Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детский (подростковый ) центр «Агнес»
Открытые уроки по хореографии
Выполнила Репина Светлана Владимировна
Педагог дополнительного образования
Нижний Новгород 2015
Содержание
1
1.
Введение …………………………………………………………………3
2.
Психологические особенности и работа с первой возрастной группой..5
3.
Конспект открытого урока для детей второго года обучения…………6
4.
Психологические особенности и работа со второй возрастной группо.9
5.
Конспект открытого урока для детей третьего года обучения……….12
6.
Литература………………………………………………………………..16
Введение
2
Хореография включает в себя 2 слова: хорео - пляшу, графия - пишу.
Это слово встречалось в 1700 г. и обозначало запись танца. Сейчас этот
термин стал пониматься шире и сейчас мы под ним понимаем деятельность
людей связанных с искусством танца(сочинение, исполнение, обучение,
разновидности танца).
Хореография имеет 3 раздела:
а). Народный танец
б).Бытовой (или бальный) танец
в).Профессиональное искусство (балет)
Танец - это искусство, а всякое искусство должно отражать жизнь в
образно-художественной форме. Специфика хореографии состоит в том, что
мысли чувства, переживания человека, оно передает без помощи речи,
средствами движения и мимики.
Происхождение искусства танца.
С древних времен человек начал танцевать. Танец служил, как средство
общения. Одновременно танец доставлял человеку удовольствие. Почему? У
человека существует врожденное чувство к ритму. Это отмечал Чарльз
Дарвин. По его словам способность, если не наслаждаться муз. такта и
ритма, то по крайней мере наслаждаться ею, свойственно всем животным.
Древние танцы делились на:
1) охотничьи; 2) воинственные; 3) обрядовые; 4) трудовые; 5) ритуальные
(поклонялись богам, жертвоприношение); немного позже - светские.
Именно в трудовых танцах были истоки пляски. Скоморохи - первые
профессиональные исполнители танца. Скоморошество появилось в IY-YII в.
Поначалу их искусство носило синкретический характер (один человек и пел
и танцевал). Впоследствии они разделились по жанрам. Особого расцвета
3
скоморошество достигло в период Нильской Руси. Дальнейшему расцвету
помешало нашествие монголо-татарского ига. И вновь оно возникло в
XVI-
XVII в. при царе Иване Грозном. В эпоху гонения при Алексее Михайловича.
Они были уничтожены и возродились только в 18 веке. Именно скоморохи не
только популяризировали и совершенствовали созданное народом , но и
сочиняли новые песни, пляски, игры, хороводы - прививали любовь к
русскому, народному танцу.
Русский народный танец - является одним из наиболее распространенных и
древних видов народного творчества. В танце народ передает свои мысли,
чувства, настроение, отношение к жизненным явлениям.
Русский народный танец неотделим от песни, она наложила отпечаток
на его характер и стиль, определив особенности русской манеры исполнения,
наполнив танец содержательностью и сюжетностью, эмоциональной
выразительностью и певучей пластикой.
4
Психологические особенности и работа с первой возрастной группой.
Младший школьный возраст характеризуется тем, что ребенок
находится на рубеже 2-х возрастных категорий. Он еще в плену игр,
домашней обстановке и вливается в школьную жизнь, требующую новую
обязанность. Ребенок впервые осознает свое место в коллективе, осознает
необходимость подчинения личных интересов, интересам коллектива.
Психологические особенности определяются неустойчивостью характера;
неусидчивостью, рассеянностью восприятия. Физическая активность детей
велика: потребность в постоянном движении, есть навыки элементарной
координации, но вместе с тем, перед нами хрупкий, развивающий организм,
со слабой костной системой. Младшие школьники очень любознательные, у
них не прошел возраст “почемучек”, но эмоциональная сфера ограничена -
яркие всплески радости, недостаточная реакция на отрицательные явления,
полярное /среднее/ состояние. Этот период называют вторым - переходным
/сложность общения, детская вредность и т.д./ Главным помощником в
общении со взрослыми является доверчивость. Если моральные требования
преподносятся взрослыми доброжелательно, ясно, с яркими примерами,
тогда ребенок обязательно старается его выполнить. В коллективе
художественной самодеятельности основное направление в работе является
разнообразная деятельность. Выполнением задач хореографического
воспитания (тренированные ноги, развитые стопы, координирование рук,
грамотные позиции.) должно всегда идти за игрой, за эмоциональной
деятельностью. Игра является основным приемом в работе.
Разнообразие игр: образные /сложные/, пространственные,
ритмические, массовые.
1. Массовые игры: кошки-мышки, ручейки, третий лишний.
2. Пространственные - ритмические: чужие домики и т.д.
3. Образные: художник, дракон, море волнуется раз, и т.д.
5
Конспект открытого занятия
2-й год обучения
Цель: Приобщение детей к танцевальной культуре.
Задачи: - Закрепление ранее разученных упражнений у станка.
- Развитие подвижности различных групп мышц.
- Отработка движений и рисунка танцев «Яблонька» и
«Белоруссия».
- Развитие у детей умения работать в коллективе.
I.Организационный блок.
1.
Построение.
2.
Проверка присутствующих на занятии.
3.
Постановка перед детьми задач, объяснение содержания занятия.
II. Упражнения.
1.
Поклон.
2.
Разминка по кругу:
-
Марш
-
молоточки с бегом
-
jetes вперед, в сторону
-
прыжки в VI позиции
-
ход на носочках и пяточках
-
дробная дорожка
-
вальсовый шаг
-
подскок с полькой
-
припадание
-
белорусский шаг
-
Pa de back (падебаск)
-
шаги с пятки
6
Партерные упражнения.
1.
Упражнения на напряжение и расслабление мышц тела,
подвижности голеностопного сустава, эластичности мышц голени и
стопы:
-
лежа на спине поднимать голову и сокращать и вытягивать стопы.
2.
Укрепление мышц брюшного пресса:
-
Сидя на полу, держать ноги на 45 град. над полом и делать ножницы.
3.
Лежа на спине, махи то левой, то правой ногой, затем ее удержать.
4.
То же, лежа на боку.
5 . Упражнение способствует амплитуде балетного шага, улучшает
гибкость позвоночника.
Сидя :
-
ноги в сторону, наклоны к ногам.
-
Лечь вперед, ноги циркулем, плечами достать пола.
6. Упражнение на улучшение гибкости пзвоночника:
-
лечь вперед, затем кувыркнуться и достать ногами пола.
-
“Корзиночка” - лежа на животе, достать согнутые в щиколотке
ноги, поднимать и опускать верхнюю часть туловища.
7.
Упражнения для развития выворотности и танцевальности шага.
-
«Лягушка»:
7
Лечь на пол так, чтобы колени касались пола, подтянуть к себе стопы.
-
Сидя, вытянув ноги, разворачивать внутренней стороной наружу
(выворотно), а пятками (подошвенной стороной) прикоснуться друг к
другу, мизинцы должны коснуться пола. Должна образоваться прямая
линия.
-
Сидя, опустив колени, взяться за стопы и развести их в стороны.
8.
Упражнения на исправление осанки:
«Самолетик»:
-
лежа на животе, руки в стороны, ноги вместе. Поднять верхнюю часть
тела и прогнуться назад. Руки поднять в сторону. Удержать такое
положение несколько секунд.
-
С коленей упереться в пол руками:
махи по очереди то одной , то другой ногой назад.
-
«Колечко»:
Лежа на животе, упираясь на руки, прогнуть спину назад, согнув ноги в
коленях, коснуться ногами головы.
9.
Шпагаты: продольный, поперечный.
10. «Мостик».
11.Упражнения на расслабление.
Упражнения у станка:
-
Plie (demi и grand) по 1,2,5 позициям и III port de bras
-
Battements tendus (из V позиции) в народном исполнении
-
Jete (из V позиции) в народном исполнении
-
Tortie (тортье)
-
Fondu в народном исполнении
-
Веревочка
8
-
Grand battements (из V позиции)
Диагональ
-
Колесо
-
En dedans
-
Шене
-
Бегунок
-
Подскок
-
Ковырялочка
Проработка движений и рисунка танцев:
1.
Белорусский танец «Лявониха».
2.
Русский танец «Яблонька».
Поклон.
III. Анализ занятия.
Психологические особенности и работа со второй возрастной группой.
Дети этого возраста сильнее втягиваются в школу, учеба становится
основным занятием, Формируются новые отношения со сверстниками, с
родителями. Появляется чувство ответственности. В школе нагрузки
возрастают, лень, измученность, усталость, сразу встает вопрос о
противоположной деятельности. Если детей в первой возрастной группе
проводят детей родители, то эти приходят сами, они ищут общения.
Характер к этому возрасту приобретает постоянность, часто замечается у
9
ребенка негативное влияние, появляется вредность. Часты симптомы
“звездной болезни”, стремление к тайнам, поиску. Физическое развитие
бурное. Даются задания на импровизацию. В хореографическом коллективе
тоже нагрузка возрастает, сохраняется принцип разнообразной
деятельности /тренаж становится основным занятием наряду с классическим,
частично изучается народный сценический. Постоянно вытесняются игры из
урока. Основное направление в работе - это воспитание трудолюбия. Дети
способны осмыслить суть движения, можно вникать в методику.
В этом возрасте опасно стремление руководителя выводить детей “на
сушу” пренебрегая станком. На уроках руководитель большое внимание
уделяет каждому, т.к. у ребенка вырабатывается амплуа, одним словом
возрастает роль индивидуального подхода. У детей этого возраста возрастает
интерес к свободной пластике. Репертуар формируется на основе
подготовительного коллектива.
4. Уровень освоения программы: общекультурный.
Рассчитанные на любого физически здорового ребенка, для извлечения и
обучения различных навыков танцевального характера, чтобы элементарно
научить ребенка двигаться, правильно ходить, повысить интерес к народному
русскому фольклору.
5. Каждый педагог исходит из возможности каждого ребенка и детей того или
иного возраста в целом. С детьми 4-6 лет лучше заниматься 35 - 40 минут. 7-
9 лет - 1 час по возможности, если дети не устали - 1 ч. 20 мин. Дети 4-5 лет
все занятия в виде игры с игровыми заданиями; и танцы подражающие
птичкам, рыбкам, зверюшкам - 6-7 лет. Постепенное введение игры к
серьезным упражнениям, с неигровыми элементами, упражнения с их
настоящими названиями (шене, бегунок и т.д.), с объяснением: почему такое
название, откуда произошло, от какого слова образовано и т.д.)
10
Помещение, в котором проводятся занятия, должно быть большим,
светлым. По возможности оборудовано станками - вдоль стен и деревянным
полом, симметрично расположенными зеркалами, лейкой для полива пола.
Обязательно наличие музыкальных инструментов под которое ведется
занятие - фортепьяно или баян.
- Обязательно должны проводится различные конкурсы и смотры, чтобы
увидеть свои достижения и достижения других коллективов и если надо
поучиться у других. Это все помогает довести работу до определенного
результата.
n
К средствам обучения нужно отнести художественное слово педагога,
материал из литературы (по сочинен. Танца), опыт других педагогов
(посещение уроков, концертов, общение).
n
В процессе занятий из года в год у ребенка складывается определенное
умение (жить в коллективе, работать до нужного состояния) то с годами
прививается само, участвовать в концертах разного масштаба,
соперничество друг перед другом в занятии престижного места в танце,
достиг определенной высоты, быть солистом. Затем чтение книг сначала
педагогом о хореографии, о мастерстве балета, о возникновении танца, а
затем жажда к знаниям о танце самими участниками коллектива.
n
Сначала идет подготовительная работа над номером: прослушивание
музыки, разбор характера танца, персонажа, затем его обсуждение, а затем
подготовительный период. По кусочкам, маленьким эпизодам
“склеивается” номер, отрабатывается, уточняется каждый шаг, каждый
жест, каждое
па, только затем исполняется полностью в исправленном,
уточненном виде, это процесс очень долгий, но неизбежный, если мы
хотим видеть свой номер в достойном виде. Только такой отработанный
номер можно вынести на сцену, на конкурс, фестиваль и т.д. Хорошо
поставленный номер - это по сути тоже театрализованное представление,
без человеческого голоса, выраженное мимикой, пантомимой, жестами, па,
11
эмоцией. Чтобы зритель понял танец, надо быть профессионалом и
изрядно потрудиться, потрудиться с душой.
Конспект открытого занятия
3-й год обучения
Цель: воспитание личности ребенка, его гуманного отношения к
окружающему миру, формирование в нем эстетических
идеалов на основе овладения искусством хореографии.
Опираясь на основную цель закономерно конкретизируется блок
задач, направленных на выявление и развитие интересов ребенка, его
творческих возможностей и личностного потенциала.
Задачи:
Формирование навыков творческого самовыражения, общей культуры,
настоящего эстетического вкуса, формирование учебной мотивации.
Закрепление, углубление и расширение знаний и навыков, полученных
на первом этапе, в понимании и овладении искусством танца.
Развитие фантазии и образного мышления учеников в области
хореографии, обогащение из представлений об искусстве вообще.
Ориентировка на творческое самовыражение, реализация знаний и
умений в широких масштабах (концерты, конкурсы, фестивали).
Развитие физических данных (выворотности, гибкости, координации
движений, устойчивости).
Развитие музыкальности, ритмичности, артистичности, эмоциональной
выразительности.
Методы обучения: словесный, объяснительно-показательный, практический.
Организационный блок.
12
1.
Построение
2.
Проверка присутствующих
3.
Постановка перед детьми задач, объяснение содержания занятия
Ход занятия:
Первая часть занятия (подготовительная)
Вторая часть занятия (основная)
Третья часть занятия (заключительная)
Первая часть занятия:
разминка (по кругу)
шаг (марш, на носках, пятках)
бег (ноги назад, вперед, в сторону
шаги с соскоком, с пяткой, через 1 позицию, с руками, с ударом на 4
припадание
молоточек
лошадка с ударом
подскок, полька с подскоком
белорусский бег
украинский бег
бег из чувашского танца
Вторая часть
I.
Народная палка
плие I, II, V позиции с руками
батман тандю
13
жете
каблучная
фандю
ронд
тартье
гран батман
II.
На середине
открытие и закрытие рук (различные ходы с руками)
гармошка
моталочка
веревочка (вариации)
падебаск
вращение из танца «Лето»- дробная
дроби
ключ (с поворотом)
Третья часть
I.
Вращения на середине
из белорусского танца
с поджатыми ногами
вращение на полупальцах
«сосулька»
14
амбуате с поджатой ногой
II.
Вращения по диагонали
шене
бегунок (с перепрыжкой)
ковырялочка с поворотом
белорусский шаг (лошадка и нога на пятку)
голубцы
из тарантеллы (вращение, подскок)
из тарантеллы (согнутая нога вперед, назад, на полупальцах
переступ и прыжок с поджатой)
удары ноги спереди и сзади в V позицию (боковой ход)
Завершение занятия
Комбинация на середине (медленная) с поясным поклоном, прямым
поклоном с руками.
Литература
1. Череховская Р. Танцевать могут все. – Мн., 1973.
15
2. Астахов, А.И. Воспитание творчеством. М.: Просвещение, 1986.
3. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого. Москва,
1995.
4. Боголюбская, М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе
эстетического и нравственного воспитания: учеб.-метод, пособие для
клубных работников. Москва, 1986.
5. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия,
2002.
6. Климов А.А.. Основы русского танца .М: Искусство,2002.
7. Устинова Т.А. Избранные народные русские танцы. М: Искусство, 1996.
8. Ткаченко Т.С. Танцы народов мира. М.;Искусство, 1954
9. Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. – М., 1972.
10. Пасютинская В. Волшебный мир танца. – М., 1985.
16