Напоминание

"Дополнительная общеразвивающая программа по лыжным гонкам"

Автор: Филев Николай Митрофанович

Должность: тренер-преподаватель по лыжным гонкам

Учебное заведение: МОУДО "ДЮСШ "НОРУС"

Населённый пункт: г. Сертолово

Наименование материала: программа

Тема: "Дополнительная общеразвивающая программа по лыжным гонкам"

Описание:

Лыжный спорт является одним из наиболее популярных и массовых в нашей стране. Это объясняется его большим прикладным значением. Широкая доступность (соревнования проводятся во всех возрастных группах), захватывающая борьба на трассе, азарт – все это способствует высокой популярности этого вида спорта.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=1657

Опубликовано 24.11.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

« ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ»

Срок реализации:
3 года
Разработчик:
Филев Николай Митрофанович тренер-преподаватель по лыжным гонкам 1

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно -

спортивной направленности

«ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ»

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно - спортивной направленности «лыжные гонки» разработана на основе:  Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,  Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Фе- дерации» от 14.12.2007 № 329-ФЗ,  Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осу- ществления образовательной деятельности по дополнительным общеоб- разовательным программам»,  Приказа Минспорта России от 27 декабря 2013 года № 1125 «Об утвер- ждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»  Постановления от 04 июля 2014 года №41 СанПин 2.4.4.3172-14 «Сани- тарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и орга- низации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». При разработке дополнительной общеразвивающей программы физкультурно - спортивной направленности «лыжные гонки» была использована: Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, допущенн ой Государственным комитетом РФ по физической культуре и спорту «Лыжные гонки», П.В. Квашук; 2005 г. Лыжный спорт является одним из наиболее популярных и массовых в нашей стране. Это объясняется его большим прикладным значением. Широкая доступность (соревнования проводятся во всех возрастных группах), захватывающая борьба на трассе, азарт – все это способствует высокой популярности этого вида спорта. Занятия лыжным спортом имеют большое воспитательное значение: у подростков развиваются такие качества, как воля, смелость, ловкость, выносливость, сила и быстрота, выдержка и настойчивость. Занятия лыжным спортом компенсируют недостаточную двигательную активность современных подростков, в результате происходит предотвращение многих заболеваний, совершенствуются функциональные возможности организма, повышается работоспособность. Принести полное удовлетворение 2
занятия лыжным спортом могут только тогда, когда лыжник в полной мере владеет техникой ходьбы на лыжах, техникой спуска с гор и поворотов. Наиболее быстро и хорошо осваивают технические приемы дети и подростки. Правильные и рациональные движения сохраняются в последствии на всю жизнь. Продуманная и хорошо организованная учебно-тренировочная работа способствует успешной подготовке юных спортсменов лыжников. Направленность дополнительной общеразвивающей программы «лыжные гонки» – физкультурно – спортивная.
Основополагающие принципы программы:

Комплексность
- для всестороннего развития занимающихся предусматривает тесную взаимосвязь всех видов подготовки (общей и специальной физической подготовки, технической, теоретической), воспитательной работы и педагогического контроля.
Преемственность
- определяет последовательность изложения программного материала по годам обучения, для обеспечения в многолетнем процессе спортивной подготовки преемственности задач, средств и методов, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей уровня физической и технико-тактической подготовленности.
Вариативность
- предусматривает, в зависимости от индивидуальных особенностей включение в тренировочный план разнообразного набора тренировочных средств и изменения нагрузок. При создании программы учитывались все последние достижения в области теории, методики и практики проведения занятий по лыжной подготовке.
Цель
дополнительной общеразвивающей программы «лыжные гонки»: создать условия для развития двигательной активности обучающихся, путем вовлечение их к регулярным занятиям физической культурой посредством организованных занятий лыжным спортом. З
адачи
дополнительной общеразвивающей программы физкультурно - спортивной направленности «лыжные гонки»: 1. Образовательные: - приобретение навыков контроля состояния здоровья и физической рабо- тоспособности; - научить основам техники передвижения на лыжах; - научить умело, использовать рельеф местности при передвижении на лыжах; - приучать использовать полученные знания и умения для самостоятель- ных занятий. 2. Воспитательные: - воспитывать трудолюбие, сознательную дисциплину, внимание, настой- чивость и волевые качества - воспитывать стремление к здоровому образу жизни - воспитывать патриотизм и любовь к родному краю 3
- привитие стойкого интереса к занятиям физкультурой и лыжным спор- том 3. Развивающие: - развивать природный потенциал каждого ребенка - укрепление здоровья, физическое развитие и повышение работоспособ- ности обучающихся - всестороннее гармоничное развитие физических способностей - развивать мотивацию и положительное отношение к занятиям - способствовать закаливанию организма и устойчивости к неблагоприят- ным условиям внешней среды
АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность и педагогическая целесообразность программы «Лыжные гонки» обусловлена положительным оздоровительным эффектом, компенсацией недостаточной двигательной активности современных детей и подростков, формированием и совершенствованием двигательных умений и навыков наряду с оптимизацией развития физических качеств, совершенствованием функциональных возможностей организма и повышением работоспособности. Совокупность перечисленных эффектов будет определять физическую дееспособность воспитанников в будущем. Главная ценность лыжного спорта в его массовости, в том, что он побуждает человека систематически готовится, накапливать силы, выявлять свои возможности, управлять ими сознательно и целенаправленно, приучает постоянно работать над собой. Программа является актуальной в силу того, что позволяет удовлетворить запросы родителей и детей в организации занятий лыжным спортом начального школьного возраста, а так же учащихся, не прошедших конкурсный отбор на обучение по дополнительной предпрофессиональным программам по виду спорта лыжные гонки. Особенностями данной программы является направленность на овладение начальных основ техники передвижения на лыжах, а так же реализация принципа вариативности, задающего возможность подбирать содержание учебного материала в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса. После обучения по данной программе возможно дальнейшее продолжение обучения в группах начальной подготовки, после успешной сдачи контрольно- переводных нормативов.
Возраст обучающихся
, на который рассчитана данная образовательная программа от 7 до 18 лет.
Минимальный возраст
детей для зачисления на обучение 7 лет. В спортивно-оздоровительные группы зачисляются дети в возрасте от 7 лет, имеющие медицинский допуск к занятиям в спортивной школе , желающие 4
заниматься лыжными гонками , не достигшие возраста для зачисления в группы начальной подготовки, а так же не прошедшие конкурсный отбор для обучения по дополнительным предпрофессиональным программам по виду спорта лыжные гонки.
Сроки реализации
дополнительной общеразвивающей программы физкультурно - спортивной направленности «лыжные гонки» до 3 лет.
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Тренировочная деятельность организуется в течение всего календарного года, включая каникулярное время в соответствии с календарным учебным графиком, годовым учебным планом и календарем спортивно-массовых мероприятий. Годовой учебный план рассчитан на 42 недели.
Учебно- тематический план учебно-тренировочных занятий для СОГ, ч
Содержание занятий Спортивно-оздоровительный этап Года обучения 1 год Свыше 1 года Количество учебных недель 42 42
Теоретическая подготовка

4

4

Практическая подготовка, из них:

248

248
- Общая физическая подготовка 158 132 - Специальная физическая подготовка 26 48 Техническая подготовка 64 68
Общее количество часов в год

252

252

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
На спортивно-оздоровительном этапе необходимо ознакомить обучающихся с правилами гигиены, правилами поведения в спортивном зале и тренировочном занятии на лыжных трассах. Основное внимание при построении бесед и рассказов должно быть направлено на то, чтобы привить детям гордость за выбранный вид спорта и формирование желания добиться высоких спортивных результатов. Теоретические занятия органически связаны с физической и технической подготовками. Начинающих спортсменов необходимо приучать посещать спортивные соревнования, просматривать фильмы и спортивные репортажи по лыжному спорту. При проведении теоретических занятий следует учитывать возраст 5
занимающихся и излагать материал в доступной форме. Для оценки качества усвоения теоретического материала применяется промежуточный и итоговый контроль. Формы проверки: тестирование, собеседование, творческие задания. На практических занятиях следует дополнительно разъяснять занимающимся отдельные вопросы техники выполнения упражнений, правил соревнований. План теоретической подготовки № Тема Кол-во часов 1 год Свыше 1 года
Вводное занятие.
1 1 1 Краткие исторические сведения о возникновении лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России. 1 2 Основы здорового образа жизни 1 1 3 Лыжный инвентарь, мази, одежда и обувь 1 4 Краткая характеристика техники лыжных ходов. Соревнования по лыжным гонкам. 1 1
Всего часов

4

4

Вводное занятие.
Знакомство с видом спорта, правила поведения в спортивной школе, на учебно-тренировочных занятиях. Инструктаж по технике безопасности. Спортивная школа, ее задачи и содержание деятельности. Инструктаж по технике безопасности во время УТЗ и соревнований.
Тема 1. Краткие исторические сведения о возникновении лыж и лыжного

спорта. Лыжный спорт в России.
Эволюция лыж и снаряжение лыжников. Первые соревнования лыжников в России и за рубежом. Популярность лыжных гонок в России. Крупнейшие всероссийские и международные соревнования. Соревнования юных лыжников.
Тема 2. Основы здорового образа жизни
Понятие о гигиене и санитарии. Уход за телом. Гигиенические требования к одежде и обуви. Режим дня школьников, занимающихся спортом. Роль закаливания при занятиях лыжами. Рациональное питание. Основы профилактики инфекционных заболеваний. Вредные привычки и их профилактика.
Тема 3. Лыжный инвентарь, мази, одежда и обувь.
Лыжный инвентарь. Правила обращения с лыжами и лыжными палками на занятии. Транспортировка лыжного инвентаря. Правила ухода за лыжами и их хранение. Индивидуальный выбор лыжного снаряжения. Значение лыжных мазей. Подготовка инвентаря к тренировкам и соревнованиям. Экипировка лыжников. Особенности одежды лыжника при 6
различных погодных условиях.
Тема 4. Краткая характеристика техники лыжных ходов. Соревнования по

лыжным гонкам
Значение правильной техники для достижения высоких спортивных результатов. Основные классические способы передвижения на равнине, пологих и крутых подъемах, спусках. Стойка лыжника, скользящий шаг, повороты, отталкивание ногами, руками при передвижении попеременным двухшажным и одновременными ходами. Типичные ошибки при освоении общей схемы попеременного двухшажного и одновременных лыжных ходов. Отличительные особенности конькового и классического способов передвижения на лыжах. Правила поведения на соревнованиях.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Общая физическая подготовка (ОФП)

1. Строевые упражнения
применяются в целях организации занимающихся, воспитания дисциплины, хорошей осанки, целесообразного размещения занимающихся во время разминки и в подготовительной части урока.
2. Общеразвивающие упражнения.
Они должны быть направлены на всестороннее физическое развитие занимающихся: равномерное развитие мышечной системы, укрепление опорно-двигательного аппарата координации движений и умения сохранять равновесие, а также улучшение функции сердечно-сосудистой системы и органов дыхания.
2.1. Упражнения без предметов и с предметами

Для рук.
Движения руками в различных плоскостях и направлениях в различном темпе. В различных положениях (стоя, сидя, лежа) одновременные, попеременные и последовательные движения в плечевых, локтевых и запястных суставах (сгибание и разгибание, отведение и приведение, маховые и круговые движения). В упоре лежа сгибание рук, отталкивание и др.

Упражнения с эспандером и эластичной резиной.


Для туловища.
Упражнения на формирование правильной осанки. В различных стойках наклоны вперед, в стороны, назад. Круговые движения туловищем. В положении лежа лицом вниз — прогибание с различными положениями и движениями руками и ногами. Из положения лежа на спине — поднимание рук и ног поочередно и одновременно, поднимание и медленное опускание прямых ног, поднимание туловища, не отрывая ног от пола. В различных стойках — наклоны вперед, в стороны, назад с различными положениями и движениями руками, с использованием отягощений (предметов). Круговые движения туловищем. В положении лежа лицом вниз прогибание с использованием отягощений. Из положения лежа на спине, ноги закреплены, поднимание туловища.
Для ног.
Из основной стойки — различные движения прямой и согнутой ногой, приседания на двух и одной ноге. Маховые движения, выпады, выпады с дополнительными пружинящими движениями, поднимание на носки. Различные прыжки и многоскоки на месте и в движении на одной и 7
двух ногах. Прыжки через гимнастическую скамейку на месте и с продвижением вперед в равномерном и переменном темпе
3. Упражнения для развитие силы
мышц рук, ног, туловища и шеи: выполняются на месте, стоя, сидя, лежа и в движении индивидуально или с партнером, без предмета и с различными предметами (гантелями, штангой, набивными мячами, скакалками) К ним также относятся упражнения в прыжках в длину с места тройные, пятерные, десятерные, прыжки в высоту.
4. Упражнения для развития быстроты:
подвижные и спортивные игры, эстафеты, акробатические и гимнастические прыжки, легкоатлетические виды — бег на короткие дистанции (старты, ускорения и рывки), прыжки с разбега в длину и высоту и различные метания, спринтерская тренировка на велосипеде.
5. Упражнения для развития выносливости:
наиболее распространенными средствами, используемыми для развития выносливости, служат разнообразные движения циклического характера, т. е. ходьба, бег, плавание, велосипедный спорт, туризм, спортивные игры.
6. Упражнения для развития ловкости:
одновременные разнохарактерные движения конечностями и туловищем; упражнения с мячами, скакалками; спортивные игры и сложные эстафеты; тройной прыжок, метания.
7. Упражнения на гибкость:
одновременные и поочередные маховые движения руками вверх, вниз - назад, вращение руками в локтевых и плечевых суставах, вращения кистями; одновременные и поочередные маховые движения ногами лежа, сидя и стоя — вперед, назад и в стороны. Поочередные и одновременные сгибания ног лежа, сидя и стоя. Глубокие выпады вперед, назад, в стороны. Наклоны вперед, назад, в стороны и вращения туловища. Прыжки вверх, прогибаясь, с маховыми движениями рук вверх - назад и ног назад.
8. Упражнения на расслабление:
стоя в полунаклоне вперед, приподнимать и опускать плечи, полностью расслабляя руки, свободно ими покачивая и встряхивая; поднять руки в стороны или вверх, затем свободно их опустить и покачать расслабленными руками. Размахивание свободно опущенными руками, одновременно поворачивая туловище. Лежа на спине, полностью расслабить мышцы ног, встряхивание их. Стоя на одной ноге, делать свободные маховые движения другой ногой, полностью расслабив ее.
9. Другие виды спорта
Из других видов спорта необходимо применять следующие упражнения: Легкая атлетика : бег на короткие дистанции, средние дистанции, кроссы от 500 до 2000 м Гимнастика: подтягивания на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, поднимание туловища из положения лежа, различные висы на перекладине. Спортивные игры: обучение технике, ознакомление с тактикой и правилами игр — волейбол, футбол, мини-футбол, настольный теннис. Участие в товарищеских встречах. 8
Подвижные игры
: «
День и ночь», «Догонялки», «Лапта», «Чехарда» и т. д.; эстафеты с предметами, лазанием и перелезанием. Велосипедный спорт: езда на велосипеде по пересеченной местности, езда на велосипеде на тренировочные занятия на местности (в лес, парк) и возвращение обратно, прогулки, походы на велосипедах.
Специальная

физическая

подготовка
Кроссовая подготовка, имитационные упражнения. Ходьба
,
преимущественно направленная на увеличение аэробной производительности организма и развитие волевых качеств, специфических для лыжников- гонщиков. Передвижение на лыжах по равнинной и пересеченной местности. Комплексы специальных упражнений на лыжах и лыжероллерах для развития силовой выносливости мышц ног и плечевого пояса.
Техническая подготовка
Основной задачей технической подготовки на спортивно-оздоровительном этапе является формирование рациональной временной, пространственной и динамической структурыдвижений. Особое значение имеет углубленное изучение и совершенствование элементов классического хода, конькового хода и формирование целесообразного ритма двигательных действий при передвижении классическими и коньковыми ходами. - Способы поворотов на месте: переступанием, махом через лыжу, прыжком и в движении. - Обучение общей схеме передвижений классическими лыжными шагами. - Обучение технике спуска со склонов в высокой, средней и низкой стойках. - Обучение подъемов «елочкой», «полуелочкой», ступающим, скользящим, беговым шагом. - Обучение торможением «плугом», «упором», «поворотом», соскальзыванием, падением. - Обучение основным элементам конькового хода.
3.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Тренировочные занятия проводятся в течение всего календарного года, включая каникулярное время. На каждом занятии решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных. Оздоровительные и воспитательные задачи проходят через весь процесс физического образования и решаются на каждом занятии. Каждое занятие является звеном системы тренировочного процесса, увязанных в логическую последовательность, построенных друг за другом и направленных на освоение учебного материала конкретной темы. Важнейшим требованием тренировочного занятия является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом их 9
состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей разви тия психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Форма обучения
: очная
Формы организации деятельности
: - групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия; - медико-восстановительные мероприятия; - тестирование и медицинский контроль; - участие в различных соревнованиях и учебно-тренировочных сборах, спортивно-массовых мероприятиях, спортивных праздниках; - ознакомление с инструкторской и судейской практикой; - промежуточная и итоговая аттестация. В процессе реализации физической и технической подготовки в спор- тивно-оздоровительных группах наиболее универсальным тренировочным средством являются подвижные спортивные игры, позволяющие придать учебно-тренировочному процессу эмоциональную окраску и тем самым под- держать интерес к занятиям лыжным спортом.
Объем тренировочной нагрузки
Год обучения Количество часов в неделю Количество тренировок в неделю Общее количество часов в год Наполняемость группы (чел) 1-й год 6 3
252
15 - 30 Свыше 1 года 6 3
252
15 - 20 Продолжительность одного тренировочного занятия при реализации дополнительной общеразвивающей программы по лыжным гонкам рассчитывается в академических часах с учетом возрастных особенностей и не превышает 2 часов. Занятия на улице проводятся в соответствии с нормами предельных температур для данного возраста. При превышении норм предельных низких температур проведение занятий на открытой местности не допускается.
Предельно допустимая температура окружающего воздуха

при занятиях на открытой местности
Безветренная погода Ветер до 5 м\с Ветер 6-10 м\с - 15 С - 10 С - 8 С В морозную погоду занятия проводятся в спортивном зале по ОФП (общей 10
физической подготовке, с применением имитационных упражнений лыжника, выполняемых на месте и в движении, с использованием подвижных игр.
Ресурсное обеспечение программы

1. Материально-техническое обеспечение.
Оборудованные лыжные трассы. Игровой спортивный зал Тренажерная площадка.
2. Кадровое обеспечение.
Тренеры-преподаватели, обеспечивающие тренировочный процесс должны иметь соответствующую профессиональную квалификацию, подтвержденную документами, оформленными в установленном порядке, а также регулярно проходить курсы повышения квалификации.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Перечень спортивного инвентаря и оборудования

Наименование спортивного инвентаря и

оборудования

Количество
Лыжи с жестким креплением На количество обучающихся Лыжные ботинки На количество обучающихся Палки На количество обучающихся Мячи 15 Скакалки На количество обучающихся Гимнастические маты 5 Гимнастические палки На количество обучающихся Самокаты 5 Лыжные мази для различных температур Свисток 1
Перечень учебно- методических материалов
Наименование учебно- методических материалов Количество Информационный стенд «Правила техники безопасности на занятиях по лыжной подготовке», с инструкцией по применению лыжных мазей, подбору лыжного инвентаря 1 Карточки-задания для развития двигательных качеств 36 Карточки-задания для выполнения и запоминания 28 11
элементов лыжной техники Журналы о лыжном спорте 11
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Главной задачей в занятии с юными спортсменами является воспитание моральных качеств, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия. Важную роль в нравственном воспитании играет непосредственная спортивная деятельность. Формирование чувства ответственности и нравственных качеств личности должно осуществляться одновременно с развитием волевых качеств. Воспитание дисциплинированности следует начинать с первых занятий. Строгое соблюдение правил тренировки и участия в соревнованиях, четкое исполнение указаний тренера, хорошее поведение в школе и дома - на все это должен обращать внимание тренер. Большое воспитательное значение имеет личный пример и авторитет тренера-преподавателя. Тренер, работающий с юными спортсменами, должен быть особенно принципиальным и честным, требовательными и добрым, любить свою работу, всегда доводить начатое дело до конца. Воспитательная работа в процессе тренировочной деятельности должна быть направлена на развитие и совершенствование значимых свойств личности. Она включает мероприятия, которые обеспечивают решение задач по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, воспитания гражданственности и патриотизма.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Психологическая подготовка на данном этапе выступает как воспитательный процесс. Центральной фигурой этого процесса является тренер-преподаватель, который не ограничивает свои воспитательные функции лишь руководством поведением юных спортсменов во время учебно- тренировочных занятий и соревнований. На спортивно-оздоровительном этапе важнейшей задачей общей психологической подготовки является формирование спортивного интереса, дисциплины, самооценки. Важно с самого начала спортивных занятий воспитывать спортивное трудолюбие и способность преодолевать специфические трудности, что достигается, прежде всего, систематическим выполнением тренировочных занятий. На конкретных примерах нужно убеждать юных спортсменов, что успех в современном спорте во многом зависит от трудолюбия. Психологическая подготовка в спортивно- оздоровительных группах направлена на воспитание умения проявлять волю, терпеть усталость. Тренер-преподаватель должен успешно сочетать задачи физического и общего воспитания.
4.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
12

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
В результате обучения по программе, обучающиеся должны
знать:

-
о специальной одежде, инвентаре при занятиях лыжным спортом, о двигательном режиме, о гигиене закаливания, об осанке; - основы строения и функций организма; - гигиенические требования к питанию спортсмена; - основные понятия, термины лыжных гонок; - историю развития лыжного спорта; - основы правил соревнований в избранном виде спорта;
уметь:
- применять правила безопасности на занятиях; - владеть основами гигиены; - передвигаться попеременным двухшажным ходом, подниматься по склону «лесенкой», выполнять торможение «плугом»; - преодолевать расстояния в медленном темпе до 1,5 км; - выполнять контрольные нормативы, соответствующим возрастным особенностям. В результате освоения программы ожидается повышение уровня общей физической подготовленности.
Способы определения результативности
. Проверка знаний и умений проводится на каждом занятии. Уровень развития физических качеств и технической подготовленности оценивается пот результатам участия в групповых и школьных соревнованиях. Уровень общей физической подготовленности определяется при сдаче контрольных нормативов по ОФП, проводимых в начале и конце учебного года. Критериями успешности обучения служат положительная динамика уровня общей физической подготовленности, определяемая по результатам контрольных нормативов по ОФП и СФП и желание продолжить занятия лыжными гонками на следующем этапе подготовки.
5. СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Педагогический мониторинг эффективности тренировочного процесса


Для оценки эффективности тренировочного процесса, качества освоения программного материала и уровня физической подготовленности используют метод педагогического наблюдения. Важнейшие требования к педагогическому наблюдению:  планомерность;  целенаправленность;  систематичность. Количественные показатели освоения программы оценивается по журналу 13
учета посещения тренировочных занятий. Качественные показатели определяются по результатам выполнения контрольных нормативов по ОФП и результатам участия в групповых и школьных соревнованиях по лыжным гонкам.
КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ ПО ОФП и СФП.
С целью определения уровня общей физической подготовленности обучающихся за основу контрольно- переводных нормативов по ОФП и СФП принимаются следующие упражнения, отражающие уровень развития физических качеств: Физическое качество Контрольные упражнения (тесты) Нормативы 7 лет 8 лет и старше м д м д Быстрота Бег 30 метров (девочки) + 6,1 Бег 60 метров (мальчики) + 10,9 Выносливость Бег 500 метров Б/у времени Б/у времени Сила Сгибание и разгибание рук в упоре лежа + + 13 10 Скоростно-силовые качества Прыжок в длину с места + + 155 см 150 см "+" - выполнение упражнения и определение начального уровня физической подготовленности.
Методические указания к проведению контрольно-переводных

нормативов по ОФП.
С целью определения уровня общей физической подготовленности обучающихся спортивно - оздоровительных групп организуется ежегодный прием контрольных нормативов - в начале и конце учебного года. Оценивается индивидуальная динамика уровня физической подготовленности. Сдача контрольных нормативов проводится во время тренировочного занятия, содержание которого полностью посвящено определению уровня физической подготовленности. Результаты выполнения тестов для детей 8 лет и старше засчитываются в качестве приемных нормативов для перевода на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам спортивной подготовки по лыжным гонкам и зачисления в группы начальной подготовки.
Методика выполнения и приема контрольно-переводных нормативов

1. Бег на 30, 60, 500 метров
Выполняется по беговой дорожке (старт произвольный). Результат фиксируется с помощью секундомера с точностью до 0,1 секунды
2. Прыжок в длину с места
Выполняется с места от стартовой линии толчком двух ног со взмахом рук. 14
Длина прыжка измеряется в сантиметрах от стартовой линии до ближайшей точки касания в момент приземления любой точки тела. Дается 2 попытки, засчитывается лучший результат. При «заступе» попытка засчитывается при нулевом результате.
4.Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимания)
Выполняется из упора лежа, голова, туловище и ноги составляют прямую линию. Ширина постановки рук — ширина плеч. Сгибание рук выполняется до положения прямого угла в локтевых суставах, разгибание производится одновременно двумя руками до полного выпрямления рук без нарушения прямой линии тела. Дается 1 попытка. Пауза между повторами не более 3 сек. Фиксируется количество отжиманий при условии соблюдения техники выполнения упражнения.
Оценка уровня знаний по теории лыжного спорта.
В спортивно-оздоровительной группе осваивается большое количество различных двигательных действий как из лыжного, так и из других видов спорта (легкая атлетика, спортивные игры, спортивная гимнастика). Успешность овладения новыми двигательными действиями во многом будет зависеть от сформированности представления об изучаемом двигательном действии. Для формирования и контроля специальных знаний по теоретико- методическим основам лыжного спорта рекомендуется использовать теоретические тесты, включающие вопросы истории лыжного спорта, гигиены, лыжного инвентаря, техники выполнения различных способов передвижения на лыжах (ходов, спусков, торможений, поворотов, подъемов). На каждый вопрос теста приводится 2—3 варианта ответа, из которых один правильный. ТЕСТ НА ЗНАНИЕ ТЕХНИКИ ОДНОВРЕМЕННОГО БЕСШАЖНОГО ЛЫЖНОГО ХОДА
1. Цель отталкивания палками:
а) увеличить скорость; б) сохранить скорость; в) сохранить равновесие.
2. Цель свободного скольжения:
а) увеличить скорость; б) сохранить скорость; в) как можно меньше терять скорость.
3. При выносе рук и палок вперед.
3.1. Движение рук начинается: а) с плечевого сустава; б) с локтевого сустава; в) с запястья. 3.2. Напряженность рук: а) руки расслабленны; б) руки напряжены; в) руки расслабленны в конце выноса вперед. 3.3. Палки находятся в отношении лыж: а) под острым углом по ходу движения; б) под тупым углом. 3.4. Тяжесть тела переносится: а) на пятки; б) на пальцы стоп; в) распределяется равномерно по всей стопе. 3.5. При выносе рук вперед происходит: а) выдох; б) вдох; в) задержка дыхания. 3.6. Руки поднимаются: а) выше головы; б) до уровня глаз; в) до уровня груди.
4. Исходная поза отталкивания палками.
15
4.1. Постановка лыжных палок на опору: а) впереди креплений; б) на уровне креплений; в) позади креплений. 4.2. Локтевые суставы: а) разогнуты; б) немного согнуты; в) отведены в сторону; г) находятся внизу. 4.3. Палки наклонены: а) только вперед; б) вперед и наружу; в)вперед и внутрь. 4.4. Тяжесть тела: а) на носках стоп; б) на пятках; в) распределяется равномерно по всей стопе.
5. Отталкивание палками.
5.1. Отталкивание: а) только туловищем; б) туловищем и руками; в) только руками. 5.2. Тяжесть тела переносится больше: а) на пятки; б) на носки стоп; в) распределяется равномерно по всей стопе. 5.3. Кисти рук по отношению к коленным суставам: а) ниже; б) выше; в) на уровне.
6. Поза окончания отталкивания палками.
6.1. Палки: а) составляют прямую с руками; б) не составляют прямую с руками. 6.2. Держание палок: а) положение палок контролируется большим и указательным пальцами; б) палки зажаты в «кулак». 6.3. Тяжесть тела распределяется: а) равномерно по всей стопе; б) на пятках. 6.4. Ноги находятся в отношении лыжни: а) вертикально; б) отклонены назад. ТЕСТ НА ЗНАНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ТОРМОЖЕНИЯ «ПЛУГОМ»
1. Применяется при спуске:
а) прямо; б) наискось.
2. Носки лыж:
а) на одном уровне; б) один носок лыжи впереди другого.
3. Пятки лыж:
а) обе отводятся в сторону; б) только одна отводится в сторону.
4. Лыжи ставятся:
а) на внутренние канты; б) на внешние канты; в) на всю скользящую поверхность (не закантовываются).
5. Давление на лыжи:
а) равномерное; б) неравномерное.
6. Неравномерность в давлении на лыжи:
а) приводит к соскальзыванию в сторону менее загруженной весом тела лыжи; б) приводит к соскальзыванию в сторону более загруженной весом тела лыжи; в) не вызывает одностороннего соскальзывания.
7. Неравномерность в кантовании лыж:
а) приводит к соскальзыванию в сторону менее закантованной лыжи; б) приводит к соскальзыванию в сторону более закантованной лыжи; в) не вызывает одностороннего соскальзывания.
8. Сгибание ног:
а) ноги согнуты в коленях; б) ноги выпрямлены.
9. Колени:
а) подаются вперед; б) не подаются вперед.
10. Положение рук:
а) согнуты в локтях на уровне пояса; б) поднимаются выше головы; в) отведены назад.
11. Кольца лыжных палок:
а) вынесены вперед; б) отведены назад; в) отведены в стороны.
12. Лыжные палки:
а) прижаты к туловищу; б) не прижаты к туловищу. ТЕСТ НА ЗНАНИЕ ТЕХНИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОВОРОТА ПЕРЕСТУПАНИЕМ В ДВИЖЕНИИ 16

1. Поворот переступанием в движении применяется
(здесь и далее рассматривается только поворот переступанием с внутренней лыжи): а) на равнине; б) на пологом склоне; в) на крутых склонах.
2. Скорость при выполнении поворота переступанием:
а) увеличивается; б) сохраняется; в) уменьшается.
3. Поворот выполняется на спуске:
а) в низкой стойке; б) в средней стойке; в) в высокой стойке.
4. В начале выполнения поворота вес тела переносится:
а) на внешнюю лыжу; б) на внутреннюю лыжу; в) распределяется равномерно на обеих лыжах.
5. Лыжа при отталкивании ставится:
а) на внутренний кант; б) на внешний кант; в) всей поверхностью.
6. В начале отталкивания лыжей нога:
а) согнута в коленном суставе; б) выпрямлена в коленном суставе.
7. В начале отталкивания ногой голень:
а) вертикальна; б) наклонена вперед; в) отклонена назад.
8. В момент окончания отталкивания лыжей нога в коленном суставе:
а) согнута; б) выпрямлена.
9. Внешняя лыжа приставляется к внутренней:
а) вплотную; б) на расстоянии 30-40 см; в) на расстоянии 70-80 см.
10. Лыжные палки в момент постановки в снег:
а) ставятся впереди креплений; б) на уровне креплений; в) сзади креплении.
МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

Примерная схема внешних признаков утомления в процессе

учебно-тренировочного занятия



п/п

Признак

Небольшое утомле-

ние (физиологиче-

ское)

Значительное утомле-

ние (острое переутом-

ление)

Резкое переутомление

(острое переутомле-

ние II степени)
1. Окраска кожи Небольшое покрасне- ние Значительное покрас- нение Резкое покраснение, по- бледнение, синюшность 2. Потливость Небольшая Большая Особо резкая (ниже поя- са). Выступание солей 3. Дыхание Учащенное (до 20-26 дыханий в мин) – на равнине и до 36 – на подъеме Учащение (38-46 дыха- ний в мин), поверх- ностное Резкое (более 50-60 ды- ханий в мин), учащен- ное, поверхностное, ды- хание через рот, перехо- дящее в отдельные вдо- хи, сменяющиеся беспо- рядочным дыханием 17
4. Движение Бодрая походка Неуверенный шаг, лег- кие покачивания, от- ставания на марше Резкие покачивания, по- явление некоординиро- ванных движений. Отказ от дальнейшего движе- ния 5. Общий вид Обычный Снижение интереса к окружающему, усталое выражение лица, нару- шение осанки (суту- лость, опущенные пле- чи) Изможденное выраже- ние лица, апатия, резкое нарушение осанки («вот-вот упадет») 6. Внимание Хорошее, безошибоч- ное выполнение ука- заний Неточность в выполне- нии команд, ошибки при перемене направ- ления Замедленное, непра- вильное выполнение ко- манд; воспринимается только громкая команда 7. Самочув- ствие Никаких жалоб, кро- ме чувства легкой усталости Жалобы на выражен- ную усталость («тяже- ло»), боли в ногах, сердцебиение, одышка Жалобы на резкую сла- бость (до прострации), сильное сердцебиение, головная боль, жжение в груди, тошнота и даже рвота 8. Пульс,уд./ми н 110-150 160-180 180-200 и более
6.

ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Багин Н.А. Лыжный спорт. Учебн. Пособие для студ. заочного обучения. – Великие Луки , 1999 г. 2. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подго товки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988 г. 3. Евстратов В.Д., Виролайнен П.М., Чукардин Г.Б, Коньковый ход? Не только... - М.: Физкультура и спорт, 1988. 18
4. Лыжные гонки: Примерная программа для системы дополнительного образования детей: ДЮСШ, СДЮСШОР/ П.В. Квашук и др. – М.: Советский спорт, 2005 г 5. Лыжный спорт / Под ред. В.Д. Евстратова, Г.Б. Чукардина, Б. И. Сергее - ва. - М.: Физкультура и спорт, 1989. 6. Мищенко В.С. Функциональные возможности спортсменов. - Киев: Здо - ровья, 1990. 7. Основы управления подготовкой юных спортсменов/ Под общ. ред. М.Я. Набатниковой. - М.: Физкультура и спорт, 1982. 8. Раменская Т.И. Техническая подготовка лыжника. - М.: Физ культура и спорт, 1999. 9. Федотова В.Г. Основы обучения в лыжном спорте: Лекция. – Малаховка6 МОГИФК, 1988. 10.Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1980. 19
20

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ЛЫЖНЫМИ ГОНКАМИ
Основными опасными фактор ами при занятиях лыжными гонками являются: - обморожения при проведении занятий при ветре более 1,5-2,0 м/с и при температуре воздуха ниже 20 градусов, - травмы при ненадежном креплении лыж к обуви, - травмы при падении во время спуска с горы.
1. Общие требования безопасности
1.1 К тренировочным занятиям допускаются обучающиеся только после ознакомления с правилами техники безопасности и имеющие медицинский допуск к занятиям лыжными гонками. 1.2 При осуществлении тренировочного процесса необходимо соблюдать правила поведения в спортивной школе, спортивном зале, время тренировок. 1.3 При проведении занятий по лыжам должна быть медицинская аптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах. 1.4 При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить тренеру-преподавателю, который сообщает об этом администрации учреждения. 1.5 В процессе занятий учащиеся должны соблюдать установленный порядок проведения учебных занятий и правила личной гигиены. 1.6 Тренировочные занятия должны проводиться в соответствии с расписанием учебных занятий, составленными с учетом режима занятий в общеобразовательных организациях и отдыха.
2. Требования безопасности перед началом занятий
2.1 Проверить подготовленность лыжни или трассы. 2.2 Проверить исправность спортивного инвентаря и подогнать крепление лыж к обуви. 2.3. Надеть легкую, теплую, не стесняющую движений одежду, шерстяные носки и перчатки или варежки.
3. Требования безопасности во время занятий
3.1. Начинать тренировку только, выходить на трассу только при участии и разрешении тренера-преподавателя. 3.2. Соблюдать интервал при движении на лыжах по дистанции 3-4 м., при спусках с горы не менее 30 м. 3.3. При спуске с горы не выставлять вперед лыжные палки. 3.4. После спуска с горы не останавливаться у подножия горы. 3.5. Следить друг за другом и немедленно сообщать тренеру-преподавателю о первых же признаках обморожения. 21
3.6. Во избежании потертостей не ходить на лыжах в тесной или слишком свободной обуви.
4. Требования безопасности при аварийных ситуациях
4.1. При поломке или порче лыжного снаряжения и невозможности починить его в пути, сообщить об этом тренеру-преподавателю и с его разрешения двигаться к лыж- ной базе. 4.2. При первых признаках обморожения, а также при плохом самочувствии, сообщить об этом тренеру-преподавателю. 4.3. При получении обучающемся травмы оказать первую помощь пострадавшему, со- общить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего, при необхо- димости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.
5. Требования техники безопасности по окончании занятий.
5.1. Проверить по списку наличие всех обучающихся. 5.2. Убрать в отведенное место для хранения спортивный инвентарь. 5.3. Тщательно вымыть лицо и руки с мылом или принять душ. 22


Яндекс.Метрика