Напоминание

"О чём рассказала лучина"

Автор: Разумова Нинель Леонидовна

Должность: педагог - организатор

Учебное заведение: МБОУ ДО "Центр детского творчества и методического обеспечения"

Населённый пункт: город Череповец

Наименование материала: Сценарий

Тема: "О чём рассказала лучина"

Описание:

Экскурсия на базе музея "Русская изба", знакомящая детей с разнообразием осветительных приборов, историческими вехами их развития, музейными коллекциями.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=1074

Опубликовано 16.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества и методического обеспечения»
СЦЕНАРИЙ ЭКСКУРСИИ

«О ЧЕМ РАССКАЗАЛА ЛУЧИНА»

(для младшего школьного возраста)
педагог-организатор музея «Русская изба» Разумова Нинель Леонидовна Череповец, 2015 год



Цель:
Способствовать приобщению детей к истокам русской народной культуры через экскурсию «О чём рассказала лучина».
Задачи:
 Знакомить детей с разнообразием осветительных приборов, историческими вехами их развития, музейными коллекциями;  Обогащать словарный запас за счет старинных названий и обозначений;  Развивать познавательную активность.
Оборудование:
Экспонаты: полено, лучина, свеча, светцы, подсвечники, керосиновые лампы, фонарь, корыто. Выставка: иллюстрации осветительных приборов, картинаы Гулина К.С. «При лучине», «На полатях». 2
Здравствуйте, ребята. Я рада снова видеть вас в нашей Русской избе, где мы продолжаем знакомиться с тем, как жили люди в старину. Посмотрите, пожалуйста, на выставку. Как вы думаете, о чём у нас свами пойдёт речь? (ответы детей). Верно, сегодня мы с вами поговорим об осветительных приборах. Тема нашей экскурсии «О чём рассказала лучина». Кто из вас любит сидеть у костра, у деревенской печки, у городского камина? Почему? (ответы детей) - А почему вам нравится смотреть на огонь? Какие чувства вы испытываете? (ответы детей). - А вы знаете, кто такой Прометей? (ответы детей) Это имя встречается в греческих мифах. Прометей был одним из титанов. Он похитил у богов огонь и принес его людям, за это был наказан верховным божеством Зевсом: прикован к скале, где орел клевал его печень. Уже из этого древнего мифа видно, какую роль играл огонь. Ведь, действительно, с давних пор человек благодарен огню за помощь. - Чем был огонь для древних людей? Что он давал древнему человеку? (ответы детей) 3
Долгое время огонь кормил и грел человека, спасал его от пугающей ночной темноты. Огонь защищал древнего человека от обширного страшного мира, от злых зверей, все радости жили только около него. Многие века он был единственным источником света. Долго люди освещали свое жилище
очагом.
У многих людей очаг считался священным местом жилища, играл большую роль в семейных обрядах. Около очага отец должен был назвать родившегося мальчика или девочку своим ребенком. - А что кроме очага стали позже использовать древние люди? (факелы). Верно, древние люди использовали для освещения пещер
факелы.
- Что такое факел? (ответы детей) 4
Верно, древние люди обматывали факелы шкурами животных, обмакивали их в сало животных и зажигали. Крестьяне тоже думали об освещении жилища. В светлое время года, начиная с Благовещения (7 апреля) и до Ильина дня (2 августа), а в некоторых местах и до Успения Пресвятой Богородицы (28 августа), огонь в крестьянских избах уже не зажигали. - Почему? (было светло) - А чем же освещали избы? (лучиной). -Что такое лучина?(ответы детей)Найдите лучину на выставке. С начала темной поры года, когда сумерки наступали рано, дома освещались
лучиной,
которая у крестьян до середины XIX века, а в бедных домах и до конца столетия служила единственным источником света, не считая печного огня. Лучину «драли» из так называемого «лучинного» полена, которое предварительно распаривали в печи, а затем высушивали. На севере России лучина была длиной около 70 см, шириной 3-4 см и толщиной до 1 см ( педагог достает полено и косарь и показывает, как отщепляли лучину). - Скажите,а куда вставляется лучина, ведь не держать же её в руках? (ответы детей) - Найдите светцы на нашей выставке. - Давайте и мы вставим нашу лучину в светец. 5
Для крепления горящей лучины использовались кованые
светцы
разнообразной формы и величины, которые втыкали заостренным концом в щель бревенчатой избы. Название этого музейного экспоната говорит само за себя. Много лет назад ваши прабабушки и прадедушки не знали ничего другого. Светец состоит из деревянного основания с укрепленным на нем столбиком (высотой 96-120 см). В вершину столбика вставляется железный короткий прут (светильня), рассеченный с одного конца на четыре «пальца». Если добавить еще один «палец», то на что будет похож этот прут ( на наши руки). В эти четыре «пальца» вставлялась лучина. Попробуйте сами её вставить (дети вставляют лучину в светец). 6
Представьте, что вы сидите около горящей лучины (светца), от которой падает много искорок на деревянный пол, и он загорается… Что бы вы сделали, чтобы этого не произошло? ( высказывания детей). Найдите этот предмет на выставке. 7
А наши предки нашли простой выход из положения. Они под лучину ставили корыто с водой. Искорки попадали прямо туда и гасли. Посмотрите на картину К.С. Гулина «При лучине», где он изобразил своих бабушку и дедушку, сидящих в избе при свете лучины (дети рассматривают картину). 8
Когда у вас отключаю свет, вы, чаще всего, чем пользуетесь? Ну, конечно же, свечами. А ведь этому предмету ни больше, ни меньше уже 2000 лет. Первые
свечи
изготовляли из камыша, обмакивая высушенную камышинку в расплавленное сало. Долгое время свечи были очень дороги, их жгли лишь во дворцах, где жили цари, и в церквах. Как вы думаете, кто делал свечи? Этим занимались мыловары (так называется профессия людей, которые варят мыло). Они получали воск из жира животных, а потом из полученной массы пекари (люди, которые пекут хлеб) делали свечи. Интересно, что свечи использовали еще и как часы. Люди подсчитали, на сколько сгорает свеча приблизительно за час, и сделали на ней отметки. Получались своеобразные часы. Вечерами целая семья могла коротать вечер при одной свече. В пламени свечи сгорает все плохое. Если при горении слышится сильный треск, то вокруг много отрицательной энергии, если свеча горит без треска, 9
значит, нас окружает положительная энергия, хорошее настроение. Давайте с вами зажжем свечу и услышим, какое «настроение» нас окружает. В более богатых домах свечей жгли больше, и поэтому под них надо было придумать какое-нибудь приспособление. Нужно, чтобы свечи стояли в вертикальном положении и воск не стекал на мебель, сделанную из дорогих пород дерева. Для этого использовали
подсвечники
, которые изготавливались из различного материала: дерева, меди, железа (демонстрация подсвечников ребята берут их в руки, определяют, из какого материала они сделаны). 10
Как вы думаете, что это за предмет? Этот предмет называется очень интересно и немного смешно
канделябр.
Это слово французского происхождения, переводится оно как «свеча», ведь раньше в богатых семьях любили говорить на французском языке. Канделябр 11
представляет собой подставку с разветвлением для нескольких свечей: 2-, 3-, 4-х и более. По свечам можно было определить, насколько богата семья. А теперь представьте, что вы живете в то далекое время. Вам нужно выйти к домашним животным, а на улице очень темно и ветер задувает свечу… Что бы вы сделали, ребята? Какой бы вы осветительный прибор изобрели? (высказывания детей). Найдите его на нашей выставке. 12
А в то время изобрели вот такой призматический
фонарь.
Он состоит из четырех деревянных рам со стеклами. Одна из стенок фонаря приподнималась для того, чтобы вставить свечу. Время шло, и тусклый свет лучины уже не устраивал человека, который пытался продлить для себя световой день. И мы с вами продолжаем нашу экспедицию для того, чтобы узнать, что же за осветительный прибор пришел на смену свечи и фонарю. Может быть, кто-то из вас догадался, что это за предмет. Что за осветительные приборы перед вами? Это
керосиновые лампы.
А кто знает, почему их так называют? Такое название они получили потому, что горели при помощи керосина. Появились они около 150 лет назад, когда человек научился из нефти получать керосин. 13
Давайте рассмотрим ее устройство (учащийся разбирает резервуар керосиновой лампы). Все, что мы видим снаружи, это корпус лампы. Внутри находится небольшая емкость, в которую наливают керосин и вставляют фитиль, сделанный из толстой ткани. Фитиль выводят к горелке. В лампу обязательно вставляют стекло, сужающееся кверху. - Посмотрите, ребята, какие разные были лампы, и использовались они, наверное, для разных целей. Подумайте, для каких? (ответы детей). Это
подвесная лампа,
ее использовали для освещения обеденного стола или просто как люстру. А это – настольная лампа, около нее можно было шить, вязать или просто читать и делать уроки. А с такой лампой можно выйти во двор (дети рассматривают представленные разновидности лампы). 14
Со временем устройство лампы непрерывно усовершенствовалось: их стали делать из металла или фарфора, дополняя вытяжным стеклом и абажуром. У вас дома наверняка есть такие настольные лампы. Но на этом наша экспедиция не завершилась. Давайте посмотрим, куда же нас поведет лучина дальше. А приведет она нас, ребята, к прибору, благодаря которому тьма отступила. Теперь мы можем превращать ночь в день, всего лишь щелкнув выключателем. 15
- Какой это прибор? Найдите его на нашей выставке. Это
электрическая лампочка.
Принцип ее действия разработал в прошлом веке русский ученый Александр Николаевич Лодыгин. С тех пор внешний вид лампочки и ее устройство изменились. Давайте рассмотрим, как устроена эта лампочка, и что в ней горит. Это пузатый, стеклянный баллончик, на его удлиненной части металлический цоколь с нарезкой. Для чего он нужен? Он нужен для того, чтобы лампочку ввинчивать в патрон. За стеклом дрожит тоненькая, как волосок, серебристая спиралька. При включении тока, спираль нагревается до t – 3000 С (белое свечение). Мчится ток по проводам, но они не светятся. Почему? Потому что провода – медные или алюминиевые – хорошо пропускают электрический ток. Но вот ток «добежал» до спиральки волоска (она плохо пропускает ток), которая раскаляется. И чем больше раскаляется, тем ярче светит. А теперь ответьте, лампочка горит или светит? (светит) Давайте подумаем, есть ли в лампочке воздух ?(нет) Чтобы произошло, если бы он там был? (высказывания детей). Спираль мгновенно бы сгорела. Значит, в работающей лампочке воздуха нет. Уже давно лампочки заполняют специальной смесью газов аргона и азота. Для того чтобы удлинить срок службы лампочек. Ребята, а что это за трубка перед вами? Это
люминесцентная лампа.
Она представляет собой стеклянную трубку, наполненную парами неона, ксенона и аргона, от которых зависит цвет свечения: голубой, желтый и красный. Пары этих газов проводят электричество. На внутреннюю поверхность трубки нанесен мелкий кристаллический порошок люминесцирующих веществ, который усиливает свечение. - Какая лампочка пришла на смену простой электрической лампочке? Найдите её на нашей выставке (энергосберегающая). 16
В новой лампочке спираль выглядит гладкой. И если первая лампа Эдисона, зажженная 21 октября 1879 г., горела 40 часов, то аргоновая горит уже в 20 раз дольше.

Сейчас производится огромное количество разнообразных электрических лампочек. - Где их можно увидеть? (ответы детей). Верно, специальные лампочки делают для космических аппаратов и для работы в шахте и для подводных лодок. Их используют в холодильниках и в швейных машинах, в микроволновых печах, утюге, простых маленьких фонариках и много где ещё. На этом путешествие по плану лучины заканчивается. Итог: - С какими осветительными приборами вы познакомились? (ведущая показывает лучиной предметы, дети отвечают, как они называются). - Что использовали крестьяне для освещения избы? А сейчас вы можете посмотреть выставку и поближе познакомиться с её экспонатами. До свидания, до новых встреч! 17
Литература: 1. Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю.И.Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор.- СПб.: «Паритет», 2005. 2. Шангина И.И. Русский традиционный быт: энциклопедический словарь.- СПб.: Азбука – классика, 2003. 3. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учебно - методическое пособие / под ред. Ланковой Н.М.- М.: Гуманитарно издательский центр ВЛАДОС, 2001г. 4. Интернет ресурсы – картинки по теме «Осветительные приборы в старину» - Яндекс картинки. 18
19


Яндекс.Метрика