Напоминание

"Борьба за престиж - важнейшая сторона жизни подростка".

Автор: Гостева Эмма Геннадьевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: ГКСУВУСОдДиПсДПЗТ "Марксовская специальная общеобразовательная школа"

Населённый пункт: Саратовская область г. Маркс

Наименование материала: статья

Тема: "Борьба за престиж - важнейшая сторона жизни подростка".

Описание:

В данной статье говорится о значении одной из важнейшей потребностей подростка - престиже. Рассматривается потребность социального престижа у несовершенно- летних правонарушителей. Раскрывается причина неготивизма в поступках таких ребят.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=1252

Опубликовано 27.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Борьба

за

престиж - важнейшая

сторона

жизни

подростка

Престиж
- одна из сильнейших потребностей человека, особенно для подростка в переходном возрасте. На этой потребности можно воспитывать его активность в обществе. Ученые экспериментально доказали значение потребности в престиже для подростка и влияние возрастных изменений на ее формирование. В переходном периоде данная потребность развивается быстрым темпом в отличии от периода детства, когда она занимает незначительное место по сравнению с другими потребностями. Если темп роста потребности в престиже в младших классах незначителен и в течение одного года составляет 4%, то в пределах переходного возраста в 6-5 классах- 18,7%. Отличается темп роста этой потребности и в последующих классах, но не столь резко.
Из проведенных исследований ученые сделали

выводы:
1. Потребность в престиже, которая в раннем детстве развивается медленным темпом и занимает незначительное место среди остальных потребностей, с началом переходного периода получает исходное развитие и в конце переходного периода становится одной из основных и ведущих потребностей подростка; 2. Переломный период развития потребностей вообще и конкретно потребности в престиже наступает в начале переходного периода. Данные исследования показывают возрастание значимости объектов, удовлетворяющих потребность престижа у несовершеннолетних правонарушителей с возрастом. Согласно данным исследований, значение потребности в престиже у н/летних правонарушителей отстает от значения потребности в престиже у учащихся неправонарушителей. Можно ли считать указанное отставание показателем более слабого развития потребностей престижа у правонарушителей? Нет, здесь мы имеем дело не столько с отставанием престижа, сколько с качественными отличиями в объектах его удовлетворения, т.е. потребность престижа у подростков правонарушителей носит искаженную форму. Но такое искажение возможно у законопослушных. Подростка может больше интересовать приобретение престижа, чем успех самого дела. Для приобретения престижа он способен прибегнуть к любым средствам. Надо отметить, что подростки- правонарушители признание своего престижа ищут не в той сфере, в которой они росли и формировались, а в тех малых группах, которые отличаются отклоняющимся поведением. У несовершеннолетних правонарушителей потребность социального престижа теряет свой истинный предмет, меняет свою направленность и перерастает в низшую форму потребности самоудовлетворения, когда индивид удовлетворяется тем, что становится предметом внимания других людей. Потребность в социальном престиже в переходном возрасте постоянно развивается. Подростку доставляет удовольствие сознание того, что окружающие признают его как личность. Переход от детства в состояние взрослого человека проявляется в потребности быть самостоятельным и свободным. Сила действия этих потребностей занимает особое
место и отличается от остальных индивидуальных потребностей подростка. С началом переходного возраста растет потребность в такой социальной ситуации, при которой подросток будет занимать более высокое положение, чем ребенок, что позволит ему превратиться в полноценную личность. Если подросток в переходном возрасте вынужден жить и действовать в такой социальной среде, где не считаются с ним и не признают его как личность , отнимают личную свободу, вынуждают, чтобы все делал безоговорочно, в дальнейшем он чувствует недовольство и внутреннюю напряжённость, всегда готов выйти из этой ситуации и найти такую, где будет пользоваться свободой и где его признают полноценным членом сообщества. Часто эти малые социальные группы антисоциальны, и подростки попадают на опасную дорогу правонарушителей. При этом ни школа, ни семья не понимают, что они сами, их методы воспитания стали непосредственной причиной такого поведения подростков. Потребность в свободе свойственна каждому живому существу. Она проявляется всегда, когда человек ощущает притеснение активности из вне , или лишен свободы действия во времени и в пространстве. Психологи приводят такой пример - человек, попавший в яму, если даже у него сохраняют условия для жизни, будет ощущать дискомфорт, потому, что у него отнята возможность активной деятельности. Чем взрослее человек, тем интенсивнее он ощущает потребность в свободе. Человек считает себя счастливым, когда чувствует, что он хозяин собственных поступков, хотя ему и приходится согласовывать свои поступки с другими людьми. Подросток не может чувствовать удовлетворения, если на каждый поступок вынужден получать разрешение от других , даже если бы старшие удовлетворяли бы все его желания, основная потребность подростка- самостоятельность – остается неудовлетворенной . В переходном возрасте у подростка постоянно развивается внутренняя вера, что он представляет более весомую социальную ценность, чем признают старшие, и что эта социальная весомость соответствует его физическим и интеллектуальным данным. В переходном возрасте подросток иногда отказывается даже от такого поступка, которого он всей душой желает, только из-за того, что взрослые указывают ему на возможность так поступить. И подросток поступает иначе против собственного желания. Этот так называемый негативизм выявляется иногда в поступках, приводящих к социально нежелательным результатам. Такой негативный поступок подросток совершает потому, что хочет ощутить себя независимым, что выбор поступка сделан им самим. Результаты исследований ученых дали возможность заключить, что потребность в самостоятельности и в свободе у несовершеннолетних нарушителей в начале переходного возраста (12-13лет) выражена сильнее, чем у законопослушных подростков того же возраста и чем у правонарушителей в позднем периоде переходного возраста(16-17лет). Таким образом, н/летние правонарушители характеризуются искаженной, сильно и преждевременно развитой потребностью в свободе и самостоятельности. Именно эта потребность может стать в педагогически неуправляемой среде одним из факторов, определяющих отклоняющееся поведение.
В результате опроса установлено, что у значительной части молодых людей ( более 50%) ярко выражены потребительские нарастания. На фоне преобладания потребительских тенденций у молодежи в целом, в группе н/летних правонарушителей они имели еще большую выраженность. Отмечаются существенные различия в ценностных ориентациях правонарушителей и законопослушных подростков. Завышенные материальные потребности имеют прямую связь со структурой их досуга: 50% п/нарушителей тратили бы все деньги на посещение баров, ресторанов, приобретение спиртного. У законопослушных подростков - 9%-18% считают, что только та работа удовлетворяет, которая хорошо оплачивается. Высоки материальные требования к родителям, которые должны оказывать финансовую поддержку, как в настоящее время, так и в будущем. Резкое отличие между правонарушителями и молодыми людьми , не нарушающими закон проявляются в отношении к др. людям, чести, достоинству. Им нетрудно ударить незнакомого человека, они считают, что не обязаны соблюдать моральные нормы в отношении «плохих» людей. Легко относятся п/нарушители к чужой собственности. Они очень болезненно реагируют на тех людей, которые обладают такими моральными качествами, которые позволяют им как-то выделиться. Среди самых ненавистных качеств они называют гордость и принципиальность. Тех, кто имеет высокую самооценку, даже вполне заслуженно, например, отличников, они ненавидят. Тех, кто не растранжирил и не пропил с друзьями случайные деньги, считают жадными. Эта ненависть проявляется агрессивно. Важная ценность в жизни молодых - друзья, особенно для правонарушителей. Для них друзья - иногда единственный источник тепла и моральной поддержки. Поэтому правонарушители ставят друзей на 1 место по значимости, на 2 месте - учителя или другие наставники, на 3 месте - родители. Не смотря на сложные отношения с родителями, семья, как социальный институт - большая ценность для правонарушителей. Они часто хотят жить с родителями, готовы отдать родителям случайно полученные деньги. Большинство из них считают, что надо сохранять семью несмотря ни на что. Хотя считают, что семью надо заводить как можно позже, чтобы не ограничивать свою свободу. Особенность юношеского возраста состоит в том, что в этот период в человеке закладываются такие фундаментальные качества, которые затем транслируются в его будущую жизнь… Уровень смертности среди тех, кто в несовершеннолетнем возрасте начал совершать правонарушения и преступления, оказался в10 раз больше, чем среди тех, кто правонарушений не совершал.


Яндекс.Метрика