Конспект занятия
Тема : Глубоковская роспись
Цель: знакомство с Глубоковской росписью, составными частями глубоковской прялки.
Цели педагогические
Цели технологические
Формировать чувство уважения к традициям и
истории своего края;
Развивать логическое мышление;
Познакомить с основными частями Глубоковской
прялки;
Познакомить с историей возникновения и
характерными особенностями Глубоковской росписи;
Проявляют чувство уважения к традициям и истории
своего края.
Выделяют особенности Глубоковской росписи,
составляют рассказ о Глубоковской росписи, о
прялке, объединяя полученные знания.
Распознают основные части Глубоковской прялки;
Знают историю возникновения и характерные
особенности Глубоковской росписи.
Место проведения: структурное подразделение «Горизонт» МБОУ ДО «Центр детского творчества и методического
обеспечения».
Продолжительность :45 минут
Оборудование: магнитная доска, физическая карта Вологодской области, копии Глубоковских прялок, фотографии
прялок из фондов ВГХАиХМЗ, макет Глубоковской прялки, образцы росписей, карточки с изображением прялки.
Ход занятия:
Этапы
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
Актуализация
знаний и
мотивация на
работу
- Здравствуйте ребята. Я рада встрече с вами. Давайте
возьмёмся за руки и вспомним «новое хорошее», что с
вами произошло, пока мы не виделись.
- Посмотрите пожалуйста на доску. Там вы видите
образцы народных росписей. Скажите, какие из них
вам известны ещё со школы, с детского сада? Какие
росписи вы узнали?
Называют «новое хорошее»
- Рассматривают росписи, перечисляют
знакомые: Хохломская, Городецкая, Полховско
– Майданская роспись.
- Это росписи Нижегородского края.
- А есть роспись с которой вы ещё не знакомы?
- Как вы думаете, это южная роспись или Северная?
Вы бы хотели с ней познакомиться? Почему?
Действительно, это роспись нашего Северного края. И
мы должны знать росписи нашего региона, их
традиции, которые передавались из поколения в
поколение и дошли до наших дней.
- Давайте подумаем, по какому плану вы бы стали
знакомиться с новой росписью?
О чём бы вы хотели узнать?
(Прикрепить план к доске, после того, как дети назовут
этапы)
- история возникновения росписи,
- где она была распространена,
- особенности росписи,
- составные части прялки.
Указывают на Глубоковскую роспись.
Высказывают предположение.
Высказывают своё мнение (роспись нашего
Северного края, а мы должны знать свои
росписи, их традиции).
Перечисляют этапы знакомства с росписью.
Постановка
целей и задач
- Молодцы. Действительно, цель нашего занятия –
знакомство с Глубоковской росписью, Глубоковскими
прялками.
Вы познакомитесь с историей возникновения и
характерными особенностями Глубоковской росписи, с
основными частями Глубоковской прялки;
Основной этап
Росписи по дереву издавна славились на Руси и
являлись одним из древних художественных промыслов
Русского Севера. Крестьяне старались окружить себя
вещами не только нужными, но и красивыми.
- Что расписывали крестьяне?
Роспись изображалась практически везде: на стенах,
мебели, входной двери, дверцы шкафчиков, полки для
посуды, лавки и даже потолки украшали росписью.
Центр композиции довершала люлька. Расписывали
сундуки и короба. Лучше всего сохранившимся
орудием труда являлась прялка
Интересный и своеобразный центр росписи был на
Вологодской земле. Сейчас это Вельский район,
Архангельской области. Давайте найдём его на карте.
Составляли его куст деревень: Заимки, Заручевье,
Озерская, Хорошевская, Глубоковка, где жили и
работали мастера росписи (напечатать на доске район
бытования росписи)
Деревни находились в очень отдалённых глухих местах
глубоко в лесах северного края. Отсюда и название
одной из них – Глубоковка. Именно здесь и зародились
Перечисляют, где изображали росписи
крестьяне.
Рассматривают физическую карту, находят
район бытования Глубоковской росписи.
росписи. Которые впоследствии стали называть
Глубоковскими.
- Давайте посмотрим, что это за росписи, каковы их
особенности (показ копий прялок, фотографий).
- На что похож узор на прялках?
Правильно. Сочетание элементов создаёт впечатление
живого растительного орнамента – дерева жизни. И
первая особенность Глубоковской росписи: (записывает
на доске)
1.
Узорность
- На сколько частей разбита композиция росписи?
(на три). Схема с тремя розетками по оси и парными
Рассматривают копии старинных прялок,
фотографии из фондов ВГИА и ХМЗ.
Распознают узор – растительный орнамент,
дерево жизни.
мелкими элементами между ними - вторая
особенность Глубоковской росписи:
2.
Трёхчастичность композиции.
-
А сейчас я покажу этапы росписи бутона, а вы
попробуйте догадаться, что за третья особенность
росписи.
(прикрепляю этапы росписи на доску). Сначала
наносили подмалёвок – это самый светлый тон. Затем
на него накладывали второй слой, более тёмного цвета,
а затем самый тёмный. Заканчивалась роспись
нанесением мелких элементов – «оживок»: капель,
завитков, листьев, которые рисовались белым, чёрным
или тёмно-коричневым цветом.
Как бы вы назвали эту особенность росписи, когда
один слой накладывался на другой?
3.
Многослойность письма.
Поэтому художники используют приём
«цветоналожения».
- посмотрите на прялки и скажите – на каком фоне в
основном писали Глубоковские прялки?
-Верно – на оранжевом, красном, охристо – жёлтом и
тёмно – синем фоне)
Глубоковской росписью украшали в основном прялки.
Что такое прялка? (инструмент для прядения).
Местные жители называли прялку
«коренушкой», так
как донце прялки делалось из корня дерева, а лопастка
Предполагают, как называется особенность
росписи, когда один цвет накладывается на
другой (многослойность)
Рассматривают прялки и перечисляют фон, на
котором писали прялки.
(оранжевый, красный, охристо – жёлтый,
тёмно – синий).
Рассматривают макет прялки.
из его ствола (показ иллюстрации).
С такими прялками ходили девушки на посиделки,
собираясь в чьей нибудь избе.
Прялка сопровождала женщину всю жизнь.
Прялки дарили девушкам парни, в знак любви. Мужья
изготавливали их своим женам и дочерям
- Как вы думаете, со скольки лет девочку приучали к
прялке?
Свою первую спряденную нить девочка выпрядала в 5
лет. Эту нить сжигали в торжественной обстановке, а
пепел высыпали в стакан с водой, которую девочка
должна была выпить. Как вы думаете, для чего?
Что бы трудолюбие и искусство никогда её не
покидало.
Или же эту нить сматывали в клубок и прятали в
сундук до тех пор, пока девушка не выйдет замуж. И
тогда опоясывали её этой нитью под все одежды на
голое тело. И нить служила непреступным оберегом от
порчи, сглаза и нечистой силы.
На посиделки приходили парни, выбирали себе невест.
«Непряха» и «неткаха» были самыми обидными
словами для девушки. Ведь будь она первой красавицей
в деревне, но если не умеет прясть и ткать, замуж её
никто не возьмёт. Собирались девчата в избе, а там, чья
прялка краше, той и чести больше!
Что же такое прялка? Из каких элементов она состоит.
Сейчас мы это с вами и узнаем.
У меня на доске нарисован макет прялки. И разбросаны
Высказывают предположения (с 5 лет)
Высказывают предположения (чтобы была
трудолюбивой).
карточки с названиями элементов. Давайте попробуем
определить, какой элемент к какой части прялки
относится.
-Итак, как бы вы назвали зубчики, которые украшают
верх прялки? Городки.
Посчитайте, сколько их может быть на глубоковских
прялках? (7-9)
-Что находится под городками? Как можно назвать ту
часть прялки, где располагался узор? Лопастка.
Как вы думаете, почему на внутренней стороне
лопастки пустое место? Верно, там прикреплялась
кудель, а краски были дорогие, поэтому, из экономии
место под куделью оставляли пустым.
Низ лопастки украшают ещё два элемента. Как же они
называются? Серёжки.
- Под лопасткой, в центре прялки находился элемент,
который носил название….
Яблочко.
На нём мастер
изображал громовой знак – оберег или год
изготовления прялки.
На чём же стояла прялка? Как называли этот элемент?
Точёная ножка.
И у нас остался последний элемент прялки -
Донце.
Это то место, куда садилась пряха прясть.
Выделяют название элемента-городки.
Прикрепляют карточку к доске.
Выделяют элемент – лопастка. Прикрепляют
карточку.
Выделяют элемент – серёжки. Прикрепляют
карточку.
Выделяют элемент яблочко. Прикрепляют
карточку.
Выделяют элемент – точёная ножка.
Прикрепляют карточку.
Вот мы и познакомились с Глубоковской росписью.
Заключительный
этап.
- Скажите, мы с вами выполнили план?
- С какой росписью мы сегодня познакомились?
А сейчас мы разделимся на группы и каждая группа
попробует составить рассказ
1.
О глубоковской росписи (опираясь на вопросы на
карточке)
2.
О прялке (опираясь на вопросы на карточке)
А потом дополните друг друга.
1 карточка
- Какую роспись мы начали изучать?
- Назовите район её бытования?
- Почему она так названа?
- Какие деревни вы ещё запомнили, где писали эту
роспись?
- Каковы 3 особенности росписи?
- На каком фоне её писали?
- Какие использовали элементы росписи?
- да
- с Глубоковской.
Составляют рассказ о Глубоковской росписи,
объединяя полученные знания.
2 карточка
- Что такое прялка?
- Как проходили посиделки?
- Назовите составные части прялки, расскажите о них.
Итак слушаем ваши выступления.
Молодцы! Вы сегодня хорошо потрудились. Что вам
особенно понравилось?
Давайте подберём к нашей новой росписи
прилагательные – какая она? (яркая, красивая,
интересная, увлекательная, необычная, выразительная,
оригинальная, изящная, самобытная, притягивающая,
красочная, живописная)
- Захотелось вам научиться писать этой росписью?
Домашнее задание: зайти в Интернет и найти там, как
по другому называлась Глубоковская роспись и
почему?
Составляют рассказ о прялке, объединяя
полученные знания.
Подбирают эпитеты к росписи.
Приложение
Глубоковские прялки
Предметы крестьянского быта
Короб Блюда
Сундук Короб
Туеса
Составные части Глубоковской прялки
История
возникновения
росписи
Район
бытования ,
распространения
Особенности росписи
Составные части прялки .
Расскажите о Глубоковской росписи по плану:
1. Какую роспись мы начали изучать?
2. Назовите район её бытования?
3. Почему она так названа?
4. Какие деревни ещё входили в район бытования Глубоковской росписи?
5. Каковы 3 особенности росписи?
6. На каком фоне её писали?
Расскажите о прялке:
1. Что такое прялка?
2. Как проходили посиделки?
3. Назовите основные части прялки, расскажите о них.