Напоминание

"Юные туристы – натуралисты"

Автор: Рагимова Елена Владимировна

Должность: педагог дополнительного образования

Учебное заведение: МБОУ ДОД ЦДЮТЭ

Населённый пункт: Московская область, г.Дубна

Наименование материала: Программа дополнительного образования детей

Тема: "Юные туристы – натуралисты"

Описание:

Программу "Юные туристы – натуралисты" можно отнести к естественнонаучной, (эколого-биологической),туристско – краеведческой и физкультурно-спортивной направленности, так как все эти направления раскрываются в содержании программы. Особенность программы состоит в том, что данная программа выполняет важную социальную функцию, помогая детям через активное познание окружающего мира войти в новые современные социально-экономические отношения, и, преодолевая негативные проявления, получить опыт здорового образа жизни, она дает возможность детям познакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, способствует развитию мировоззрения, ценностным ориентациям, установкам и активной деятельности по охране окружающей среды. Процесс обучения идет по спирали: возвращаясь к старым темам, ребята глубже знакомятся с историей развития туризма, современной организацией его в стране, углубляют знания правил организации самодеятельных походов, детальнее изучают вопросы топографии и ориентирования, вопросы туристского хозяйства, гигиены и медицинской помощи в походных условиях.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=1197

Опубликовано 23.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Министерство образования Московской области

Управление народного образования Администрации города Дубны Московской

области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей«Центр детского и юношеского туризма и

экскурсий города Дубны Московской области»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Юные туристы - натуралисты»
Возраст детей: 6-11лет Срок реализации программы: 2 год Составитель: Заместитель директора по УВР Рагимова Елена Владимировна Дубна 2012 год
Пояснительная записка
Утверждена приказом директора ЦДЮТЭ №___от «___»______200__г. Директор ЦДЮТЭ Н.Н.Самонова «___» ____________________ 2012 г. Рекомендовано педагогическим советом ЦДЮТЭ протокол №___от «__»______2012 г.
Данная программа предполагает организацию оздоровительно – познавательной деятельности средствами туризма. Учебно-воспитательный процесс направлен на познавательную, творческую, эмоциональную, двигательную сферу ребенка в непосредственном контакте с действительностью – окружающей природой и социальной средой. При этом адаптация организма ребенка к физическим нагрузкам планируется с учетом возраста, пола и уровня физического развития. Туризм неотделим от краеведческой, исследовательской, природоохранной работы то есть углубленного изучения во время походов истории, природы, культуры родного края — своей малой Родины. Это уникальный оздоровительный комплекс и важнейшее средство культурно-патриотического воспитания. Программа «Юные туристы-натуралисты» предназначена для объединения ЦДЮТЭ. Программу «Юные туристы – натуралисты» можно отнести к естественнонаучной, (эколого-биологической),туристско – краеведческой и физкультурно-спортивной направленности, так как все эти направления раскрываются в содержании программы. Данная программа составлена на основе двух типовых программ для системы дополнительного образования детей «Юные туристы.» М.И. Крайман ( сборник Программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Туризм и краеведение / Под редакцией Шлякова В.В.: Москва «Просвещение», 1982) и Программы для внешкольных учреждений и образовательных школ /Под редакцией М.Б Коваль. // Юные натуралисты – Москва. Просвещение, 1988. - 203 стр. Предусматривается возможность внесения изменений и дополнений с учётом специфики ЦДЮТЭ.
Программа является комплексной, модифицированной и адаптированной
к местным техническим возможностям, психолого-педагогическим особенностям возрастной группы обучающихся, опыта работы педагога, а так же, образовательной, в ней даются знания по азбуке туризма из различных образовательных областей – географии, истории, геометрии, физкультуры, анатомии. Обучающимся дают знания по направлениям: туризм, краеведение, ориентирование, природоведение, экология. В настоящее время в экологическом образовании школьников наблюдается большое разнообразие на правлений, подходов и методов. Среди них есть тра - диционные, опыт которых наработан в течение деся тилетий. Так, основные принципы работы коллективов юных натуралистов были сформулированы ещё в на- чале прошлого века известным учёным-натуралистом, одним из основателей юннатского движения, Петром Петровичем Смолиным. Первый принцип - «природ- ный компонент» - подразумевает проведение основ ной части работы в условиях естественной природы, во время выездов и экспедиций, туристических походов, туристических прогулок, походах выходного дня. Второй принцип -«исследовательский подход»: для того чтобы узнать природу и научиться общаться с ней, в ней необходи мо что-то делать. Третий принцип - «общественный момент» - подразумевает обучение и работу в соста ве различных по возрасту группы обучающихся ( туристических групп), когда «старшие» выполня ют роль инструкторов и руководителей работ для «младших» по отношению к ним. Использование трёх перечисленных подходов позволяет успешно совмещать образовательную, исследовательскую, туристско-краеведческую работу, а так же проводить оздоровительную работу. Приобщение обучающихся к учебно-исследователь ской, туристско– краеведческой, экологической (природоведческой) деятельности, в ненарушенных
природных системах является необходимым и, тем не менее, достаточно редким явлением в современном образовании. Не имея возможности общаться с природой напрямую, не присутствуя в ней хотя бы раз в неделю, городской школьник быстро перестаёт ори ентироваться в тех теоретических знаниях, которые он получает из учебной литературы. В процессе освоения программы акцентируется внимание на пропаганде здорового образа жизни, формирования устойчивого неприятия вредных привычек, ориентирование ребенка на самостоятельные физические занятия.
Особенность программы
состоит в том, что данная программа выполняет важную социальную функцию, помогая детям через активное познание окружающего мира войти в новые современные социально-экономические отношения, и, преодолевая негативные проявления, получить опыт здорового образа жизни, она дает возможность детям познакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, способствует развитию мировоззрения, ценностным ориентациям, установкам и активной деятельности по охране окружающей среды. Процесс обучения идет по спирали: возвращаясь к старым темам, ребята глубже знакомятся с историей развития туризма, современной организацией его в стране, углубляют знания правил организации самодеятельных походов, детальнее изучают вопросы топографии и ориентирования, вопросы туристского хозяйства, гигиены и медицинской помощи в походных условиях.
Актуальность программы
заключается в том, что изучение влияния человека на природу по средствам занятий туризмом начинается с ближайшего окружения обучающихся с того, что им уже хорошо знакомо, что они уже успели полюбить. Туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, что ставит его в ряд наиболее эффективных методов комплексного воспитания подрастающего поколения.
Цель и задачи программы

Цель программы
: Пробудить любознательность учащихся и желание овладеть приёмами и способами туристской техники, привить обучающимся любовь к природе, путешествиям по родному краю. Доказать важность и применимость знаний, получаемых на занятиях, привлечь детей к регулярным занятиям туризмом, краеведением и экологией. Приобретение обучающимися базовых знаний по туристической подготовке, топографии и ориентированию, краеведению и навыкам применения этих знаний на практике. Оздоровление обучающихся на занятиях в условиях природной среды.
Задачи
:
обучающие:
 Формирование знаний о видовом разнообразии и единстве живой и неживой природы, закономерности природных явлений.  Изучение основных разделов природоведения.  Изучение зависимости живого мира природы от погодных условий и регистрации наступления сезонных изменений.  Расширение и углубление знаний о практическом значении фенологических исследований и обучение основным методам проведения фенологических наблюдений.  Обучение умению выступать перед аудиторией, организовывать и проводить опытно-исследовательскую деятельность в природе.  Формирование представлений о природе как системе.  Овладение основами практических умений по изучению, оценке и
улучшению состояния окружающей среды своей местности.  Выработка организаторских навыков, умение вести себя в коллективе.  Приобретение умений и навыков в работе с картой и компасом.  Изучение начальных сведений по организационным вопросам подготовки и проведения походов, основных сведений о своём крае, элементарных понятий об ориентировании на местности.  Обучение основам топографии, гигиены туриста.  Обучение умению детей оказывать первую доврачебной помощи при заболеваниях и травмах.  Расширение и углубление знаний о основах туристической техники пешеходного туризма и навыкам походного быта.  Обучение умению самообслуживания в жизни на природе.  Ознакомление с культурно-историческими достопримечательностями родного края.  Изучение основ природоохранной деятельности.
Развивающие
 Развитие уверенности в возможности решения экологических проблем  Развитие физической силы, выносливости, ловкости.  Развитие интереса к участию в полезной и практической деятельности.  Развитие мотивации личности к познанию и творчеству.  Интеллектуальное и духовное развитие личности ребёнка.  Формирование у обучающихся навыков работы с познавательной и научной литературой, расширение знаний по географии, ботаники, экологии.
Воспитательные
 Воспитание чувства любви к природе родного края, ответственности за её сохранение  Воспитание стремления распространять эколо гические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды  Трудовое воспитание учащихся  Воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, умения общаться.  Воспитание творческого подхода к решению лютых задач.  Воспитание потребности в здоровом образе жизни.  Воспитание ответственности за свои действия, самостоятельности и дисциплинированности. Профилактика асоциального поведения.
Этапы реализации программы.
Программа рассчитана на 216 часов. Срок реализации программы 1 год. Данная программа может быть использована как следующая ступень обучения после освоения программы «Юные фенологи Дубны».
Возраст детей, участвующих в реализации образовательной программы
-7-11 лет Набор в объединение свободный, по желанию ребенка и с согласия родителей, наполняемость групп – 10-15 человек, которые комплектуются из
одновозрастных детей или погодков, где занимаются одновременно мальчики и девочки.
Психолого- педагогические особенности возрастной группы детей
В этот период в организме ребенка происходит физиологический сдвиг (резкий скачок, сопровождаемый бурным ростом тела и внутренних органов). Это в свою очередь приводит к повышению утомляемости, ранимости ребенка. Во время занятий детей нельзя торопить и подгонять, тем самым, показывая им, что они не умеют работать. Ребенок может замкнуться в себе, потерять интерес к занятиям. Ведущую роль в психическом развитии детей младшего школьного возраста играет учение. В процессе учения происходит формирование интеллектуальных и познавательных способностей; через учение в эти годы опосредствуется вся система отношений ребенка с окружающими взрослыми людьми. Параллельно с учебной деятельностью ребенок вливается в новый коллектив, включается в процесс межличностного взаимодействия со сверстниками и педагогом. Младшие школьники активно овладевают навыками общения. В этот период происходит установление дружеских контактов, приобретение навыков взаимодействия со сверстниками. Дети в основном спокойны, они доверчиво и открыто относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от них помощи и поддержки. Программа «Туристы-натуралисты» разработана с учётом возрастных особенностей психического развития детей, что позволяет создавать оптимальные условия для раскрытия их способностей и избирать наиболее действенные средства воздействия.
Режим занятий
Занятия объединения проводятся согласно расписанию. Программы каждого года занятий кружка рассчитаны на 216 учебных часов, включая беседы по теории, практические занятия в помещении и на местности (в том числе, подготовку походов и подведение их итогов), а также проведение учебно-тренировочных походов, проведение опытов и исследовательской работы обучающихся, зачетные походы. Занятия проводятся в соответствии с расписанием 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия 35-45 минут. Перерыв между занятиями 10 -15минут. Продолжительность одного теоретического занятия - 2 часа . Продолжительность практического занятия 4 часа. Практические занятия могут объединяется с теоритическими (2 часа теоретических занятий и 2 часа практических занятий. В среднем один раз в месяц организуются экскурсии, практические занятия на местности (тренировки), учебные походы на 1—2 дня, участие в соревнованиях, слетах, конференциях и т.д.. Кроме того, занятия могут проходить с полным составом, по группам 5-7 человек (работа штаба, редколлегии отчета о походе и т. п.) и индивидуально 2-4 человека (работа с докладчиками, фотографом и т. п.) в зависимости от поставленных целей занятия. Занятия с одной подгруппой обучающихся может быть 45 минут.
Формы и методы организации занятий

Теоритические занятия
проводятся в форме бесед, лекций, просмотров учебно-познавательных фильмов, дидактических игр, презентаций, работа со справочными материалами и картами, подготовки к различным конкурсам,
подготовка докладов. Руководитель объединения может поручать обучающимся самостоятельную подготовку отдельных сообщений, докладов, проведение и описание опытнической деятельности по тематике работы объединения. Темы занятия могут сочетаться, группироваться из других разделов программы.

Планирование тематики теоретических занятий руководитель объединения делает по своему усмотрению.
Занятия
включают самостоятельную работу по применению приобретённых знаний (творче ские задания в экологической тетради, карточки по вы бору); коллективное моделирование экологических ситуаций;
Индивидуальные занятия
включают консультатив ную, проектную работу, а также самостоятельную работу с литературой.
Экскурсионные занятия
включают полевую работу на природе и в походах и работу с музейными экспозициями (гербарии и др.).
Занятия с подгруппой
обучающихся включает проведение опытнической деятельности по природоведению, подготовку к предстоящим мероприятиям, составление отчётов по мероприятиям, обучение детей туристским навыкам.

Руководитель вправе изменить количество часов отводимых на тему обучения, а также менять тему занятия в зависимости от поставленных на данный период работы целей и задач. В тёплое время года. если позволяет погода часть занятий может выноситься на улицу. Высока роль игры в занятиях и тренировках на местности. В объединение приходят ребята с различной подготовленностью к занятиям туризмом, поэтому во главу учебно-воспитательного процесса ставятся принципы дифференциации, индивидуализации и преемственности.
Практические занятия
. Форма практических занятий – учебное занятие по решению практических задач, наполненных конкретным туристическо – прикладным, природоведческим, эколого- краеведческим содержанием, учебное занятие на учебно-тренировочной площадке ( пришкольный участок, поляна), учебно-зачётное соревнование ( мероприятие), туристская прогулка, экскурсия, учебный поход, оздоровительный поход, поход выходного дня, туристский слёт или фестиваль. В период каникул практические навыки отрабатываются в многодневных походах.
Практические занятия
проводятся на местности и в помещении, а так же в форме экскурсий, познавательных поездок, эстафет, , соревнований, фестивалей, праздников, вечеров, а также в форме занятий совместно с другими объединениями ( с целью лучшей социальной адаптации детей). Воспитанники также принимают участие в учебно-исследовательских и научно-практических конференциях, экологических турнирах и викторинах.
Организационные формы однодневных походов:

туристская прогулка
- непродолжительный по времени (1-4 ч, групповой выход с активными способами передвижения по территории населенного пункта или в его окрестностях с цел, отдыха и познания; -
туристский поход или

мини-поход
— прохождение группой учащихся по определённому маршруту, используя активную форму передвижения с целью познания, физического развития. Выполнение общественно-полезной и краеведческой, экологической, природоведческой работы в пути, отработка прикладных навыков, (до 8 часов);
-
туристская экскурсия
— групповое посещение одного или нескольких экскурсионных объектов (географических, исторических, архитектурных, народно- хозяйственных, краеведческих, природных) в учебно-познавательных и воспитательных целях (продолжительность до 8 часов). Туристическая экскурсия может проходить как в черте города, так за его пределами. Участие в соревнованиях является и отслеживанием результатов, и материалом для анализа по проведению дальнейшей туристической деятельности. Зачетные и тренировочные походы проводятся вокруг населенного пункта, с выполнением краеведческих заданий. Это способствует получению положительного результата в выполнении всей программы. Планирование походов осуществляется по принципу «от простого к сложному».
Методические рекомендации по планированию и проведению занятий с

обучающимися
. Содержание программ построено в форме своеобразного «образовательного маршрута» – путешествия в окружающую среду с элементами ее познания. «Образовательный маршрут» предполагает реализацию принципов дифференциации и личностно-ориентированной деятельности при соответствующей уровню подготовленности детей педагогической поддержке. Примерная учебная программа каждого года занятий рассчитана на 216 часов, с сентября по май включительно. Педагог имеет возможность с учетом местных традиций и личностных творческих особенностей, исходя из времени года и погодно-климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы, устанавливать продолжительность занятий, которая не должна превышать двух академических часов в помещении и четырех часов на местности. В каникулярное время педагог, как правило, может увеличивать количество и продолжительность занятий при условии организации активной оздоровительно- познавательной деятельности занимающихся на свежем воздухе в природной среде. Каждая тема занятий должна предполагать как организацию активной оздоровительно-спортивной (физические упражнения; подвижные игры; мини- соревнования; состязания в помещении и на природе; туристские и оздоровительные прогулки), так и познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседы; рисование природных объектов; коллективное чтение и обсуждение художественных произведений о природе и путешественниках; просмотр мультфильмов, сказок и видеосюжетов; изготовление детьми поделок из природных материалов; экскурсии).
Практические занятия и учебно-тренировочные походы
надо строить так, чтобы ребята научились все делать самостоятельно. Очень важно, чтобы они привыкли быстро, дружно, толково работать на биваке и на препятствиях, не прятались бы за спины товарищей.
Теоритические и практические занятия
проводятся с привлечением наглядных материалов, использованием новых методик. В период осенних, зимних, весенних каникул обучающиеся активно участвуют в туристско- краеведческих и спортивно – оздоровительных мероприятиях . Занятия по ряду отдельных тем программы (в первую очередь по краеведческому и природоведческому разделах) полезно проводить в форме докладов (рефератов), составленных кружковцами самостоятельно. Руководитель, конечно, должен помочь докладчикам в подготовке этих выступлений, а затем и дополнить их после прочтения на кружке. Хорошие результаты может дать и
привлечение к занятиям по отдельным темам или даже разделам краеведов, медиков, топографов и т. п. При составлении учебного календарного плана следует предусматривать на отдельных занятиях чередование теоретических бесед по темам из разных разделов программы. Разделы тематического плана вовсе не обязательно изучать в той строгой последовательности, как они изложены. Кроме того, на вторую половину каждого занятия следует планировать практическую работу (упражнения, тренировки, организационные дела по подготовке к предстоящим походам). Надо добиваться, чтобы практические занятия были всегда тесно увязаны с прохождением теории каждого раздела программы, чтобы собственный опыт практических действий ребят дополнял и закреплял рассказ руководителя. Хорошо, если в объединении заведен альбом «Летопись туристской группы» или на стене в помещении, где постоянно собирается кружок, оборудован специальный «Уголок объединения….». Нередко руководители для воспитания коллектива кружка проводят конкурсы на лучшее название туристской группы, ее эмблему, устав (или законы). Все это способствует созданию дружного, сплоченного коллектива. Следует добиваться, чтобы каждый обучающийся имел тетрадь для занятий и походный блокнот и аккуратно вел записи в них.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки

Обучающиеся должны знать и уметь:
 правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;  условия жизни животных в естественных условиях, уголке живой природы и животных, вошедших в красную книгу;  окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие цветочно-декоративных растений, занесенных в красную книгу;  существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;  технологию изготовления поделок из природного материала.  правила ТБ в кружке.  общаться с природой;  видеть и понимать красоту живой природы;  воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;  проводить самостоятельно наблюдения в природе и вести дневник наблюдений;  распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;  сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;  самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;  составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре, истории и великих людях, о достопримечательностях малой Родины;  оказывать первую помощь при обморожении, ожогах, солнечном ударе, ушибах и ссадинах;  принимать правильные решения в экстремальных ситуациях (пожаре, бедствии и т.д.).  Приобрести навыки самообслуживания на природе;
 Понимать простейший план местности  Знать условные знаки.  Рисовать план класса и своей комнаты, пришкольного участка:  Участвовать в соревнованиях по ориентированию  Обрабатывать раны н накладывать простейшие повязки  Уметь транспортировать пострадавшего в несложных случаях ( на руках)  Наблюдать за объектами растительного и животного мира в своём ближайшем окружении  Участвовать в экологических акциях  Преодолевать простейшие естественные препятствия ( завалы, лесные массивы) и простые водные преграды( ручьи, канавы)  Развитие силы и выносливости o По итогам года обучающиеся могут совершить однодневный зачётный поход в соответствии с возрастными нормативами и индивидуальными особенностями
Итогом воспитательной работы по программе является степень

сформированности качеств личности:
 любовь к людям и природе;  ответственное отношение к окружающей среде;  доброжелательность к живым существам;  стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;  доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;  стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Результативность:
Результативность полученных знаний определяется при выполнении практических и исследовательских работ определенного уровня сложности по темам программы.
Учебные результаты:
Текущие результаты обучения отслеживаются по следующим направлениям: 1. Усвоение теоретической части программы; 2. Наработка практических навыков и умений;
3. Эколого-просветительская деятельность; 4. Исследовательская работа. Отслеживание ведется формами: собеседование, анкетирование, тестирование, наблюдение, индивидуальная и групповая работа. Итоговые занятия. Участие обучающихся в зачётных массовых и других мероприятиях: проведение экспериментов и наблюдений в природе, участие в практических и исследовательских делах, экологических конференциях, конкурсах, ведение летописи своего объединения, ведение дневника наблюдений, изготовление стенгазеты, изготовление пособий и макетов, размещение фотоальбомов на интернет сайте. Участие в проведении и участии праздников, викторин, конкурсов, соревнований, фестивалей, туристических слётах, походах, экскурсиях.
Воспитательные и развивающие результаты отслеживаются по параметрам:
 приобретение практических навыков поведения в природе и в том числе на туристической тропе;  активная жизненная позиция детей;  экологическая грамотность, ответственность за свои действия;  разумное отношение к своему здоровью;  сформированность потребности заниматься природоохранными мероприятиями;
Учебно- тематический план:
№ п/п Тема Всего часов В том числе Теоретическ ие занятия Практически е занятия 1 Вводное занятие 2 2 2
Азбука туристско-бытовых навыков

юного туриста-натуралиста
24 8 16 3 Азбука топографии 18 6 12 4 Туристское и экскурсионное ориентирование 5 Личная гигиена и первая доврачебная помощь . 12 4 8 6 Основы краеведения 28 8 20 7


Природное наследие
8 Итоговое занятие 6 2 4 Итого 216 72 144

Содержание дополнительной образовательной программы

1.1 Вводное знанятие .Оздоровительная роль туризма.
Значение туризма (прогулок и экскурсий) и краеведения для оздоровления организма человека, познания окружающего мира и самого себя. Польза чистого воздуха парков, лесов и полей для организма человека. Укрепление костно- мышечной системы, сердца, легких и других органов человека при активном передвижении на прогулкахи экскурсиях.
Практические занятия
Знакомство детей с помещениями {учебным классом, спортивным залом) и сооружениями (туристско-спортивной площадкой, учебным полигоном), где будут проходить учебные занятия и оздоровительные тренировки.
1.2.Правила поведения юных туристов
Правила поведения в учебном классе, спортивном зале, на учебно- тренировочном полигоне, в парке (лесу). Порядок хранения снаряжения, оборудования, инвентаря и материалов. Правила поведения юных туристов на экскурсиях и туристских прогулках. Правила поведения участников спортивно-туристских состязаний, соревнований и игр. Права и обязанности участников спортивно-туристских состязаний, соревнований и игр. Командир туристской группы, его права и обязанности, взаимоотношения с участниками туристских соревнований. История и традиции выполнения юными туристами общественно полезных дел. Просмотр фрагментов видеофильмов о выполнении общественно полезных дел: по охране природы, заботе о птицах и животных и пр. Охрана природной среды (зеленой зоны) вокруг школы, дома и на улице и в своем микрорайоне (населенном пункте). Знакомство с кодексом чести юного туриста. Девизы юных туристов: «В здоровом теле - здоровый дух», «Чистота - залог здоровья». Юные туристы - хорошие товарищи и коллективисты. Подготовка к туристским прогулкам, экскурсиям; к спортивно-оздоровительным состязаниям, играм и соревнованиям. Подготовка, организация и выполнение порученного объединению (звену, группе) задания по ходу экскурсии или туристской прогулки.
Практические занятия
Прогулка в парк (в лес) с целью закрепления знаний о правилах поведения в природе и выработки навыков наблюдательности. Прогулка по микрорайону школы. Оформление впечатления о прогулках под руководством педагога (родителей) в рисунках, поделках и др.
2. Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста-натуралиста

2.1. Основы безопасности в природной среде
Правила поведения и соблюдение тишины во время туристской прогулки, экскурсии в парк (лес). Правила поведения юных туристов во время различных природных явлений (снегопада, гололеда, грозы, ливня, тумана и пр.). Правила поведения в парке (лесу) при обнаружении задымления или очага возгорания. Правила безопасности при встрече в природной (городской) среде с представителями животного мира (в том числе домашними животными). Необходимость выполнения требований руководителя туристской (экскурсионной) группы. Взаимопомощь в туристской группе. 2.2.
Основы безопасности дома и в школе
Правила поведения в учебных и досуговых учреждениях, музеях. Правила обращения с колюще-режущими предметами, электроприборами, предметами бытовой химии и медикаментами. Пожарная безопасность и правила поведения в чрезвычайных (аварийных) ситуациях. Телефоны аварийных служб.
Практические занятия
Игры на темы: «Что делать в случае ... (задымления, обнаружения очагов возгорания, запаха газа, посторонних предметов и пр.)?», «Действия в
чрезвычайной ситуации во время экскурсии, на туристской прогулке», «Правила перехода улицы».
2.3. Личное снаряжение и уход за ним
Личное снаряжение юного туриста для туристской прогулки, экскурсии: рюкзачок, обувь, одежда (белье, спортивный костюм, куртка, брюки, ветровка, головной убор и пр.); личная посуда; средства личной гигиены. Требования к упаковке продуктов для перекуса. Укладка рюкзачка, соблюдение гигиенических требований. Подбор личного снаряжения в соответствии с сезонными и погодными условиями. Уход за личным снаряжением.
Практические занятия
Игра «Собери рюкзачок к туристской прогулке». Сбор группы и прогулка по микрорайону (окрестностям школы) в межсезонье для проверки умений готовиться к туристским мероприятиям.
2.4. Питьевой режим на туристской прогулке
Питьевой режим во время туристской прогулки, экскурсии. Необходимый запас воды для питья и правила его транспортировки во время туристской прогулки.
Практические занятия
Соблюдение правил гигиены при заборе воды для питья во время туристской прогулки (экскурсии), Рациональное расходование воды во время туристской прогулки (экскурсии). Формирование силы воли и выносливости, соблюдение питьевого режима во время туристской прогулки (тренировки).
2.5. Групповое снаряжение и
уход за
ним
Требования к групповому снаряжению и правила ухода за ним. Палатки и тенты, их виды и назначение. Устройство палаток и правила ухода за ними. Стойки и колышки для палатки. Кухонное и костровое снаряжение: котелки (каны), таганок, саперная лопатка, рукавицы, кухонная клеенка, половники, ножи, упаковка для продуктов питания. Снаряжение для наблюдений за природой и выполнения простейших краеведческих заданий. Маршрутные документы и схемы (карты) для туристской прогулки (экскурсии). Завхоз туристской группы и его обязанности на туристской прогулке.
Практические занятия
Упаковка и распределение между участниками группового снаряжения для туристской прогулки. Овладение навыками пользования групповым снаряжением и применения его во время туристской прогулки.
2.6. Индивидуальный и групповой ремонтный набор
Состав ремонтного набора (иголки, нитки, булавки, набор пуговиц, набор заплаток, запасные шнурки, клей и пр.). Назначение предметов ремонтного набора и правила пользования ими. Обязанности ремонтного мастера группы. Ремонт личного и группового снаряжения.
Практические занятия
Игра-состязание «Ремонт личного снаряжения» (способы штопки, наложения заплат, заклеивания дыр, пришивания пуговиц и пр.).
2.7. Организация биваков и охрана природы
Бивак на туристской прогулке. Охрана природы при организации привалов и биваков. Требования к бивакам (наличие дров и источника питьевой воды, безопасность, эстетичность). Устройство и оборудование бивака (места для установки палаток, приготовления и приема пищи, отдыха, умывания, забора воды и мытья посуды, туалеты). Выбор места на площадке (поляне) для установки палатки. Требования к месту для установки палатки на поляне (биваке). Установка палатки, тента для палатки или тента для отдыха группы.
Практические занятия
Планирование места организации бивака по плану (спорткарте) местности. Планирование и организация бивака на местности во время туристской прогулки. Организация бивачных работ. Проверка комплектации палатки и ее целостности перед выходом на прогулку. Упаковка палатки для транспортировки. Овладение навыками установки, снятия и упаковки палатки (на пришкольной площадке или в парке), 2.8. Туристская группа на прогулке (экскурсии). Строй туристской группы. Направляющий, замыкающий в туристской группе. Организация привалов во время прогулки
(экскурсии). Ритм и темп движения туристской группы во время прогулки (экскурсии). Правила перехода дорог, улиц. Взаимопомощь в туристской группе. Привалы промежуточный, обеденный. Распорядок дня юного туриста во время экскурсии и на прогулке. Охрана природы на туристской прогулке или во время экскурсии.
Практические занятия
Построение в походную колонну, отработка движения группы. Работа направляющего и замыкающего. Туристская прогулка (экскурсия). 3. Азбука топографии
3.1. Мой дом, моя школа, школьный двор
Планировка дома (квартиры), школы и школьного двора; назначение и расположение различных комнат, кабинетов в здании школы и сооружений школьного двора.
Практические занятия
Экскурсия по зданию школы, кабинетам и другим помещениям. Экскурсия на школьный двор и пришкольный участок (назначение различных построек и объектов).
3.2. План местности
История развития способов изображения земной поверхности и их значение для человечества. Рисунок и простейший план местности (школьного двора, двора своего дома или своей улицы). Изображение местности (школьного двора) на рисунке, фотографии, схеме или плане.
Практические занятия
Рисовка плана стола (парты), класса, своей комнаты. Знакомство с планом расположения школы, школьного двора, двора своего дома или своей улицы. Измерение расстояний (шагами и парами шагов) на школьном дворе, в парке. Освоение навыков чтения и движение по схеме (плану) школы или школьного двора. Обсуждение историй из книг и мультфильмов, где герои использовали планы местности или рисунки в различных целях (поиск кладов, путешествия, постройка жилища для друзей).
3.3. Условные знаки
Способы изображения на рисунках, схемах и планах водных объектов, ис - кусственных сооружений, растительности и пр. Простейшие условные знаки. Знакомство с изображением местности, школьного двора (ближайшего парка, леса). Роль топографа в туристской группе. Легенда туристского маршрута.
Практические занятия
Рисовка условных знаков. Кроссворды по условным знакам. Рисовка условными знаками поляны, лагеря группы на туристской прогулке, экскурсии. Овладение навыками чтения легенды маршрута во время туристской прогулки. Составление легенды движения группы условными знаками.
4. Туристское и экскурсионное ориентирование

4.1.Ориентирование по сторонам горизонта
Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование по сторонам горизонта. Определение сторон горизонта по объектам растительного и животного мира, по местным признакам.
Практические занятия
Выработка навыков определения сторон горизонта по солнцу, объектам растительного и животного мира, по местным признакам в условиях парка (леса) или пришкольного участка.
4.2.0риентирование на местности
Ориентирование в лесу, у реки, в поле. Способы ориентирования на местности. Линейные ориентиры (дорожки, тропы, линии электропередачи и др.), точечные ориентиры и объекты. Рельеф. Ориентирование по звездному небу, солнцу. Измерение расстояний на местности: временем движения, парами шагов и пр. Ориентирование по описанию (легенде). Разведчик туристской группы, его обязанности и действия на туристской прогулке (экскурсии).
Практические занятия
Ориентирование с использованием легенды в школе, парке, микрорайоне школы. Ориентирование в парке по дорожно-тропиночной сети.
4.3.Виды туристского ориентирования

Знакомство с основами правил соревнований по туристскому ориентированию. Виды туристского ориентирования и их особенности. Права и обязанности участников соревнований. Номер участника и его крепление. Упаковка и обеспечение сохранности карты (схемы).Основные правила, технические приемы и условия соревнований туристского ориентирования на маркированной трассе. Способы маркировки дистанции. Оборудование КП: призма, компостер, карандаш. Способы отметки на КП компостерные и карандашные.
Практические занятия
Движение по плану (схеме). Прохождение дистанции «Маркированный маршрут» совместно с педагогом. Обучение навыкам отметки на КП компостером в карточке участника. Игра- состязание на местности (школьный двор, стадион) «Отметься на КП».
4.4. Экскурсионное ориентирование
Экскурсионные объекты; памятники истории, архитектуры, искусства, природы и т. п. в микрорайоне школы, на своей улице (населенном пункте). Выявление и нанесение на бумажную основу (план микрорайона школы, улицы, двора) различных памятников и других интересных объектов.
Практические занятия
Чтение' легенды. Движение по легенде в микрорайоне школы, по улице с отслеживанием указанных в легенде объектов, расстояний и направлений. Работа туристской группы при движении по легенде на экскурсии. Прохождение дистанции под руководством педагога.
5. Личная гигиена и первая доврачебная помощь

5.1. Личная гигиена юного туриста
Правила соблюдения личной гигиены на туристских прогулках, при организации перекусов. Личная гигиена юного туриста при занятиях физическими упражнениями и оздоровительно-познавательным туризмом. Зарядка. Утренний и вечерний туалет. Закаливание организма, необходимость принятия душа после выполнения физических упражнений. Соблюдение гигиенических требований личного снаряжения. Обязанности санитара туристской группы.
Практические занятия
Выполнение правил личной гигиены на привале, при организации перекуса. Работа санитара туристской группы. Обсуждение правил личной гигиены организацией чаепития.
5.2.Походный травматизм и возможные заболевания
Соблюдение гигиенических требований в походе. Профилактика заболеваний и травматизма. Порезы, ссадины, ушибы, мозоли. Причины, характеристика травм. Необходимая помощь, Способы обработки. Профилактика и защита глаз от попадания посторонних предметов, химических жидкостей, газов. Необходимая помощь.Причины ожогов и обморожений. Профилактика обморожений и защита организма от мороза. Признаки и виды ожогов и обморожений. Профилактика пищевых отравлений. Признаки отравления. Оказание первой помощи при тошноте, рвоте. Причины теплового и солнечного удара. Признаки заболевания. Необходимая помощь.
5.3.Обработка ран, ссадин и наложение простейших повязок
Правила и способы обработки ран, ссадин. Правила наложения повязок, материалы для обработки ран и наложения повязок.
Практические занятия
Игра «Айболит» (первая доврачебная помощь, правила обработки ран и наложения повязок).
5.4.Индивидуальная и групповая медицинская аптечка
Состав медицинской аптечки (индивидуальной и групповой) для туристской прогулки. Назначение медикаментов, их упаковка
и
требования к хранению, определение срока годности для использования. Обязанности санитара группы.
Практические занятия
Упаковка и маркировка аптечки для туристской прогулки (экскурсии). Проверка
ее
комплектности, срока годности медикаментов, их упаковки.

5.5.Способы транспортировки пострадавшего
Организация транспортировки пострадавшего при несложных травмах. Простейшие средства для транспортировки пострадавшего в условиях туристской прогулки (похода, экскурсии). Способы транспортировки пострадавшего на руках. Взаимопомощь в туристской группе при транспортировке пострадавшего.
Практические занятия
Изготовление транспортных средств из курток, штормовок. Транспортировка условно пострадавшего на слабо пересеченном рельефе на руках, простейших транспортных средствах.
6. Основы краеведения
Изучение достопримечательностей нашего города, края. Знакомство с музеями и другими объектами города.
7.Природное наследие

7.1 Растения и животные родного края
, микрорайона, парка. Сезонные изменения в жизни фауны и флоры школьного двора, микрорайона школы. Фауна и флора леса, луга, берега реки. 7.2
Мир леса. .
Значение леса и его охрана. Травянистые растения леса. Съедобные ягоды и грибы, знакомство с примерными правилами сбора грибов и ягод. Лекарственные растения леса. Разнообразие травянистых растений луга. Природные материалы для изготовления поделок, сувениров, картин и пр. Необычные (причудливые) формы рельефа, растений. Голоса птиц, своего двора, парка (ближайшего леса), следы их жизнедеятельности в природе. Оказание помощи братьям меньшим (изготовление и установка кормушек для подкормки зимующих птиц). Методы сбора природного материала. Правила поведения на природе и наблюдения за ней во время экскурсии. Подведение итогов экскурсии. Краеведческие задания юных туристов-натуралистов и их выполнение на экскурсии. Краеведческие должности (роли) юных туристов-натуралистов на экскурсии, во время туристской прогулки: метеоролог, ботаник, зоолог, орнитолог, географ, эколог и т. д..
7.3 Сорные растения
. Наиболее распространённые сорные растения и распознование их по внешнему виду. Способы размножения сорняков. Вред причиняесый культурным растениям. Меры борьбы с сорняками. Практическая работа. Наблюдение за ростом сорных растений . Сбор образцов сорных растений для гербария.
7.4.Осень в природе.
Сезонные явления в природе осенью. Знакомство с распространёнными деревьями, кустарниками. Подготовка растений к зиме. Окраска листье.Наиболее распространённые животные лесов, парков, лугов, водоёмов. Подготовка животных к зиме. Охраняемые виды животных и растений.
Практическая работа.
Сбор листьев для определения кустарников и деревьев и составления коллекций. Сбор семян и листьев деревьев, кустарников, травянистых растений в учебных целях. Экскурсии в природу.
7.5. Природа зимой.
Сезонные явления в зимнее время. Значение снежного покрова для растений и животных. Свойства снега, льда, строение отдельных снежинок. Распознавание деревьев и кустарников в безлиственном состоянии. Жизнь животных зимой, их следы на снегу. Охрана природы зимой.
Практическая работа
. Сбор веток, наблюдения за шишками, объеденными белками, дятлами, клестами, за погрызами коры. Определение толщины снежного покрова на открытых пространствах и в местах, защищённых деревьями и кустарниками. Ведение записей в календаре наблюдений. Опыты со снегом и льдом. Наблюдения за распусканием почек на ветвях деревьев и кустарников, поставленных в воду после экскурсии.. Зимующие птицы. Наблюдения за птицами
в природе. Подгормка зимующих птиц. Сбор материала о птицах по литературным и справочным источникам. Оформление альбома «Наши зимующие птицы».
7.6. Весна в природе.
Признаки наступления весны. Изменения внешнего вида растений. Изменения поведения животных с наступлением весны, появление насекомых. Наблюдения за погодными изменениями в природе, распусканием раннецветущих травянистых растений, бабочек, комаров, мух, муравьёв, майских жуков. Охрана и привлечение птиц. Польза птиц и необходимость их охраны. Первые перелётные птицы.
Практические занятия
. Наблюдение за состоянием погоды, изменением внешнего вида растений и поведения животных..Ведение дневников наблюдений, впечатлений (совместно с педагогом или родителями). Наблюдения за изменениями длительности дня и ночи по сравнению с другими временами года, сравнение количества ясных, пасмурных, дождливых дней за месяц. Рисование зимнего двора, парка (леса). Выполнение аппликации «Осенняя сказка» и т. п. Выполнение рисунка о том, что увидели в своем дворе, во время туристской прогулки или экскурсии. Рассказ занимающихся о наиболее ярких впечатлениях от посещения музея, выставки. Работа в уголке природы
Занятия на местности
. Экскурсии в парк (лес). Работа с природным материалом. Выполнение краеведческих заданий (сбор листвы различных пород деревьев, поиск и сбор отпечатков (рисунков) следов животных и птиц, сбор растений для гербариев и пр.).
Экскурсия
в природоведческий или зоологический музей (на выставку). Соблюдение правил поведения и культуры общения в культурно- зрелищных учреждениях. Формирование умения слушать экскурсовода, правильно осматривать экспонаты, помнить цель экскурсии – узнать и увидеть что-то новое, интересное; умения знатоков-краеведов не бояться задавать возникающие в ходе экскурсии вопросы.
8. Итоговое занятие.

Зачетный летний поход (вне сетки часов)
Движение группы по маршруту протяженностью до 4-5 км с использованием плана местности (легенды) или спорткарты. Организация лагеря туристской группы, бивака совместно с родителями. Участие в заготовке дров и сборе хвороста. Посильное участие в приготовлении пищи на костре (совместно с родителями). Сервировка дежурными туристского походного стола. Соблюдение правил и требований гигиены. Туристские и другие игры и состязания («Спортивная семья» и пр.). Конкурс знатоков растений на поляне привала. Операции «Помоги братьям меньшим» и «Помоги природе» (очистка ближайших окрестностей от бытового мусора) и др.
Методическое обеспечение дополнительной

образовательной программы

Дидактические материалы и техническое оснащение занятий.
1. Фотографии памятных мест города 2. Фотографии строительства Московского моря и канала 3. Карта Дубны 4. Рисунки с внутренним устройством дома. Изображения мебели. 5. Рисунки старинных домов. Части дома. Типы домов. 6. Образцы дохристианской письменности, таблица с древнерусским алфавитом. 7. Рабочая тетрадь юного ориентировщика. Колесникова А.В. – М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002 8. Азимут №1, 2002. Условные знаки. Символы легенд КП. – ФСО России 9. Комплект условных знаков для спортивных карт.
10. Учебные плакаты по спортивному ориентированию. 11. Игры по спортивному ориентированию. Синицкая Т.И. – Дубна: ЦДЮТиЭВ, 2000-2005 12. Ориентирование. Игра-лото. Разинков А.П. – Дубна, ЦДЮТиЭВ 13. Карты для спортивного ориентирования. Полигоны Дубны, другие районы соревнований. 14. Спортивные жидкостные компаса. 15. Комплект условных знаков топографических карт. 16. Карты топографические учебные. 17. Куликов В.М. Знатоки идут по фото следу. Настольная топографическая игра. – М.: ЦДЮТиК МО РФ 18. Остров сокровищ. Топографическая игра. Седых Н.Н. – Дубна: ЦДЮТиЭВ, 1998 19. Учебные плакаты по туризму. 20. Контрольные тесты по туризму. – Дубна: ЦДЮТиЭВ, 2000-2005 21. Образцы туристских узлов. 22. Макеты костров. 23. Лучшие песни нашего века. Аудиодиски. Выпуски 1, 2, 3. 24. Голоса птиц. Аудиодиск. 25. Певчие птицы России. Энциклопедия на компьютере. 26. Полевые определитель птиц, растений, насекомых и др. 27. Перелётные птицы. Дидактический материал, игра-лото. Вохринцева С.В., 2002 28. Деревья и листья. Дидактический материал, игра-лото. Вохринцева С.В., 2002 29. Игры ко Дню птиц. Седых Н.Н., Синицкая Т.И. – Дубна: ЦДЮТиЭВ, 2000-2005 30. Притяженье Дубны. Документальный видеофильм. – Телеканал «Дубна» 31. Оборудование для проведения тренировок и соревнований по ориентированию: призмы для контрольных пунктов, компостеры для отметки, лента маркировочная, секундомеры, рулетка, карты спортивные и др. 32. Снаряжение для проведения пешеходных и водных походов: палатки туристские, байдарки, спасательные жилеты, тенты хозяйственные, пила двуручная в чехле, топор в чехле, таганок костровой, котлы, кухонные принадлежности, лопата сапёрная, ремонтный набор, аптечка медицинская и др. Личное туристское снаряжение учащихся: рюкзак, спальный мешок, коврик туристский
Средства необходимые для реализации программы

Учебно- методические
: книги, журналы, раздаточный материал, дневники наблюдений.
Материально – техническое обеспечение:
оборудование для опытно- исследовательской деятельности. Помещение для занятий.
Список литературы для педагогов.

А) Туризм и краеведение.
1. Бардин К.В. Азбука туризма. М., Просвещение, 1973. 2. Голов В.П. Изучение рельефа в курсе географии. М., Просвещение, 1973. 3. Клименко А.И. Карта и компас — мои друзья. М., Детская литература, 1975. 4. Куприн А.М. Занимательно об ориентировании. Изд-во ДОСААФ, 1972. 5. Лесогор Н.А., Толстой Л.А., Толстая В.В. Питание туристов в походе. М., Пищевая промышленность, 1980.
6. Примерное содержание воспитания школьников. Рекомендации по организации системы воспитательной работы общеобразовательной школы. Под ред. доктора педагогических наук, профессора И.С. Марьенко. М., Просвещение, 1980. 7. Штюрмер Ю. А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. М., Физкультура и спорт, 1972. 8. Бардин К.В. Азбука туризма. –М. Просвещение.1982г 9. Волович. Как выжить в экстремальной ситуации.- Москва. Знание.1990г. 10. Усыскин Г.С. В классе, в парке, в лесу. М. ЦДЮТОР,1996. 11. Фесенко Б.И. Книга молодого ориентировщика. М.:ЦДЮТур.1997 12. Берман А.Е. Юный Турист. М. Физкультура и спорт,1977. 13. Введение в экологию. Город Дубна-история и экология. Дубна-2001 14. Штюрмер А.Ю. Краткий справочник туриста. Профиздат. 1985 15. Спортивное ориентирование. Правила соревнований. М.: Физкультура и спорт,1983. 16. ВарламовВ.Г. Основы безопасности в пешем походе. Москва. ЦРИБ «Турист», 1983г. 17. Лысогор.и др. Питание туристов в походе. М. "Пищевая промышленность" 1980. 18. В.В. Юденич. Первая помощь при трамвах. М. Медицина. 1979г 19. Б.И. Огородников. Туризм и спортивное ориентирование М. Физкультура и спорт,1983 20. Верба И.А. и др. Туризм в школе. М.: Физкультура и спорт,1983. 21. П.И. Лукоянов. Зимние спортивные походы. М.: Физкультура и спорт,1979. 20.Аркин и др.Горный туризм. Таллин «Ээсти Раамат» 1981.
Б) Натуралистическое, экологические направление.
21. Мы изучаем лес: Задания для учащихся 5-7 классов. К полевой практике. - М.: Экология и образование, 1993. 22. Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся. Выпуск 3 / Отв. редактор Л.Е.Курнешова. - М. 1 Центр «Школьная книга», 2003.
23.
Корчагина В.А. Биология: Учебник по ботанике для 6-7 классов средней школы. - М.: Просвещение, 1989. 24. Симонова Л.П. Ключи от природы или этические беседы по экологии. - М.: Агар, Мик, 1998. 25 Современные методические аспекты экологического об разования: научно- методический сборник / Под общ. ред. Д.В. Моргуна. - М.: Издатель Воробьёв А.В., 2004. 26 Филоненко-Алексеева А.Л., Нехлюдова А.С., Севастьянов В.И. Полевая практика по природоведению. - М.: Владос, 2000. 27 Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. 28. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. - М.: Смысл, 2000.
Список рекомендуемой литературы для детей и родителей.

А) Туризм и краеведение
1. Алленов М. И др. Русское искусство Х — начала XХ века. — М., Искусство, 1989. 2. Бардин К. Азбука туризма. — М.: Просвещение, 1981. 3. Беловинский Л. История русской материальной культуры. — Издательство Московского государственного университета культуры, 1995.
4. Беляев А., Расторгуев А. Очерк новейшей истории Дубны в ее топонимии. — Дубна, 1996. 5. Буровик К.А. Красная книга вещей. — М., Экономика, 1996. 6. Викулов А.Д., Бутин И.М. Развитие физических способностей детей: Книга для малышей и их родителей. — Ярославль, 1996. 7. Ганиченко Л.Г. Котелок над костром. — М.: Изд. дом «Вокруг света», 1994. 8. Детские подвижные игры в СССР: Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. А.В. Кенеман; Под ред. Т.И.Осокиной. — М.: Просвещение, 1989. 9. Дмитриев Ю., Пожарицкая Н. Твоя Красная книга.- М., Молодая гвардия, 1983. 10. Игра «Краеведческое ориентирование». Методические рекомендации. — Ногинск, 1993. 11. Ишимова А.О. История России для детей. Любое издание. 12. Красная книга Московской области. — М., Аргус, 1998. 13. Круглый год. Русский земледельческий календарь. / Сост. А. Некрылиной. — М., Правда, 1991. 14. Крымов Е., Строковская Т. От первобытной стоянки до наукограда. — Дубна, 1997. 15. Куликов В.М. Походная туристская игротека. Сб. 2. — М., 1994. 16. Матвеева Н. Свидетели истории народа. — М., Просвещение, 1993. 17. Матюшин Г.Н. Археологический словарь. — М., Просвещение, 1996. 18. Ополовников А., Островский Г. Русь деревянная. — М., детская литература, 1981. 19. Поломис К. Дети в пионерском лагере: Прогулки. Походы. Экскурсии / Пер. чеш. Сд. Баранниковой. — М.: Профиздат, 1990. 20. Поломис К., Махитка 3. Дети на отдыхе / Пер. с чеш. Сд. Баранниковой, К.И. Паровой, О.А. Суворовой. — М.: Культура и традиции, 1995. 21. Родное Подмосковье. Дубна. Учебное пособие. — Дубна, 1998. 22. Скрягин Л.Н. Морские узлы. 3-е изд., доп. — М.: Транспорт, 1994. 23. Тесты для взрослых и детей: Сб. / Сост. Л. Джонсон, — М.: ГИТИС, 1994. 24. Туристская игротека / Сост. Л.М. Ротштейн. — М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002.
Б) Натуралистическое, экологические направление.
25. Губанов И.А. и др. Определитель высших растений средней полосы европейской части СССР Пособие для учителей 26. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины Книга для учителя 27. Вахромеева М.Г. Растения Красной книги СССР. Береги природу! 28. Большая книги экспериментов для школьников. Под ред. Антонеллы Мейяни. Пер.с итал. Э.И.Мотылевой 29. Носаль М.А. Носаль И.М. Лекарственные растения и способы их применения в народе. 30. Акимушкин И. Мир животных: птицы, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. - М.: Мысль, 1998. 31. Бёме Л.Б. Жизнь птиц у нас дома. - М.: Лесная промышленность, 1986. 32. Бёме Р., Динец В., Флинт В., Черенков А. Птицы. Энцик лопедия природы России. - М.: ABF, 1998. 33. Биология: Энциклопедия для детей. Т. 2. - М.: Аванта+, 2001. 34. Воробьев К.А. Записки орнитолога. - М.: Наука, 1973. 35. Геология: Энциклопедия для детей. Т. 4. - М.: Аванта+, 1995. 36. Динец В.Л., Ротшильд Е.В.. Звери: Энциклопедия приро ды России. - М.:
ABF, 1998. 37. Дмитриев Ю. Птицы. - М.: Олимп, 1998. 38. Зоопарк в твоей книжке: Павильон 1. Насекомые. - Харьков: Услуга, 1992. 39. Иваницкий В. Природа России. Птицы: Фотоэнциклопе дия. - М.: Астрель- АСТ, 1999. 40. Корабельников В.А. Краски природы. -М.: Просвещение, 1989. 41. Мухачев А.Д. Край мой многоликий. -Л.: Гидрометеоиз дат. 1984. 42. Ошмарин П.Г. Занимательные соседи. Рассказы о животных.-М.: Наука, 1996. 43. Пивоварова Г.П. За страницами учебника географии: Книга для учащихся 6 класса. —М.: Просвещение, 1997. 44. Райххольд Й. Млекопитающие. - М.: Внешсигма, 1998. 45. Растения и животные: Руководство для натуралиста.- М.:Мир, 1991. 46. Растения: Книга для чтения по биологии. - М.: Просвещение, 1996. 47. Ремезова Г.Л., Эратова М.Е. Войди в зеленый мир. - М.: Просвещение, 1996. 48. Рябицев В.К. Один сезон в тайге. - Екатеринбург: Аэрокосмоэкология, 1999. 49. Формозов А.Н. Спутник следопыта. - М.: Детская литература, 1974. 50. Я познаю мир. Птицы. - М.: Астрель, 2001.
Энциклопедии и определители

1.
Акимушкин И. Мир животных: птицы, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. - М.: Мысль, 1998.
2.
Бёме Р., Динец В., Флинт В., Черенков А. Птицы: Энцик лопедия природы России. - М.: ABF, 1998.
3.
Биология: Энциклопедия для детей. Т. 2. - М.: Аванта+, 2001.
4.
Водолажская Т.И. Определитель птичьих гнезд. - Казань: Изд. Казанского Ун-та, 1996.
5.
Геология: Энциклопедия для детей. Т. 4. - М.: Аванта+, 1995.
6.
Динец В.Л., Ротшильд Е.В. Звери: Энциклопедия природы России. - М.: ABF. 1998.
7.
Дмитриев Ю. Птицы. - М.: Олимп, 1998.
8.
Еремин В. Декоративные и певчие птицы в вашем до ме. - М.: Панорама, 1999.
9.
Иваницкий В.. Природа России. Птицы: Фотоэнциклопе дия. - М.: Астрель-АСТ, 1999.
10.
Коблик Е.А. Разнообразие птиц. В 4-х частях. - М.: Изд. МГУ, 2001.
11.
Определитель сосудистых растений центра Европейской России.-М.: Аргус, 1995
12.
Птицы Европейской России: Полевой определитель. - М.: Алгоритм, 2000.
13.
Райххольд Й. Млекопитающие. - М.: Внешсигма, 1998.
14.
Растения и животные: Руководство для натуралиста. - М.:Мир, 1991.
15.
Формозов А.Н. Спутник следопыта. - М.: Детская литература, 1974
16.
Я познаю мир. Птицы. - М.: Астрель, 2001.
Сборники игр, викторин, сценариев праздников

1.
Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. - Ярославль: Академия развития, 1998.
2.
Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах. - Ярославль: Академия развития, 1998.
3.
Игры во дворе и на улице. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2001.
4.
Корабельников В.А. Краски природы. - М.: Просвещение, 1989.
5.
Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная бо таника. - М.: АСТ- Пресс, 2002.
6.
Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе. - М.: Академия, 2000.

7.
1000 загадок: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2002.


Яндекс.Метрика