Напоминание

"Инновационные формы работы с детьми, нуждающихся в поддержке государства"

Автор: Гайдай Татьяна Сергеевна

Должность: педагог-организатор

Учебное заведение: ГБОУ "Старооскольский детский дом"

Населённый пункт: Белгородская обл. г. Старый Оскол

Наименование материала: Статья

Тема: "Инновационные формы работы с детьми, нуждающихся в поддержке государства"

Описание:

Всемирно известный британский писатель, поэт, историк, адвокат шотландского происхождения, сэр Вальтер Скотт, считающийся основоположником жанра исторического романа, однажды написал в своем произведении "В этом мире нет ничего лучше собственного опыта". Он жил более двухсот лет назад, но насколько точно его слова передают основную мысль современной педагогической идеи. Ведь инновационные технологии это не что иное, как организация образовательного и воспитательного процесса, построенного на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях, которые позволяют достигнуть образовательных и воспитательных эффектов, характеризуемых: усвоением максимального объема знаний; максимальной творческой активностью; широким спектром практических навыков и умений.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=1793

Опубликовано 08.12.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


«Инновационные формы работы с детьми,

нуждающихся в поддержке государства»
Всемирно известный британский писатель, поэт, историк, адвокат шотландского происхождения, сэр Вальтер Скотт , считающийся основоположником жанра исторического романа , однажды написал в своем произведении «В этом мире нет ничего лучше собственного опыта». Он жил более двухсот лет назад, но насколько точно его слова передают основную мысль современной педагогической идеи. Ведь инновационные технологии это не что иное, как организация образовательного и воспитательного процесса, построенного на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях, которые позволяют достигнуть образовательных и воспитательных эффектов, характеризуемых: усвоением максимального объема знаний; максимальной творческой активностью; широким спектром практических навыков и умений. Но достижение этих результатов возможно, только если дети сами, на своем собственном опыте смогут научиться тому, что мы стремимся им преподать. Я согласна с французским ученым Легуве, который считал, что: «Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас, нас когда-то не станет, но мир останется, и каким он будет – добрым или злым – во многом будет зависеть от того, что мы заложим в души наших детей». И получится это у нас, только если дети сами станут активными исследователями своего воспитания и будут стремиться к достижению цели. А целью воспитания является идеально представляемый результат воспитательной деятельности. То, что хочет получить педагог в итоге приложения своих усилий. Воспитание представляет собой часть процесса социализации и рассматривается как целенаправленная и сознательно контролируемая социализация. А она возможна только когда воспитание реализуется системно, поэтому в своей работе приоритетной технологией воспитательной деятельности я считаю системное построение процесса воспитания Владимира Абрамовича Караковского. 1
Под целью воспитания он понимал свободную, всесторонне развитую, гармоничную личность. Однако каждый педагогический коллектив должен конкретизировать ее применительно к своим условиям и возможностям. Главный механизм воспитания это функционирование воспитательной системы образовательного учреждения, в рамках которой проектируются и создаются наиболее благоприятные условия для всестороннего развития воспитанников. Внеурочная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка: Во-первых, она способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей воспитанника. Во-вторых, включение воспитанника в различные виды внеурочной работы обогащает его личный опыт, знания о разнообразии человеческой деятельности, воспитанник приобретает необходимые практические умения и навыки. В-третьих, она способствует развитию у воспитанников интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом творческой работе. В-четвертых, в различных формах внеурочной работы воспитанники не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека. Поскольку в мои обязанности педагога-организатора входит не только содействие развития личности, талантов и способностей, формированию общей культуры воспитанников, но и организация работы детского объединения учреждения, то мне хотелось бы остановиться подробней на нашей детско-юношеской организации «Остров Детства», как на отдельном институте воспитания. Прежде всего, следует отметить, что перспективные цели любого детского объединения – помочь детям найти приложение своих сил и возможностей, заполнить вакуум в реализации детских интересов, сохраняя при этом свое лицо, свои подходы. Сегодня детское движение предстаёт как сложная социально-педагогическая реальность, которая проявляется в добровольной деятельности самих детей по их 2
запросам, потребностям и инициативам. Основная его особенность – это самодеятельность, направленная на реализацию ребенком его естественных потребностей – индивидуального самоопределения и социального развития. Воспитательным средством детско-юношеская организация становится при особых условиях, способах ее организации, позволяющих положительно влиять на воспитанников, дополняя школу, внеурочную деятельность детей. Одно из условий детско-юношеской организации это педагогически организованная, социально и личностно значимая деятельность данного объединения. Детско-юношеская организация представляет собой важный фактор воздействия на ребенка, влияя двояким образом: 1) она создает условия для удовлетворения потребностей, интересов, целей ребенка, формирования новых устремлений; 2) она обусловливает отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения и коллективного выбора, ценностями, социальными программами. Процесс социализации в детско-юношеской организации эффективен при общности интересов, совместной деятельности детей и взрослых. При этом за воспитанниками должно оставаться право выбора форм жизнедеятельности объединения. Педагогическое руководство детским воспитательным коллективом, в данном случае детско-юношеской организации, заключается не в управлении, а в координировании действий работы воспитанников. В мою работу входит распределение заданий между всеми членами коллектива, тем самым привлекая каждого из них к полезной деятельности. Структура воспитательного коллектива состоит из актива, в который входят учащиеся, выполняющие различные функции. Для разрешения оперативных задач избирается Президент. Создаются временные органы, в нашем случае Министерства. Педагогическое руководство в первую очередь заключается в способности педагога организовывать систему перспектив и отношений коллектива, которые ведут его от решения одной задачи к другой. Перспективы характеризуются увлекательностью дел, которые основаны на: заинтересованности воспитанников. А также общественно полезной ценностью 3
конкретных дел, отчетливой системой деятельности и формированием у воспитанников высоких моральных качеств. Перспективами могут быть разнообразные виды деятельности: у нас это походы, фестивали, спортивные соревнования, праздники и многое другое. В процессе работы детско-юношеской организации вырабатывается жизненный опыт, необходимые стратегии и типы нравственного поведения и этических взаимоотношений в коллективе. При появлении первых успехов на пути достижения перспектив воспитанники осознают, что педагог стремится преобразовать их жизнь в более позитивную сторону, добавить в нее интереса и радости, и многие ребята начинают сами проявлять инициативу и активность. Я, как педагог, помогаю воспитаннику: с одной стороны, войти в общество сверстников, включиться в социум, присвоить ценности человеческой культуры, а с другой - сохранить и развить свои лучшие индивидуально-неповторимые черты, личностно раскрыться в индивидуальном стиле деятельности и поведения. В новой социально-экономической ситуации я, со своими коллегами, стремлюсь к созданию условий, в которых воспитанник защищен демократически построенным коллективом, приучающим его к социально ответственной свободе и творческому самовыражению. Решая проблему воспитания в коллективе, я основываюсь на таких принципах как: - творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества; - учет индивидуальных особенностей воспитанников при определении ролевого места в коллективном взаимодействии; - управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности; - комфортность пребывания воспитанника в коллективе сверстников. Реализация данных принципов, осуществляемая мной как педагогом, обязывает меня стремиться к обладанию особым комплексом личностных и профессиональных качеств. Я своего рода стремлюсь быть педагогом-режиссером. Подобно театральному режиссеру, создающему концепцию спектакля, педагог-режиссер проектирует 4
развитие детского коллектива как творческого « ансамбля», в котором обеспечивается индивидуальное самовыражение каждого воспитанника в общих, интересных, увлекательных для всех воспитанников делах. Мастерство и профессионализм такого педагога включают умения организовать групповое взаимодействие, определить его драматургию (содержание), спроектировать личный вклад каждого воспитанника, исходя из его индивидуальных возможностей, в достижение коллективного результата; помочь в регулировании взаимоотношении воспитанников, а также анализировать и корректировать происходящее. Педагог-режиссер является для воспитанника источником разнообразного опыта. К такому человеку каждый воспитанник охотно обращается за помощью, столкнувшись с проблемами в совместной деятельности. Я проявляю полное доверие к воспитанникам, так как мне необходимо тонко чувствовать эмоциональный настрой группы, принимать его и становится активным участником группового взаимодействия. И как говорит американский философ Чарльз Швэб «Самым ценным своим качеством я считаю умение вызывать у людей энтузиазм и развивать то, что есть лучшее в человеке, с помощью признания его достоинств и поощрения». 5


Яндекс.Метрика