МО «Ленский район» Ленский район г. Ленск
Сказка – великая духовная культура народа,
которую мы собираем по крохам,
и через сказку раскрывается перед нами
тысячелетняя история народа.
(Алексей Николаевич Толстой)
Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания личности
дошкольника в дополнительном образовании группы кратковременного
пребывания.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических
периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, -
не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении
личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у
детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии,
справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской
преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.
Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Современное
российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. В
связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения
имеет чрезвычайную значимость. Духовно-нравственное воспитание – это
формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое,
гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга,
справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий
смысл делам и мыслям человека.
В моей работе действенным средством в воспитании моральных качеств
личности дошкольников является сказка. Дошкольный возраст самый
чувствительный, именно в это время закладываются основы человеческой
личности, ее нравственные и культурные ценности. Сказка побуждает в детском
сердце чувство любви, сострадания, благодарности, помогает ребенку стать
добрым, благодарным, внимательным, знакомит с удивительным миром
человеческих чувств, отношений, поступков, характеров, питает его душу и
сердце. Так сказка превращается в чудесный источник духовного питания ребенка.
Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и
зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных
ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию,
воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие,
честность. Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей»,
«Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании
всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.
В нашем центре дополнительного образования «Сэргэ» есть группа
кратковременного пребывания детей. В своей работе я использую различные
формы организации работы со сказкой при работе с детьми:
использование сказочных примеров, ситуаций, образов;
организация сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игр-путешествий,
занятий-праздников на материале сказок;
широкое использование произведений сказочного жанра в процессе
ознакомления дошкольников с художественной литературой;
включение сказочного материала в занятия по изобразительной
деятельности детей;
использование отрывков из сказок на занятиях по познанию окружающего
мира в качестве иллюстративного материала;
включение сказочных образов и элементов сказочных сюжетов в
физкультминутки, физкультурные праздники.
Для работы со сказкой с целью воспитания нравственных качеств я использую
следующие методы работы: беседу, пересказ, сказкотерапию.
Один из используемых нами методов при работе со сказкой –
беседа. Очень
важно побуждать детей по собственной инициативе высказываться по поводу
действий различных персонажей, проявлять отзывчивость, умение пожалеть,
посочувствовать, порадоваться, вспомнить свои собственные отрицательные и
положительные поступки.
Пересказ сказки детьми позволяет изучить характер восприятия дошкольниками
героев сказок, определить, под влиянием каких сказочных ситуаций формируется
отношение ребенка к конкретному герою, каким образом передаются
дошкольником различные характеристики персонажей в различных сказочных
ситуациях.
Сказкотерапия – этот метод мы используем для интеграции личности, развития
творческих способностей, расширения сознания и совершенствования
взаимодействия с окружающим миром.
Цель народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового
народа: свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказки
воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие
свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, но
одобряет трудолюбие, смелость, верность Народные сказки внушают уверенность
в торжестве правды, победе добра над злом. Положительные герои, как правило,
наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой,
подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах
народа наивысшую ценность.
Таким образом, в заключение сказанного, можно отметить, что нравственное
воспитание по-прежнему не утратило своей актуальности. Задачи воспитания у
дошкольников духовно-нравственных чувств можно решить с помощью народных
сказок, которые предоставляют ребенку возможность в доступной ему форме
познавать окружающий мир.