"Сохранения жизни и здоровья детей через педагогическое просвещение детей и родителей по безопасному поведению на дорогах"
Автор: Фролова Светлана Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАО ДО "Сэргэ"
Населённый пункт: город Ленск Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "Сохранения жизни и здоровья детей через педагогическое просвещение детей и родителей по безопасному поведению на дорогах"
Описание:
Особую роль в изучении правил дорожного движения приобретает начальное звено школьного обучения, где закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром, где в силу возрастных психофизиологических особенностей - чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость по сравнению с взрослыми людьми, незнание и непонимание человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения, отсутствие самостоятельного жизненного опыта – младшего школьника подстерегает множество опасностей.
Сохранения жизни и здоровья детей через педагогическое просвещение
детей и родителей по безопасному поведению на дорогах.
Фролова Светлана Александровна,
педагог дополнительного
образования МАО ДО «Сэргэ»
МО «Ленский район» г. Ленск
Правила дорожного движения - это документ, регламентирующий единый
порядок дорожного движения и предназначенный для всех его участников. Только
зная правила дорожного движения и хорошо ориентируясь в сложных ситуациях
на улице, дети будут находиться в меньшей опасности. Особую роль в изучении
правил дорожного движения приобретает начальное звено школьного обучения,
где закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром, где в
силу возрастных психофизиологических особенностей - чрезвычайная
любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость по
сравнению с взрослыми людьми, незнание и непонимание человека опасностей и
неумение прогнозировать последствия своего поведения, отсутствие
самостоятельного жизненного опыта – младшего школьника подстерегает
множество опасностей. Подтверждением этому служат печальные факты гибели и
и калечания детей на дорогах, транспортных магистралях. По статистике ГИБДД
ежедневно на российских дорогах гибнут 3 - 4 ребенка, 7 - 8 получают серьезные
травмы в результате невнимательности водителей или собственной
неосторожности. Преодолеть эти опасности или в крайнем случае уменьшить,
смягчить их воздействие возможно только при условии систематического обучения
каждого школьника стратегии поведения на дорогах, угрожающих жизни и
здоровью человека.
“Безопасные дороги для веселой детворы” направлено на становление
ценностного отношения родителей и учащихся начальной школы к здоровью и
здоровому образу жизни, на формирование навыков сохранения и укрепления
здоровья детей через полученные представления и знания и умения выполнения
правил дорожного движения. Только совместная и согласованная работа школы и
семьи обеспечивает единые взгляды на проблему воспитания, в том числе
формирования у детей здорового стиля жизни и позволяет в семейных условиях
продолжать обучение и закреплять полученные в школе знания, а приобретенные
умения трансформировать в навыки и привычки безопасного сознательного
поведения на дорогах и в транспорте.
Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге? На первый взгляд
легко. Надо только познакомить его с правилами дорожного движения и никаких
проблем. На самом деле очень трудно. Ведь мы, взрослые, на глазах детей
нарушаем эти правила, и не задумываемся, что ставим перед ребенком
неразрешимую задачу: Как правильно? Как говорят или как делают? Когда же
ребенок попадает в дорожное происшествие, то виноваты все: водитель, детский
сад, школа. Почему не научили, не показали, не уберегли? Забывая при этом, что
в первую очередь родители своим примером должны научить и уберечь.
Физиологические и психологические особенности ребенка также являются
причиной попадания детей в ДТП. Дети быстро запоминают правила дорожного
движения и так же быстро их забывают. У детей, особенно у мальчишек,
потребность в движении преобладает над осторожностью, и дети в игре забывают
об опасности. Дошкольник намного медленней оценивает ситуацию, чем
взрослый. Например, чтобы определить, стоит или движется машина, взрослому
необходимо четверть секунды, а ребенку - четыре секунды. Ребенок имеет
небольшой рост, и водителю сложнее заметить маленького пешехода. У ребенка
короткий шаг – следовательно – длительное пребывание в зоне риска. Центр
тяжести у ребенка расположен выше. Во время бега ему сложно остановиться, но
проще потерять равновесие и упасть. По данным физиологов, ребенок с
опозданием реагирует на сигнал взрослого, так как не сразу слышит информацию.
Ребенок по-разному реагирует на разные транспортные средства: с опаской
относится к большим грузовым машинам и недооценивает опасность легковых
автомобилей, мотоциклов и велосипедов. Безопасность детей на улице зависит от
того, насколько хорошо знают и выполняют они правила дорожного движения.
Мы все живем сегодня в век скоростей, в век научно-технического прогресса.
По современным дорогам мчатся быстроходные автомобили, в воздухе летят
сверхзвуковые лайнеры и космические корабли, по морям и океанам плывут
быстроходные суда. Все вокруг торопятся, спешат...
Одна секунда... много это или мало? Для пешехода одна секунда пустяк, шаг
шагнуть. А для водителя секунда – вещь весьма серьезная. За 1 секунду машина,
идущая со скоростью 60 км/ч, проезжает больше 16 м, а со скоростью 80 км/ч – 22
м.Как порой бывает: машина совсем близко, а мы перебегаем дорогу. Нам и
невдомек, что водитель не успеет вовремя остановиться. Автомобиль движется
юзом даже тогда, когда нажаты тормоза. А на ледяной дороге машина остановится
только через 400 метров! Помните об этом.
Чтобы перейти улицу, как положено, на зеленый свет, надо подождать всего 30–35
секунд. Если кто-то захочет сэкономить эти секунды, то может поплатиться своим
здоровьем или даже жизнью.
От педагога требуется не столько обучение школьников правилам дорожного
движения, сколько формирование у них навыков безопасного поведения и
развитие познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на
улице. Превращение их в устойчивые привычки и стереотипы являются сложным,
длительным, обучающим и воспитывающим процессом, требующим применение
целого ряда психолого-педагогических методик.
Педагогу больше внимания следует уделять приобретению детьми опыта
поведения на улицах и дорогах через организацию различных видов
деятельности.