Напоминание

"Исцеление творчеством"

Автор: Ядричева Наталья Евгеньевна

Должность: педагог дополнительного образования

Учебное заведение: ОГКОУ ДОД "Костромской областной Дворец творчества детей и молодежи"

Населённый пункт: г.Кострома

Наименование материала: рекомендации для родителей

Тема: "Исцеление творчеством"

Описание:

Первая ассоциация с лечением – это горькие таблетки и болезненные уколы. Но удивительно сознавать, что для решения и определения некоторых проблем достаточно нарисовать все, что пришло в голову, а для нормализации эмоционального состояния и улучшения здоровья - просто, например, послушать музыку. Лечит любая творческая деятельность - и прежде всего собственное творчество. Арт – терапия, что в переводе значит – "исцеление искусством", снимает у любого ребенка, самые разные проявления нестабильности настроения: тревоги, страха, стресса, но главное воздействует на ребенка мягко и незаметно, вызывает радостное, приподнятое настроение, положительные эмоции.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=1481

Опубликовано 10.11.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Ядричева Наталья Евгеньевна педагог дополнительного образования ОГКОУ ДОД «Костромской областной Дворец творчества детей и молодежи»
Исцеление творчеством
«Один рисунок стоит тысячи слов» восточная мудрость Первая ассоциация с лечением – это горькие таблетки и болезненные уколы. Но удивительно сознавать, что для решения и определения некоторых проблем достаточно нарисовать все, что пришло в голову, а для нормализации эмоционального состояния и улучшения здоровья - просто, например, послушать музыку. Лечит любая творческая деятельность - и прежде всего собственное творчество. Арт – терапия, что в переводе значит – «исцеление искусством», снимает у любого ребенка, самые разные проявления нестабильности настроения : тревоги, страха, стресса, но главное воздействует на ребенка мягко и незаметно, вызывает радостное, приподнятое настроение, положительные эмоции. Все дети искренне верят, что жизнь создана только для радости, для беспредельного счастья, и эта вера – одно из важнейших условий их нормального психического роста. Поэтому необходимо укреплять эту веру в ребёнке через занятия творчеством. К самым популярным видам арт-терапии относятся:  Рисование – классический метод арт-терапии, пока что остается самым популярным, доступным, интересным для детей всех возрастов;  Музыкотерапия – лечение музыкой, это может быть ее прослушивание, игра на музыкальных инструментах, а также ритмичные хлопки руками, постукивания и прочие примитивные приемы, не требующие особых навыков;  Танцевально-двигательная терапия направлена на выражение своих чувств, эмоций с помощью движений, танца. Человеческое тело взаимосвязано с его душой;  Драматерапия – разыгрывание жизненных сюжетов, ситуаций близких ребенку и решение с их помощью проблем, детских страхов;  Сказкотерапия основана на чтении, прослушивании, сочинении детьми сказок, рассказов, она помогает интеллектуальному и моральному развитию;
 Игротерапия используется для анализа и лечения психологических проблем детей;  Цветотерапия – воздействие на физическую и психологическую сторону детей с помощью цвета;  Песочная терапия – это игра песком или рисование на нем, она помогает установить контакт с природой, развить мелкую моторику, снять волнение, напряжение, усталость;  Куклотерапия включает в себя изготовление кукол, постановку с их помощью театральных сценок, сказок, жизненных ситуаций, упрощенный способ общения;  Складывание оригами тоже начали относить к одному из видов арт- терапии, имеющему свойство раскрывать творческие потенциалы, развивать моторику рук, успокаивать. Эффективны все виды творчества! Совершенно не обязательно ограничиваться лишь одним направлением. Наилучший эффект достигается при сочетании различных творческих проявлений. Например, когда рисующий ещё и поёт, или когда автор рисунка придумывает по нему историю. Рисование считается одним из лучших методов лечения психических расстройств и психологических проблем у ребёнка. Детский рисунок – это результат работы души и интеллекта, он несет особую информацию о состоянии здоровья ребенка, о его внутреннем мире. «
Один рисунок стоит

тысячи слов» .
Эта восточная мудрость, пожалуй, наиболее точно отражает основную идею изо-терапии. Рисование, регулярное, с элементами фантазии необходимо всем детям ежедневно! И, кстати, если ребенок не хочет рисовать - это само по себе уже некоторый симптом не вполне благоприятного развития личности. Рисование – это творческий процесс, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию ( понимание другого человека), быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. На занятиях по рисованию необходимо строить свои отношения с ребёнком таким образом, чтобы он делился своими ощущениями, чувствами, эмоциями, своим отношением к происходящему процессу творения. В результате этого ребёнок начинает лучше осознавать себя. Когда ребёнок берёт в руки кисточку, карандаш, пластилин или лист бумаги с авторучкой, он как бы высвобождает свое подсознание. В рисунке или даже аппликации отражаются внутренние конфликты, страхи, комплексы. На них теперь можно посмотреть со стороны, осознать – а это первый шаг к освобождению от них. У арт-терапии, по сути, две взаимосвязанные функции: диагностика и
исцеление творческим самовыражением. С помощью нарисованного рисунка и придуманной истории по нему можно ненавязчиво определить, что беспокоит ребёнка в данный момент. Попробуйте узнать, что на душе у ребёнка, начав рисовать рисунок и придумывать историю или сказку… о нём самом! Попросите ребёнка нарисовать самого себя. Себя сейчас, себя в будущем, себя в фантазии или во сне… У арт-терапии есть одно золотое правило: процесс важнее результата. Рисуя, ребёнок начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется, отвлекается от грустных печальных событий, обид. Демонстративность, негативизм, агрессия (формы психической защиты) уступают место инициативности, творчеству. Через творчество дети получают новую информацию о себе: «я успешен», «у меня есть способности», «я признан другими», «моё мнение учитывается», «я могу справиться с трудностями». Таким образом, формируется положительная самооценка ребёнка, воспитывается чувство собственного достоинства, самоуважения, вера в собственные силы.
Ощущение успеха для ребенка очень важно!
Тренировка движений пальцев и кистей рук в изобразительной деятельности является важнейшим фактором развития речи ребенка ( ребенок объясняет, что он нарисовал, как, почему ); способствует улучшению артикуляционных движений, повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирует развитие мышления ребенка. В характере ребенка, регулярно занимающегося рисованием, постепенно и естественным образом формируется и воспитывается: внимание, терпение, ответственность, самостоятельность, целеустремлённость, организованность, устойчивый интерес к результату деятельности, умение контролировать своё поведение, планировать процесс работы, что выступает важными составляющими такой характеристики личности как готовность к школьному обучению. Таким образом, в особой символической форме: через рисунок и художественно – творческую деятельность мы можем помочь ребёнку, т.е. создать благоприятные условия для его успешного развития. Творим и выздоравливаем!


Яндекс.Метрика