Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Каенкай" с. Калейкино"
Населённый пункт: РТ, Альметьевский район, с. Калейкино
Наименование материала: Статья
Тема: "Технологии социальной работы с детьми"
Описание:
Технология социальной работы – это одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Технология социальной работы – это одна из отраслей социальных
технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и
поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Специалистами в области социальных технологий выработаны
следующие необходимые условия технологизации практической деятельности в
социальной сфере:
- объект воздействия должен обладать определенной степенью сложности,
т.е. иметь признаки социальной системы;
- должны быть выделены элементы системы объекта социального
воздействия, особенности его строения (структура) и функционирования;
- возможность формализации реально происходящих процессов и
представления их в виде определенных операций, процедур, показателей;
- возможность воспроизводства и повторяемость операций, процедур или
показателей в новых условиях.
Технологию социальной работы можно рассматривать в двух аспектах. Во-
первых, в широком плане - как систему теоретических знаний и практику,
которая представляет собой организацию, алгоритм и всю совокупность
средств, способов и приемов воздействия на различные объекты социальной
работы. Такой подход к технологическим проблемам характерен, прежде всего,
для управленческих органов и организаторов реализации социальной политики
на федеральном и региональном уровнях. Во-вторых, как совокупность частных
технологий, специфика которых обусловлена конкретным субъектом и объектом
социальной работы. Этот подход к проблемам технологии социальной работы
присущ, прежде всего, непосредственным организаторам социальной работы с
клиентами социальных учреждений, с различными категориями населения по
месту жительства или работы.
Современный специалист социальной работы – это профессионал,
глубоко разбирающийся в вопросах социальных отношений, в правовых
гарантиях граждан, тонко улавливающий нравственно-психологические
проблемы жизнедеятельности людей и способный грамотно оказать им
соответствующую ситуации помощь.
Как специалист в области социальных отношений социальный работник
должен знать теоретические и методологические основы социального
управления, специфику организации социальной работы с различными
категориями населения, ее историю, отечественные традиции и мировой опыт
организации социальной защиты населения. Кроме теоретических знаний,
социальная работа требует и глубокой технологической подготовки,
выражающейся в наличии навыков в области социально-психологического и
ситуационного анализа, социально-организационной диагностики условий
жизнедеятельности различных групп населения, проведения конкретно-
социологических исследований, прогнозирования и выявления тенденций
развития социальных процессов, оптимального выбора инструментария,
регулирующего их протекание. Важными критериями профессионализма
социального работника являются организаторские способности, высокая общая
и правовая культура, психолого-педагогический такт.
Сфера деятельности социального педагога — человек, его интересы и
права. Социальный педагог работает со всеми категориями населения: детьми,
молодежью, взрослыми и пожилыми людьми в различных социокультурных
средах. Он участвует в решении конкретных жизненных проблем отдельного
человека, семьи, группы людей, оказывает содействие в саморазвитии
личности, стимулировании людей на развитие их собственных сил и резервов;
организует помощь семье, родителям в обучении и решении проблем,
связанных с учебой и воспитанием, особенно в устранении причин, негативно
влияющих на успеваемость, поведение и развитие ребенка.
Социальный педагог участвует в диагностировании и разрешении
конфликтов, затрагивающих интересы ребенка, с целью предотвращения
серьезных последствий. Он выявляет запросы и потребности ребенка,
разрабатывает меры помощи конкретным учащимся, привлекая для этих целей
специалистов.
Некоторые специалисты, исходя из многоплановой деятельности
социального педагога, к его диагностической функции относят также
медицинскую диагностику, используя ее результаты он может определять
социально-педагогические последствия заболеваний и признаки их влияния на
формирование личности; психологическую диагностику, цель которой —
использование результатов поставленного диагноза о состоянии
психологических особенностей личности в работе социального педагога;
социальную диагностику с целью научно обоснованного заключения о
состоянии социального здоровья ребенка; педагогическую диагностику,
включающую изучение личности ребенка и детского коллектива для
обеспечения в дальнейшем индивидуального подхода в процессе воспитания;
социально-педагогическую диагностику, в процессе которой происходит сбор
информации о влиянии на личность и социум социально-психологических,
педагогических, экологических и социологических факторов.
Организаторская функция социального педагога связана с организацией
общественно ценной деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров в
решении задач социально-педагогической помощи разным категориям
населения и реализации планов, проектов, программ социальной защиты и
поддержки молодежи, людей зрелого возраста, пожилых.
Прогностическая функция предполагает участие социального педагога в
разработке перспектив социально-педагогического развития микрорайона и
образовательного учреждения, социально-педагогическом проектировании
становления личности конкретного ребенка и групп детей.
Организационно-коммуникативная функция направлена на включение
школьников в процесс социального воспитания, на организацию совместного
труда и отдыха населения микрорайона; на установление деловых и
личностных контактов между людьми; способствует налаживанию
взаимодействия различных социальных институтов в их работе с детьми и
семьями.
Охранно-защитная функция предполагает использование имеющегося
арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействие
применению мер государственного принуждения и реализации юридической
ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные
противоправные воздействия на подопечных социального педагога.
К функциям социального педагога относят также социально-
компенсаторную, посредническую, социально-терапевтическую,
коррекционную и ряд других.
В профессиональной деятельности социального педагога следует
выделить главные направления — это его практическая, образовательная и
исследовательская деятельность.
Практическая деятельность сводится к решению проблем ребенка
(подростка), а также к координации деятельности различных ведомственных
служб в оказании ему помощи.
По данным современной науки, успешное решение этой задачи
становится возможным при создании определенных психолого-педагогических
условий для эффективного воздействия на личность ребенка различных
социальных факторов посредством организации учебно-воспитательного
процесса с включением в него окружающей среды. К психолого-
педагогическим условиям, определяющим степень эффективности различных
социальных воздействий на человека, следует в первую очередь отнести
нравственно-психологический климат образовательных учреждений, ибо только
в этом случае в личности формируется позитивная позиция по отношению к
миру, доверие к нему, при котором следует учесть, что субъективные отношения
закладываются в их контуре. Психологические особенности развивающейся
личности формируются в раннем возрасте, и привитые с детства, всегда
оказываются очень прочными и активно воздействуют на весь процесс
дальнейшего формирования личности.
Наличие социальной службы различного рода, наряду с педагогическим
коллективом ДОУ - школы развития, позволяют формировать личность, готовую
выполнять широкий круг социальных функций, так как создается широта и
разнообразие связей, а главное, выход в семью с целью оказания ей
всесторонней помощи в плане воспитания ребенка, его социальной защиты.
Современная семья переживает этап эволюции перехода с традиционной
мысли к новой, изменяются виды семейных отношений.
Иными становятся система власти и подчинения в семейной жизни, роли
и функциональная зависимость супругов, положение детей, другой облик
приобретает весь семейный уклад, стиль жизни и т.д.
Если в семье создана атмосфера взаимного уважения и доверия, то
каждый член семьи может максимально реализовать свой потенциал. Одной из
самых эффективных социальных сил, влияющих на формирование личности,
является семья, огромный диапазон воспитательного воздействия и
уникальность методов воспитательного и психологического влияния семьи
делают ее одним из самых мощных средств социализации, воспитания и
развития личности на этапе ее становления, решения таких задач, как
воспитание семьянина, формирование в человеке качеств члена определенной
общности, живущего по нравственным принципам человеческого общения.
В то же время семья — объект воспитательного воздействия со стороны
государства, общества, различных социальных институтов. Она нуждается в
разносторонней помощи общества.
Список использованной литературы
1.
Гребенников И. В. Основы семейной жизни. — М., 1991.
2.
Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей.
Педагогическое общество Россиян. Москва, 2006.
3.
Мудрик А. В. Социализация человека. — М., 2004.
4.
Технологии социальной работы / Под ред. Е. И.Холостовой. — М., 2001.
Шептенко П. А., Дронова Е.Н. Социально-педагогическая поддержка
школьников в работе социального педагога. — Барнаул, 2004.
5.
Торохтий В.С. Технологии психолого-педагогического обеспечения
социальной работы с семьёй. 2000.
6.
Харчева В. Г. Основы социологии. — М., 1999.