Наименование материала: одно из занятий тренинга коммуникативной компетенции
Тема: "Опасное безумие кайфа"
Описание:
Использование методов арт-терапии при работе с подростками.Рекомендовано для педагогов-психологов,работающих в направлении арт -терапия.Пропаганда здорового образа жизни.
Тренинг «Опасное безумие кайфа»
Дата 11.11.2015
7-8 класс
Цель: Формирование у учащихся навыков отказа от употребления психоактивных веществ
Задачи:
1.
Познакомить с правовыми нормами и ответственность за хранение и сбыт наркотиков
и психотропных средств.
2.
Развить умения противостоять пагубным привычкам (курение,алкоголь,наркотики)
3.
Выразить свое отношение к наркотикам при помощи средств арт терапии
4.
Использовать проективные методы для диагностики отношения учащихся к ПАВ
Упражнение №1 «Я принес с собой сегодня…»
Участники по кругу передают игрушку и произносят:«Дима, я принес с собой сегодня удачу и
дарю ее тебе»
Упражнение №2 «Здоровый образ жизни»
Цель: закрепление пройденного материала
Презентация слайдов. Краткое напоминание о вреде наркотиков.
Упражнение №3«Суд присяжных»
Заслуживается дело №1
Сергея в сильном наркотическом опьянении задержали сотрудники полиции. Его обыскали, но
при нем наркотиков не обнаружили.
Вопрос: Совершил ли в данной ситуации Сергей преступление? Будет ли он привлечен к
ответственности
Ответ:
Нет, поскольку в нашем законодательстве существует ответственность за распространение
наркотических веществ, но не за их употребление.
Заслуживается дело №2
Виталия задержали в сильном наркотическом опьянении. При обыске у него обнаружили 1.5
грамм героина.
Вопрос: Будет ли он привлечен к ответственности? Какое ему грозит наказание?
Ответ: В данном случае он будет привлечен к ответственности за приобретение и хранение
наркотических средств по ст.228 УК РФ
Заслушивается дело №3
Олег приехал на дачу и на приусадебном участке соседа срубил на корню и повез в город
несколько кг сырых маковых головок и стеблей. В пути его задержали Он объяснил, что хотел
известным ему способом изготовить из этой зелени зелье для кайфа, для себя лично.
Вопрос: совершил ли Олег преступление? Какое?
Ответ: Совершил. Влажная растительная масса наркосодержащих растений приравнивается к
наркотикам. А незаконное приобретение, хранение, перевозка…являются преступлением,
ст. 228 УК РФ и наказывается исправительными работами на срок до 2 лет, либо лишением
свободы на срок до 3 лет.
Изготовление любого вида наркотиков является преступлением, так же и выращивание
запрещенных культур ст.231 УК РФ, за это срок до 8 лет лишения свободы, если с целью сбыта
до15 лет
Заслушивается дело №4
Дмитрий, ранее судимый за приобретение и хранение наркотических веществ, должен деньги
своему давнему знакомому Саше. Встретившись с ним Дмитрий предложил отдать ему долг
марихуаной. Саша согласился, так как был наркоманом.
Вопрос: Было ли совершено противозаконное деяние, если да, то какое?
Ответ: Данное действие будет квалифицироваться как сбыт наркотических средств ст.228,п.1.
Незаконное производство, сбыт или пересылка наркотических средств лишение свободы на
срок от 4 -8 лет.
Заслушивается дело №5
Виктор пришел в гости к Жене. Сначала они просто поболтали, а потом Виктор предложил
Жене «оттянуться». Женя отказался. Тогда Витя стал уговаривать его: «Да ты только попробуй!
Тебя же никто не заставляет все время употреблять. А попробовать в жизни надо все! Ты не
представляешь себе, какой это кайф. Тем более тебе как другу –бесплатно! Не слушай никого.
Все это брехня! С одного раза не подсядешь». Женя сначала колебался, но потом согласился.
За этим занятием их застал старший брат Жени. Он крепко ухватил Виктора и повел в
полицию
Вопрос: Но совершил ли Виктор что-то противоправное?
Ответ: Да Виктор совершил преступление, ст.230 УК РФ «Склонение к употреблению
наркотических средств и психотропных веществ», наказание ограничением свободы на срок до
3 лет,Либо арестом до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 5 лет.
Суд закончил свою работу и вынес приговор:
1.
Каждый человек в ответе за свои действия
2.
У каждого из нас есть право выбора, какой дорогой нам идти
3.
Каждый человек должен знать, что он несет ответственность за приобретение,
изготовление, хранение,сбыт и склонение к употреблению наркотических средств.
4.
Незнание закона не освобождает от ответственности!
Упражнение №4 «Пуговица»
проективная диагностикас использованием
стимульного материала- пуговиц.
Цель: диагностировать отношение воспитанников к алкоголю,наркотикам,курению,
к людям, злоупотребляющим ПАВ
Задача: овладеть методами работы с пуговицами в арт-терапии при работе с
подростками
Вопросы:
Выберете пуговицу:
Которая больше всего понравилась, положите ее перед собой. Это пуговица «Я»
Красную -пуговицу те, кто курит и расположите ее возле себя на удобном
расстоянии
Зеленую- те, кто пробовал спиртные напитки и расположите ее возле себя на
удобном расстоянии
Черную -те, кто пробовал наркотики и расположите ее возле себя на удобном
расстоянии
Белую- те, кто презирает наркоманов и распространителей наркотиков и
расположите ее возле себя на удобном расстоянии
Синюю –те, кто может сказать наркотикам нет!и расположите ее возле себя на
удобном расстоянии
Желтую- те, кто протянет руку помощи другу-наркоману и расположите ее возле
себя на удобном расстоянии
Соедините все пуговицы на листе бумаги с центральной « Я». Обведите контур.
Опишите одну из пуговиц. Какая она? А почему она зеленого цвета? Какие у нее отверстия, на
ножке она или нет и т.д. Снимаем сверхконтроль левого полушария, про меня говорить опасно
при всех, а про пуговицу нет. Вот вам проекция: подросток расскажет все и про воспитателя,
который курит и про друга. При помощи пуговиц можно провести социометрию.
Приведите примеры пословиц про пьяниц, «Зеленый змий», «Пьяному море по колено» …
Почему так говорят в народе?
Обсуждение: посмотрите на свои рисунки из пуговиц. На самом деле это все вы. Я могу
курить, могу не курить, могу часто курить. Это диагностика моего отношения к себе.
Очень важна обратная связь, что говорят при этом подростки
Упражнение №5 медитативно-метафорическое «Пути-дороги»
Сегодня мы будем работать с метафорой «дорога», «путь». Мы часто слышим и используем
такие слова как «жизненная дорога, дорога жизни, этапы большого пути». Скажите, что для
вас обозначает дорога
Закройте глаза
Представьте свою жизнь в виде дороги. Вспомните свой путь от рождения до сегодняшнего
дня
Вспомните свой первый день рождения, который остался в вашей душе, какие чувства
вы испытывали, кто был рядом с вами
Подумайте о своем первом друге, первой влюбленности и те нежные чувства, когда ты
нес девочке портфель
Какой была ваша дорога? Кто был вашим спутником по жизни
Кто указывал верный путь, а кто направлял по крутым склонам и извилистым
тропинкам
Встречались ли вам на пути крутые повороты судьбы
Где-то есть начало вашей дороги, а есть и конец пути,уходящей вдаль горизонта
Вы идете по выбранной вами дороге, у каждого она своя широкая или узкая, вы идете
по ухоженному саду или непролазной чаще, она может быть пустынной, а может
многолюдной
Посмотрите по сторонам, что вас окружает
Кто встречает в конце пути
Посмотрите на тех людей, которые не дошли, которые упали в пропасть героиновой
зависимости, которые по своему выбору загубили свои молодые жизни. А ведь они так
хотели испытать безумный кайф.
Посмотрите на скорбные лица матерей наркоманов, стоящих на краю бедности….
Да их пути –дороги оборвались, но у вас то еще есть право выбора, есть цель, мечта и
ваша дорога чистая и светлая. Не ступайте на грязный путь преступности, сверни с
дороги наркомана, поставьте твердую стену на тропинке алкогольной зависимости.
Ваша дорога иная. Ребята надо верить в чудеса! Но за свое счастье в ответе только вы
сами. Поблагодарите вашу дорогу, попрощайтесь с теми, кто встретился вам на пути и
возвращайтесь
А теперь открываем глаза и погадаем: Что день готовит мне грядущий.Вытяните карту
и ответьте:
Был ли на вашем пути участок подобный изображенному на карте?
Куда вас привела дорога на том этапе
Кто сопровождал вас
Не хочется ли свернуть с той дороги
Работа с проективными метафорическими картами это мощнейшая диагностика для
специалиста.
Упражнение №6.«Подарите чистое небо планете Земля»
Техника «Монотипия» А.И Копытин
Наносим краски на предметное стекло, переворачиваем и прикладываем к листу бумаги.
Наблюдаем, как при надавливании на стекло смешиваются краски. Обратите внимание как
черный, синий, коричневый цвет «Съедает» яркость других радостных красок. Вот так и в
жизни яркий радостный мир наркомана из розовых оттенков превращается в серость, пустоту,
черную смерть! Это у наркоманов и алкоголиков! Давайте построим свой мир без табака,
алкоголя, без наркотиков и преступности. (Идет работа)
Мы строим свой мир! И вот здесь, на бумаге, еще можно все исправить.На черную землю
пойдет белый снег, на белый снег прилетят снегири, а весной расцветут подснежники…Жизнь,
жизнь. Пробуждается природа, весна!!!и там, где черные проталинки — это уже здорово!
Грачи прилетели! Им нужна пища. Зазеленели листочки…(терапия)
Обратная связь, «Я унес с собой сегодня…»
Закончить песней «Изгиб гитары желтой…
Открытых тренингов не бывает, потому, что каждая техника дает глубинную работу с
бессознательным…Проводить ее должен подготовленный специалист в области арт-терапии.
Любая диагностика подразумевает коррекцию «здесь и сейчас».
Я показала методы работы, которыми владею, использую на своих тренингах. На данном
тренинге работа была поверхностной, так как были гости, а тренинг это не шоу…
Но, использовать этот тренинг можно и нужно, я его рекомендую специалистам - психологам
С уважением!
Член Российской арт-терапевтической ассоциации, педагог-психолог Коминык В.Э.