"ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССОВ VII ВИДА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ"
Автор: Рябухин Михаил Евгеньевич
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: Белгород
Наименование материала: статья
Тема: "ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССОВ VII ВИДА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ"
Описание:
Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности, от степени развития которой, зависит успешность обучения в школе и развитие личности в целом. Особенно актуальной становится эта проблема в отношении детей, имеющих общее недоразвитие речи и задержку психического развития.
Рябухин М. Е.
Учитель - логопед МБОУ СОШ №4 г. Белгорода
ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ
КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССОВ
VII ВИДА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.
Связная речь представляет собой сложную форму речевой
деятельности, от степени развития которой, зависит успешность обучения в
школе и развитие личности в целом. Особенно актуальной становится эта
проблема в отношении детей, имеющих общее недоразвитие речи и задержку
психического развития, так как процесс формирования связной речи у таких
детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется
качественными особенностями. Дети с таким нарушением длительное время
задерживаются на этапе вопросно-ответной форме речи, а переход к
самостоятельному связному высказыванию очень труден.
Развитие связной речи является важнейшим условием успешности
обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью,
учащийся школы может давать развернутые ответы на вопросы,
последовательно и полно излагать свои собственные мысли, воспроизводить
содержание текстов из учебников и произведений художественной
литературы.
Дети с ЗПР - разнородная по составу категория лиц с особыми
образовательными потребностями. Часть из них имеют нарушения со
стороны центральной нервной системы, вследствие ее раннего органического
поражения. У других детей задержка возникает на фоне функциональной
незрелости центральной нервной системы. Такие дети имеют следующие
особенности: недостаточный запас знаний и представлений об окружающем,
пониженная познавательная активность, замедленный темп формирования
высших психических функций, слабость регуляции произвольной
деятельности, нарушения различных сторон речи.
Учащиеся классов VII вида имеют ряд некоторых особенностей речи:
-использование в своей речи слов без понимания их смысла,
неполноценность произвольной и отраженной речи;
-несформированность грамматического строя речи;
-обедненность словарного запаса, недостаточность словообразования;
-неосознанность и непроизвольность построения фраз.
Для успешной коррекционно-педагогической работы по развитию
связной речи младших школьников с задержкой психического развития
необходимо реализовать следующие задачи:
-закрепление и развитие у детей навыков речевого общения и
коммуникации;
-формирование навыков построения связных монологических
высказываний;
-развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных
высказываний;
-усвоение норм построения связного развернутого высказывания, таких
как тематическое единство, соблюдение последовательности в передаче
событий, логической связи между фрагментами рассказа, завершенность
каждого фрагмента, его соответствие теме сообщения;
- формирование навыков планирования высказываний;
-обучение детей выделению главных смысловых звеньев рассказа;
-обучение лексико-грамматическому оформлению связных
высказываний в соответствии с нормами родного языка.
В процессе актуализации связной речи школьники с задержкой
психического развития нуждаются в постоянной стимуляции со стороны
взрослого и в систематической помощи, которая оказывается либо в форме
вопросов, либо в подсказке. Успешность обучения в школе, полнота познания
окружающего мира, развитие личности в целом – всё это и многое другое
зависит от достаточного уровня развития связной диалогической и
монологической речи.
Литература
1.
Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного
возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2002 г. – 144с.
2.
Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных
(коррекционных) учреждений: Учебное пособие для студентов высших
педагогических учебных заведений – М., 2000 г. – 200 с.
3.
Лалаева Р.И. Нарушение речи у детей с задержкой психического
развития – СПб, 1992 г.
4.
Мальцева Е.В. Особенности нарушений речи у детей с задержкой
психического развития // Дефектология, 1990 г., - №6.
5.
Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой
психического развития: Книга для учителя – М., 1989 г. – 64 с.