Напоминание

"Дорого яичко ко Христову дню"

Автор: Билык Любовь Николаевна

Должность: педагог - организатор

Учебное заведение: МБОУ ДО "Центр детского творчества и методического обеспечения"

Населённый пункт: город Череповец

Наименование материала: Сценарий

Тема: "Дорого яичко ко Христову дню"

Описание:

Приобщение детей к традиционной народной культуре через театрализованное представление.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=1193

Опубликовано 23.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества и методического обеспечения »

СЦЕНАРИЙ

ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

«ДОРОГО ЯИЧКО КО ХРИСТОВУ ДНЮ»

(для детей младшего школьного возраста)

Составитель:

педагог - организатор

Билык Любовь Николаевна

г. Череповец

2015г.


Цель мероприятия:
приобщение детей к истокам народной культуры.
Задачи:
- познакомить детей со старинными названиями весенних месяцев, весенними праздниками народного календаря (Сороки, Благовещение, Пасха), их обычаями, обрядами; - познакомить детей с особенностями праздника Пасхи, её обрядами, традициями; - разучить с детьми весенние народные игры; - воспитать уважение к старинным народным традициям; - воспитать культуру общения и поведения детей.
Условия проведения:

-
продолжительность мероприятия – 1 час; - в мероприятии может принять участие 1 или 2 класса одной возрастной категории; - место проведения – актовый зал учреждения (просторное помещение);
Оборудование и оформление:
- сцена: название мероприятия; солнце; птицы; стол на котором расположены самовар; кулич; творожная пасха; корзинка с крашеными яйцами; обрядовое печенье «жаворонки»; рыба; - кулисы: качели, дети в народных костюмах; - игровая площадка: имитация русской избы – русская речь, домашняя утварь, лавки, половики,, горница с обозначенным красным углом, стол с атрибутами праздника (веточки вербы, крашеные яйца, обрядовое печенье, кулич), народный календарь; - реквизит: глиняные свистульки, деревянные лотки, яйца, кукла – Пасха с яйцами – вопросами;
Костюмы:
Хозяйки, детей, Фомы и Еремы.
Музыкально – техническое оснащение:
магнитофон, фонограмма, балалайка.
Действующие лица:
Хозяйка, дети, Фома и Ерема.
Ход сценария.
Звучит музыка, гости входят в зал, рассаживаются. Хозяйка приветствует гостей.
Хозяйка:
Мир вам, красные девицы, Добрым молодцам поклон! К нам пришли повеселиться Вы сюда со всех сторон! Поиграть, пуститься в пляс, О жизни предков послушать сказ. Смотрите, ребята вышли птиц встречать – зазывать (выходят дети, свистят в свистульки), весну, да солнышко закликать.
Дети закликают солнышко:
Солнышко-ведрышко, Выгляни в окошечко! Солнышко, покатись, Красное, нарядись! Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите, Теплу весну принесите: Нам зима надоела. Весь хлеб у нас поела
Дети исполняют песню «Ой, кулики - жавороночки».
Ой, кулики – жаворонушки, Прилетайте к нам, в одонушки. Летел кулик из-за моря, Принес кулик девять ключей, Кулик, кулик, запирай зиму, Отпирай весну, тепло летечко.
Дети:
Здравствуй, Хозяюшка! Христос Воскресе!
Хозяюшка:
Воистину Воскресе! (обмениваются яйцами). Добрый день, Гости званые и желанные! Вижу к празднику готовы, На всех на вас, смотрю, обновы: Сарафаны расписные. Да рубахи всё льняные. (Дети выкладывают на стол «жаворонков», яйца, куколок берут на руки и присаживаются)
Дети:
А мы с собой и куколок, и крашенок, и жаворонков принесли. Ведь пришли мы позабавиться, да потешиться.
Исполняется потешка: «Стуки, стуки - батоги».
Стуки, стуки – батоги, далеко ли вы пошли? До Данилова гумна, до калинова моста, А Матвей – от Дорофей, да горох молотил, На цужом гумне, на разуличье.
Хозяйка:
Как же, как же. И позабавимся, и потешимся. Но для начала, побеседуем.
Хозяйка:
В народной традиции, встреча весны приурочивалась к наиболее значимым датам церковного и земледельческого календаря, к которым относятся такие праздники, как: Сороки, Благовещение Пресвятой Богородицы и Светлая Пасха. Праздник Сороки отмечался 22 марта, в день Сорока мучеников, как он ещё назывался - в память о сорока воинах – христианах, замученных за веру во времена императора Лициния. В этот день, говорят «зима кончается, весна начинается, день с ночью меряется - равняется». По народным представлениям, весну приносили в этот день на своих крыльях 40 птиц, прилетающих с юга. Считалось, что первым из них был жаворонок или кулик: «Прилетел кулик из-за моря, принес весну из неволья». Хотя день Сорока мучеников и считался началом весны, но он, по народным приметам, все же обещал в будущем холода и заморозки: «Сорок мучеников торят дорогу сорока утренникам». Если сорок утренников проходили подряд, то это предвещало теплое лето. Чтобы не потерять счет утренникам, хозяйки пекли сорок пирожков из пресного теста, и в каждое морозное утро такой пирожок съедали или скармливали скотине. На Северо-западе пекли ещё 40 шариков («орехов») из смеси ржаной и овсяной муки и каждое утро выбрасывали их на улицу с приговором.
Дети:
А мы тоже сейчас выбросим, такой орех на улицу, так как сегодня тоже были ночью заморозки. На сцену выходят дети с овсяным печеньем - шариками и кричат: «Мороз, Красный нос! Вот тебе хлеб и овес! А теперь убирайся подобру-поздорову!» (Печенье уносят за сцену)
Хозяйка:
Март в народе прозвали «протальник». Вот что про март говорили в старину:
Дети:
Март грачевник, грачей нагнал. Налетели грачи, стали зиму толочи. Март месяц любит куролесить.
Март и снегом сеет, и солнцем греет. Мартовское солнце свой след оставит.
Хозяйка:
В народном календаре Благовещение было тоже одним из самых почитаемых праздников. По традиции, люди, как и всё сущее, должны были в этот день пребывать в полном покое: «Ни птица гнезда не вьет, а девица косы не плетет». Благовещение приходится на 7 апреля. Апрель в народе «снегогоном» прозвали.
Дети:
Да. Апрель – с водою. Апрель открывает ключи и воды. Апрель снег морит – сугроб горит. Мокрый апрель – хорошая пашня. Непостоянен обманщик апрель – на дню семь погод.
Хозяйка:
Объединяющим все весенние обычаи и обряды является образ птиц, возвращающихся на родину из теплых стран. В связи с этим хозяйки выпекали «жаворонков», так называлось обрядовое печенье. Формы жаворонков были разными. Но при всех различиях старались более тщательно вылепить головку, обозначить глазки, иногда делали хохолок – характерную примету жаворонка и т.д. И ребята выходили на улицу, забирались на крыши домов, сараев, заборы, или просто поднимались на высокие пригорки; поднимали «жаворонков» высоко (кто на палочках, кто просто в руках держал), ближе к солнцу. Песнями – закличками призывали весну, с её непременными спутницами – птицами, тем самым выражали надежды на новый обильный урожай. Позакликав, дети, сначала съедали туловище, а головку «жаворонка» приносили домой.
Дети:
А мы ведь тоже принесли жаворонков. Пусть будущий лен вырастет таким же головастым и высоким, потому что «жаворонок высоко летал», и голова у него такая большая и красивая!
Хозяйка:
Все правильно сделали. Это важно для будущего урожая. Так же важно, какая погода будет стоять в мае. Май в народе прозвали – «травень». Холода в мае не опасны и даже желательны, если они не переходят известной меры, не превращаются в губительные для молодой растительности морозы. Теплый май тоже не опасен, если он сопровождается сыростью. Дожди в мае всего нужнее и полезнее для хлебов и трав. Ну и, конечно, в мае нужно все посадить вовремя, чтобы собрать хороший урожай. А вы, ребятишки, что про май знаете?
Дети:
Май – с цветами. В мае все принарядится – там листком, тут цветком, а где и травинкой. Дождь в мае хлеба подымает. Коли в мае дождь, так и будет рожь. Майская роса – коням лучше овса. Пришел май – только успевай, да не зевай.
Хозяйк
а: Молодцы. Вот и я о том же говорю. Есть в народе такая поговорка: «Дорого яичко ко Христову дню». Так вот, как яичко крашеное дорого на Пасху, так и в мае нужно все вовремя сделать, все успеть, хорошо поработать на будущий урожай. Про яичко- то не просто так заговорила, ведь наша встреча посвящена светлому православному празднику Пасхе! Скажите, когда нынче праздновали, Светлую Пасху? (ответы детей). Правильно, в этом году 20 апреля христиане отмечали православный праздник - Светлое Христово Воскресение. В этот день, День Воскресения Христова, мы празднуем победу добра над злыми силами, над смертью. За неделю до Пасхи празднуется Вербное воскресение. С древних времен существовало поверье, что первое расцветающее дерево может дать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. На Руси целебным, наделенным особой силой деревом, считалась верба. Ведь цвести она начинает раньше других деревьев. Придя, из церкви освященной вербой взрослые шутливо стегали маленьких детишек, приговаривая: «Как вербочка растет, так и ты расти». А тех, кто постарше, стегали посильнее, но тоже не больно. При этом говорили: «Верба хлест, бьет до слез! Бьем, чтобы были здоровыми!» Считалось, что
ребенок при этом станет ласковее, заботливее, душевнее. Вставайте в кружок и поиграем в игру «Займи место».
Проводится игра «Займи место».
Дети становятся в большой круг, по считалке выбирают водящего. Все идут по кругу, а водящий идет за кругом противоходом со словами: С вербой, с вербой Иду за тобой, Коснусь вербой, Беги со мной! Хоп! Водящий слегка ударяет по спине одного из хоровода. Круг останавливается, и водящий, и тот, кого коснулась вербочка, бегут в разные стороны навстречу друг другу. Кто быстрее обежит круг и займет освободившееся место, тот встает в круг, а опоздавший становится водящим.
Хозяйка:
Вербным воскресеньем заканчивается шестая неделя поста. Скажите, а, сколько дней длится пост, и что можно, и что нельзя делать в пост? (Ответы детей). А мы сегодня покажем вам поучительную сказку В.И Белова «Под грибом». Вы смотрите внимательно, а потом скажете, чему учит эта сказка?
Дети показывают сказку В.Г. Сутеева «Под грибом»
Как-то раз застал Муравья сильный дождь. Куда прятаться? Увидел муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой. Сидит под грибом – дождь пережидает. А дождь все сильнее и сильнее. Ползет к грибу мокрая бабочка: - Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я – лететь не могу! – Куда же я пущу тебя? – говорит Муравей. - Я один тут кое- как уместился. – Ничего! В тесноте, да не в обиде. Пустил Муравей Бабочку под грибок. А дождь все сильнее идет. Бежит мимо Мышка: - Пустите меня под грибок, вода с меня ручьем течет. – Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет. – Потеснитесь немножко! Потеснились – пустили мышку под грибок. А дождь все льет и не перестает… Мимо гриба воробей скачет и плачет: - Намокли перышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать! – Тут и места нет. – Подвиньтесь, пожалуйста! – Ладно. Подвинулись – нашлось Воробью место. А тут заяц на полянку выскочил, увидел гриб. – Спрячьте, - кричит, спасите! За мной Лиса гонится!.. – Жалко Зайца, - говорит Муравей, - Давайте еще потеснимся. Только спрятали Зайца – Лиса прибежала. – Зайца не видели?.. – спрашивает. – Не видели. Подошла поближе, понюхала: Не тут ли он спрятался? – Где ему спрятаться?! Махнула Лиса хвостом и ушла. К тому времени дождик прошел – солнышко выглянуло. Вылезли все из под гриба, радуются. Муравей задумался и говорит: - Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось?! – Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! – засмеялся кто-то. Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет: Эх, вы! Гриб-то… Не досказала и ускакала. Посмотрели все на гриб и тут догадались: – Гриб-то вырос!
Хозяйка:
Да, сказка ложь, но в ней намек – добрым молодцам урок. Какой же урок преподносит нам сказка? (Ответы детей) Все верно, человек должен быть щедрым, внимательным, добрым. А если таких качеств он не имеет, то нужно этому учиться и работать над собой, и конечно благодатное время для этого – посты. В Великий пост, человек всегда работает над собой: учится быть терпимее, добрее, старается совершать только хорошие поступки, работает над своими недостатками, чтобы придти к празднику Светлой Пасхи с чистой совестью и доброй душой. Как и все православные праздники, Пасха богата обрядами и обычаями. В этот день старики расчесывали волосы с пожеланиями, чтобы у них было столько внучат, сколько волос на голове. Женщины умывались с золота, с серебра да с красного яйца в надежде разбогатеть и помолодеть.

Хозяйка:
Связан этот праздник с чудом. Христос умер и воскрес. Он уже прошел свой земной путь, оставил нам заповеди любви, дал надежду на спасение, искупил своей смертью прошлые грехи человечества. Праздник Пасхи – это праздник надежды, мира и спасения! Принято на Пасху христосоваться: обмениваются крашеным яичком, трижды целуются и говорят: «Христос воскрес! А в ответ – Воистину воскрес!» Христос дал нам жизнь, а яйцо – символ новой жизни, светлой, чистой, символ надежды. Освященному в церкви яйцу приписывались магические свойства – спасение дома от пожара, помощь скоту от болезней, сбережение урожая от града. Как вы думаете, каким образом яйцо использовалось (ответы детей)? Правильно: во время пожара нужно было яйцо, бросить в огонь, во время града бросить в поле, а когда скотинушка болела скормить яйцо ей. Кроме крашеных яиц на Пасху обязательным блюдом были творожная пасха и кулич. Хозяйки, когда пекли куличи, примечали: если кулич удался, то все в семье будут здоровы. Если же треснет кулич, то кто-то из родных может заболеть. Как всякий большой народный праздник Пасха заполнена различными играми и забавами. (Звучит музыка, выходят два парня – Фома и Ерема)
Проводится инсценирование песни «Фома и Ерема»
Вот приехали два брата Из деревни в Петербург Припев: Вот дербень, дербень. Калуга, Дербень Ладога моя! Тула, Тула, Тула я, Тула родина моя! Тула, Тула, первернула, Задним козырем пошла. Одного зовут Ерема, А другого звать Фома. Припев. Вот Ерема купил лодку, А Фома купил челнок. Припев. У Еремы лодка с дыркой, У Фомы челнок без дна. Припев. Вот Ерема стал тонуть, Фому за ноги тянуть. Припев. Вот Фома пошел на дно. А Ерема там давно. Припев.
Дети:
Чепуха, чепуха! Это просто враки! Ведь Ерёма, да Фома большие задаваки!
Фома:
Здравствуйте, мужички – землячки, Удалые молодцы!
Ерема:
Христианам, аристократам, И всем веселым ребятам, Поклон нижний! Хоть я вам не друг, и не родственник ближний Послушайте-ка меня, живо пройдет дрема. Я – умница-мужичок, пакостник Ерема. А это мой приятель Фомка – ругатель.
Фома:
Слушайте, а то не все знают,
Как у нас на гулянье ругают: «Футы-нуты, сани гнуты, Руки в боки, глаза в потолок, Вошь тебе в ухо скок!».
Ерема:
Ай, да Фома! Сам с вершок, Голова с горшок!
Фома:
А ты сам на себя посмотри: Борода лопатой, а сам горбатый! У тебя на ногах грязь! Не кланяйся, я тебе не князь!
Ерема:
А тебе поклон шлет Маша.
Фома:
Какая Маша?
Ерема:
Свинья наша.
Фома:
Дразнила, дразнила, Ерема – Еремей – полна шапка сухарей!
Ерема:
Фома вредный – голос медный!
Вместе:
Вот тебе, вот тебе (дерутся).
Ну, хватит,

Ерема:
Вот мы и вышли на публику.
Фома:
А я не ем бублики.
Ерема:
Да ты никак глухой?
Фома
: Я люблю обед с ухой!
Ерема:
Ну, брат, отдадим тебя в солдаты!
Фома:
Меня в собаки? Я шкуру потерял, брехать не умею.
Ерема:
Да не в собаки, а в солдаты. Будешь ты у нас служивый!
Фома:
Я с пружиной? А где меня нужно заводить?
Ерема:
Да нет, ничего то – ты не понимаешь!
Фома:
Как не поймаю? Кого хочешь, того и поймаю.
Ерема:
Ну, довольно, пора начинать.
Фома:
Ага, понял. Пора ночевать, давай подушку!
Ерема:
Вот тебе подушка, вот тебе две, вот тебе три! Шлеп, шлеп: по лбу тебе хлоп!
Хозяйка:
Ой, да Фома, ой, да Ерема, вон какие удальцы.
Ерема и Фома:
А мы вам добро, веселье, радость, да весеннее настроение принесли! А еще загадки!
Загадки:
4. Приходит с добром, Веет теплом, Светом солнечным красна, А зовут её …(весна). 2. Растет она вниз головою, Не летом растет, а зимою. Но солнце ее припечет – Заплачет она, пропадет (сосулька). 3. Кто два раза родился: В первый раз гладкий, Во второй раз пушистый и мягкий? (Птица) 4. Мальчишка в сером ярмячишке По дворам шныряет – крошки подбирает. По полям ночует – коноплю ворует (воробей).
Дети:
Черный, проворный, Червякам враг, кричит: «Крак!» (Грач).
Гол-гол-гол, под окном сидит…(щегол). Ца-ца-ца строим домик для…(скворца). Року-року-року, у дома видели…(сороку). Онки-онки-онки – прилетели… (жаворонки).
Хозяйка:
Да, недаром в народе говорится, что «если грач на горе, то весна на дворе». Было время петь, плясать, А теперь пора играть.
Дети:
А вы, гости не скучайте. И за нами наблюдайте, Дайте только нам начать, Затем будете сами так же играть!
Проводится игра «Дрозд»
(Дети встают парами по кругу, лицом друг к другу. Начинают все вместе проговаривать слова, одновременно выполняют соответствующие движения: показывают рукой сначала друг на друга, потом на себя, показывая хвост – на спине шевелят кистью руки, указывая на нос – дотрагиваются до носа, «сладко» – гладят животик, «гладко» – гладят голову. Ты – дрозд, я – дрозд, У тебя – хвост, у меня – хвост, У тебя – нос, у меня – нос, У тебя – сладко, у меня – сладко, У тебя – гладко, у меня – гладко, Мы дружим друг с другом! В конце игры жмут руки друг другу, или обнимаются. Внутренний круг делает переход по часовой стрелке. Игра повторяется).
Хозяйка:
А теперь не расходитесь, друг за другом становитесь, дружно за руки держитесь. Поиграем в игру «Тетера».
Проводится игра «Тетера»
(Дети, которые постарше образуют «ворота». Остальные становятся цепочкой друг за другом, и под песню проходят через «ворота». По окончанию песни «ворота» закрываются, и тот, кто попался в «ворота» становятся их продолжением). Тетёра шла – моховая шла, По каменью – по раменью, Сама прошла, всех детей провела, А самого маленького оставила. (Игра продолжается дальше).
Хозяйка:
Целую неделю, или всю Светлую седмицу народ ликовал, веселился, праздновал Воскресение Христово. В гости друг к другу ходил, песни пел, играл, хороводы водил, на качелях качался, да плясал. А нынче балалайка заиграла, И частушка зазвучала, Русская народная, Веселая, задорная!
Исполняется пляска «Четверочка
». ( Вологодская область. Тарногский р-н) Частушки 1. Заиграй-ка балалайка, Балалайка три струны. Запевайте, не зевайте, Выходите плясуны. 2. Запевай, подружка, песню, Мне не запевается: Съев картошки чугунок,
Рот не открывается. 3. Пойду плясать, Дома нечего кусать, Сухари, да корки, На ногах – опорки! 4. Все пришли, да все пришли, Да все пришли – притопали, А моева-то миленочка, Собаки слопали! 5. Церез рецьку быструю, Я мостоцик выстрою. Ходи, милый, ходи, мой, Ходи летом и зимой! 6. Говорят, что боевая, Боевая я и есть. Нынче смирные не в моде, Боевым большая честь. 7. Хорошо игрок играешь, Хорошо, да и горазд. За твою игру веселую Спасибо много раз!
Хозяйка:
Да, все-таки талантливый народ на Руси живет! Как начнет плясать – никому не устоять! Ну, а нам пришла пора, с яйцами пасхальными поиграть, детвора.
Проводятся игры с пасхальными яйцами:
- у кого дольше прокрутится яйцо, - у кого дальше скатится яйцо с лотка.
Хозяйка:
К нам в гости кукла – Пасха, аж, с прошлого года пришла. Подвыгорела немного, ведь целый год дом от несчастий хранила, берегла, а к нам с пасхальными яйцами пришла. Смотрите, к каждому яйцу записка прикреплена!? Ребята, а в записке вопросы к вам! Хочет кукла – Пасха услышать, что нового вы про праздник Пасху узнали? (Снимаются с веточки вербы пасхальные яички с прикрепленными к ним вопросами по теме. Проводится диагностика).
Хозяйка:
Мы тут пели и плясали, в игры с вами поиграли.
Дети:
Все, что сами знали – все вам рассказали. Будем дальше подрастать – будем больше узнавать!
Хозяйка:
А вы, будьте здоровы и счастливы! До новых встреч! (Звучит музыка, дети покидают зал).
Используемая литература:
1. Баранов С.Ю., Глебова А.А., Розанов Ю.В. Культура Вологодского края. Часть 1. Пособие к факультативному курсу учащихся старшего школьного возраста. – М.: Издательский дом «Истоки», 2004. 2. Дайн Г. Детский народный календарь. - Москва: Детская литература, 2001. 3. Дынько В.А. 500 народных загадок для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2013. 4. Еремина Н.В., Якубовская Е.И., Емельянова Г.В. и др. Традиционные народные праздники в общеобразовательных учреждениях: Методическое пособие – СПб.: СПбАППО, 2005. 5. Кулев А.В., Кулева С.Р. Календарные обряды и фольклор Устюженского района.- Вологда: ОНМЦ, 2004 6. Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. Москва: Правда, 1989.
7. Пашнина В.М. А у нас – перепляс! Фольклорные праздники для 1- 4 кл. – Ярославль: Академия развития, 2005. 8. Репринцева Е.А., Гороховская И.В., Ильинская И.П. и др. Энциклопедия традиционной молодежной игры Центральной России – Курск: гос.ун.-т, 2011.




Яндекс.Метрика