Напоминание

"Глубоковская роспись"

Автор: Разумова Нинель Леонидовна

Должность: педагог - дополнительного образования

Учебное заведение: МБОУ ДО "Центр детского творчества и методического обеспечения"

Населённый пункт: город Череповец

Наименование материала: Конспект занятия

Тема: "Глубоковская роспись"

Описание:

Знакомство детей с Глубоковской росписью по дереву, основными частями Глубоковской прялки.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=1809

Опубликовано 09.12.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Конспект занятия
Тема
: Глубоковская роспись
Цель:
знакомство с Глубоковской росписью, составными частями глубоковской прялки. Цели педагогические Цели технологические  Формировать чувство уважения к традициям и истории своего края;  Развивать логическое мышление;  Познакомить с основными частями Глубоковской прялки;  Познакомить с историей возникновения и характерными особенностями Глубоковской росписи;  Проявляют чувство уважения к традициям и истории своего края.  Выделяют особенности Глубоковской росписи, составляют рассказ о Глубоковской росписи, о прялке, объединяя полученные знания.  Распознают основные части Глубоковской прялки;  Знают историю возникновения и характерные особенности Глубоковской росписи.
Место проведения:
структурное подразделение «Горизонт» МБОУ ДО «Центр детского творчества и методического обеспечения».
Продолжительность
:45 минут
Оборудование:
магнитная доска, физическая карта Вологодской области, копии Глубоковских прялок, фотографии прялок из фондов ВГХАиХМЗ, макет Глубоковской прялки, образцы росписей, карточки с изображением прялки.

Ход занятия:
Этапы Деятельность педагога Деятельность учащихся
Актуализация

знаний и

мотивация на

работу

-
Здравствуйте ребята. Я рада встрече с вами. Давайте возьмёмся за руки и вспомним «новое хорошее», что с вами произошло, пока мы не виделись. - Посмотрите пожалуйста на доску. Там вы видите образцы народных росписей. Скажите, какие из них вам известны ещё со школы, с детского сада? Какие росписи вы узнали? Называют «новое хорошее» - Рассматривают росписи, перечисляют знакомые: Хохломская, Городецкая, Полховско – Майданская роспись.
- Это росписи Нижегородского края. - А есть роспись с которой вы ещё не знакомы? - Как вы думаете, это южная роспись или Северная? Вы бы хотели с ней познакомиться? Почему? Действительно, это роспись нашего Северного края. И мы должны знать росписи нашего региона, их традиции, которые передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней. - Давайте подумаем, по какому плану вы бы стали знакомиться с новой росписью? О чём бы вы хотели узнать? (Прикрепить план к доске, после того, как дети назовут этапы)
- история возникновения росписи,

- где она была распространена,

- особенности росписи,

- составные части прялки.
Указывают на Глубоковскую роспись. Высказывают предположение. Высказывают своё мнение (роспись нашего Северного края, а мы должны знать свои росписи, их традиции). Перечисляют этапы знакомства с росписью.
Постановка целей и задач - Молодцы. Действительно, цель нашего занятия – знакомство с Глубоковской росписью, Глубоковскими прялками. Вы познакомитесь с историей возникновения и характерными особенностями Глубоковской росписи, с основными частями Глубоковской прялки; Основной этап Росписи по дереву издавна славились на Руси и являлись одним из древних художественных промыслов Русского Севера. Крестьяне старались окружить себя вещами не только нужными, но и красивыми. - Что расписывали крестьяне? Роспись изображалась практически везде: на стенах, мебели, входной двери, дверцы шкафчиков, полки для посуды, лавки и даже потолки украшали росписью. Центр композиции довершала люлька. Расписывали сундуки и короба. Лучше всего сохранившимся орудием труда являлась прялка Интересный и своеобразный центр росписи был на Вологодской земле. Сейчас это Вельский район, Архангельской области. Давайте найдём его на карте. Составляли его куст деревень: Заимки, Заручевье, Озерская, Хорошевская, Глубоковка, где жили и работали мастера росписи (напечатать на доске район бытования росписи) Деревни находились в очень отдалённых глухих местах глубоко в лесах северного края. Отсюда и название одной из них – Глубоковка. Именно здесь и зародились Перечисляют, где изображали росписи крестьяне. Рассматривают физическую карту, находят район бытования Глубоковской росписи.
росписи. Которые впоследствии стали называть Глубоковскими. - Давайте посмотрим, что это за росписи, каковы их особенности (показ копий прялок, фотографий). - На что похож узор на прялках? Правильно. Сочетание элементов создаёт впечатление живого растительного орнамента – дерева жизни. И первая особенность Глубоковской росписи: (записывает на доске)
1.

Узорность
- На сколько частей разбита композиция росписи? (на три). Схема с тремя розетками по оси и парными Рассматривают копии старинных прялок, фотографии из фондов ВГИА и ХМЗ. Распознают узор – растительный орнамент, дерево жизни.
мелкими элементами между ними - вторая особенность Глубоковской росписи:
2.

Трёхчастичность композиции.

-
А сейчас я покажу этапы росписи бутона, а вы попробуйте догадаться, что за третья особенность росписи. (прикрепляю этапы росписи на доску). Сначала наносили подмалёвок – это самый светлый тон. Затем на него накладывали второй слой, более тёмного цвета, а затем самый тёмный. Заканчивалась роспись нанесением мелких элементов – «оживок»: капель, завитков, листьев, которые рисовались белым, чёрным или тёмно-коричневым цветом. Как бы вы назвали эту особенность росписи, когда один слой накладывался на другой?
3.

Многослойность письма.
Поэтому художники используют приём «цветоналожения». - посмотрите на прялки и скажите – на каком фоне в основном писали Глубоковские прялки? -Верно – на оранжевом, красном, охристо – жёлтом и тёмно – синем фоне) Глубоковской росписью украшали в основном прялки. Что такое прялка? (инструмент для прядения). Местные жители называли прялку «коренушкой», так как донце прялки делалось из корня дерева, а лопастка Предполагают, как называется особенность росписи, когда один цвет накладывается на другой (многослойность) Рассматривают прялки и перечисляют фон, на котором писали прялки. (оранжевый, красный, охристо – жёлтый, тёмно – синий). Рассматривают макет прялки.
из его ствола (показ иллюстрации). С такими прялками ходили девушки на посиделки, собираясь в чьей нибудь избе. Прялка сопровождала женщину всю жизнь. Прялки дарили девушкам парни, в знак любви. Мужья изготавливали их своим женам и дочерям - Как вы думаете, со скольки лет девочку приучали к прялке? Свою первую спряденную нить девочка выпрядала в 5 лет. Эту нить сжигали в торжественной обстановке, а пепел высыпали в стакан с водой, которую девочка должна была выпить. Как вы думаете, для чего? Что бы трудолюбие и искусство никогда её не покидало. Или же эту нить сматывали в клубок и прятали в сундук до тех пор, пока девушка не выйдет замуж. И тогда опоясывали её этой нитью под все одежды на голое тело. И нить служила непреступным оберегом от порчи, сглаза и нечистой силы. На посиделки приходили парни, выбирали себе невест. «Непряха» и «неткаха» были самыми обидными словами для девушки. Ведь будь она первой красавицей в деревне, но если не умеет прясть и ткать, замуж её никто не возьмёт. Собирались девчата в избе, а там, чья прялка краше, той и чести больше! Что же такое прялка? Из каких элементов она состоит. Сейчас мы это с вами и узнаем. У меня на доске нарисован макет прялки. И разбросаны Высказывают предположения (с 5 лет) Высказывают предположения (чтобы была трудолюбивой).
карточки с названиями элементов. Давайте попробуем определить, какой элемент к какой части прялки относится. -Итак, как бы вы назвали зубчики, которые украшают верх прялки?
Городки.
Посчитайте, сколько их может быть на глубоковских прялках? (7-9) -Что находится под городками? Как можно назвать ту часть прялки, где располагался узор?
Лопастка.
Как вы думаете, почему на внутренней стороне лопастки пустое место? Верно, там прикреплялась кудель, а краски были дорогие, поэтому, из экономии место под куделью оставляли пустым. Низ лопастки украшают ещё два элемента. Как же они называются?
Серёжки.

-
Под лопасткой, в центре прялки находился элемент, который носил название….
Яблочко.
На нём мастер изображал громовой знак – оберег или год изготовления прялки. На чём же стояла прялка? Как называли этот элемент?
Точёная ножка.
И у нас остался последний элемент прялки -
Донце.
Это то место, куда садилась пряха прясть. Выделяют название элемента-городки. Прикрепляют карточку к доске. Выделяют элемент – лопастка. Прикрепляют карточку. Выделяют элемент – серёжки. Прикрепляют карточку. Выделяют элемент яблочко. Прикрепляют карточку. Выделяют элемент – точёная ножка. Прикрепляют карточку.
Вот мы и познакомились с Глубоковской росписью. Заключительный этап. - Скажите, мы с вами выполнили план? - С какой росписью мы сегодня познакомились? А сейчас мы разделимся на группы и каждая группа попробует составить рассказ 1. О глубоковской росписи (опираясь на вопросы на карточке) 2. О прялке (опираясь на вопросы на карточке) А потом дополните друг друга. 1 карточка - Какую роспись мы начали изучать? - Назовите район её бытования? - Почему она так названа? - Какие деревни вы ещё запомнили, где писали эту роспись? - Каковы 3 особенности росписи? - На каком фоне её писали? - Какие использовали элементы росписи? - да - с Глубоковской. Составляют рассказ о Глубоковской росписи, объединяя полученные знания.
2 карточка - Что такое прялка? - Как проходили посиделки? - Назовите составные части прялки, расскажите о них. Итак слушаем ваши выступления. Молодцы! Вы сегодня хорошо потрудились. Что вам особенно понравилось? Давайте подберём к нашей новой росписи прилагательные – какая она? (яркая, красивая, интересная, увлекательная, необычная, выразительная, оригинальная, изящная, самобытная, притягивающая, красочная, живописная) - Захотелось вам научиться писать этой росписью? Домашнее задание: зайти в Интернет и найти там, как по другому называлась Глубоковская роспись и почему? Составляют рассказ о прялке, объединяя полученные знания. Подбирают эпитеты к росписи.

Приложение

Глубоковские прялки












Предметы крестьянского быта

Короб Блюда




Сундук Короб




Туеса


Составные части Глубоковской прялки






История

возникновения

росписи

Район

бытования
,
распространения

Особенности росписи

Составные части прялки
.

Расписывали
: 
Стены
,
потолки

Мебель
,
двери
,
дверцы

шкафчиков
,
полки

для

посуды
,
лавки
,
люльку

Сундуки
,
короба
,
прялки


Район

бытования

Глубоковская

росписи
: Архангельская область, Вельский район.
Деревни
: Заимки, Заручевье, Озерская, Хорошевская, Глубоковка

Особенности росписи:
1. Узорность 2. Трёхчастичность композиции 3. Многослойность

Фон:
 Оранжевый  Красный  охристо – жёлтый  тёмно – синий

Г О Р О Д К И

Л О П А С Т К А

С Е Р Ё Ж К И

Я Б Л О Ч К О


Н О Ж К А

Д О Н Ц Е


Расскажите о Глубоковской росписи по плану:
1. Какую роспись мы начали изучать? 2. Назовите район её бытования? 3. Почему она так названа? 4. Какие деревни ещё входили в район бытования Глубоковской росписи? 5. Каковы 3 особенности росписи? 6. На каком фоне её писали?
Расскажите о прялке:
1. Что такое прялка? 2. Как проходили посиделки? 3. Назовите основные части прялки, расскажите о них.


Яндекс.Метрика