В статье исследуются причины происходящих изменений в системе музыкального образования, их актуальность в условиях современного общества. Статья будет интересна педагогам ДМШ и ДШИ/
образованию
В последнее время в давно сложившейся системе музыкального образования
и, в частности, обучения игре на фортепиано наблюдаются новые тенденции.
Так, издаются новые учебно-методические разработки и пособия, в школах
появляются предметы композиции и импровизации. Появилась
необходимость в воспитании не просто ученика-исполнителя, но личности,
обладающей универсальными навыками, музыканта, не привязанного к
нотному тексту, способного воспроизводить по слуху любую музыку,
импровизировать, сочинять.
К сожалению, наша педагогическая система долгие годы была направлена на
воспитание только исполнительских качеств, часто в ущерб остальным.
Почему так произошло? Ведь фортепианная школа (русская и советская) по
праву считается одной из самых лучших в мире. Надо сказать, что эта школа
зародилась в период расцвета эпохи исполнительства, когда основное русло
музыки развивалось по пути усиления композиторской воли над
исполнительской (в виде строго фиксируемого нотного текста). Функции
исполнителя постепенно свелись исключительно к творческой интерпретации
текста произведения, к его «озвучиванию». Вырастали поколения
музыкантов, обладающие профессиональными, но очень узкими, локальными
навыками.
Но ведь так было не всегда! В XVII-XVIII веках импровизировать (лучше или
хуже) умели все. Музыкант-клавирист должен был не только исполнять
чужие сочинения, но и экспромтом обрабатывать предлагаемые ему темы,
сочинять всевозможные фантазии, импровизировать генерал-бас, свободно
транспонировать.
Старинные музыканты утверждали, что знание гармонии – основная
предпосылка для умения импровизировать. Восьмилетнего ребенка учили
играть аккорды, их обращения последовательности, доводя игру до полного
автоматизма. Это называлось «иметь в руках» данный прием соединения
аккордов. Помимо гармонии, начинающий клавирист сразу же обучался и
приемам мелодического варьирования – украшению мелодии (не случайно И.
С. Бах поместил таблицу исполнения украшений на самую первую страницу
клавирной книжечки своего десятилетнего сына), причем эти приемы также
закреплялись в игре ученика до полного автоматизма.
Значительное место в системе обучения клавириста занимало развитие
навыков транспонирования. Этому учили с детства, используя в качестве
материала последования аккордов, которые изучались на занятиях по
гармонии, а также несложные пьесы. С помощью транспонирования у
начинающих планомерно воспитывалась свободная зрительно-слухо-
моторная ориентация на клавиатуре. И, наконец, с детства ученику
предлагалось освоить ряд фактурно-фигурационных формул с тем, чтобы
известные ему гармонические отношения между аккордами могли им
произвольно оформляться в разных фактурно-фигурационных проявлениях
Если же мы обратимся к лучшим джазовым школам, которые также
преследуют цель обучения импровизации, то увидим, что и в них основной
упор делается на изучение гармонии, причем это изучение носит опять же
практический характер. Ученику предлагается играть последования
натуральных и альтерированных септаккордов лада, типичные их
соединения, мелодические лады, на основе которых в дальнейшем, будет
импровизироваться мелодия. Все это играется непременно во всех
тональностях, и каждое задание отрабатывается до степени автоматизма. Так
достигается завидная для многих профессионалов (классического
направления) необыкновенная свобода зрительно-слухо-моторной
ориентации на клавиатуре, отличающая всех джазовых пианистов.
Нетрудно заметить, что путь воспитания современного джазового музыканта
очень напоминает путь воспитания клавириста XVII-XVIII веков.
Обратимся теперь к современной системе профессионального музыкального
обучения. Оно начинается с изучения не практической гармонии, а нот и
игры по нотам. Гармония же изучается весьма поверхностно и - что самое
главное – в отрыве от практики музицирования. Детей, как правило, не учат
транспонировать, и в результате ученик не способен как следует
ориентироваться в тональностях. Изучаются лишь некоторые примитивные
фактурно-фигурационные стереотипы. Удивительно ли, что в результате
такого обучения у многих исполнителей слабо развит гармонический слух, а
импровизировать умеют лишь единицы?
Каков же путь преодоления существующих недостатков?
Очевидно, что развитие начинающего музыканта должно идти в трех
основных направлениях, которые дополняют и взаимообогащают друг друга.
Это:
- изучение гармонии, развитие гармонического слуха;
- овладение навыками импровизации и сочинения;
- овладение фактурно-фигурационными приемами (различные фактурные
модели аккомпанемента).
Такой путь обучения создаст благодатную почву для развития творческих
способностей ребенка, откроет возможность самовыражения,
самореализации, что так важно для него в современном обществе.