Напоминание

"Развивающий туризм"

Автор: Замараева Валентина Пантелеевна

Должность: педагог дополнительного образования

Учебное заведение: МБОУ ДОД СЮТУР

Населённый пункт: город Стрежевой

Наименование материала: внеклассное мероприятие

Тема: "Развивающий туризм"

Описание:

Содержание программы построено в форме своеобразного "образовательного маршрута" - путешествия в окружающую среду с элементами её познания и опирается на концепции детско-юношеского туризма " Школа жизни- окружающий мир" (А.А.Остапец- Свешников, М.И.Богатов, О.И.Мотков), предполагает активное участие в туристско-краеведческой и оздоровительно-познавательной деятельности детей и их родителей. Программа предусматривает формы и методы организации учебного процесса: проведение туристско-оздоровительных мероприятий, практическая работа детей в командах и в парах-связках, индивидуальная работа, экскурсии, беседа, игра, мини-соревнования, весёлые старты. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=1643

Опубликовано 22.11.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТУРИСТОВ
городского округа Стрежевой Томской области
Дополнительная образовательная программа

«Развивающий туризм»

Срок реализации – 4 года

Возраст обучающихся – 7-11лет
Автор-составитель: Замараева Валентина Пантелеевна педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория г. Стрежевой, 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа «Развивающий туризм» разработана на основе программ Федерального Центра Детско-юношеского туризма и экскурсий, учебно- методической и справочной литературы. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы. В ходе реализации программы осуществляется: а) духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; б) укрепление физического здоровья и приобщение к здоровому образу жизни. Содержание программы построено в форме своеобразного «образовательного маршрута» - путешествия в окружающую среду с элементами её познания и опирается на концепции детско- юношеского туризма « Школа жизни- окружающий мир» (А.А.Остапец- Свешников, М.И.Богатов, О.И.Мотков), предполагает активное участие в туристско-краеведческой и оздоровительно-познавательной деятельности детей и их родителей. Программа предусматривает
формы и методы организации учебного процесса
: проведение туристско- оздоровительных мероприятий, практическая работа детей в командах и в парах-связках, индивидуальная работа, экскурсии, беседа, игра, мини-соревнования, весёлые старты. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Данная программа дополнительного образования детей предполагает обеспечение преемственности начального общего и дополнительного образования, как механизма обеспечения полноты и цельности образования
. Новизна программы
заключается в том, что в содержании заложены и предполагается формирование туристско-краеведческих умений и навыков, знание природных ресурсов и достопримечательностей своего родного города через занятия туризмом: экскурсии, прогулки, походы, викторины.
Цель программы
: создание условий для успешного освоения обучающимися основ азбуки спортивного туризма и развитие двигательной деятельности.
Программа предусматривает решение следующих задач:
Образовательные - дать обучающимся начальные знания и навыки по спортивному туризму; - формировать у обучюащихся знания о родном городе и крае; - получение воспитанниками основных навыков краеведческой работы Развивающие - развивать практические навыки туристско-краеведческой деятельности обучающихся; - прививать интерес к занятиям туризмом; - развивать познавательную и творческую активность Воспитательные
- воспитание целеустремлённости, упорства в достижении цели; - воспитание бережного отношения к природе; - создание « ситуации успеха» для каждого с целью воспитания « успешной личности» Здоровьесберегающие - укрепление здоровья воспитанников; - физическое совершенствование обучающихся - развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 7-10 лет, содержание программы рассчитано на четыре года занятий для обучающихся 1-4-х классов образовательной школы и проявляющими интерес к туризму и краеведению. Рекомендуемый минимальный состав группы 1-го года обучения – 15 человек, 2-го и последующих лет – не менее 12-ти человек. Учебная программа 1-2 года занятий рассчитана на 72 часа (2 часа в неделю), 3-4 года занятий на 144 часа (4 часа в неделю). Исходя из времени года и погодно- климатических условий, можно самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы. В каникулярное время, как правило, можно увеличивать количество и продолжительность занятий при условии организации активной оздоровительно-познавательной деятельности занимающихся на свежем воздухе в природной среде. Занимающиеся 1-2 года непосредственно знакомятся с окружающим их миром – своей семьёй, своим классом и школой, ближайшей зелёной зоной (лесом, парком, рекой). У обучающихся формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире, знакомятся с первоначальными навыками туризма. Занимающиеся 3-4-го года расширяют зону познания окружающего мира и знакомятся с ближайшими окрестностями своего населённого пункта через мини-походы и походы выходного дня, закрепляют и совершенствуют навыки здорового образа жизни, охраны окружающей природной среды, знакомятся с туристской техникой и участвуют в туристских соревнованиях. Реализация цели и задач данной программы направлена на организацию образовательной и оздоровительной деятельности обучающихся, на сплочение единого коллектива. Туристско- краеведческая деятельность обучающихся носит добровольный характер и при планировании важное значение имеет учёт мотиваций обучающихся, удовлетворения спектра их потребностей, что отражено в содержании и методах обучения. Программа состоит из нескольких взаимосвязанных тематических блоков, которые практически повторяются с дополнением и усложнением первоначально полученных знаний, умений и навыков. В ней заложены большие возможности для осуществления взаимосвязи с основным образованием: экологией, географией, историей, курсом ОБЖ и рядом других учебных дисциплин.

Актуальность
данной программы заключается в том, чтобы дать воспитанникам возможность освоить все премудрости пешеходного и лыжного туризма – значит дать ему путёвку в большой туризм, на всю жизнь привить им страсть к походам и путешествиям, к познанию, к самосовершенствованию. А.А.Остапец- Свешников дал хорошее определение детско-юношеского туризма как «…массового движения подрастающего поколения с целью познания окружающего мира и самих себя средствами туристско-краеведческой деятельности…»
Особенностью
данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать новые умения и навыки. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов: 1) непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом; 2) развития индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального самоопределения в туристско-краеведческой деятельности; 3) системность организации учебно-воспитательного процесса; 4) раскрытие способностей обучающихся.
Ожидаемые результаты
: получение обучающимися опыта самостоятельного социального действия; воспитание у воспитанников навыков здорового образа жизни; формирования этической, социальной, коммуникативной, гражданской компетентности обучающихся; воспитание уважительного отношения к своему городу, школе, друг к другу. Получат развитие такие качества личности как: целеустремлённость, решительность, настойчивость и упорство в достижении цели, дисциплинированность, активность и инициативность. Будут совершенствоваться коммуникативные навыки, умение организовать себя и своё время.
Учебно-тематический план

дополнительной образовательной программы «Развивающий туризм» 1 года обучения
№ Практика
п п Наименование тем Всего Теория в классе на местн. 1. Вводное занятие. Ознакомление с курсом обучения. Техника безопасности. 2 2 - - 2. Ознакомительная экскурсия на станцию юных туристов. 2
-

-
2 3. Виды и формы туризма 2 1 1 - 4. Краеведение 14 4 4 8 5. Азбука навыков юного туриста 18 4 6 8 6. Азбука ориентирования 10 2 4 4 7. Природа и мы 12 2 4 6 8. Правила юных туристят 2 - 2 - 9. Туристские соревнования 10 - 5 5 ИТОГО: 72 15 26 33

По завершении первого года обучения обучающиеся должны знать: виды туризма, состав семьи, семейные традиции и семейные праздники; уметь: определять стороны горизонта, правильно уложить рюкзачок, правила поведения на природе и в быту, простейшие способы преодоления препятствий.
Содержание программы 1 года обучения

Тема 1
Вводное занятие. Техника безопасности – 2 часа.
Тема 2
Ознакомительная экскурсия на СЮТур – 2 часа. Просмотр слайдов, фотографий, показ специального туристского снаряжения.
Тема 3
Виды и формы туризма – 2 часа.
Тема 4
Краеведение – 14 часов. Экскурсия в краеведческий музей. Подготовка к прогулкам. Прогулка « Улицы моего города». Моя семья. Моя школа. Место работы родителей и других членов семьи. Профессии родителей. Досуг в семье. Семейные традиции и праздники. Адрес проживания. Экскурсия в музей нефти. Государственные символы России. Памятники моего города и достопримечательности.
Тема 5
Азбука навыков юного туриста – 18 часов. Личное снаряжение юного туриста для туристской прогулки, участия в экскурсии: Рюкзачок и требования к нему; обувь; требования к одежде (бельё, спортивный костюм, куртка, брюки,
ветровка, головной убор и пр.); личная посуда; средства личной гигиены; требования к упаковке продуктов для перекуса. Укладка рюкзачка, соблюдение гигиенических требований. Умение подобрать личное снаряжение в соответствии с погодными условиями и сезоном года. Уход за личным снаряжением. Закаливание организма, необходимость принятия душа после выполнения физических упражнений .Обязанности санитара туристской группы. Практические занятия. Игра « Собери рюкзачок к туристской прогулке».Упаковка продуктов питания для организации перекуса. Чтение и обсуждение книг о правилах личной гигиены с организацией чаепития (для закрепления правил личной гигиены).
Тема 6
Азбука ориентирования – 10 часов. Что такое север, юг? Стороны света. Север, юг на компасе. Игра « Где спрятан клад?». Дорога домой. План. Составление плана класса. Маршрут. Рассказ маршрута из дома и обратно. Чертежи маршрута - сложная ломаная линия. Туристские игры, эстафеты, упражнения по сторонам горизонта. Измерение небольших расстояний парами шагов. Знакомство с топографическими картами и с простейшими условными топографическими знаками.
Тема 7
Природа и мы – 12 часов. Природа в городе ( лес, парк, их отличие). Что такое сквер, парк? Значение зелени в городе. Что такое многоэтажный лес? Экскурсии в смешанный лес: знакомство с видами деревьев, кустарников, трав. Сезонные изменения. Наблюдения во время всех экскурсий в лес. Птицы нашей полосы: перелётные и зимующие, певчие и водоплавающие. Животные в городе. Экскурсия в центр экологического воспитания.
Тема 8
Правила юных туристят – 2 часа. Беседа: « Как ребята ходили в поход». « Юные туристята – друзья природы» - нормы и правила туристского природопользования, « законы туристят».
Тема 9
Туристские соревнования – 10 часов. Весёлые старты с элементами туризма. Простейшие этапы соревнований. Порядок их прохождения. Техника безопасности. Отработка личных действий на этапах.
Учебно-тематический план

дополнительной образовательной программы «Развивающий туризм» 2 года обучения

№ пп Наименование тем Всего Теория Практика в классе на местн. 1. Техника безопасности 2 2 - - 2. Туристское снаряжение 6 2 2 2 3. Туристские биваки 5 1 1 3 4. Краеведение 14 4 4 6 5. Топография 9 3 2 4 6. Лыжный и пешеходный туризм 12 5 2 5 7. Наш друг - природа 10 2 3 5 8. Туристские соревнования 10 - 3 7 9. Питание 2 1 1 - 10. Медицинское обеспечение похода 2 1 - 1 Итого: 72 21 18 33 По завершении второго года обучения обучающиеся должны знать: что взять с собой в поход, что такое поход, малый и большой привал,15 топографических знаков, особенности пешеходных и лыжных походов, значение правильной организации питания в походе, значение физической подготовки; уметь: пользоваться компасом и определять стороны горизонта, закаливать организм и знать меры профилактики, охранять растительный и животный мир своего края.
Содержание программы второго года обучения

Тема 1 Техника безопасности – 2 часа.
Техника безопасности во время практических занятий, во время экскурсий и прогулок, при поездках в общественном транспорте, на соревнованиях.
Тема 2 Туристское снаряжение – 6 часов.
Групповое и личное снаряжение туристов. Основные требования к нему: малый вес, прочность, удобство, лёгкость. Подготовка снаряжения к прогулке, путешествию. Уход за снаряжением. Укладка рюкзака .Игра « Уложи рюкзак». Уход за снаряжением.
Тема 3 Туристские биваки – 5 часов.

Бивак на туристской прогулке, Требования к бивакам: дрова, источники воды, безопасность, экология. Устройство и оборудование бивака ( места для приёма пищи, отдыха, гигиены и умывания, забора воды и мытья посуды). Разбивка лагеря для привала на туристской прогулке.
Тема 4 Краеведение – 14 часов.
Мой дом, мои соседи, мои друзья, достопримечательности моей улицы, моего двора. Окружающая природа. Наша школа, традиции нашей школы. Отношение к школьному имуществу. Город, в котором я живу. История основания города, с чем она связана. Экскурсия в краеведческий музей. Выдающиеся люди нашего города и первопроходцы. Городская Доска почёта. Праздники нашего города. Экскурсия во Дворец Искусств.
Тема 5 Топография – 9 часов.
План местности. Рисунок и простейший план местности ( школьного двора, двора своего дома или своей улицы). Обсуждение историй из книг и мультфильмов, где их герои использовали планы местности или рисунки в различных целях ( поиск клада, путешествия, постройка жилища для друзей). Измерение расстояний ( шагами и парами шагов), класса, своей комнаты, на школьном дворе, в парке на прогулке. Читать и изображать топографические знаки. Рисовка обучающимися плана стола, парты, своего класс и своей комнаты. Знакомство с планом расположения школы, станции юных туристов, двора своего дома.
Тема 6 Лыжный и пешеходный туризм – 12 часов.
Способы преодоления простейших естественных препятствий ( без туристского снаряжения); организация движения группы в лесном массиве; преодоление простых водных преград ((ручьёв, луж); движение по дорогам и дорожкам; преодоление спусков и крутых склонов. Просмотр видеоматериала о способах преодоления без снаряжения простейших естественных препятствий. Отработка практических умений и навыков преодоления естественных и искусственных препятствий. Правильный подбор лыж и лыжных палок юными туристами и их родителями. Передвижение ступающим и скользящим шагом. Техника безопасности при ходьбе на лыжах. Соблюдение правил движения в строю на лыжном маршруте. Наблюдение окружающих объектов природной среды ( растительный и животный мир, живая и неживая природа) и изучение искусственных объектов.
Тема 7. Наш друг – природа – 10 часов.
Растения и животный мир родного края, парковой зоны. Сезонные изменения в жизни фауны и флоры школьного двора, парка, леса, берега реки Пасол. Природные материалы для изготовления поделок, сувениров и пр. Оказание помощи братьям меньшим ( изготовление и установка кормушек для подкормки зимующих птиц в парковой зоне). Правила поведения на природе и наблюдение за ней во время экскурсии, прогулки. Подкормка для зимующих птиц.
Тема 8 Туристские соревнования – 10 часов.

Несложные этапы соревнований. Порядок их прохождения. Знакомство с положением и условиями соревнований. Соревнования по пешеходному и лыжному туризму. Подготовка к участию. Отработка личных и командных действий на этапах. Участие в соревнованиях по туристскому многоборью.
Тема 9 Питание – 2 часа.
Значение правильной организации питания в мини – походе. Требования к продуктам. Режим питания. Что такое « карманное питание». Выполнение обязанностей « завпита» в условиях похода. Отработка практических навыков и умений по теме.
Тема 10 Медицинское обеспечение похода – 2 часа.
Личная гигиена юного туриста в походе. Закаливание организма. Гигиенические требования к обуви, одежде. Первая медицинская доврачебная помощь в походе. Значение своевременного оказания помощи. Транспортировка пострадавшего.
Учебно-тематический план

дополнительной образовательной программы «Развивающий туризм» 3 года обучения

№ пп Наименование тем Всего Теория Практика в классе на местн. 1. Туристско-краеведческая работа 4 4 - - 2. Туристско-бытовые навыки 22 6 - 16 3. Законы, правила и традиции 18 6 8 4 4. Ориентирование и топография 14 4 6 6 5. Личная гигиена и первая доврачебная помощь 17 3 4 10 6. Основы краеведения 16 4 4 8 7. Туристские навыки и умения 19 2 4 13 8. Правила безопасности на прогулках и экскурсиях 8 2 - 6 9. Общая спортивно – оздоровительная физическая подготовка 26 2 - 24 Итого: 144 33 26 85 По завершении третьего года обучения обучающиеся должны знать: законы, правила и традиции, растительный и животный мир своего края, основы туристской техники и туристского быта, основные правила уличного движения для пешеходов; уметь ориентироваться по компасу и местным признакам, обрабатывать небольшие ранки, ссадины, потёртости, ушибы, завязывать простейшие туристские узлы, правильно одеваться в различные времена года на прогулку, в поход, на экскурсию Начало туристской техники и туристского быта.
Содержание программы

третьего года

обучения

Тема 1 Туристско-краеведческая работа – 4 часа.
Соблюдать чистоту на природе, беречь её, заботиться о ней. Изучение водных объектов: р.Обь, протока Пасол. Интересные достопримечательные места. Знакомство с ближайшим окружающим миром. Укрепление здоровья, закаливание организма.
Тема 2 Туристско-бытовые навыки – 22 часа.
Движение в походном строю по пересечённой местности, на лыжной прогулке. Нормы передвижения в окружающей среде. Одежда и обувь юного туриста в различные времена года (летом и осенью, зимой и весной). Игра на внимание « Мы идём в поход». Правильность укладки походного рюкзака. Допустимый вес рюкзака. Организация и расположение на привале. Двигательная деятельность на привале (по сезонам). Продукты питания: упаковка, переноска в рюкзаке, укладка, хранение. Ориентирование на маршруте. Игра « Что ты видел на
пути?». Не сложные соревнования и развивающие игры. Установка палатки и сборка. Навыки разжигания костра.
Тема 3 Законы, правила и традиции туристов – 18 часов.
Законы юных туристов или « Кодекс туристской чести». Правила поведения в лесу юных туристов в разные времена года. Правила походной жизни. Основные правила безопасности. Девиз туристов « Не пищать!». Проведение туристского слёта. Выполнение правил и законов на практике. Бесшумное поведение на природе, утилизация отходов.
Тема 4 Ориентирование и топография – 14 часов.
Понятия ориентирования. Устройство и типы компасов. Цена деления лимба и точность определение углов с их помощью. Пользование компасом в походе. Определение сторон горизонта ( света) по солнцу, по местным предметам. Условные топографические знаки. Зарисовка топографических знаков. Практические задания. Определение знаков на топографической карте. Чтение карты.
Тема 5 Личная гигиена и первая доврачебная помощь – 17 часов.
Личная гигиена туриста: обувь, уход за ногами и обувью во время прогулок, походов. Гигиенические требования к одежде, посуде, жилищу. Купание в походе, значение водных процедур .Первая помощь пострадавшему: мозоли, потёртости, царапины, мелкие порезы. Виды и способы транспортировки пострадавшего.Зелёная аптека: знать и уметь различать на рисунках в походе лекарственные и опасные растения. Использование и применение лекарственных растений.
Тема 6 Основы краеведения – 16 часов.
Знакомство с картой области и района. История Александровского района. Рельеф, полезные ископаемые, внутренние воды, памятники природы, заповедные территории. Фотографирование в походе, на прогулке, на экскурсии. Туристские прогулки и экскурсии по своему городу, в ближайшую природную зону. Экскурсии по достопримечательным местам. Составление отчёта о прогулке и экскурсии.
Тема 7 Туристские навыки и умения – 19 часов.
Вязка узлов. Узлы и их значение. Применение простых узлов на практике. Различные виды переправ. Грудная обвязка и страховочная система. Подъёмы и спуски спортивным способом. Техника безопасности при работе с верёвками. Знакомство со специальным туристским снаряжением. Применение специального туристского снаряжения. Прохождение простых переправ с использованием туристского снаряжения. Простейшие соревнования по спортивному туризму.
Тема 8 Правила безопасности на прогулках и экскурсиях – 8 часов.

Тема 9 Общая спортивно-оздоровительная физическая подготовка – 26 часов.

Значение физической подготовки юного туриста. Физическая и морально- психологическая подготовка туриста. Значение закаливания организма. Комплекс упражнений, зарядка. Спортивные игры. Подвижные игры. Сдача нормативов по физической подготовке. Проведение весёлых стартов.
Учебно-тематический план


дополнительной образовательной программы «Развивающий туризм» 4 года обучения
№ пп Наименование тем Всего Теория Практика в классе на местн. 1. Польза от туристско-краеведческой работы 4 4 - - 2. Туристско – бытовые навыки 20 6 - 14 3. Законы, правила и традиции 15 4 6 5 4. Ориентирование и топография 12 4 4 4 5. В гостях у доктора Айболита. Оказание первой доврачебной помощи 15 2 4 19 6. Основы краеведения 18 4 6 8 7. Туристские навыки и умения 24 2 6 16 8. Правила безопасности на прогулках и экскурсиях 6 2 - 4 9. Общая спортивно – оздоровительная физическая подготовка 30 2 - 28 Итого: 144 30 26 88 По завершении четвёртого года обучения обучающиеся должны: выполнять краеведческие задания, разводить костры разных типов, оказывать первую доврачебную помощь при несложных травмах, выполнять правила и законы туристов, знать способы измерения расстояний на местности и на карте, знать кто такие первопроходцы, виды страховок и техника преодоления преград, знать влияние физических упражнений на физическую подготовку туриста.
Содержание программы четвёртого года обучения

Тема 1 Польза от туристско-краеведческой работы – 4 часа.
Занятия туризмом развивают силу, ловкость, выносливость, смелость, чувство ответственности и т. д. Экскурсия к памятнику воинам ВОВ в парковой зоне города Стрежевой и т.д. Выполнение краеведческих заданий ( сбор листвы различных пород деревьев, сбор рисунков следов животных и птиц).


Тема 2 Туристско-бытовые навыки туриста – 20 часов.

Основные требования к месту привала. Правильный выбор места привала и бивака. Организация кострища. Типы костров. Правила разведения костра, работа с топором, пилой при заготовке дров. Меры безопасности при обращении с костром, с кипятком. Сушка одежды и обуви. Установка палаток и размещение в них вещей.
Тема 3 Законы, правила и традиции – 15 часов.
Практическое выполнение законов своей туристско-краеведческой деятельности. Соблюдение правил личной гигиены и общественной санитарии. Выполнение правил отдыха на природе: обращение с дикими животными, огнём, сбора дикорастущих растений и грибов Правила сбора гербарного материала: листьев, плодов и семян.
Тема 4 Ориентирование и топография – 12 часов.
Условные знаки различия спортивных и топографических карт. Изображение рельефа на топографических картах. Упражнения на запоминание условных знаков. Форма, цвет и размер условных знаков. Задачи, решаемые с помощью компаса. Хранение и обращение с компасом. Способы измерения расстояний на местности и на карте. Тренировка глазомера. Мини- соревнования « Парковое ориентирование».
Тема 5 Оказание первой доврачебной помощи – 15 часов.
Помощь при различных травмах: наминах, царапинах, мозолях, ушибах. Обработка небольших ран. Укусы насекомых. Применение лекарственных растений. Пищевые отравления и желудочные заболевания. Профилактика заболеваний. Вредные привычки. Беседа « Здоровый образ жизни». Походная и личная аптечка туриста. Витамины, их роль в организме человека.
Тема 6 Основы краеведения – 18 часов.
Кодекс чести юного туриста. Отечества достойные сыны. Первопроходцы – строители нашего города. Улицы – летопись города. Ветераны Великой отечественной войны. Городская Доска Почёта. Ветераны труда. Краеведческие викторины. Загадки о животных, растениях, птицах. Красная Книга Томской области.
Тема 7 Туристские навыки и умения – 24 часа.
Маркировка основных верёвок. Страховка и работа с верёвкой. Понятие о самостраховке, о командной страховке. Виды страховок. Знакомство с системой натяжения верёвок (палиспаст). Тропление лыжни. Подъёмы и спуски по склонам на лыжах. Техника преодоления естественных преград и переправ. Туристские узлы и их применение.
Тема 8 Правила безопасности на прогулках и экскурсиях – 6 часов.
Дисциплина в походе и на занятиях – основа безопасности. Меры безопасности при проведении занятий в классе, на улице, в лесу. Правила поведения при переездах группы на транспорте. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Правила поведения в незнакомом населённом пункте.
Тема 9 Общая спортивно-оздоровительная физическая подготовка – 30 часов.

Значение физической подготовки. Всесторонняя физическая подготовка – основа для успешного прохождения похода, тренировок. Влияние физических упражнений на физическую подготовку туриста. Развитие и совершенствование физических, моральных и волевых качеств туриста. Практические занятия и упражнения для рук и плечевого пояса, для туловища и для ног. Подвижные игры и эстафеты. Силовые комплексы упражнений.

Методическое обеспечение программы.
Перед началом работы по данному направлению необходимо провести родительское собрание, познакомить родителей с программой, планами занятий, прогулок, экскурсий и походов, условиями их проведения, необходимом личном снаряжении юных туристят и т.д. В начале каждого полугодия учебного года, а также перед прогулками, походами и экскурсиями проводить с обучающимися инструктаж по технике безопасности при проведении занятий, массовых мероприятий, на дороге и в транспорте. Кроме того, воспитанники должны иметь медицинские справки, чтобы не допустить перегрузки или нежелательных последствий для здоровья воспитанников. Теоретические и практические занятия должны проводиться с привлечением наглядных материалов, использованием новейших методик, чтобы воспитывать у обучающихся умение самостоятельно принимать решения, неукоснительно выполнять правила проводимых мероприятий. Для достижения поставленных целей и задач необходимо правильно спланировать учебный материал с учётом обязательных общешкольных мероприятий, мероприятий в дни школьных каникул ( прогулки, походы, экскурсии и т.д. ). Вся работа по реализации программы предусматривает применение разнообразных методических приёмов и форм организации туристско-краеведческой деятельности
1.

Теоретические занятия.
Учебное занятие может проходить по-разному, в зависимости от возраста, содержания обучения, объёма учебного времени, характера деятельности. Наиболее распространённые формы работы это беседы, рассказы устное изложение материала, работа с источниками литературы, экскурсии в музеи, посещение предприятий, встречи с интересными людьми. Освоение краеведческих знаний идёт по программе на уроках географии, биологии, истории. Это помогает в туристско-краеведческой деятельности, но вместе с тем требует новых, нетрадиционных форм обучения, которые вызывают интерес, развивают любознательность: игры, конкурсы, соревнования, ярмарки знаний, занятия в местном краеведческом музее. Рекомендуется теоретический материал изучать блочно, что позволяет сэкономить время и показать целостную картину мира.
2.

Практические занятия.
Это обучение с туристским снаряжением, с топографическими картами, работа с компасом, занятия на местности и в спортивном зале, занятия по оказанию ПМП, подвижные и краеведческие игры. Это объяснение, тренировка, демонстрация, отработка туристской техники. Практические занятия лучше проводить на свежем воздухе, на природе. После прогулки, похода, экскурсии на занятии обсуждаются итоги, некоторые юные туристы ведут дневник, другие делают фотомонтаж, газету, зарисовки. Следует это проводить так, чтобы не допускать перегрузки воспитанников.
Виды и формы контроля:
показания и противопоказания к занятиям по туризму, осуществление врачебного контроля, контроль физической работоспособности и состояния организма, контроль уровня психической работоспособности. Анализ деятельности и
результатов соревнований. Время и анализ действий победителей и призёров. Систематизация ошибок, причины ошибок, место совершения ошибок. Работа над исправлением ошибок. Контроль позволяет выявить уровень освоения обучающимися программы и дать рекомендации для дополнительных занятий воспитанникам, слабо усвоившим занятия или материал. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных занятий. Результаты контроля служат основанием для внесения корректив в организацию учебного процесса.
Список используемой литературы:

1. Алексеев А.А. Питание в туристском походе: Пособие для инструкторов и преподавателей туризма в школе.− М., 2006. 2. Большой энциклопедический словарь. – М., 1997. 3. Добарина И.А., Жигарев О.Л. Основы школьного туризма: Методическое пособие для учителей и студентов. – Новосибирск: Издательство Новосибирского государственного педагогического университета, 1998. 4. Карманная энциклопедия туриста / Автор-составитель Шабанов А.М. – М,: Вече, 2004. 5. А.А. Остапец-Свешников « Школа жизни - окружающий мир». Сборник программно – методических материалов» - М., 2004. 6. Тамм Е.И. Энциклопедия туриста. – М.: « Больщая российская энциклопедия», 1993. 7. Шаповал Г.Ф. История туризма: Пособие. – Минск: Экоперспектива, 1999. 8. Методические рекомендации в помощь руководителям туристских кружков и секций. – К., 1985. 9. Туризм в школе. Физкультура и спорт. 10. Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристских походов. – М.: Просвещение, 1990. 11. Тыкул В.И. Спортивное ориентирование. – М.: Просвещение, 1990. 12. Тыкул В.И. Пособие для руководителей кружков и внешкольных учреждений. – М.: Просвещение, 1990. 13. Завьялова Т.П. Методические рекомендации по организации и проведению учебных занятий с использованием подвижных игр в процессе подготовки юных туристов ( из опыта работы ). – Тюмень: ТГУ, 1993. 14. Методика ознакомления детей с природой: Учебное пособие для педучилищ / Под ред. Саморуковой П.Г. – М.: Просвещение, 1986 – 400 с.
Приложение 1.
Отрывок из занятия по краеведению Сценка « Гуляй, да присматривайся» ( Участвуют 6 туристов-краеведов) Ребята собираются идти в поход и между ними завязывается беседа.

Цель:
познакомить обучающихся с живыми барометрами, связанными с погодой; стимулировать желание обучающихся проявлять наблюдательность, творческую инициативу. 1-й турист – Ну и погода! 2-й турист – Да, дождь, наверное, зарядил надолго. 3-й турист – Надо ж было вам сегодня собраться! 4-й турист – Хотели собрать лекарственные растения. 5-й турист – Сачки и морилки приготовили для насекомых. 6-й турист – Хотели-хотели! А вот попробуй сходи в такую погоду! 1-й турист – От этого дождя всё размокло, и мы тоже. 2-й турист – Надо было прогноз слушать! 3-й турист – Нет, самим надо было быть наблюдательными. 4-й турист – Как это? Почему? 5-й турист – А вот сейчас я вспоминаю, что перед нашим походом видела на поверхности много кротов. 6-й турист – Ну и что? 5-й турист – Как что? Когда крот вылезает на поверхность земли? 3-й турист – Наверное, когда ему в земле плохо. 1-й турист – А от чего ему может быть там плохо? 5-й турист – А вот если норки зальёт водой? 4-й турист – Это верно. 3-й турист – Если дождь длительный, кроты и покидают свои квартиры, чтобы их не залило. 5-й турист – Так и дождевым червякам тоже приходится? 6-й турист – А разве ты не видела? В большой дождь черви ползают по земле. Ведь не душ же они вылезают принимать. 1-й турист – Выходит, что и черви, и кроты – хорошие барометры? 2-й турист – Только их понимать надо. 5-й турист – А знаете, ребята, когда я собиралась в поход, мой дедушка пришёл и говорит: « Ты куда собираешься? Будет ненастье». А я говорю: « А ты откуда знаешь?» А он отвечает: « Пчёлы перерабатывают». « Как это перерабатывают?» А он: « Трудятся с утра до ночи, спешат». А я спрашиваю: « Причём здесь пчёлы и погода?». 2-й турист – Выходит, что твой дедушка прав. 1-й турист – Выходит прав, но в чём дело - не понимаю. 3-й турист – А я, ребята, кажется, понимаю. 6-й турист – Ну и скажи. 3-й турист – Если пчёлы спешат, то опасаются чего-то. 4-й турист – А чего? 3-й турист – Когда они не могут вылезать из улья? 6-й турист – В плохую погоду. 3-й турист – Вот то-то и есть. 4-й турист – Значит, пчёлы-барометры! Вот здорово! 1-й турист – А я хочу знать, по какому барометру узнать, когда это кончится? 2-й турист – Может быть по этому? (указывает на летящего жука). 5-й турист – Покажи, что поймал? (все его окружают). 4-й турист – Так это обыкновенный навозник. Ему только в навозе и копаться. 2-й турист – Подожди. А почему он вылетел? Дождя не боится? 3-й турист – Наверное, не боится.
2-й турист – А почему же мы не видели летающих жуков всё это время? 5-й турист – Значит, жук летел не к дождю. Наверное, он чувствует приближение хорошей погоды. 6-й турист – А это что за мошки кружатся? 1-й турист – Да это же толкунчики. 5-й турист – Смотрите, они танцуют вверх и вниз. 4-й турист – С чего бы эта комариная радость вдруг? 3-й турист – Наверное, затанцевали, почувствовав хорошую погоду. 6-й турист – Ура! Значит, уже два барометра предсказывают хорошую погоду. 2-й турист – Давайте собираться в поход (все собирают вещи). 1-й турист – А сколько, оказывается, вокруг нас живых барометров, ребята, только надо быть наблюдательными. 6-й турист – Значит, сама природа подсказывает нам, что живые барометры вокруг нас.
Тематическая викторина

Живые барометры
Гусь и утка ныряют. (К дождю) Гуси полощутся. (К теплу) Птицы весной вьют гнезда на солнечной стороне. (Лето будет холодным) Кукушка издает звуки, похожие на кваканье. (К дождю) Вороны рассаживаются по нижним сучьям, жмутся к земле. (К сильному ветру) Ласточки летают над самой землей. (К ухудшению погоды) Ласточки и стрижи летают высоко. (К хорошей погоде) Куры купаются в пыли, воробьи нахохлились. (К ухудшению погоды) Голуби разворковались. (К хорошей погоде) Соловей поет всю ночь. (Будет хорошая погода) Кричит иволга. (Предвещает дождь — название этой птицы произошло от слова «влага») Бурундук клокочет. (К ненастью, название зверька произошло от слова «буря») Кошка сворачивается во сне клубком. (К холоду) Рыба выскакивает из воды. (К дождю) Муравьи прячутся в муравейник и закрывают все ходы. (Приближается дождь) Пчелы сидят в улье и громко гудят. (К непогоде) Рано просыпаются мухи, чуть свет вылетают из ульев пчелы. (К улучшению погоды) Днем, в самую жару, паук вышел на охоту. (К непогоде) Поздно вечером сильно трещат кузнечики. (К хорошей погоде) На траве ранним утром блестит роса. (Дождя не будет) Обильный урожай щавеля. (Будет мягкая зима) Много полевого осота. (Зимой будет холодно) Клен и каштан «плачут» — на краях их листьев выделяются капельки воды. (К дождю)
«Плачут» водные растения — камыш, стрелолист, частуха, ежеголовник. (К ненастью) Листья деревьев показывают изнанку. (Приближается дождь)
Приложение 2.




Яндекс.Метрика