Тема: «Формирование основных знаний, умений и навыков на начальном
этапе обучения игре на фортепиано».
Тип урока:
Урок закрепления знаний и умений.
Цель урока: Обучающая - закрепление знаний и умений, полученных на
предыдущих уроках, развивающая – развитие музыкальных способностей.
Задачи:
1. Продолжить работу над постановкой игрового аппарата.
2. Закрепить умение грамотно исполнять на инструменте штрихи legato,
non legato, staccato.
3. Подготовить музыкальные произведения к концертному исполнению.
Оборудование:
стол, стулья, фортепиано, воздушный шар, карточки,
методические пособия.
Форма работы:
Индивидуальная.
Методы обучения: Метод показа, метод поправочных остановок, метод
словесных напоминаний, метод интонационной поддержки.
Структура урока:
1. Орг. Момент………………………………………………………………1 мин.
2.Подготовительные упражнения (без инструмента) ………………….....3 мин.
3. Технические упражнения (на инструменте)
……..................................7
мин.
4. Пальчиковая игра «Солнышко»
……………………………………......2 мин.
5. Работа над музыкальным материалом…………....................................18 мин.
6.Ритмическая игра с определением характера услышанной
музыки…………………………………………………………...........……...6
мин.
7. Подведение итогов урока…………………………………………………1
мин.
8. Домашнее задание…………………………………...................................2
мин.
Методические пособия:
1. Артоболевская, А. Первая встреча с музыкой: учебное пособие [Ноты] / А.
Артоболевская.- М.: Советский композитор, 1989.
2. A dosen a day: сборник упражнений на фортепиано: для подготовительного
класса ДМШ [Ноты] / Cост. Edna-Mae Burnam. США, 2004.
3. Брянская, Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы
обучения пианиста. [Текст] / Ф. Брянская. - М.: Классика-ХХ1, 2005.
4. Нотки - клавиши: альбом для начинающих, вып. 2 [Ноты] / сост.
Ю.Барахтина. - Новосибирск: Окарина, 2008.
5. Сафарова, И. Э. Игры для организации пианистических движений. [Текст] /
И. Э. Сафарова.- Екатеринбург,1994.
6. Фортепианная техника в удовольствие: сборник этюдов и пьес, 1 кл. [Ноты]
/ сост. О. Катаргина.- Челябинск: MPI, 2006.
7. Фортепианная школа Фаины Брянской для маленьких музыкантов, 2 ч.
[Ноты] / сост. Ф.Брянская. - М.: Классика>XXI!, 2008,
8. Щапов, А. И. Фортепианная педагогика. [Текст] /А. И. Щапов. - М:
Советская Россия. 1960.
Ход урока.
1.
Орг. Момент…………………………………………………………….1 мин.
2.
Подготовительные упражнения:
а) зарядка для пальцев на воздушном шаре для подготовки формы рук и
пальцев к игре на инструменте…………………………………………1 мин.
б) упражнение на крышке инструмента «домик для гномика» для
формирования округлой формы кисти и правильного положения
пальцев…………………………………………………………..……….1 мин.
в) упражнение «пальцы - братцы здороваются» для развития цепкости
пальцев…………………………………………………………………...1 мин.
3.
Технические упражнения на инструменте по сборнику «А dosen a day»
(№1 - 4: Прогулка, Бег, Перешагивание, Прыжки) с целью постановки
пианистического аппарата и работы над штрихами………………….7 мин.
4.
Пальчиковая игра «Солнышко» с целью физической и эмоциональной
разрядки (на сочетание крупных, свободных движений рук и точных
прикосновений кончиков пальцев)…………………………………….2 мин.
5.
Работа над музыкальным материалом:
а) К. Орф «Три пьесы» - работа над штрихами
legato,
non
legato,
staccato………………………………………………………………….10 мин.
б) А. Э. Мюллер «Воробей» - работа над точностью исполнения разных
сочетаний штрихов………………………………………………..........5 мин.
в) Н. Любарский «Курочка»; чешская песня «Давай потанцуем» (анс.)-
подготовка пьес к концертному исполнению…………………………3 мин.
6.
Ритмическая игра с использованием карточек
для закрепления знаний
длительностей и развития двигательных ощущений с непосредственным
вовлечением в музыкальный процесс. Определение настроения
услышанной музыки…………………………………………………….6 мин.
7.
Подведение итогов урока……………………………………………….1 мин.
8.
Домашнее задание
……………………………………………………….2
мин.