Напоминание

"Технологии социальной работы с детьми"

Автор: Давлетбаева Сагадят Махмутовна

Должность: заведующий

Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Каенкай" с. Калейкино"

Населённый пункт: РТ, Альметьевский район, с. Калейкино

Наименование материала: Статья

Тема: "Технологии социальной работы с детьми"

Описание:

Технология социальной работы – это одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=1407

Опубликовано 07.11.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Технология социальной работы – это одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Специалистами в области социальных технологий выработаны следующие необходимые условия технологизации практической деятельности в социальной сфере: - объект воздействия должен обладать определенной степенью сложности, т.е. иметь признаки социальной системы; - должны быть выделены элементы системы объекта социального воздействия, особенности его строения (структура) и функционирования; - возможность формализации реально происходящих процессов и представления их в виде определенных операций, процедур, показателей; - возможность воспроизводства и повторяемость операций, процедур или показателей в новых условиях. Технологию социальной работы можно рассматривать в двух аспектах. Во- первых, в широком плане - как систему теоретических знаний и практику, которая представляет собой организацию, алгоритм и всю совокупность средств, способов и приемов воздействия на различные объекты социальной работы. Такой подход к технологическим проблемам характерен, прежде всего, для управленческих органов и организаторов реализации социальной политики на федеральном и региональном уровнях. Во-вторых, как совокупность частных технологий, специфика которых обусловлена конкретным субъектом и объектом социальной работы. Этот подход к проблемам технологии социальной работы присущ, прежде всего, непосредственным организаторам социальной работы с клиентами социальных учреждений, с различными категориями населения по месту жительства или работы. Современный специалист социальной работы – это профессионал, глубоко разбирающийся в вопросах социальных отношений, в правовых гарантиях граждан, тонко улавливающий нравственно-психологические проблемы жизнедеятельности людей и способный грамотно оказать им соответствующую ситуации помощь. Как специалист в области социальных отношений социальный работник должен знать теоретические и методологические основы социального управления, специфику организации социальной работы с различными категориями населения, ее историю, отечественные традиции и мировой опыт организации социальной защиты населения. Кроме теоретических знаний, социальная работа требует и глубокой технологической подготовки, выражающейся в наличии навыков в области социально-психологического и
ситуационного анализа, социально-организационной диагностики условий жизнедеятельности различных групп населения, проведения конкретно- социологических исследований, прогнозирования и выявления тенденций развития социальных процессов, оптимального выбора инструментария, регулирующего их протекание. Важными критериями профессионализма социального работника являются организаторские способности, высокая общая и правовая культура, психолого-педагогический такт. Сфера деятельности социального педагога — человек, его интересы и права. Социальный педагог работает со всеми категориями населения: детьми, молодежью, взрослыми и пожилыми людьми в различных социокультурных средах. Он участвует в решении конкретных жизненных проблем отдельного человека, семьи, группы людей, оказывает содействие в саморазвитии личности, стимулировании людей на развитие их собственных сил и резервов; организует помощь семье, родителям в обучении и решении проблем, связанных с учебой и воспитанием, особенно в устранении причин, негативно влияющих на успеваемость, поведение и развитие ребенка. Социальный педагог участвует в диагностировании и разрешении конфликтов, затрагивающих интересы ребенка, с целью предотвращения серьезных последствий. Он выявляет запросы и потребности ребенка, разрабатывает меры помощи конкретным учащимся, привлекая для этих целей специалистов. Некоторые специалисты, исходя из многоплановой деятельности социального педагога, к его диагностической функции относят также медицинскую диагностику, используя ее результаты он может определять социально-педагогические последствия заболеваний и признаки их влияния на формирование личности; психологическую диагностику, цель которой — использование результатов поставленного диагноза о состоянии психологических особенностей личности в работе социального педагога; социальную диагностику с целью научно обоснованного заключения о состоянии социального здоровья ребенка; педагогическую диагностику, включающую изучение личности ребенка и детского коллектива для обеспечения в дальнейшем индивидуального подхода в процессе воспитания; социально-педагогическую диагностику, в процессе которой происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов. Организаторская функция социального педагога связана с организацией общественно ценной деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров в решении задач социально-педагогической помощи разным категориям
населения и реализации планов, проектов, программ социальной защиты и поддержки молодежи, людей зрелого возраста, пожилых. Прогностическая функция предполагает участие социального педагога в разработке перспектив социально-педагогического развития микрорайона и образовательного учреждения, социально-педагогическом проектировании становления личности конкретного ребенка и групп детей. Организационно-коммуникативная функция направлена на включение школьников в процесс социального воспитания, на организацию совместного труда и отдыха населения микрорайона; на установление деловых и личностных контактов между людьми; способствует налаживанию взаимодействия различных социальных институтов в их работе с детьми и семьями. Охранно-защитная функция предполагает использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на подопечных социального педагога. К функциям социального педагога относят также социально- компенсаторную, посредническую, социально-терапевтическую, коррекционную и ряд других. В профессиональной деятельности социального педагога следует выделить главные направления — это его практическая, образовательная и исследовательская деятельность. Практическая деятельность сводится к решению проблем ребенка (подростка), а также к координации деятельности различных ведомственных служб в оказании ему помощи. По данным современной науки, успешное решение этой задачи становится возможным при создании определенных психолого-педагогических условий для эффективного воздействия на личность ребенка различных социальных факторов посредством организации учебно-воспитательного процесса с включением в него окружающей среды. К психолого- педагогическим условиям, определяющим степень эффективности различных социальных воздействий на человека, следует в первую очередь отнести нравственно-психологический климат образовательных учреждений, ибо только в этом случае в личности формируется позитивная позиция по отношению к миру, доверие к нему, при котором следует учесть, что субъективные отношения закладываются в их контуре. Психологические особенности развивающейся личности формируются в раннем возрасте, и привитые с детства, всегда
оказываются очень прочными и активно воздействуют на весь процесс дальнейшего формирования личности. Наличие социальной службы различного рода, наряду с педагогическим коллективом ДОУ - школы развития, позволяют формировать личность, готовую выполнять широкий круг социальных функций, так как создается широта и разнообразие связей, а главное, выход в семью с целью оказания ей всесторонней помощи в плане воспитания ребенка, его социальной защиты. Современная семья переживает этап эволюции перехода с традиционной мысли к новой, изменяются виды семейных отношений. Иными становятся система власти и подчинения в семейной жизни, роли и функциональная зависимость супругов, положение детей, другой облик приобретает весь семейный уклад, стиль жизни и т.д. Если в семье создана атмосфера взаимного уважения и доверия, то каждый член семьи может максимально реализовать свой потенциал. Одной из самых эффективных социальных сил, влияющих на формирование личности, является семья, огромный диапазон воспитательного воздействия и уникальность методов воспитательного и психологического влияния семьи делают ее одним из самых мощных средств социализации, воспитания и развития личности на этапе ее становления, решения таких задач, как воспитание семьянина, формирование в человеке качеств члена определенной общности, живущего по нравственным принципам человеческого общения. В то же время семья — объект воспитательного воздействия со стороны государства, общества, различных социальных институтов. Она нуждается в разносторонней помощи общества. Список использованной литературы 1. Гребенников И. В. Основы семейной жизни. — М., 1991. 2. Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. Педагогическое общество Россиян. Москва, 2006. 3. Мудрик А. В. Социализация человека. — М., 2004. 4. Технологии социальной работы / Под ред. Е. И.Холостовой. — М., 2001. Шептенко П. А., Дронова Е.Н. Социально-педагогическая поддержка школьников в работе социального педагога. — Барнаул, 2004. 5. Торохтий В.С. Технологии психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьёй. 2000. 6. Харчева В. Г. Основы социологии. — М., 1999.


Яндекс.Метрика