Напоминание

"ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССОВ VII ВИДА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ"

Автор: Рябухин Михаил Евгеньевич

Должность: учитель-логопед

Учебное заведение: МБОУ СОШ №4

Населённый пункт: Белгород

Наименование материала: статья

Тема: "ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССОВ VII ВИДА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ"

Описание:

Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности, от степени развития которой, зависит успешность обучения в школе и развитие личности в целом. Особенно актуальной становится эта проблема в отношении детей, имеющих общее недоразвитие речи и задержку психического развития.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=1230

Опубликовано 26.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Рябухин М. Е.
Учитель - логопед МБОУ СОШ №4 г. Белгорода
ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССОВ

VII ВИДА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.
Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности, от степени развития которой, зависит успешность обучения в школе и развитие личности в целом. Особенно актуальной становится эта проблема в отношении детей, имеющих общее недоразвитие речи и задержку психического развития, так как процесс формирования связной речи у таких детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется качественными особенностями. Дети с таким нарушением длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной форме речи, а переход к самостоятельному связному высказыванию очень труден. Развитие связной речи является важнейшим условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся школы может давать развернутые ответы на вопросы, последовательно и полно излагать свои собственные мысли, воспроизводить содержание текстов из учебников и произведений художественной литературы. Дети с ЗПР - разнородная по составу категория лиц с особыми образовательными потребностями. Часть из них имеют нарушения со стороны центральной нервной системы, вследствие ее раннего органического поражения. У других детей задержка возникает на фоне функциональной незрелости центральной нервной системы. Такие дети имеют следующие особенности: недостаточный запас знаний и представлений об окружающем, пониженная познавательная активность, замедленный темп формирования высших психических функций, слабость регуляции произвольной деятельности, нарушения различных сторон речи. Учащиеся классов VII вида имеют ряд некоторых особенностей речи: -использование в своей речи слов без понимания их смысла, неполноценность произвольной и отраженной речи; -несформированность грамматического строя речи; -обедненность словарного запаса, недостаточность словообразования; -неосознанность и непроизвольность построения фраз. Для успешной коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи младших школьников с задержкой психического развития необходимо реализовать следующие задачи: -закрепление и развитие у детей навыков речевого общения и коммуникации;
-формирование навыков построения связных монологических высказываний; -развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний; -усвоение норм построения связного развернутого высказывания, таких как тематическое единство, соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, его соответствие теме сообщения; - формирование навыков планирования высказываний; -обучение детей выделению главных смысловых звеньев рассказа; -обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка. В процессе актуализации связной речи школьники с задержкой психического развития нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого и в систематической помощи, которая оказывается либо в форме вопросов, либо в подсказке. Успешность обучения в школе, полнота познания окружающего мира, развитие личности в целом – всё это и многое другое зависит от достаточного уровня развития связной диалогической и монологической речи.
Литература
1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2002 г. – 144с. 2. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) учреждений: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений – М., 2000 г. – 200 с. 3. Лалаева Р.И. Нарушение речи у детей с задержкой психического развития – СПб, 1992 г. 4. Мальцева Е.В. Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития // Дефектология, 1990 г., - №6. 5. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: Книга для учителя – М., 1989 г. – 64 с.


Яндекс.Метрика