Напоминание

"Презентации как инновационный метод повышения эффективности и качества обучения в ОДОД на примере работы объединения "Бисероплетение"

Автор: Баскова Татьяна Николаевна

Должность: учитель технологии (обслуживающий труд и основы ведения домашнего хозяйства)

Учебное заведение: ГБОУ лицей №144

Населённый пункт: г.Санкт-Петербург

Наименование материала: Статья

Тема: "Презентации как инновационный метод повышения эффективности и качества обучения в ОДОД на примере работы объединения "Бисероплетение"

Описание:

В статье рассматриваются вопросы использования презентаций на занятиях дополнительного образования как метод объяснения нового материала, метод опроса и как способ показа технологических приёмов работы.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=1229

Опубликовано 26.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


ПРЕЗЕНТАЦИИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ

ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В ОТДЕЛЕНИИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ НА ПРИМЕРЕ

РАБОТЫ КРУЖКА «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»

Инновация ( нововведение)
- это процесс внедрения новых преобразований в различные сферы деятельности, а также в производство и промышленность. Инновационный процесс затрагивает, как правило, цели, структуру, задачи, технологию и человеческие ресурсы организации. Современное образовательное пространство состоит из двух типов педагогических процессов - инновационных и традиционных.
Педагогическая инновация
- это теоретически обоснованное, целенаправленное и практико-ориентированное новшество, которое осуществляется на трех уровнях: макроуровне, мезоуровне и микроуровне. Макроуровень, затрагивающий изменения всей системы образования, и мезоуровень – создание новых типов образовательных учреждений, я рассматривать не буду. А вот микроуровень, направленный на создание нового содержания как отдельного курса, так и целого блока курсов; на отработку новых способов структуризации образовательного процесса, а также на разработку новых технологий, форм и методов обучения попробую частично показать. Сегодня я ставлю перед собой основную цель – развитие мыслительного потенциала обучающихся и компетентности. Поэтому часто задаю вопросы по теме занятия
не после

объяснения
, а
до
или
во время
него. В результате такого хода урока обучающиеся не только учатся думать внутри изучаемой конкретной темы, но и учатся делать самостоятельные выводы. Это повышает их собственную самооценку и, в то же время, - уважение к педагогу, который дал им такую возможность. Можно выделить некоторые из приоритетных целей, которые я ставлю на своих занятиях: формирование активной личности, направленной на получение знаний; формирование достаточных теоретических знаний, необходимых в дальнейшей жизни; воспитание у обучающихся желания самостоятельно расширять полученные знания путём чтения дополнительной литературы и поиска информации по изучаемой теме в Интернете. Следует отметить, что поиском информации обучающиеся занимаются не ради похвалы педагога, а потому, что чувствуют в этом необходимость. А получение высокой оценки их деятельности укрепляет ребят в понимании этой необходимости, повышает самооценку. Что очень важно для формирования активной и вполне самостоятельной личности. И чем раньше мы начнём такую работу, тем выше будут её результаты. Для решения этих важных задач большую роль играет содержание обучения: отбор учебного материала, его структурирование, подбор примеров с доказательствами, отбор заданий на развитие умений и навыков, соотнесение учебного материала с жизненными ситуациями. При этом очень важно иметь достаточно средств обучения: в кабинете необходимо иметь книги, различные пособия по работе с бисером, раздаточные дидактические материалы, ТСО и другие. Можно сделать вывод о том, что
ведущими функциями инновационного обучения можно

считать:
 интенсивное (двустороннее) развитие личности обучающегося и педагога;  демократизацию их совместной деятельности и общения;  гуманизацию учебно-воспитательного процесса;
 ориентацию на творческое преподавание и активное обучение, и инициативу обучающихся в формировании себя как будущего профессионала в той или иной области знания и производства;  модернизацию средств, методов, технологий и материальной базы обучения, способствующих формированию инновационного мышления будущего профессионала.
Инновационные педагогические технологии
В обучении и воспитании учащихся предпочтение отдаётся тем современным технологиям, которые помогают оживить занятия, придают ему эмоциональную окраску, помогают воспитывать гражданственность, патриотизм, толерантность, следовательно, затронуть душу ребёнка, заинтересовать каждого ребёнка, соединять теорию с практикой, необходимой для жизни в целом. Чаще других инновационных методов используются здоровье сберегающие, интерактивные, проектные технологии, научно – исследовательская деятельность. Все перечисленные методы обеспечивают развитие индивидуальности, самостоятельности и компетентности обучающихся. Данные технологии применяют при обобщении и систематизации знаний, при изучении нового материала, во внеклассной работе.
Педагогическая технология
- это продуманная во всех деталях
модель
совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов). Происходит модернизация образовательной системы - предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении
Использование ИКТ на уроках технологии подразумевает соединение содержания образовательной области технология с информатикой, что способствует коренной перестройке учебно-образовательного процесса. а) информационная среда современной школы, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием
метода проектов.
Именно этот метод подразумевает использование ИКТ в полной мере. б) информатизация обучения привлекательна для обучающихся тем, что снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений "учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям "ученик-компьютер-учитель”, при этом повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, что в будущем приведёт к осознанию целенаправленного выбора вуза, престижной работы; в) информатизация преподавания привлекательна для учителя ещё и тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.
Мониторинг интеллектуального развития.
Анализ и диагностика качества обучения каждого обучающегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости, что позволяет проследить за интеллектуальным и обще трудовым развитием каждого ребёнка.
Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ.
Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые.

Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги , и гра, оформление и защита проектов,
обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов. Мне очень нравится использование метода презентаций учебного материала. Считается, что презентация заменяет собой простейшие средства технического сопровождения. Компьютер используется как обычный слайд-проектор. На слайдах – только иллюстрации с минимумом подписей. Вся работа по разъяснению содержимого лежит на педагоге. Я с этим мнением не согласна. Потому что именно презентации помогают педагогу показать последовательность выполнения тех или иных технических приёмов, причём, показать всем одновременно даже мелкие операции. В случае непонимания кем-то из обучающихся учебного материала, учитель легко может вернуться и вновь продемонстрировать процесс работы. Кроме того, учитель может позволить детям скопировать на флэш-карту необходимый учебный материал для повторения дома. Именно презентации позволяют учителю избежать трудоёмких и время затратных записей на классной доске, давая, в то же время, возможность в любой момент вернуться к непонятому отрезку учебного материала. (Работу с классной доской я, ни в коем случае, не отвергаю. Она необходима, и я использую её на своих уроках и на занятиях достаточно широко.) А, кроме того, презентация без текстовых пояснений может служить прекрасным материалом для опроса обучающихся. При этом можно использовать 2 варианта: 1) материал располагается в правильной последовательности, которую нужно озвучить; 2) материал расположен с нарушениями последовательности. Эти нарушения необходимо найти, озвучить и расставить в порядке логики изложения. Это, конечно же, более высокий уровень интеллектуального развития обучающихся, к которому я подвожу их на своих занятиях. Кроме того, именно презентации помогают педагогу очень широко иллюстрировать свой рассказ показом не только тех или иных технологических приёмов, но и даёт возможность показать, например, образцы культуры наших предков, находящиеся в различных музеях страны и мира. Невозможно иметь иллюстрации и книги по всем разделам предмета. Кроме того, рассматривание иллюстраций в книге, имеющейся в одном экземпляре, занимает много времени на занятии. Тогда как обращение в Интернет помогает компенсировать этот недостаток. Использование презентаций на занятиях педагогом невольно способствует тому, что и сами обучающиеся стремятся внести свой посильный вклад в учебный процесс. Многие из них предлагают свои силы для создания презентаций по тем или иным вопросам изучаемого раздела и, при этом, хорошо справляются с этой задачей. Интересным решением считаю также подготавливаемые мною презентации кроссвордов и тестов по изучаемым темам с включением элементов иллюстрации содержания задания. Итак, презентации помогают педагогу сделать занятие не только более интересным, но и более насыщенным по информации, а также провести опрос в более активной и содержательной форме. Презентации повышают уровень усвоения обучающимися содержания учебного материала, вырабатывают стремление к более активному включению в образовательный процесс. Многие презентации я строю как своеобразные «мастер-классы» по использованию тех или иных технологических приёмов работы с бисером. Довольно трудными являются приёмы «французского плетения», «кирпичный стежок» и некоторые другие. Создание презентации «мастер-класс» помогает освоить эти приёмы в более короткие сроки, т.к. фотографии, иллюстрирующие эти приёмы, дают возможность ребятам, при необходимости, несколько раз просмотреть движения рук и пальцев, провод проволоки или лески через бисеринки. Увидеть результат этих конкретных движений. Возможность вывести изображение на экран повышает уровень и скорость освоения новых приёмов, т.к. все движения и сами бисеринки значительно укрупнены. Ребята с повышенным интересом смотрят презентации и мастер-классы. Фотография тюльпана с капельками росы даёт представление о его строении. Тюльпан относится к лилейным. Поэтому имеет 3 лепестка и 3 чашелистика, внешне
превратившиеся в «лепестки» - именно поэтому у лилейных нет зелёных чашелистиков в отличие от других видов цветов. При объяснении и показе приёмов работы необходимо обязательно остановиться на этом моменте. Букет тюльпанов, расположенный ниже, выполнен с высокой степенью сходства. Дело в том, что достаточно часто, листья тюльпанам из бисера делают овальной формы. На самом деле они имеют стреловидную, вытянутую форму и растут парами из одного места на стебле. Во время работы над изделием необходимо уточнять эти моменты. Изображения имеют декоративное назначение. Но они должны соответствовать природным образцам. Букет, представленный внизу, как раз страдает этой ошибкой. Хорошо выполненные во французской технике цветы имеют овальные листья с зубчатыми краями – полное несоответствие действительности. Незнающий человек оценит только декоративность этого изделия. А у детей сложится неправильное представление о тюльпанах, которое будет сложно преодолеть на уроках ботаники. Можно привести множество других примеров. Так, у мухи только пара крыльев, поэтому при изготовлении декоративной мушки нельзя прикрепить ей 4 крыла – это полное несоответствие природе. Паук имеет 8 ног, а не 6, как изображают в большинстве пособий по бисеру для детей. Подобных примеров можно привести множество. Но сейчас я не буду на этом останавливаться. В написанном мною методическом пособии для учителей «Бисер. Уроки труда в начальной школе» (СПб, издательство «Паритет», 2003, 2005 и 2007 годы) я привожу подобные примеры. Но в то время наличие компьютеров у педагогов в школе было весьма ограниченным. Да и презентациями учителя овладели не сразу (я не беру во внимание учителей информатики, а говорю о предметниках). Поэтому сейчас хочется, чтобы педагоги шире использовали на своих уроках и на внеклассных занятиях разные инновационные методы, включая и любимый мною метод презентаций. Добавлю также, что презентации позволяют проводить физкультминутки, паузы и гимнастику для глаз для всего коллектива учащихся. И это повышает эффективность воздействия на организм ребёнка.


Яндекс.Метрика