Напоминание

"Конспекты открытых уроков по хореографии"

Автор: Репина Светлана Владимировна

Должность: педагог дополнительного образования

Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детский (подростковый ) центр "Агнес"

Населённый пункт: г. Нижний Новгород

Наименование материала: статья

Тема: "Конспекты открытых уроков по хореографии"

Описание:

В данной статье описаны возрастные характеристики детей и приведены конспекты открытых уроков для двух возрастных групп.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=1783

Опубликовано 07.12.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детский (подростковый ) центр «Агнес» Открытые уроки по хореографии Выполнила Репина Светлана Владимировна Педагог дополнительного образования Нижний Новгород 2015 Содержание 1
1. Введение …………………………………………………………………3 2. Психологические особенности и работа с первой возрастной группой..5 3. Конспект открытого урока для детей второго года обучения…………6 4. Психологические особенности и работа со второй возрастной группо.9 5. Конспект открытого урока для детей третьего года обучения……….12 6. Литература………………………………………………………………..16
Введение
2

Хореография
включает в себя 2 слова: хорео - пляшу, графия - пишу. Это слово встречалось в 1700 г. и обозначало запись танца. Сейчас этот термин стал пониматься шире и сейчас мы под ним понимаем деятельность людей связанных с искусством танца(сочинение, исполнение, обучение, разновидности танца). Хореография имеет 3 раздела: а). Народный танец б).Бытовой (или бальный) танец в).Профессиональное искусство (балет) Танец - это искусство, а всякое искусство должно отражать жизнь в образно-художественной форме. Специфика хореографии состоит в том, что мысли чувства, переживания человека, оно передает без помощи речи, средствами движения и мимики.
Происхождение искусства танца.
С древних времен человек начал танцевать. Танец служил, как средство общения. Одновременно танец доставлял человеку удовольствие. Почему? У человека существует врожденное чувство к ритму. Это отмечал Чарльз Дарвин. По его словам способность, если не наслаждаться муз. такта и ритма, то по крайней мере наслаждаться ею, свойственно всем животным. Древние танцы делились на: 1) охотничьи; 2) воинственные; 3) обрядовые; 4) трудовые; 5) ритуальные (поклонялись богам, жертвоприношение); немного позже - светские. Именно в трудовых танцах были истоки пляски. Скоморохи - первые профессиональные исполнители танца. Скоморошество появилось в IY-YII в. Поначалу их искусство носило синкретический характер (один человек и пел и танцевал). Впоследствии они разделились по жанрам. Особого расцвета 3
скоморошество достигло в период Нильской Руси. Дальнейшему расцвету помешало нашествие монголо-татарского ига. И вновь оно возникло в XVI- XVII в. при царе Иване Грозном. В эпоху гонения при Алексее Михайловича. Они были уничтожены и возродились только в 18 веке. Именно скоморохи не только популяризировали и совершенствовали созданное народом , но и сочиняли новые песни, пляски, игры, хороводы - прививали любовь к русскому, народному танцу.
Русский народный танец
- является одним из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроение, отношение к жизненным явлениям. Русский народный танец неотделим от песни, она наложила отпечаток на его характер и стиль, определив особенности русской манеры исполнения, наполнив танец содержательностью и сюжетностью, эмоциональной выразительностью и певучей пластикой. 4

Психологические особенности и работа с первой возрастной группой.
Младший школьный возраст характеризуется тем, что ребенок находится на рубеже 2-х возрастных категорий. Он еще в плену игр, домашней обстановке и вливается в школьную жизнь, требующую новую обязанность. Ребенок впервые осознает свое место в коллективе, осознает необходимость подчинения личных интересов, интересам коллектива. Психологические особенности определяются неустойчивостью характера; неусидчивостью, рассеянностью восприятия. Физическая активность детей велика: потребность в постоянном движении, есть навыки элементарной координации, но вместе с тем, перед нами хрупкий, развивающий организм, со слабой костной системой. Младшие школьники очень любознательные, у них не прошел возраст “почемучек”, но эмоциональная сфера ограничена - яркие всплески радости, недостаточная реакция на отрицательные явления, полярное /среднее/ состояние. Этот период называют вторым - переходным /сложность общения, детская вредность и т.д./ Главным помощником в общении со взрослыми является доверчивость. Если моральные требования преподносятся взрослыми доброжелательно, ясно, с яркими примерами, тогда ребенок обязательно старается его выполнить. В коллективе художественной самодеятельности основное направление в работе является разнообразная деятельность. Выполнением задач хореографического воспитания (тренированные ноги, развитые стопы, координирование рук, грамотные позиции.) должно всегда идти за игрой, за эмоциональной деятельностью. Игра является основным приемом в работе. Разнообразие игр: образные /сложные/, пространственные, ритмические, массовые.
1.
Массовые игры: кошки-мышки, ручейки, третий лишний.
2.
Пространственные - ритмические: чужие домики и т.д.
3.
Образные: художник, дракон, море волнуется раз, и т.д. 5

Конспект открытого занятия

2-й год обучения

Цель:
Приобщение детей к танцевальной культуре.
Задачи:
- Закрепление ранее разученных упражнений у станка. - Развитие подвижности различных групп мышц. - Отработка движений и рисунка танцев «Яблонька» и «Белоруссия». - Развитие у детей умения работать в коллективе.
I.Организационный блок.

1.
Построение.
2.
Проверка присутствующих на занятии.
3.
Постановка перед детьми задач, объяснение содержания занятия.
II. Упражнения.

1.

Поклон.

2.

Разминка по кругу:
- Марш - молоточки с бегом - jetes вперед, в сторону - прыжки в VI позиции - ход на носочках и пяточках - дробная дорожка - вальсовый шаг - подскок с полькой - припадание - белорусский шаг - Pa de back (падебаск) - шаги с пятки 6

Партерные упражнения.

1.

Упражнения на напряжение и расслабление мышц тела,

подвижности голеностопного сустава, эластичности мышц голени и

стопы:
- лежа на спине поднимать голову и сокращать и вытягивать стопы.
2.

Укрепление мышц брюшного пресса:
- Сидя на полу, держать ноги на 45 град. над полом и делать ножницы. 3. Лежа на спине, махи то левой, то правой ногой, затем ее удержать. 4. То же, лежа на боку. 5
. Упражнение способствует амплитуде балетного шага, улучшает

гибкость позвоночника.
Сидя : - ноги в сторону, наклоны к ногам. - Лечь вперед, ноги циркулем, плечами достать пола.
6. Упражнение на улучшение гибкости пзвоночника:
- лечь вперед, затем кувыркнуться и достать ногами пола. - “Корзиночка” - лежа на животе, достать согнутые в щиколотке ноги, поднимать и опускать верхнюю часть туловища.
7.

Упражнения для развития выворотности и танцевальности шага.
- «Лягушка»: 7
Лечь на пол так, чтобы колени касались пола, подтянуть к себе стопы. - Сидя, вытянув ноги, разворачивать внутренней стороной наружу (выворотно), а пятками (подошвенной стороной) прикоснуться друг к другу, мизинцы должны коснуться пола. Должна образоваться прямая линия. - Сидя, опустив колени, взяться за стопы и развести их в стороны.
8.

Упражнения на исправление осанки:
«Самолетик»: - лежа на животе, руки в стороны, ноги вместе. Поднять верхнюю часть тела и прогнуться назад. Руки поднять в сторону. Удержать такое положение несколько секунд. - С коленей упереться в пол руками: махи по очереди то одной , то другой ногой назад. - «Колечко»: Лежа на животе, упираясь на руки, прогнуть спину назад, согнув ноги в коленях, коснуться ногами головы. 9. Шпагаты: продольный, поперечный. 10. «Мостик». 11.Упражнения на расслабление.
Упражнения у станка:
- Plie (demi и grand) по 1,2,5 позициям и III port de bras - Battements tendus (из V позиции) в народном исполнении - Jete (из V позиции) в народном исполнении - Tortie (тортье) - Fondu в народном исполнении - Веревочка 8
- Grand battements (из V позиции)
Диагональ
- Колесо - En dedans - Шене - Бегунок - Подскок - Ковырялочка
Проработка движений и рисунка танцев:
1. Белорусский танец «Лявониха». 2. Русский танец «Яблонька».
Поклон.

III. Анализ занятия.

Психологические особенности и работа со второй возрастной группой.
Дети этого возраста сильнее втягиваются в школу, учеба становится основным занятием, Формируются новые отношения со сверстниками, с родителями. Появляется чувство ответственности. В школе нагрузки возрастают, лень, измученность, усталость, сразу встает вопрос о противоположной деятельности. Если детей в первой возрастной группе проводят детей родители, то эти приходят сами, они ищут общения. Характер к этому возрасту приобретает постоянность, часто замечается у 9
ребенка негативное влияние, появляется вредность. Часты симптомы “звездной болезни”, стремление к тайнам, поиску. Физическое развитие бурное. Даются задания на импровизацию. В хореографическом коллективе тоже нагрузка возрастает, сохраняется принцип разнообразной деятельности /тренаж становится основным занятием наряду с классическим, частично изучается народный сценический. Постоянно вытесняются игры из урока. Основное направление в работе - это воспитание трудолюбия. Дети способны осмыслить суть движения, можно вникать в методику. В этом возрасте опасно стремление руководителя выводить детей “на сушу” пренебрегая станком. На уроках руководитель большое внимание уделяет каждому, т.к. у ребенка вырабатывается амплуа, одним словом возрастает роль индивидуального подхода. У детей этого возраста возрастает интерес к свободной пластике. Репертуар формируется на основе подготовительного коллектива.
4.
Уровень освоения программы: общекультурный. Рассчитанные на любого физически здорового ребенка, для извлечения и обучения различных навыков танцевального характера, чтобы элементарно научить ребенка двигаться, правильно ходить, повысить интерес к народному русскому фольклору.
5.
Каждый педагог исходит из возможности каждого ребенка и детей того или иного возраста в целом. С детьми 4-6 лет лучше заниматься 35 - 40 минут. 7- 9 лет - 1 час по возможности, если дети не устали - 1 ч. 20 мин. Дети 4-5 лет все занятия в виде игры с игровыми заданиями; и танцы подражающие птичкам, рыбкам, зверюшкам - 6-7 лет. Постепенное введение игры к серьезным упражнениям, с неигровыми элементами, упражнения с их настоящими названиями (шене, бегунок и т.д.), с объяснением: почему такое название, откуда произошло, от какого слова образовано и т.д.) 10
Помещение, в котором проводятся занятия, должно быть большим, светлым. По возможности оборудовано станками - вдоль стен и деревянным полом, симметрично расположенными зеркалами, лейкой для полива пола. Обязательно наличие музыкальных инструментов под которое ведется занятие - фортепьяно или баян. - Обязательно должны проводится различные конкурсы и смотры, чтобы увидеть свои достижения и достижения других коллективов и если надо поучиться у других. Это все помогает довести работу до определенного результата. n К средствам обучения нужно отнести художественное слово педагога, материал из литературы (по сочинен. Танца), опыт других педагогов (посещение уроков, концертов, общение). n В процессе занятий из года в год у ребенка складывается определенное умение (жить в коллективе, работать до нужного состояния) то с годами прививается само, участвовать в концертах разного масштаба, соперничество друг перед другом в занятии престижного места в танце, достиг определенной высоты, быть солистом. Затем чтение книг сначала педагогом о хореографии, о мастерстве балета, о возникновении танца, а затем жажда к знаниям о танце самими участниками коллектива. n Сначала идет подготовительная работа над номером: прослушивание музыки, разбор характера танца, персонажа, затем его обсуждение, а затем подготовительный период. По кусочкам, маленьким эпизодам “склеивается” номер, отрабатывается, уточняется каждый шаг, каждый жест, каждое
па,
только затем исполняется полностью в исправленном, уточненном виде, это процесс очень долгий, но неизбежный, если мы хотим видеть свой номер в достойном виде. Только такой отработанный номер можно вынести на сцену, на конкурс, фестиваль и т.д. Хорошо поставленный номер - это по сути тоже театрализованное представление, без человеческого голоса, выраженное мимикой, пантомимой, жестами, па, 11
эмоцией. Чтобы зритель понял танец, надо быть профессионалом и изрядно потрудиться, потрудиться с душой.
Конспект открытого занятия

3-й год обучения
Цель: воспитание личности ребенка, его гуманного отношения к окружающему миру, формирование в нем эстетических идеалов на основе овладения искусством хореографии. Опираясь на основную цель закономерно конкретизируется блок задач, направленных на выявление и развитие интересов ребенка, его творческих возможностей и личностного потенциала. Задачи:  Формирование навыков творческого самовыражения, общей культуры, настоящего эстетического вкуса, формирование учебной мотивации.  Закрепление, углубление и расширение знаний и навыков, полученных на первом этапе, в понимании и овладении искусством танца.  Развитие фантазии и образного мышления учеников в области хореографии, обогащение из представлений об искусстве вообще. Ориентировка на творческое самовыражение, реализация знаний и умений в широких масштабах (концерты, конкурсы, фестивали).  Развитие физических данных (выворотности, гибкости, координации движений, устойчивости).  Развитие музыкальности, ритмичности, артистичности, эмоциональной выразительности. Методы обучения: словесный, объяснительно-показательный, практический. Организационный блок. 12
1. Построение 2. Проверка присутствующих 3. Постановка перед детьми задач, объяснение содержания занятия Ход занятия:  Первая часть занятия (подготовительная)  Вторая часть занятия (основная)  Третья часть занятия (заключительная) Первая часть занятия:  разминка (по кругу)  шаг (марш, на носках, пятках)  бег (ноги назад, вперед, в сторону  шаги с соскоком, с пяткой, через 1 позицию, с руками, с ударом на 4  припадание  молоточек  лошадка с ударом  подскок, полька с подскоком  белорусский бег  украинский бег  бег из чувашского танца Вторая часть I. Народная палка  плие I, II, V позиции с руками  батман тандю 13
 жете  каблучная  фандю  ронд  тартье  гран батман II. На середине  открытие и закрытие рук (различные ходы с руками)  гармошка  моталочка  веревочка (вариации)  падебаск  вращение из танца «Лето»- дробная  дроби  ключ (с поворотом) Третья часть I. Вращения на середине  из белорусского танца  с поджатыми ногами  вращение на полупальцах  «сосулька» 14
 амбуате с поджатой ногой II. Вращения по диагонали  шене  бегунок (с перепрыжкой)  ковырялочка с поворотом  белорусский шаг (лошадка и нога на пятку)  голубцы  из тарантеллы (вращение, подскок)  из тарантеллы (согнутая нога вперед, назад, на полупальцах переступ и прыжок с поджатой)  удары ноги спереди и сзади в V позицию (боковой ход) Завершение занятия Комбинация на середине (медленная) с поясным поклоном, прямым поклоном с руками.
Литература
1. Череховская Р. Танцевать могут все. – Мн., 1973. 15
2. Астахов, А.И. Воспитание творчеством. М.: Просвещение, 1986. 3. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого. Москва, 1995. 4. Боголюбская, М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания: учеб.-метод, пособие для клубных работников. Москва, 1986. 5. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. 6. Климов А.А.. Основы русского танца .М: Искусство,2002. 7. Устинова Т.А. Избранные народные русские танцы. М: Искусство, 1996. 8. Ткаченко Т.С. Танцы народов мира. М.;Искусство, 1954 9. Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. – М., 1972. 10. Пасютинская В. Волшебный мир танца. – М., 1985. 16


Яндекс.Метрика