Напоминание

"Новые тенденции в музыкальном образовании"

Автор: Герасимович Наталия Геннадиевна

Должность: преподаватель фортепиано

Учебное заведение: ГБОУ РК "КУВКИ ЛИ"

Населённый пункт: г. Керчь

Наименование материала: статья

Тема: "Новые тенденции в музыкальном образовании"

Описание:

В статье исследуются причины происходящих изменений в системе музыкального образования, их актуальность в условиях современного общества. Статья будет интересна педагогам ДМШ и ДШИ/

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=1277

Опубликовано 31.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Новые тенденции в подходе к музыкальному

образованию
В последнее время в давно сложившейся системе музыкального образования и, в частности, обучения игре на фортепиано наблюдаются новые тенденции. Так, издаются новые учебно-методические разработки и пособия, в школах появляются предметы композиции и импровизации. Появилась необходимость в воспитании не просто ученика-исполнителя, но личности, обладающей универсальными навыками, музыканта, не привязанного к нотному тексту, способного воспроизводить по слуху любую музыку, импровизировать, сочинять. К сожалению, наша педагогическая система долгие годы была направлена на воспитание только исполнительских качеств, часто в ущерб остальным. Почему так произошло? Ведь фортепианная школа (русская и советская) по праву считается одной из самых лучших в мире. Надо сказать, что эта школа зародилась в период расцвета эпохи исполнительства, когда основное русло музыки развивалось по пути усиления композиторской воли над исполнительской (в виде строго фиксируемого нотного текста). Функции исполнителя постепенно свелись исключительно к творческой интерпретации текста произведения, к его «озвучиванию». Вырастали поколения музыкантов, обладающие профессиональными, но очень узкими, локальными навыками. Но ведь так было не всегда! В XVII-XVIII веках импровизировать (лучше или хуже) умели все. Музыкант-клавирист должен был не только исполнять чужие сочинения, но и экспромтом обрабатывать предлагаемые ему темы, сочинять всевозможные фантазии, импровизировать генерал-бас, свободно транспонировать. Старинные музыканты утверждали, что знание гармонии – основная предпосылка для умения импровизировать. Восьмилетнего ребенка учили играть аккорды, их обращения последовательности, доводя игру до полного автоматизма. Это называлось «иметь в руках» данный прием соединения аккордов. Помимо гармонии, начинающий клавирист сразу же обучался и приемам мелодического варьирования – украшению мелодии (не случайно И. С. Бах поместил таблицу исполнения украшений на самую первую страницу клавирной книжечки своего десятилетнего сына), причем эти приемы также закреплялись в игре ученика до полного автоматизма. Значительное место в системе обучения клавириста занимало развитие навыков транспонирования. Этому учили с детства, используя в качестве материала последования аккордов, которые изучались на занятиях по гармонии, а также несложные пьесы. С помощью транспонирования у начинающих планомерно воспитывалась свободная зрительно-слухо- моторная ориентация на клавиатуре. И, наконец, с детства ученику предлагалось освоить ряд фактурно-фигурационных формул с тем, чтобы
известные ему гармонические отношения между аккордами могли им произвольно оформляться в разных фактурно-фигурационных проявлениях Если же мы обратимся к лучшим джазовым школам, которые также преследуют цель обучения импровизации, то увидим, что и в них основной упор делается на изучение гармонии, причем это изучение носит опять же практический характер. Ученику предлагается играть последования натуральных и альтерированных септаккордов лада, типичные их соединения, мелодические лады, на основе которых в дальнейшем, будет импровизироваться мелодия. Все это играется непременно во всех тональностях, и каждое задание отрабатывается до степени автоматизма. Так достигается завидная для многих профессионалов (классического направления) необыкновенная свобода зрительно-слухо-моторной ориентации на клавиатуре, отличающая всех джазовых пианистов. Нетрудно заметить, что путь воспитания современного джазового музыканта очень напоминает путь воспитания клавириста XVII-XVIII веков. Обратимся теперь к современной системе профессионального музыкального обучения. Оно начинается с изучения не практической гармонии, а нот и игры по нотам. Гармония же изучается весьма поверхностно и - что самое главное – в отрыве от практики музицирования. Детей, как правило, не учат транспонировать, и в результате ученик не способен как следует ориентироваться в тональностях. Изучаются лишь некоторые примитивные фактурно-фигурационные стереотипы. Удивительно ли, что в результате такого обучения у многих исполнителей слабо развит гармонический слух, а импровизировать умеют лишь единицы? Каков же путь преодоления существующих недостатков? Очевидно, что развитие начинающего музыканта должно идти в трех основных направлениях, которые дополняют и взаимообогащают друг друга. Это: - изучение гармонии, развитие гармонического слуха; - овладение навыками импровизации и сочинения; - овладение фактурно-фигурационными приемами (различные фактурные модели аккомпанемента). Такой путь обучения создаст благодатную почву для развития творческих способностей ребенка, откроет возможность самовыражения, самореализации, что так важно для него в современном обществе.


Яндекс.Метрика