Напоминание

"Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания личности дошкольника в дополнительном образовании группы кратковременного пребывания"

Автор: Коньшина Ольга Геннадьевна

Должность: педагог-психолог

Учебное заведение: МАО ДО "Сэргэ"

Населённый пункт: город Ленск Республика Саха (Якутия)

Наименование материала: статья

Тема: "Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания личности дошкольника в дополнительном образовании группы кратковременного пребывания"

Описание:

Дошкольный возраст самый чувствительный, именно в это время закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=1159

Опубликовано 21.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Коньшина Ольга Геннадьевна,

педагог - психолог» МАО ДО «Сэргэ»

МО «Ленский район» Ленский район г. Ленск
Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа. (Алексей Николаевич Толстой)
Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания личности

дошкольника в дополнительном образовании группы кратковременного

пребывания.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. В моей работе действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Дошкольный возраст самый чувствительный, именно в это время закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности. Сказка побуждает в детском сердце чувство любви, сострадания, благодарности, помогает ребенку стать добрым, благодарным, внимательным, знакомит с удивительным миром человеческих чувств, отношений, поступков, характеров, питает его душу и сердце. Так сказка превращается в чудесный источник духовного питания ребенка. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных
ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, честность. Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают. В нашем центре дополнительного образования «Сэргэ» есть группа кратковременного пребывания детей. В своей работе я использую различные формы организации работы со сказкой при работе с детьми:  использование сказочных примеров, ситуаций, образов;  организация сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игр-путешествий, занятий-праздников на материале сказок;  широкое использование произведений сказочного жанра в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой;  включение сказочного материала в занятия по изобразительной деятельности детей;  использование отрывков из сказок на занятиях по познанию окружающего мира в качестве иллюстративного материала;  включение сказочных образов и элементов сказочных сюжетов в физкультминутки, физкультурные праздники. Для работы со сказкой с целью воспитания нравственных качеств я использую следующие методы работы: беседу, пересказ, сказкотерапию. Один из используемых нами методов при работе со сказкой – беседа. Очень важно побуждать детей по собственной инициативе высказываться по поводу действий различных персонажей, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить свои собственные отрицательные и положительные поступки. Пересказ сказки детьми позволяет изучить характер восприятия дошкольниками героев сказок, определить, под влиянием каких сказочных ситуаций формируется отношение ребенка к конкретному герою, каким образом передаются дошкольником различные характеристики персонажей в различных сказочных ситуациях. Сказкотерапия – этот метод мы используем для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Цель народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа: свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, но одобряет трудолюбие, смелость, верность Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность.
Таким образом, в заключение сказанного, можно отметить, что нравственное воспитание по-прежнему не утратило своей актуальности. Задачи воспитания у дошкольников духовно-нравственных чувств можно решить с помощью народных сказок, которые предоставляют ребенку возможность в доступной ему форме познавать окружающий мир.


Яндекс.Метрика