Напоминание

"Поисково-исследовательская работа с детьми старшего дошкольного возраста"

Автор: Кладова Эльвира Анатольевна

Должность: рСП, педагог дополнительного образования

Учебное заведение: МБОУ ДОД "Дворец творчества детей и молодежи"

Населённый пункт: г. Ангарск Иркутской области

Наименование материала: статья

Тема: "Поисково-исследовательская работа с детьми старшего дошкольного возраста"

Описание:

В статье делюсь личным опытом организации поисково- исследовательской работы с семьями воспитанников.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=1501

Опубликовано 11.11.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Поисково-исследовательская работа с детьми

старшего дошкольного возраста.

Из опыта работы

Составила: педагог дополнительного образования, руководитель

структурного подразделения «Школа дошкольников» МБОУ ДОД «Дворец

творчества детей и молодежи» г. Ангарска Иркутской области

Кладова Эльвира Анатольевна.

Исследовательскую деятельность принято рассматривать как особый вид

интеллектуально- творческой деятельности, порождаемый в результате

функционирования механизмов поисковой деятельности и строящейся на

базе исследовательского поведения. Исследовательская деятельность

включает в себя
;
мотивирующие факторы исследовательского

поведения ( поисковую активность) и механизм его осуществления( в

роли которой выступает мышление), анализ полученных результатов,

оценку динамики ситуации и т.д.

Мне интересным показалось то, что сегодня существуют методики

исследовательской деятельности, применяемые в работе с детьми

дошкольного возраста.

Методологической основой организации исследовательской деятельности

у детей дошкольного возраста явились утверждения А.И. Савенкова,

прежде всего это:

Главная цель исследовательского обучения – формирование способностей

самостоятельно и творчески осваивать и

( перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере

человеческой культуры.

По своему опыту работы, хочу заметить, что говоря о работе с детьми

старшего дошкольного возраста (6-7 лет) им, конечно, необходима

помощь педагога и родителей. Для того, чтобы исследовательская

деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подобрать


содержание, доступное их пониманию, создавать проблемные ситуации,

решая которые ребенок будет открывать для себя что-то новое, и при

которой, ребенок хочет решить какие- то трудные для себя задачи, но

ему не хватает данных и он должен их искать.

Для создания проблемных ситуаций мною используются следующие

методические приемы:

- Подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти

способ его решения,

- Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос

- Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам, сопоставлению

фактов

- Постановка конкретных вопросов на обобщение, конкретизацию, логику.

Три этапа исследовательской деятельности выделили И. Ильницкая и

Л. Остапенко.

На первом этапе педагог побуждает детей внимательно всматриваться в

изучаемый объект, описывать его внешние признаки, выделять главное,

сравнивать с другими объектами, анализировать, делать выводы и

обобщения.

На втором этапе педагог формирует исследовательскую активность детей

в форме умения ставить вопросы и разрешать возникающие проблемы.

Необходимо создавать такие условия, которые должны способствовать

развитию умения задавать вопросы исследовательского характера( на

выявление главных признаков объекта, его функций, его места в мире)

На третьем этапе целесообразно организовать деятельность по

конструированию, в процессе которой дети учатся анализировать условия и

находить самостоятельное решение, создавать замысел конструкции и в

соответствии с ним планировать свою деятельность.

Для исследовательской деятельности могут быть выбраны следующие

типы исследований:

- Опыты, экспериментирование,


- Коллекционирование (классификационная работа)

- Путешествие по «Реке времени»- история профессий, история

письменности, почты и т. п.

- Путешествие по карте – стороны света, рельефы местности и т. д.

С января 2014 году я со своими воспитанниками приступила к

исследовательской работе, относящейся к типу - путешествие по реке

времени, разработав ряд тем:

1.

История создания автомобиля

2.

Зачем людям нужны памятники? История возникновения памятников

г. Ангарска

3.

История возникновения игры и игрушки

4.

История создания измерительных приборов. Часы. Поход в Ангарский

Музей Часов -

5.

История возникновения домов и строений в г. Ангарске.

6.

Что там в космосе?

Я составила вопросы по каждой теме, на которые дети отвечали с

помощью родителей и педагога, собирали материал по данной теме из

разных источников информации, оформляли его, готовили сообщение.

Результатом исследовательской деятельности считаю:

Творческие работы детей, выполненные при помощи родителей и

педагога, освоение детьми социального опыта совместной деятельности,

расширение и обогащение знаний детей о мире, об истории своей страны,

своего города и всемирной истории, временных рамок т.п. создание

условий для рождения нового опыта. Развитие уровня коммуникативной

компетентности, осознания функций речи (готовят сообщение, с которым

выступают перед детьми), а также развитие самопознания и

положительной самооценки.

Очень важным моментом, считаю также, смотивированность и

заинтересованность родителей дошколят в поисково-исследовательской


работе, которые зачастую, сами увлекаются предложенной темой и

материала собирают гораздо больше необходимого их детям для

доклада.

Например, готовя сообщение о домах и строениях г. Ангарска, о

памятниках родного города, родители так увлеклись, разыскивая

материал в библиотеках города, в интернете, что составили скорее

реферат для старшеклассников, чем доклад для дошкольников, позже

признались, что, собирая материал, сами заинтересовались , открыли для

себя много нового, казалось бы в известных всем ангарчанам вещах, и

уже не смогли вовремя остановиться. И здесь уже возникает другая задача

- из большого объема материала выбрать необходимое количество для

сообщения, которое готовят вместе с ребенком.

В следующем году планирую продолжить проводить поисково-

исследовательскую работу с детьми, обратившись, в том числе, к

биографической и к классификационной работе.





Яндекс.Метрика