Напоминание

"Технология использования ИКТ на уроках искусства для развития творческой и познавательной деятельности учащихся"

Автор: Букаева Людмила Николаевна

Должность: педагог дополнительного образования

Учебное заведение: МБОУДОД ДЮЦ "Элегия"

Населённый пункт: город Тольятти

Наименование материала: Презентация

Тема: "Технология использования ИКТ на уроках искусства для развития творческой и познавательной деятельности учащихся"

Описание:

Презентация на тему : "Технология использования ИКТ на уроках искусства для развития творческой и познавательной деятельности учащихся"

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=1158

Опубликовано 20.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Технология использования Технология использования ИКТ на уроках искусства ИКТ на уроках искусства для развития творческой и для развития творческой и познавательной деятельности познавательной деятельности учащихся учащихся МБОУДОД ДЮЦ «ЭЛЕГИЯ» педагог д/о, МБОУДОД ДЮЦ «ЭЛЕГИЯ» педагог д/о, преподаватель МХК, ИЗО Букаева Л.Н преподаватель МХК, ИЗО Букаева Л.Н . .

Психолого-педагогическое обоснование

Психолого-педагогическое обоснование

использование ИКТ на уроках искусства

использование ИКТ на уроках искусства
 К.Д. Ушинский: К.Д. Ушинский:
«

«

Детская природа ясно требует

Детская природа ясно требует

наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не

наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не

известным ему словам, и он будет долго и напрасно

известным ему словам, и он будет долго и напрасно

мучиться над ними; но свяжите с картинками

мучиться над ними; но свяжите с картинками

двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы

двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы

объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не

объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не

понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную

понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную

картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите

картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите

в класс, от которого трудно добиться слова (а таких

в класс, от которого трудно добиться слова (а таких

классов у нас не искать стать), начните показывать

классов у нас не искать стать), начните показывать

картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит

картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит

свободно…»

свободно…»

.

.


Определенные требования к предъявлению

Определенные требования к предъявлению

наглядности:

наглядности:

узнаваемость

узнаваемость
наглядности, которая должна соответствовать предъявляемой наглядности, которая должна соответствовать предъявляемой письменной или устной информации; письменной или устной информации; 
динамика

динамика
предъявления наглядности. Время демонстрации должно быть предъявления наглядности. Время демонстрации должно быть оптимальным, причем соответствовать изучаемой в данный момент учебной оптимальным, причем соответствовать изучаемой в данный момент учебной информации. Очень важно не переусердствовать с эффектами; информации. Очень важно не переусердствовать с эффектами;  продуманный продуманный
алгоритм

алгоритм

видеоряда

видеоряда
изображений. Учителю достаточно изображений. Учителю достаточно детально продумать последовательность подачи изображений на экран, чтобы детально продумать последовательность подачи изображений на экран, чтобы обучающий эффект был максимально большим; обучающий эффект был максимально большим; 
оптимальный размер

оптимальный размер
наглядности. Причем это касается не только наглядности. Причем это касается не только минимальных, но и максимальных размеров, которые тоже могут оказывать минимальных, но и максимальных размеров, которые тоже могут оказывать негативное воздействие на учебный процесс, содействовать более быстрой негативное воздействие на учебный процесс, содействовать более быстрой утомляемости учеников. Учителю следует помнить, что оптимальный размер утомляемости учеников. Учителю следует помнить, что оптимальный размер изображения на экране монитора ни в коем случае не соответствует изображения на экране монитора ни в коем случае не соответствует оптимальному размеру изображения большого экрана проектора; оптимальному размеру изображения большого экрана проектора; 
оптимальное количество

оптимальное количество
предъявляемых предъявляемых изображений на экране. Не изображений на экране. Не следует увлекаться количеством слайдов, фото и пр., которые отвлекают следует увлекаться количеством слайдов, фото и пр., которые отвлекают учеников, не дают сосредоточиться на главном. учеников, не дают сосредоточиться на главном.

Общие рекомендации, которые следует

Общие рекомендации, которые следует

учитывать при разработке способа визуализации

учитывать при разработке способа визуализации

информации на экране:

информации на экране:
 информация на экране должна быть информация на экране должна быть структурирована; структурирована;  визуальная информация периодически должна визуальная информация периодически должна меняться на аудиоинформацию; меняться на аудиоинформацию;  темп работы должен варьироваться; темп работы должен варьироваться;  периодически должны варьироваться яркость периодически должны варьироваться яркость цвета и /или громкость звука; цвета и /или громкость звука;  содержание визуализируемого учебного содержание визуализируемого учебного материала не должно быть слишком простым или материала не должно быть слишком простым или слишком сложным. слишком сложным.

Методические достоинства компьютерного

Методические достоинства компьютерного

обучения:

обучения:
 способность компьютера моментально способность компьютера моментально реагировать на введенную информацию для реагировать на введенную информацию для создания простейших обучающих программ в создания простейших обучающих программ в виде упражнений; виде упражнений;  компьютер обеспечивает большую степень компьютер обеспечивает большую степень интерактивности обучения; интерактивности обучения;  компьютер лучше соответствует принципам компьютер лучше соответствует принципам индивидуального обучения; индивидуального обучения;  систематическое использование компьютера на систематическое использование компьютера на уроке приводит к целому ряду важных уроке приводит к целому ряду важных последствий. последствий.
Педагогическая цель использования ИКТ на Педагогическая цель использования ИКТ на уроках искусства заключается в следующем: уроках искусства заключается в следующем: 
повышение качества знаний учащихся;

повышение качества знаний учащихся;

обеспечение дифференцированного

обеспечение дифференцированного

подхода к учащимся в образовательном

подхода к учащимся в образовательном

процессе;

процессе;

обеспечение условий для адаптации

обеспечение условий для адаптации

ребят в современном информационном

ребят в современном информационном

обществе.

обществе.

Для достижения поставленных целей необходимо Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи: решить следующие задачи: 
совершенствовать накопленные компьютерные

совершенствовать накопленные компьютерные

программные продукты по искусству;

программные продукты по искусству;

создавать новые компьютерные программные

создавать новые компьютерные программные

продукты для образовательного процесса в школе;

продукты для образовательного процесса в школе;

продолжать разработку методик использования ИКТ

продолжать разработку методик использования ИКТ

в преподавании изобразительного искусства и

в преподавании изобразительного искусства и

мировой художественной культуры;

мировой художественной культуры;

совершенствовать технологию применения

совершенствовать технологию применения

разработанных методик в учебном процессе

разработанных методик в учебном процессе

общеобразовательной школы и в учреждениях

общеобразовательной школы и в учреждениях

дополнительного образования.

дополнительного образования.

Использование информационных технологий Использование информационных технологий помогает учителю: помогает учителю: 
повышать мотивацию обучения детей предметам

повышать мотивацию обучения детей предметам

искусства и приводит к целому ряду положительных

искусства и приводит к целому ряду положительных

следствий:

следствий:

обогащает учащихся знаниями в их образно-

обогащает учащихся знаниями в их образно-

понятийной целостности и эмоциональной

понятийной целостности и эмоциональной

окрашенности;

окрашенности;

психологически облегчает процесс усвоения

психологически облегчает процесс усвоения

материала школьниками;

материала школьниками;

возбуждает живой интерес к предмету познания;

возбуждает живой интерес к предмету познания;

расширяет общий кругозор детей;

расширяет общий кругозор детей;

возрастает уровень использования наглядности на

возрастает уровень использования наглядности на

уроке;

уроке;

повышается производительность труда учителя и

повышается производительность труда учителя и

учащихся на – уроке.

учащихся на – уроке.


Внедрение ИКТ осуществляется по

Внедрение ИКТ осуществляется по

направлениям:

направлениям:
 Создание Создание презентаций к урокам презентаций к урокам ; ;  Работа с Работа с ресурсами Интернет; ресурсами Интернет;  Использование готовых обучающих Использование готовых обучающих программ; графических- программ; графических- редактор редактор Paint Paint , , А А rhiCAD rhiCAD , Microsoft PowerPoint, текстовый , Microsoft PowerPoint, текстовый процессор Microsoft Word и т. д; процессор Microsoft Word и т. д;  Разработка и использование собственных Разработка и использование собственных авторских программ, сайтов. авторских программ, сайтов.

Использование на уроке презентаций имеет

Использование на уроке презентаций имеет

следующие преимущества:

следующие преимущества:
 возможность обеспечить не только аудиальное, но возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации; и визуальное восприятие информации;  обеспечивает последовательность рассмотрения обеспечивает последовательность рассмотрения темы; темы;  иллюстрации доступны всем учащимся, иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали, достоинства рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения; художественного произведения;  применение новых компьютерных технологий применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс. позволяет ускорить учебный процесс.





Уроки – презентации широко используют:

Уроки – презентации широко используют:
 во время знакомства с творчеством художников, скульпторов, во время знакомства с творчеством художников, скульпторов, архитекторов. «Исаак Левитан», «И.И. Шишкин – певец русского архитекторов. «Исаак Левитан», «И.И. Шишкин – певец русского леса», леса», « « Маринисты Маринисты », и т.д.; », и т.д.;  при изучении жанров изобразительного искусства; при изучении жанров изобразительного искусства;  при изучении тем по декоративно – прикладному искусству при изучении тем по декоративно – прикладному искусству «Дымковская игрушка», «Сказочная Гжель», «Золотая Хохлома» и «Дымковская игрушка», «Сказочная Гжель», «Золотая Хохлома» и т.д.; т.д.;  при изучении законов композиции; при изучении законов композиции;  при изучении при изучении законов законов цветоведения цветоведения и т.д. и т.д.  (Во время урока при формировании новых знаний приходится (Во время урока при формировании новых знаний приходится рисовать множество эскизов, разъяснять и бесконечно рисовать на рисовать множество эскизов, разъяснять и бесконечно рисовать на доске. На экране все композиционные ошибки наглядны, тем более доске. На экране все композиционные ошибки наглядны, тем более что можно сопоставлять несколько эскизов на экране одновременно, что можно сопоставлять несколько эскизов на экране одновременно, выявить их достоинства и недостатки). выявить их достоинства и недостатки).
 Бесспорно, что в современной школе компьютер не Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень технологиями обучения, создают необходимый уровень качества знаний учащихся, вариативности, качества знаний учащихся, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. воспитания.

Варианты применения ИКТ в образовательном

Варианты применения ИКТ в образовательном

процессе:

процессе:
 1. 1.
Урок с мультимедийной поддержкой

Урок с мультимедийной поддержкой
- в классе стоит - в классе стоит один компьютер, им пользуется учитель в качестве один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски». Учитель использует готовые «электронной доски». Учитель использует готовые электронные образовательные ресурсы или мультимедиа электронные образовательные ресурсы или мультимедиа презентации, презентации, и ученики для и ученики для защиты защиты проектов. проектов.  2. 2.
Урок с компьютерной поддержкой

Урок с компьютерной поддержкой
- несколько - несколько компьютеров (обычно, в компьютерном классе), за ними компьютеров (обычно, в компьютерном классе), за ними работают все ученики одновременно или по очереди. работают все ученики одновременно или по очереди. 3. 3.
Уроки с выходом во всемирную сеть Интернет

Уроки с выходом во всемирную сеть Интернет
(могут (могут быть как с мультимедийной, так и компьютерной быть как с мультимедийной, так и компьютерной поддержкой). поддержкой).

Результативность использования ИКТ на уроках

Результативность использования ИКТ на уроках

искусства

искусства
 положительная мотивация на уроках искусства с положительная мотивация на уроках искусства с применением ИКТ; применением ИКТ;  создание условий для получения учебной информации из создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших); различных источников (традиционных и новейших);  повышение уровня использования наглядности на уроке; повышение уровня использования наглядности на уроке;  повышение производительности урока; повышение производительности урока;  применение ИКТ способствует развитию познавательного применение ИКТ способствует развитию познавательного интереса учащихся и умения оперировать полученными интереса учащихся и умения оперировать полученными знаниями; знаниями;  проникновение современных технологий в проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки образовательную практику, в том числе и на уроки искусства, открывает новые возможности. искусства, открывает новые возможности.

ИКТ и деятельность педагога в системе

ИКТ и деятельность педагога в системе

образования

образования
 Учителям на предметах искусства необходимо сделать Учителям на предметах искусства необходимо сделать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) новым информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) новым средством художественно-творческого и познавательного развития средством художественно-творческого и познавательного развития учащихся. учащихся.  Путь к совершенствованию системы образования лежит Путь к совершенствованию системы образования лежит через совершенствование преподавателей. через совершенствование преподавателей.  ИКТ мобилизуют педагогическое творчество и открывают ИКТ мобилизуют педагогическое творчество и открывают возможности для педагогических инноваций. возможности для педагогических инноваций.  Сетевые содружества учителей стимулируют обмен опытом, Сетевые содружества учителей стимулируют обмен опытом, повышают самооценку педагогов и разрушают национальные барьеры повышают самооценку педагогов и разрушают национальные барьеры образования. образования.
 Важно помнить, что несмотря на все многообразие Важно помнить, что несмотря на все многообразие источников информации и образовательных источников информации и образовательных методик, преобразующих информацию в знания, методик, преобразующих информацию в знания, превращение знаний в образование совершается превращение знаний в образование совершается только в сознании человека. только в сознании человека.
Информационные и коммуникационные Информационные и коммуникационные технологии для всех и каждого через технологии для всех и каждого через всю жизнь и без границ всю жизнь и без границ



Яндекс.Метрика