Напоминание

"Из опыта работы с одаренными детьми в МБУ ДО Ремонтненском ЦДТ"

Автор: Черноусова Марина Алексеевна

Должность: методист, педагог дополнительного образования

Учебное заведение: МБУ ДО Ремонтненский ЦДТ

Населённый пункт: село Ремонтное, Ростовская область

Наименование материала: статья

Тема: "Из опыта работы с одаренными детьми в МБУ ДО Ремонтненском ЦДТ"

Описание:

В статье приведены апробированные формы работы по развитию и поддержке детей с признаками одаренности в социальной и творческой сфере деятельности в системе дополнительного образования.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=1491

Опубликовано 10.11.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

В «Концепции развития дополнительного образования до 2020 года» одним из основных принципов государственной политики ДО является национальная система поиска и поддержки талантливых детей. Следовательно, среди приоритетных направлений работы дополнительного образования является создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Муниципальная целевая программа «Одаренные дети» в системе дополнительного образования Ремонтненского района реализуется на базе МБУ ДО Ремонтненского ЦДТ (далее – ЦДТ) при Центре инновационного и воспитательного развития (далее – ЦИВР) с 2009 года. В целях выявления и поддержки детей с высокой творческой и социальной мотивацией в ЦДТ проводятся различные конкурсы и мероприятия. Традиционными являются: «Искорки таланта» (для детей дошкольного возраста), «Таланты без границ» (для учащихся образовательных учреждений), «Команда XXI века» (для лидеров детского движения и ученического самоуправления 13 – 17 лет). Развитие потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных программ. В эти программы включаются образовательные технологии по развитию творческих способностей детей, коммуникативных, лидерских и иных личностных качеств, способствующих дальнейшей социальной адаптации одаренных детей. Основным звеном в работе по развитию способностей одаренных детей в ЦДТ является очно- заочная форма обучения в «Школе социального успеха», «Школе юных корреспондентов», «Арт - школе». «Школа социального успеха» реализуется с 2010 г. Основной целью ее работы является создание условий для успешной социализации в современных реалиях высокомотивированных подростков. Обучающиеся «Школы» - учащиеся 12 – 17 лет ОО Ремонтненского района с явными и потенциальными признаками социальной одаренности (лидеры). Занятия в «Школе социального успеха» осуществляются в каникулярное время в форме коллективных сессий, в течение учебного года – групповая и индивидуальная работа (дистанционное обучение, консультации в социальных сетях Интернета). Практические занятия проводятся в форме мастер – классов, тренингов. Особое внимание уделяется социальному проектированию, позволяющему учащимся участвовать в решении проблем местного сообщества, отрабатывать социальные навыки, проявлять активную жизненную позицию. В 2013 г. из первого набора (15 чел.) Свидетельство об окончании «Школы социального успеха» получили 11 учащихся. По итогам второго набора в 2014 году 6 человек, отлично выполнившие программу первого года обучения, получили разряд «лидер-коммуникатор».
Еще 6 человек в 2015 году стали «лидерами – организаторами». Им были выданы значки специального образца. Ежегодно учащиеся «Школы» входят в «Молодежную команду Губернатора», принимают участие в областной молодежной смене «Молодая волна». Выпускница объединения Сенченко Анна в 2013 г. и в 2014 г. приняла участие во всероссийской летней смене молодежи «Селигер», в 2014 году - в Сочинской Олимпиаде в качестве волонтера. В «Школе юных корреспондентов» развивают журналистские навыки, коммуникативные и креативные способности учащиеся очно – заочного объединения «Юниор-экспресс» (создан в 2003 г.). Лучшие материалы юнкоров публикуются в детской газете школьников Ремонтненского района «Юниор-экспресс» (учредитель – ЦДТ), на сайтах («Содружество детей и молодежи Дона», Всероссийское сообщество школьных изданий «Стенгазета», «Реальное право» и т.д.), в интернет – группах. Социально одаренные дети «Школы социального успеха» и «Школы юных корреспондентов» принимают активное участие в общественной жизни района и области, являются участниками, призерами и победителями конкурсов разных уровней
.


Сравнительные показатели участия социально одаренных детей (лидеров, юнкоров) в конкурсах разного уровня Год Районный уровень Областной уровень Всероссийский уровень Международный уровень Уч. Пр. Поб. Уч. Пр. Поб. Уч. Пр. Поб. Уч. Пр. Поб. 2012 - 2013 12 3 4 8 2 1 4 1 1 1 1 1 2013 – 2014 15 6 5 15 2 2 7 2 1 3 1 1 2014 - 2015 18 8 7 14 6 4 6 2 4 5 2 2 Условные обозначения: Уч. – участники Пр. – призеры Поб. - победители «Арт-школа» с 2012 года осуществляет развитие творческих способностей детей и подростков 10 – 17 лет в художественно-эстетической направленности (вокал, хореография, ИЗО, ДПИ). В каникулярное время в «Арт-школе» проводятся очные сессии, в течение учебного года - выездные занятия педагогов дополнительного образования. Количественный состав учащихся «Арт-школы»
2012 – 2015 г.г. Направления Кол-во Всего 2012-2013 уч. г. Вокал 14 Хореография 13 ДПИ 12 ИЗО 15 54чел. 2013-2014 уч. г. Вокал 14 Хореография 14 ДПИ 10 ИЗО 11 49 чел. 2014 – 2015 уч.г. Хореография 27 ДПИ 15 ИЗО 14 56 чел. Общее число 159 чел. С 2011 года в целях стимулирования одаренных детей в системе дополнительного образования проводится районный фестиваль «Звездная радуга». Победителям фестиваля вручаются грамоты и медали специального образца. Их фотопортреты помещаются на Доске почета «Звездная радуга». Количественный состав победителей фестиваля «Звездная радуга» Год Направленность деятельности (номинации), количество победителей лидеры юнкоры ДПИ ИЗО вокал хореография спортивные достижени я 2011 5 2 1 1 1 1 2 2012 3 1 1 1 1 2 2 2013 2 3 1 1 1 2 1 2014 1 2 1 1 1 2 2 2015 1 2 1 1 1 2 2 Всего 12 10 5 5 5 9 9 В целях развития творческого потенциала детей, организации культурного досуга и укрепления здоровья во время летних каникул ЦДТ организует работу профильных смен: «Солнечная страна» - для детей с высокой степенью мотивации в художественно-эстетической сфере деятельности; «Компас лидера» - для детей с признаками социальной одаренности (лидеры, юнкоры). В течение смен проводятся творческие мастерские, тренинговые занятия, социальные акции, досуговые мероприятия, экскурсии и т.д. Одной из форм педагогической поддержки одаренных детей в ЦДТ является применение индивидуальных образовательных маршрутов.
Безусловно, персональное взаимодействие педагога с воспитанником является обязательным условием успешности образовательного процесса. Индивидуальная работа позволяет выявлять общие и специальные способности ребенка; формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию. Обучение строится по нескольким направлениям: развитию специальных (прикладных, творческих, организаторских) умений и навыков, креативного мышления, обогащению познавательных интересов, избавлению от психологических барьеров и т.д. Занятия проводятся в очно-заочной форме. Расписание составляется с учетом удобного для учащихся времени. Положительными результатами обучения воспитанников по индивидуальным маршрутам можно считать тот факт, что учащиеся впоследствии выбирают профессию в соответствии со своими развитыми способностями: так, Сикаренко А. в 2014 г. поступила в Кубанский Государственный университет на факультет журналистики; Сенченко А., будучи студенткой РГЭУ, ведет активную общественную жизнь: является молодежным министром труда и социального развития в Правительстве Ростовской области, занимается волонтерской деятельностью в составе ЭКА- движения Ростовской области. Конфуций говорил: «Самое прекрасное зрелище на свете – вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы ему показали путь». Отрадно осознавать, что педагогам дополнительного образования принадлежит уникальная возможность: воспитать и развить счастливого человека и успешного гражданина нашего общества.


Яндекс.Метрика