"Танец-как способ эффективного развития личности на занятиях хореографии через танец"Полька""
Автор: Пантелеева Елена Валерьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 8
Населённый пункт: город Камышин
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "Танец-как способ эффективного развития личности на занятиях хореографии через танец"Полька""
Описание:
В одном занятии участвуют воспитанники трех групп хореографического ансамбля: подготовительной, младшей и средней.
Цель: закрепить полученные ранее знания, умения и навыки через исполнение танца "Полька".
Мастер-класс
по теме: «Танец – как способ эффективного развития личности
на занятиях хореографии через танец «Полька».
Педагога дополнительного образования,
высшей квалификационной категории, МБОУ СОШ № 8,
г. Камышина Волгоградской области,
Пантелеевой Елены Валерьевны
2014г.
1
1.
План проведения мастер-класса.
Предмет - хореография.
Год обучения – группы 1, 2 , 3-го года обучения.
Возраст детей - 7-12 лет.
Педагог -педагог дополнительного образования, высшей квалификационной
категории, МБОУ СОШ № 8, г. Камышина, Волгоградской области,
Пантелеевой Елены Валерьевны.
Дата проведения - 06.12.2014 года.
Время проведения – 10.00 - 11.00 (1 час).
Место проведения - хореографический зал.
Тема. Танец – как способ эффективного развития личности на занятиях
хореографии через танец «Полька».
Тип занятия: Закрепление полученных знаний, умений и навыков.
Цель занятия: Закрепить полученные ранее знания, умения и навыки через
исполнение танца «Полька».
Задачи занятия:
1.
Подготовить опорно-двигательный аппарат для избежания
травматизма.
2.
Отработать качественное исполнение движений польки – в парах, с
предметами.
3.
Научиться исполнять движения с лёгкостью, визуально эстетично и
эмоционально.
4.
Развивать координацию движений, музыкальный слух, память и
внимание;
5.
Воспитывать культуру исполнения танцевальных элементов в парах.
6.
Прививать эстетический вкус и любовь к хореографическому
искусству.
2
2.
Структура мастер-класса.
1.
Подготовительный этап (2 минуты).
2.
Организационный этап (4 минуты).
3.
Основной этап:
- разминка (15 минут);
- исполнение по группам комбинаций в парах и с предметами
(25 минут);
4.
Контрольный этап (6 минут).
5.
Итоговый этап (8 минут).
Методы обучения:
проблемно-поисковый;
репродуктивный;
практическая самостоятельная творческая деятельность;
показ упражнений, репетиция,
демонстрация видеоряда;
Приемы:
словесное сопровождение движений под музыку,
образцово-показательные движения детьми,
обсуждение,
рассказ,
беседа,
объяснение.
Наглядные средства обучения:
плакаты «Облака» и «Солнышко успеха»;
видеоряд (презентация PP).
Технические средства обучения:
ноутбук, колонки, музыкальный центр;
мультимедийный проектор, экран
3
Оборудование:
для педагога:
диски с музыкальным материалом,
для детей:
мячи,
скакалки,
коробки к танцу,
сценические костюмы для игры и выступления.
Соблюдение правил техники безопасности во время занятий: единая
форма, специальная обувь, соблюдение интервалов, дистанций, во время
выполнения различных упражнений с предметами.
4
3. Основное содержание.
1.
Подготовительный этап.
Педагог:
«Ребята, я прошу быть вас особенно внимательными и активными, и
вспомнить о чем мы говорили на предыдущих занятиях, с чем новым
познакомились, чему научились. Эта информация нам сегодня пригодится»
{1. с. 264}, {8 . с. 104}.
2.
Организационный этап.
Приглашение детей в зал («маршем» под музыку);
Педагог:
«Ребята, внимание! Построились группами друг за другом, выпрямили
спинки, подбородки подняли, шейку вытянули, руки положили на пояс,
(построение в шахматном порядке).
Приветствие учащихся
Педагог:
«Ребята, сегодня, на нашей встрече присутствуют гости. Давайте
поприветствуем гостей и друг друга традиционным поклоном»
(Исполнение поклона).
Объявление темы и мотивационно-целевых установок:
Педагог:
«Сегодня мы будем работать всем составом ансамбля и по возрастным
группам. На предыдущих занятиях мы знакомились с движениями танца
полька, а сегодня мы с вами закрепим полученные ранее знания, умения и
навыки через выразительное исполнение танца полька».
«Ребята, вспомните, что такое танец?» {6. c. 356}
Танец – это способ выразить свое настроение и чувства при помощи
ритмичных шагов и движений тела.
Педагог:
«Правильно, ребята, поэтому тема нашего занятия будет звучать так -
5
Танец – как способ эффективного развития личности на занятиях
хореографии через танец «Полька».
Педагог:
«А какие виды танца вы уже знаете?»
(дети перечисляют - классический, народный, бальный, современный.
Демонстрация видеоряда (Презентация)
Педагог:
«К какому виду танца относится танец «Полька»?
(дети отвечают - ….).
Педагог:
«Правильно, полька – это народный танец. И сегодня на занятии мы с вами:
выразительно исполним движения польки в парах и с предметами, а также
легко и эмоционально».
3.
Основной этап.
- Разминка по кругу и в пространстве {7. с. 64}, {12. с. 352}, {17}.
Педагог:
«И так друзья начнем,
Мне нужны ваши ручки, ножки и спинка!
Голова, шея и плечи.
Тренируем мысли и тело,
Приступаем к разминке смело!»
Ход по кругу простым танцевальным шагом;
Ход по кругу высоким шагом «марш»;
Ход по кругу на носках;
Ход по кругу на пятках;
Бег в пространстве с отбрасыванием ног назад;
Бег в пространстве с высоким подниманием бедра;
Бег в пространстве «галоп»;
«Подскоки».
6
- Разминка на середине зала, с использованием ранее изученных
движений (по годам обучения разная).
Маршировка на месте;
Упражнения для улучшения гибкости шеи;
Упражнения для улучшения эластичности плечевого пояса и
подвижности плечевых суставов;
Упражнения для улучшения подвижности локтевого сустава и
эластичности мышц плеча и предплечья;
Упражнения для увеличения подвижности лучезапястных суставов,
развития эластичности мышц кисти и предплечья;
Упражнения для улучшения подвижности гибкости суставов
позвоночника;
Упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов;
Упражнения для улучшения подвижности коленных суставов;
Упражнения для увеличения подвижности голеностопного сустава и
эластичности мышц голени и стопы.
- Исполнение по группам комбинаций в парах и с предметами
(Выявление качества знаний, умений и навыков, полученных ранее на
занятиях).
Педагог:
«Танцы в 21 век,
Любит каждый человек.
Танцевальная наука!
Это что еще за штука?
Где её преподают?»
В школе нашей, № 8!!!
«Сейчас мы с вами исполним самый веселый и распространенный танец
«Полька».
«Ребята, а кто мне скажет, где родина этого танца?»
7
(Дети отвечают …)
Педагог:
«Да, действительно, родиной этого танца является Чехия.
Демонстрация Видеоряда (Презентация)
Педагог:
«Но дело в том, что существуют не только чешские польки, но и венгерская,
немецкая, шведская, финская, полька-галоп, полька-мазурка, где танцевать
можно по одному, а можно парами или целой группой, и сегодня мы это с
вами исполним» {10. c. 351} .
Педагог:
«А мы будем танцевать парами!
Теперь наберемся терпения,
Перейдем к повторенью движений,
Движения танца так просты, и всем нам их покажи!»
«Ребята подготовительной группы повторим все движения и
комбинации, выученные ранее с остановками, а затем без остановок, в
следующем порядке» (работа в парах по кругу) {2. c. 208}, {9. с. 191},
{19}:
1 комбинация:
Танцевальные шаги с носка (8);
Шаги «подскоки» (8);
Танцевальные шаги с носка (8);
Шаги «подскоки» (8).
2 комбинация:
Каблучные движения в лодочке с хлопками (4)+(4)-2 раза.
3 комбинация:
Шаги «галоп» (8);
Шаги «подскоки» (по кругу в паре, вправо) (8);
Шаги «галоп» (8);
8
Шаги «подскоки» (по кругу в паре, влево) (8).
4 комбинация:
Шаги «полька» (8).
5 комбинация:
Мальчик сидит на одном колене, девочка вокруг мальчика «подскоками»
вокруг (8).
6 комбинация:
Танцевальные шаги с носка (8);
Шаги «подскоки» (8);
Танцевальные шаги с носка (8);
Шаги «подскоки» (8).
7 комбинация:
Поклон мальчиков и девочек (8).
Мальчики провожают девочек до своих мест, а затем присаживаются сами.
«Ребята младшей группы повторим все движения и комбинации,
выученные ранее с остановками, а затем без остановок, в следующем
порядке» (работа с мячом по кругу) {3. c. 110}, {18} :
1 комбинация:
Шаги «полька» (2);
Шаги «подскоки» (4);
Правой рукой набивания мячом об пол (4);
Поворот подскоками через правое плечо (4).
Шаги «полька» (2);
Шаги «подскоки» (4);
Правой рукой набивания мячом об пол (4);
Поворот подскоками через правое плечо (4).
2 комбинация:
Шаги «галоп» с поворотом через правое плечо (8);
Шаги «галоп» с поворотом через левое плечо (8).
9
3 комбинация:
Шаги «полька» (1) прыжок «соте» (2);
Шаги «полька» (1) прыжок «соте» (2);
Подкинуть мяч над головой (1) шагами «подскоки» повернуться влево (2);
Подкинуть мяч над головой (1) шагами «подскоки» повернуться вправо (2).
Шаги «полька» (1) прыжок «соте» (2);
Шаги «полька» (1) прыжок «соте» (2);
Подкинуть мяч над головой (1) шагами «подскоки» повернуться влево (2);
Подкинуть мяч над головой (1) шагами «подскоки» повернуться вправо (2).
«Ребята средней группы повторим все движения и комбинации,
выученные ранее с остановками, а затем без остановок, в следующем
порядке» (работа со скакалками по кругу и парами по линейкам)
{1. с. 264}, {3. с. 110}, {16} :
1 комбинация:
Шаги «полька» (2);
Прыжок «соте» через скакалку (4);
Шаги «полька» (2);
Прыжок «соте» через скакалку (4);
Шаги «полька» (2);
Прыжок «соте» через скакалку (4);
Шаги «полька» (2);
Прыжок «соте» через скакалку (4).
2 комбинация:
Шаги «галоп» вправо, скакалка сзади (4);
Шаги «галоп» влево, скакалка сзади (4);
Вынос носков вперед поочередно (2);
Прыжок «соте» через скакалку (4).
Шаги «галоп» вправо, скакалка сзади (4);
10
Шаги «галоп» влево, скакалка сзади (4);
Вынос носков вперед поочередно (2);
Прыжок «соте» через скакалку (4).
3 комбинация:
Бег с высоким подниманием бедра через скакалку (4);
Прыжок «соте» через скакалку (4);
Бег с высоким подниманием бедра через скакалку (4);
Прыжок «соте» через скакалку (4);
Бег с высоким подниманием бедра через скакалку (4);
Прыжок «соте» через скакалку (4);
Бег с высоким подниманием бедра через скакалку (4);
Прыжок «соте» через скакалку (4).
4 комбинация (парами по линейкам):
Прыжки «Echappe» (эшаппэ), скакалка сзади (8);
Бег с высоким подниманием бедра через скакалку (4);
Прыжок«Saute» (сотэ) через скакалку (4).
Прыжки «Echappe» (эшаппэ), скакалка сзади (8);
Бег с высоким подниманием бедра через скакалку (4);
Прыжок «Saute» (сотэ) через скакалку (4).
5 комбинация (парами по линейкам):
Прыжки «Сhangement de pieds» (шажман де пье), скакалка сзади (8);
Шаги «полька», скакалка сзади (2);
Прыжок «Saute» (сотэ) через скакалку (4);
Прыжки «Сhangement de pieds»(шажман де пье), скакалка сзади (8);
Шаги «полька», скакалка сзади (2);
Прыжок«Saute» (сотэ) через скакалку (4).
6 комбинация (парами по линейкам):
Прыжки «Pas jete» (па жетэ) , скакалка сзади (4);
Движения «Pas de bourree» (па де буррэ) , скакалка сзади (4);
11
Шаги «Grand battement» (гранд батман) вперед с продвижением, скакалка
сзади (2);
Вращения вправо и влево, скакалка сзади (2);
Шаги «полька», скакалка сзади (4);
Прыжок «Saute» (сотэ) через скакалку (8).
4.
Контрольный этап.
Исполнение попурри «На тему из любимых мультфильмов»
(исполняет весь ансамбль из 3-х возрастных групп, с использованием
движений польки) , {14, 15, 13} .
5.
Педагог:
«Вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, пожалуйста, какой танец
мы научились танцевать?»
Танец «Полька».
Педагог:
«Какая страна является родиной танца «Полька»?»
«Полька» – чешский народный танец, живой по характеру, простотой в
исполнении.
Педагог:
«Ребята расскажите о возникновении танца «Полька»?»
По преданиям древних греков, муза танца звалась Терпсихора. Она
имела восемь сестер. Летними вечерами они, взявшись за руки, водили
хороводы. На греческих фресках и вазах сестры – музы держатся за
руки. Танец был тесно связан с музыкой, пением, словом, игрой. Танец
получил свое развитие в Греции как источник развлечения. Его стали
12
использовать в театре. Появились народные танцы, позднее –
современные.
Педагог:
«Ребята, а кто сочинил «Польку»?»
Чешский учитель музыки Йозеф Неруда назвал новый танец «Полька».
Обрел подлинный успех и стал чешским национальным танцем. Из
Праги «Полька» распространилась в другие европейские города. В
Париже началась настоящая «Полькомания». Музыка этого нового
танца была по достоинству оценена многими композиторами. Первым,
кто сочинил «Польку», был, скорее всего, Франц Гильмар, композитор
из Богемии. А.Б Сметана, тоже родившийся в Богемии, придал
«Польке» классический оттенок. Иоганн Штраус - сын после «короля
вальсов» стал «королем полек».
Педагог:
«Почему в танце дама стоит с правой стороны от кавалера?»
До XVIII века ношение шпаги было обязательным для мужчин, даже во
время праздников и больших балов. Из этой традиции вытекает
правило, по которому, выходя на танец, дама находилась справа и
слегка позади от кавалера. Таким образом, если мужчина носил шпагу,
он мог одним движением правой руки извлечь клинок и тем самым
быть в полной готовности защитить даму.
Педагог:
«Какие школьные предметы помогли нам на сегодняшнем занятии?»
Дети отвечают - …
Педагог:
«Ребята, а какие качества нужны человеку, чтобы работать в парах, группах,
коллективом?»
Дети отвечают - …
Педагог:
«Ребята, а что нового мы узнали и чему научились сегодня на занятии?»
13
………………………………………………………………………………..
Рефлексия
Педагог:
«Ребята, солнышко - успеха ждет вас, оцените себя лучиками, которые
покажут, как вы работали сегодня на занятии.
Красный – отлично.
Желтый – хорошо.
Зеленый – не унывать».
Педагог:
«Большое спасибо за плодотворное сотрудничество - молодцы ребята, вы
были внимательными, выполняли движения правильно и те знания, которые
мы сегодня приобрели, пригодятся не только в классе и на сцене, но и в
жизни».
Исполнение поклона.
Выход детей из зала («маршем» по кругу, под музыку).
14
Используемая и рекомендуемая литература:
1.
Барышникова Т.К. Азбука хореографии. – М.: «АЙРИС ПРЕСС». 2000.
с. 264.
2.
Богаткова Л. Н. И мы танцуем. – М.: «Детская литература».1965.
с. 208.
3. Боброва Г. А. Искусство грации. – Л.: «Детская литература». 1986.
с. 110.
4. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Этюды: учеб.
пособие. – М.: «ВЛАДОС». 2004. с. 195.
5. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные
движения и комбинации на середине зала: учеб. пособие. – М.: «ВЛАДОС».
2004. с. 208.
6. Ивинг В.П. Хореографическая работа со школьниками. – Л.:
«Учпедгиз». 1958. с. 356.
7. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и
танцы для детей. – М.: «Гном-Пресс».1997. с. 64.
8. Прибылов Г.Н. Методическое пособие по классическому танцу для
педагогов – хореографов младших и средних классов. – М.: ООО
«ИНТЕРМАКС – ТК». с.104.
9. Регаццони Г., Росси М. А., Маджони А. Бальные танцы. Учимся
танцевать. – М.: БММ. 2001. с. 192.
10. Ткаченко Т. С. Народные танцы: болгарские, венгерские, немецкие,
польские, румынские, сербские и хорватские, Чешские и словацкие. – М.:
«Искусство». 1975. с. 351.
11. Турич И. М. Эстетической воспитание детей. – М.: «Просвещение».
1966. с. 103.
12. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. Са-Фи-Дансе. – С.П. «Детство-Пресс».
2001. с. 352.
Аудио – видео пособия:
13. Детская танцевальная музыка. muzofon>search> «Буратино».
14. Детская танцевальная музыка. muzofon>search> «Всем на свете
нужен дом».
15. Детская танцевальная музыка. muzofon>search> «Чунга-Чанга».
16. Клайдерман Р. Классика в современной обработке.
mp3ostrovmuzofonmusic-pesnimegapeer>torrent/8843
17. Марш. Танцевальный словарь. dance123 >marsh
18. Музыкальная фантазия. Песня – танец – марш. music-
fantasy>pesnya-tanec-marsh
19. Суров С. Танцевальная ритмика. deti-ritmika>info@deti-ritmika
15