст рекламы:

«Новые фильтры вместе с новой литниковой системой очищают металл не только от

шлака и иных неметаллических частиц, но и от растворимых в нем газов. Эти фильтры

представляют собой ткань или вату из двуокиси кремния. Размер их пор 0,1 – 1,0 мм, что в

10 – 100 раз меньше, чем у лучших керамических фильтров, изготовляемых, как известно, в

виде плиток с отверстиями диаметром 3 – 10 мм или в виде сеток из 10 –

20миллиметровых стержней. Новые фильтры устанавливаются прямо в литниковую

систему новой конфигурации, что и обеспечивает присущий этой комбинации ценный

эффект».

Б) ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЮ №1 ПО

ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЖАНРОВ.
1.
Заметка.
Относится к информационным жанрам. Распознается по следующим критериям: - оперативность, - релевантность(соответствие интересам аудитории), - фактическая точность, - декорируемость (понятность для аудитории сути сообщения), краткость информации. Но данный текст написан с долей юмора, конкретнее, содержит элементы иронии и самоиронии. Данный текст представляет собой синтез двух жанров: информационного и художественно-публицистического.
2.
Реплика.
Относится к информационным жанрам. Распознается по личностной оценке, ответ оппоненту в споре, парирование удара, реализация права ответа в СМИ. 3.
Очерк.
Разновидность – проблемный очерк. Относится к художественно- публицистическому жанру. Распознается по следующим критериям: - человек остается на 2 плане, - автор ведет анализ важной проблемы в ее конкретных проявлениях, осмысление определенного объема фактов, - синтез разнообразного материала. 4.
Рецензия.
Относится к аналитическому жанру. Распознается по критериям: - оценка произведения, - размышление над прочитанным, - версии истолкования. 5.
Очерк.
Разновидность – портретный очерк. Относится к художественно- публицистическому жанру. Распознается по критериям: - рассказ о человеке, его жизни или творчестве, - рассказ отражает эпоху, социальную действительность, значимость человека в обществе, - акцент на личностных качествах героя, а не на анкетных данных. 6.
Беседа.
Относится к информационному жанру. Распознается по критериям: - вопросно- ответная форма, - разговорный стиль в сочетании с элементами деловой речи, - точные данные, - сиюминутность, - обратная связь.



Яндекс.Метрика