Напоминание

"Роль школьной библиотеки в духовно-нравственном воспитании школьников"

Автор: Бажан Юлия Павловна

Должность: ведущий библиотекарь

Учебное заведение: КГБС(К)ОУ "Тальменская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида"

Населённый пункт: р.п. Тальменка, Тальменский район, Алтайский край

Наименование материала: статья

Тема: "Роль школьной библиотеки в духовно-нравственном воспитании школьников"

Описание:

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=1810

Опубликовано 10.12.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Роль школьной библиотеки в духовно-нравственном воспитании

школьников
Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовно-нравственного возрождения общества недостаточно только знаний, полученных посредством традиционного образования. Поэтому большой вклад в дело духовно-нравственного воспитания вносит школьная библиотека. Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры. Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. Писатель и педагог С. А. Соловейчик уверен: «Воспитание – это обучение нравственной жизни. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт, пользуясь лишь нравственными средствами». Воспитать – значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А «пробудить душу» в нём как можно раньше, чуткость ко всему Божественному, волю к духовному совершенству, радость любви и вкус к доброте, милосердию, отзывчивости и умение ни при каких обстоятельствах не оставаться равнодушным ко всему, что происходит рядом с ним, поможет библиотека. Ушинский утверждал: «Читать - это ещё ничего не значит. Что читать и как читать - вот суть вопроса». Ещё более определённо о качественной стороне чтения говорил Белинский. По его мнению, читать дурно выбранные книги хуже и вреднее, чем ничего не читать. В России критериями оценки литературы всегда была её социальная, нравственная, духовная значимость, которая неразрывно увязывалась с художественной полноценностью искусства слова, способной вызывать глубокие переживания и размышления читателя. Чем выше уровень мастерства писателя, тем больше шансов, что книга запечатлится в памяти человека, повлияет на его отношение к жизни, к людям, станет для него регулятором в решении нравственных вопросов. Вера в возвышающую силу истинного искусства - исконно русское качество. Судя по тому, как глубоко писатель исследует жизнь и как при этом он эмоционально заражает читателя, мы и судим о его таланте. Убедительный пример тому, как по-разному влияют на человека разные по художественному уровню произведения, я обнаружила в статье «Воспитательная роль литературы» (Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1997). В статье приводится письмо русского прозаика А. И. Эртеля, в котором он сравнивает впечатления, произведённые на него двумя книгами. Одна из них - повесть крестьянина Семёнова, другая - «Сон Мармеладова» из «Преступления и наказания» Ф. Достоевского. Книга
Семёнова вызвала ряд мыслей, но он отложил её и забыл о ней, забыл и название, и фабулу. Но Мармеладова ему не удалось забыть. Он пишет: «У меня, может быть, исчезнет из памяти самый рассказ, подробности, нюансы, но страдальческое лицо Мармеладова, сердце его, истекающее кровью, вид его несчастный я уже не могу забыть». Автор письма полагает, что и у многих других «правда того, что есть», изображённая с неподражае- мой силой, не даст ему покоя, зажжёт недовольство в его душе, переполнит его беспокойством за его счастье, за его мелкие идеалы, т.е. пробудит совесть. Мармеладов не умрёт и будет гулять по свету сотни лет, и всегда будет оказывать свое влияние на душу, ощутившую беспокойство. Таким образом, книга бесталанная и талантливая по-разному живут в сознании читателя. Первая проходит бесследно, вторая способна напоминать о себе всю жизнь, то укором совести, то предостережением, то моральной поддержкой. Обращение к богатому наследию русской литературы способствует духовно- нравственному становлению личности, познанию и самопознанию человека. Словесное искусство духовно по своей природе. Идеал нравственности красной нитью проходит по страницам бесценных произведений А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, А. И. Куприна, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, В. И. Белова, М. А. Булгакова, В. П. Астафьева, древнерусской литературы. Ещё одной немаловажной составляющей духовно-нравственного воспитания учащегося является семейное чтение. Семья - важный элемент системы образования и воспитания, где системообразующей частью выступают семейные ценности, а также являются традиции, обычаи, предания. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовно-нравственного возрождения общества недостаточно только знаний, полученных посредством традиционного образования. Поэтому большой вклад в дело духовно-нравственного воспитания вносит школьная библиотека. Старинная русская традиция - семейные вечера. Семья собирается в гостиной: старшее поколение - дедушка и бабушка; взрослые члены семьи - мама, папа, тётя и дядя; и дети - мальчики и девочки всех возрастов, от самых маленьких до старших подростков. Бабушка играет на фортепиано - мама исполняет русские романсы. Дедушка, надев очки, у камина читает младшим детям из толстой книжки волшебные истории. Тётя и дядя разгадывают со средними детьми загадки и шарады. А строгий отец ведёт со старшим сыном-студентом «научный» спор, обсуждая последние достижения в биологии, химии, физике или медицине… Традиция семейного чтения в России (с колыбели дети слушали сказки, песни, былины) была устойчивой до тех пор, пока «читательское сидение» в кругу семьи не вытеснилось другими формами проведения досуга: дети
смотрят «видик», играют в компьютерные игры с шумом, стрельбой и полуцензурными репликами; «тащатся» от песенок, из которых набор: «я знаю все твои трещинки», «забирай меня скорей, я ведь взрослая уже», «моя мама варит кофе» и последний «хит» - «ты беременна - это временно» - далеко не самый сногсшибательный из сегодняшней попсы. Интересны результаты опроса учеников 7-9 классов. На вопрос читают (или читали) ли родители с ними какие-либо книги, абсолютное большинство ответило - нет; и только несколько подростков смогли вспомнить, что в младшем возрасте родители читали им детские книжки. А на вопрос, обсуждается ли сейчас в семье прочитанное или увиденное в кино и по телевизору, только 3 % детей ответили положительно. Стало привычным утверждать, что возрождение отечественной культуры начинается с провинции. Российская глубинка всегда отличалась верностью традициям, не торопилась с революционным разрушением всего и вся, умела в самые нелёгкие времена сохранить местный колорит. Чувство Родины, патриотизм – основа из основ духовно-нравственного воспитания. Мне бы хотелось, чтобы библиотека стала тем местом, где можно найти ответ практически на любой вопрос в сфере нравственности, духовности, психологии, эстетики, творчества. Не случайно выдающийся английский ученый - этнограф Д. Леббок говорил: «Каждый из нас может обрести в библиотеке спокойствие духа, утешение в печали, нравственное обновление и счастье».


Яндекс.Метрика