"Поисково-исследовательская работа с детьми старшего дошкольного возраста"
Автор: Кладова Эльвира Анатольевна
Должность: рСП, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДОД "Дворец творчества детей и молодежи"
Населённый пункт: г. Ангарск Иркутской области
Наименование материала: статья
Тема: "Поисково-исследовательская работа с детьми старшего дошкольного возраста"
Описание:
В статье делюсь личным опытом организации поисково- исследовательской работы с семьями воспитанников.
Ссылка на публикацию:
http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=1501
Опубликовано 11.11.2015
Перейти в превью раздела образования
Текстовая часть публикации
Поисково-исследовательская работа с детьми
старшего дошкольного возраста.
Из опыта работы
Составила: педагог дополнительного образования, руководитель
структурного подразделения «Школа дошкольников» МБОУ ДОД «Дворец
творчества детей и молодежи» г. Ангарска Иркутской области
Кладова Эльвира Анатольевна.
Исследовательскую деятельность принято рассматривать как особый вид
интеллектуально- творческой деятельности, порождаемый в результате
функционирования механизмов поисковой деятельности и строящейся на
базе исследовательского поведения. Исследовательская деятельность
включает в себя
;
мотивирующие факторы исследовательского
поведения ( поисковую активность) и механизм его осуществления( в
роли которой выступает мышление), анализ полученных результатов,
оценку динамики ситуации и т.д.
Мне интересным показалось то, что сегодня существуют методики
исследовательской деятельности, применяемые в работе с детьми
дошкольного возраста.
Методологической основой организации исследовательской деятельности
у детей дошкольного возраста явились утверждения А.И. Савенкова,
прежде всего это:
Главная цель исследовательского обучения – формирование способностей
самостоятельно и творчески осваивать и
( перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере
человеческой культуры.
По своему опыту работы, хочу заметить, что говоря о работе с детьми
старшего дошкольного возраста (6-7 лет) им, конечно, необходима
помощь педагога и родителей. Для того, чтобы исследовательская
деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подобрать
содержание, доступное их пониманию, создавать проблемные ситуации,
решая которые ребенок будет открывать для себя что-то новое, и при
которой, ребенок хочет решить какие- то трудные для себя задачи, но
ему не хватает данных и он должен их искать.
Для создания проблемных ситуаций мною используются следующие
методические приемы:
- Подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти
способ его решения,
- Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос
- Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам, сопоставлению
фактов
- Постановка конкретных вопросов на обобщение, конкретизацию, логику.
Три этапа исследовательской деятельности выделили И. Ильницкая и
Л. Остапенко.
На первом этапе педагог побуждает детей внимательно всматриваться в
изучаемый объект, описывать его внешние признаки, выделять главное,
сравнивать с другими объектами, анализировать, делать выводы и
обобщения.
На втором этапе педагог формирует исследовательскую активность детей
в форме умения ставить вопросы и разрешать возникающие проблемы.
Необходимо создавать такие условия, которые должны способствовать
развитию умения задавать вопросы исследовательского характера( на
выявление главных признаков объекта, его функций, его места в мире)
На третьем этапе целесообразно организовать деятельность по
конструированию, в процессе которой дети учатся анализировать условия и
находить самостоятельное решение, создавать замысел конструкции и в
соответствии с ним планировать свою деятельность.
Для исследовательской деятельности могут быть выбраны следующие
типы исследований:
- Опыты, экспериментирование,
- Коллекционирование (классификационная работа)
- Путешествие по «Реке времени»- история профессий, история
письменности, почты и т. п.
- Путешествие по карте – стороны света, рельефы местности и т. д.
С января 2014 году я со своими воспитанниками приступила к
исследовательской работе, относящейся к типу - путешествие по реке
времени, разработав ряд тем:
1.
История создания автомобиля
2.
Зачем людям нужны памятники? История возникновения памятников
г. Ангарска
3.
История возникновения игры и игрушки
4.
История создания измерительных приборов. Часы. Поход в Ангарский
Музей Часов -
5.
История возникновения домов и строений в г. Ангарске.
6.
Что там в космосе?
Я составила вопросы по каждой теме, на которые дети отвечали с
помощью родителей и педагога, собирали материал по данной теме из
разных источников информации, оформляли его, готовили сообщение.
Результатом исследовательской деятельности считаю:
Творческие работы детей, выполненные при помощи родителей и
педагога, освоение детьми социального опыта совместной деятельности,
расширение и обогащение знаний детей о мире, об истории своей страны,
своего города и всемирной истории, временных рамок т.п. создание
условий для рождения нового опыта. Развитие уровня коммуникативной
компетентности, осознания функций речи (готовят сообщение, с которым
выступают перед детьми), а также развитие самопознания и
положительной самооценки.
Очень важным моментом, считаю также, смотивированность и
заинтересованность родителей дошколят в поисково-исследовательской
работе, которые зачастую, сами увлекаются предложенной темой и
материала собирают гораздо больше необходимого их детям для
доклада.
Например, готовя сообщение о домах и строениях г. Ангарска, о
памятниках родного города, родители так увлеклись, разыскивая
материал в библиотеках города, в интернете, что составили скорее
реферат для старшеклассников, чем доклад для дошкольников, позже
признались, что, собирая материал, сами заинтересовались , открыли для
себя много нового, казалось бы в известных всем ангарчанам вещах, и
уже не смогли вовремя остановиться. И здесь уже возникает другая задача
- из большого объема материала выбрать необходимое количество для
сообщения, которое готовят вместе с ребенком.
В следующем году планирую продолжить проводить поисково-
исследовательскую работу с детьми, обратившись, в том числе, к
биографической и к классификационной работе.