Напоминание

"ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Автор: Иванов Игорь Алексеевич

Должность: учитель ГЕОГРАФИИ

Учебное заведение: ЧОУ "Православная Гимназия"

Населённый пункт: город Мирный Республики Саха (Якутия)

Наименование материала: статья

Тема: "ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Описание:

В материалах ФГОС понятие "внеурочная деятельность", рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. При реализации своих задач, она одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения. Социализация ребенка в настоящее время признается в качестве одной из главных задач российского образования. А это означает, что важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет рационально решать задачи воспитания и социализации детей.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=1588

Опубликовано 17.11.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В материалах ФГОС понятие «внеурочная деятельность», рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. При реализации своих задач, она одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения. Социализация ребенка в настоящее время признается в качестве одной из главных задач российского образования. А это означает, что важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет рационально решать задачи воспитания и социализации детей. Организация проектно-исследовательской деятельности является эффективным способом решения поставленных задач. Она обеспечивает формирование интеллектуальной активности, собственной значимости, мотивации к познаниям, статусному моделированию. Проектная, исследовательская деятельность учащихся прописана в ФГОС, следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.
Исследовательская деятельность как одно из средств освоения действительности ставит следующие цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Практика показывает, что проектная и исследовательская деятельность ведется, практически во всех общеобразовательных учреждениях, но делается это в основном через творческие объединения дополнительного образования – школьные научные общества, ведутся и элективные курсы по данному направлению, занятия внеурочной деятельности. Проектно-исследовательская деятельность способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению обучающихся в активный познава тельный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учеб ную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, ана лизирует свою деятельность (рефлексия). Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Она позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (обучающихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей. Актуальность проектно-исследовательской деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Целью проектно-исследовательской деятельности является формирование универсальных учебных действий (УУД) в процессе проектно- исследовательской деятельности учащихся. Она достигается через решение следующих задач: Формирование личностных УУД:
-
Формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения;
-
Воспитание целеустремлённости и настойчивости Формирование коммуникативных УУД:
-
Умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром,
-
Способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
-
Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения Формирование регулятивных УУД: - Умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения; - Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени; Формирование познавательных УУД: - Сбор, систематизация, хранение, использование информации. Создание и организация работы научных обществ обучающихся и педагогов в образовательных учреждениях способствует систематизации работы в данном направлении. Школьное ученическое научно- исследовательское общество является формой учебной деятельности, сочетающей работу над учебными исследованиями с коллективным обсуждением промежуточных и итоговых результатов этой работы, предполагает организацию круглых столов, дискуссий, конференций, публичных защит, а также встречу с представителями науки и образования, сотрудничество с ученическими научно-исследовательскими обществами других образовательных учреждений. Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях,
интеллектуальных марафонах предполагает выполнение учебных исследований в рамках данных мероприятий. Это - учебно-исследовательские работы, проекты; участие в конкурсах районного, городского, всероссийского, международного уровней; олимпиадные задания для школьников исследовательского характера; статьи, форумы, конференции, посвященные учебно-исследовательской деятельности школьников. В ЧОУ «Православная Гимназия» в рамках организации внеурочной деятельности реализуется проект, направленный на организацию работы научного общества обучающихся «Лествица». Программа научного общества обучающихся это программа интеллектуальной направленности. Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Универсальные учебные действия, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности при получении дальнейшего образования. Актуальность исследовательской деятельности основывается на интересе, потребностях обучающихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех. Основными целями и задачами научного общества являются: - содействие в разностороннем и глубоком развитии личности учащихся, базирующемся на гуманистических основаниях, входящих в его состав;
- выявление наиболее одаренных учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью в разных областях науки, и развитие их творческих способностей; - формирование у общественности позитивного образа школы как учреждения имеющего значительный научный и научно-методический потенциал; - расширение социальных и научных связей обучающихся и педагогов; - содействие приобретению навыков самостоятельной учебно- исследовательской и научной работы учащихся путем привлечения их к участию в профильных кружках, конференциях, в работе круглых столов, конкурсах, написанию и публикации учебно-исследовательских статей и сообщений; - формирование интеллектуальных ценностей и авторитета знаний; - развитие творческого мышления, трудолюбия, высоконравственных качеств и духовной культуры; - ранняя профессиональная ориентация обучающихся; - создание системы взаимодействия школа - ВУЗ. Данный проект реализуется в гимназии уже на протяжении 6 лет. За это время многого удалось достигнуть. Одним из главных достижений можно считать проведение ежегодной научно-практической конференции «Восхождение». Она является итогом работы, проводимой ученическим научным обществом за год. В ней принимают участие обучающиеся с 4 по 11 класс. Ребята представляют свои исследования в различных областях науки «История и Социология», «Богословие», «Естественнонаучные дисциплины». У каждого ученика есть возможность представить результаты своего труда. Дети самостоятельно или с помощью своего руководителя определяются с темой работы и проводят исследовательскую работу в течение года. В реализации данного проекта мы сотрудничаем со специалистами Ботуобинской геологоразведочной экспедиции, института «Якутнипроалмаз». В зависимости от уровня полученных результатов обучающимся предоставляется возможность продемонстрировать их на публичных презентациях различного уровня: перед
сверстниками, родителями, педагогами, для широкой общественности. По итогам проведения гимназической научно-практической конференции отбираются лучшие работы для участия в районной научно-практической конференции «Шаг в будущее». Обучающиеся гимназии неоднократно становились призерами научно-практических конференций и конкурсов исследовательских работ на различных уровнях: региональной научно- практической конференции «Шаг в будущее», всероссийском конкурсе «Юность. Наука. Культура», всероссийском фестивале «От малой Родины до гражданина России». Научное общество обучающихся – добровольное творческое объединение обучающихся, заинтересованных в образовании, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки, искусства, техники и производства, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно - исследовательской и опытнической деятельности под руководством ученых, педагогов и других специалистов. Сказанное не означает стремления доказать большую значимость внеурочной деятельности или дополнительного образования. Однако очевидна необходимость сохранения и развития той и другой сферы, их специфики и функций. Более того, необходимо их гармоничное соединение с основным образованием. Такой подход позволяет создать единое образовательное и культурное пространство в школе, и что наиболее существенно, расширить пространство детства, в котором у ребенка появляется возможность сменить статус неуспевающего на успешного, роль ученика на роль ребенка, подростка — спортсмена, художника, актера и значительно расширить круг общения. Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание.

Иванов Игорь Алексеевич.
Учитель Географии, педагог дополнительного образования. ЧОУ Православная гимназия.


Яндекс.Метрика