Напоминание

"Применение государственной символики как средства патриотического воспитания школьников"

Автор: Глухов Олег Валетинович

Должность: педагог дополнительного образования

Учебное заведение: МАО ДО "Сэргэ"

Населённый пункт: город Ленск Республика Саха (Якутия)

Наименование материала: Статья

Тема: "Применение государственной символики как средства патриотического воспитания школьников"

Описание:

Значимость патриотического воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период. Необходимо воспитывать с младшего возраста: ответственность, гражданственность, гордость за свою страну уважительное отношение к истории России.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=1106

Опубликовано 19.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Глухов Олег Валентинович,

педагог дополнительного образования, руководитель клуба

авиамоделирования «Сталкер» МАО ДО «Сэргэ»

МО «Ленский район» Ленский район г. Ленск

Электронная почта Serge.

Frolova@mail.

ru

Телефон:8(41137) 49-902

ПРИМЕНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИМВОЛИКИ

КАК СРЕДСТВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ШКОЛЬНИКОВ
В современном «Новом энциклопедическом словаре» определение понятий «родина» и «патриотизм довольно скудное: «Родина»: 1) место, страна, где человек родился, где впервые сложился, где возник этнос; 2) место возникновения, открытия или изобретения чего-либо». «Патриотизм (греческое patriots- соотечественник, patris — родина): любовь к родине, привязанность к месту своего рождения, месту жительства». В начале учебного года среди воспитанников клуба технического творчества «Сталкер», в возрасте от 11 до 15 лет, проводятся беседы об отношении к различным национально-государственным символам. Чувство гордости за свою страну испытывают практически все учащиеся, с символами государства и государственной власти знакомо большинство воспитанников, многие учащиеся не понимают и не принимают той смысловой нагрузки, которую несут нынешние цвета Государственного флага и державный орел в Государственном гербе. Необходимо объективно оценивать реальные возможности формирования у молодежи уважения к
государственной символике, а, следовательно, и к своей Родине (большой и малой). Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. «Патриотическое воспитание» — понятие многогранное, оно может подразумевать военное воспитание, воспитание народного умельца, воспитание гражданина или духовно развитую личность. В той или иной степени данным вопросам уделялось определенное внимание в литературе, но проблема использования государственных символов в патриотическом воспитании молодежи сих пор ставилась редко. Греческое слово «символ» в переводе на русский язык — это знак, примета, отличительная черта. «Символ — это наиболее емкая и значительная, продуктивная и концентрированная форма выражения культурных ценностей и смыслов». Каждый народ создает и почитает собственную национально- государственную символику. Символы серьезно воздействуют на людей. Вспомним, как защищают знамя в бою, как воодушевляют символы государства его граждан на достижения во всех сферах жизни. В рассказе о гербе, флаге и гимне обозначены их значение, путь символов сквозь столетия к нашему времени, к недавним событиям, когда в новой России были официально приняты новые государственные символы — герб, флаг и гимн. Отношение к гербу, флагу и гимну — «это и отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным не только к своему Отечеству. Оскорбление же государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, его истории и культуры». Понятие «символы государства» является довольно широким — к ним можно отнести и президента, и столицу государства, и реликвии государства, его исторические и культурные ценности также могут являться символами. Но, безусловно, важнейшими символами государства являются герб, гимн и флаг. В основе
воздействия государственных символов на идейно-нравственное воспитание школьников лежит способность символики влиять на сознание человека посредством наглядного образа: «Символы придают воспитательным мероприятиям особую торжественность, эмоциональность, романтику, способствуют идейному и организационному сплочению детского коллектива». Изучение символов Родины содействует самоопределению личности, созданию условий для ее реализации; формированию гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на его совершенствование. Воспитание гражданственности и любви к Родине; Общая направленность воздействия государственной символики на сознание и поведение детей сохраняется на всех возрастных этапах становления личности. Формирование у воспитанников и учащихся понимания сущности и значения государственных символов Российской Федерации, воспитание уважения к ним складывается на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной работе, в системе дополнительного образования детей. Ознакомление с важнейшими государственными символами — гербом и флагом нашей страны традиционно входит в содержание патриотического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. В начальной школе учащиеся знакомятся с государственной символикой на уроках, посвященных воспитанию патриотизма, любви к отчизне, гордости за свою Родину. У старших дошкольников и младших школьников представления о государственных символах России начинают формироваться преимущественно на эмоциональной основе. Каждый элемент государственных символов несет большую смысловую нагрузку. Необходимо обращать внимание детей на то, что государственная символика или ее элементы постоянно окружают нас в повседневной жизни. Современные Герб и Флаг России имеют глубокие исторические корни. Их происхождение связано с народным искусством, с древними поэтическими представлениями о природе и мироздании. Поэтому целесообразно начинать работу по ознакомлению детей
с гербом и флагом нашей страны, основываясь на эстетической стороне государственных символов. Их яркость и красота помогают сформировать положительное отношение к Государственным гербу и флагу. Раскрытию сущности государственных символов способствуют уроки истории, обществознания, литературы, факультативные, кружковые, клубные занятия и др. Формируя и укрепляя чувство гордости и уважения к символам нашего государства, в содержание бесед включены факты и эпизоды, которые характеризуют отношение наших граждан, воинов, спортсменов к флагу, гербу и гимну нашей страны. Определенную роль в этой работе могут играть детские общественные объединения, в частности кружки и клубы учреждений дополнительного образования. Приведенные формы и методы использования государственной и региональной символики применялись в ходе работы по патриотическому воспитанию школьников на занятиях. Создание собственной, клубной символики, наряду с государственными и региональными символами, является важной составляющей целенаправленной воспитательной работы. Учебно-воспитательную деятельность по ознакомлению и личностному ценностному принятию учащимися государственной символики России желательно выстраивать на основе следующих принципов: - систематичности: применение символики не ограничивается одним занятием, одной моделью; каждое занятие - одно из звеньев большой работы; - обращения к символам России, республики Саха, как субъекта Российской Федерации, к символике города и школьной символике; - доступности для учащихся при определении содержания и форм проведения работы; - опоры на социальный опыт учащихся: государственная символика окружает школьников, знакома им по повседневной жизни. (например, в ее использование в праздничном оформлении, на зданиях учреждений государственной власти, на номерах автомобилей, на денежных знаках); Символы государства представляют собой единство компонентов, которые должны рассматриваться с учетом целой системы существующих между ними связей. Только такой подход к использованию символики делает
возможным комплексное освоение учащимися заложенного в эмблемах государственной власти нравственного, правового и патриотического смыслов.


Яндекс.Метрика