Напоминание

"Содержание деятельности на уроках хореографии"

Автор: Репина Светлана Владимировна

Должность: педагог дополнительного образования

Учебное заведение: МБУДО "Детский (подростковый ) центр "Агнес" клуб "Космос"

Населённый пункт: г. Нижний Новгород

Наименование материала: статья

Тема: "Содержание деятельности на уроках хореографии"

Описание:

Описывается назначение танца, возрастные характеристики детей, содержание деятельности на занятиях по хореографии.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=1827

Опубликовано 11.12.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детский (подростковый ) центр «Агнес» Содержание деятельности на уроках хореографии Выполнила Репина Светлана Владимировна педагог дополнительного образования Нижний Новгород 2015

Содержание
1. Ведение 2. Возрастные особенности детей 3. Содержание деятельности 4. Литература

ВВЕДЕНИЕ

Хореография
включает в себя 2 слова: хорео - пляшу, графия - пишу. Это слово встречалось в 1700 г. и обозначало запись танца. Сейчас этот термин стал пониматься шире и сейчас мы под ним понимаем деятельность людей связанных с искусством танца(сочинение, исполнение, обучение, разновидности танца). Хореография имеет 3 раздела: а). Народный танец б).Бытовой (или бальный) танец в).Профессиональное искусство (балет) Танец - это искусство, а всякое искусство должно отражать жизнь в образно-художественной форме. Специфика хореографии состоит в том, что мысли чувства, переживания человека, оно передает без помощи речи, средствами движения и мимики.
Происхождение искусства танца.
С древних времен человек начал танцевать. Танец служил, как средство общения. Одновременно танец доставлял человеку удовольствие. Почему? У человека существует врожденное чувство к ритму. Это отмечал Чарльз Дарвин. По его словам способность, если не наслаждаться муз. такта и ритма, то по крайней мере наслаждаться ею, свойственно всем животным. Древние танцы делились на: 1) охотничьи; 2) воинственные; 3) обрядовые; 4) трудовые; 5) ритуальные (поклонялись богам, жертвоприношение); немного позже - светские. Именно в трудовых танцах были истоки пляски. Скоморохи - первые профессиональные исполнители танца. Скоморошество появилось в IY-YII в. Поначалу их искусство носило синкретический характер (один человек и пел и танцевал). Впоследствии они разделились по жанрам. Особого расцвета
скоморошество достигло в период Нильской Руси. Дальнейшему расцвету помешало нашествие монголо-татарского ига. И вновь оно возникло в XVI- XVII в. при царе Иване Грозном. В эпоху гонения при Алексее Михайловича. Они были уничтожены и возродились только в 18 веке. Именно скоморохи не только популяризировали и совершенствовали созданное народом , но и сочиняли новые песни, пляски, игры, хороводы - прививали любовь к русскому, народному танцу.
Русский народный танец
- является одним из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроение, отношение к жизненным явлениям. Русский народный танец неотделим от песни, она наложила отпечаток на его характер и стиль, определив особенности русской манеры исполнения, наполнив танец содержательностью и сюжетностью, эмоциональной выразительностью и певучей пластикой.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ


Психологические особенности и работа с первой возрастной группой.
Младший школьный возраст характеризуется тем, что ребенок находится на рубеже 2-х возрастных категорий. Он еще в плену игр, домашней обстановке и вливается в школьную жизнь, требующую новую обязанность. Ребенок впервые осознает свое место в коллективе, осознает необходимость подчинения личных интересов, интересам коллектива. Психологические особенности определяются неустойчивостью характера; неусидчивостью, рассеянностью восприятия. Физическая активность детей велика: потребность в постоянном движении, есть навыки элементарной координации, но вместе с тем, перед нами хрупкий, развивающий организм, со слабой костной системой. Младшие школьники очень любознательные, у них не прошел возраст “почемучек”, но эмоциональная сфера ограничена - яркие всплески радости, недостаточная реакция на отрицательные явления, полярное /среднее/ состояние. Этот период называют вторым - переходным /сложность общения, детская вредность и т.д./ Главным помощником в общении со взрослыми является доверчивость. Если моральные требования преподносятся взрослыми доброжелательно, ясно, с яркими примерами, тогда ребенок обязательно старается его выполнить. В коллективе художественной самодеятельности основное направление в работе является разнообразная деятельность. Выполнением задач хореографического воспитания (тренированные ноги, развитые стопы, координирование рук, грамотные позиции.) должно всегда идти за игрой, за эмоциональной деятельностью. Игра является основным приемом в работе. Разнообразие игр: образные /сложные/, пространственные, ритмические, массовые.
1.
Массовые игры: кошки-мышки, ручейки, третий лишний.
2.
Пространственные - ритмические: чужие домики и т.д.
3.
Образные: художник, дракон, море волнуется раз, и т.д.

Психологические особенности и работа со второй возрастной группой.
Дети этого возраста сильнее втягиваются в школу, учеба становится основным занятием, Формируются новые отношения со сверстниками, с родителями. Появляется чувство ответственности. В школе нагрузки возрастают, лень, измученность, усталость, сразу встает вопрос о противоположной деятельности. Если детей в первой возрастной группе проводят детей родители, то эти приходят сами, они ищут общения. Характер к этому возрасту приобретает постоянность, часто замечается у ребенка негативное влияние, появляется вредность. Часты симптомы “звездной болезни”, стремление к тайнам, поиску. Физическое развитие бурное. Даются задания на импровизацию. В хореографическом коллективе тоже нагрузка возрастает, сохраняется принцип разнообразной деятельности /тренаж становится основным занятием наряду с классическим, частично изучается народный сценический. Постоянно вытесняются игры из урока. Основное направление в работе - это воспитание трудолюбия. Дети способны осмыслить суть движения, можно вникать в методику. В этом возрасте опасно стремление руководителя выводить детей “на сушу” пренебрегая станком. На уроках руководитель большое внимание уделяет каждому, т.к. у ребенка вырабатывается амплуа, одним словом возрастает роль индивидуального подхода. У детей этого возраста возрастает интерес к свободной пластике. Репертуар формируется на основе подготовительного коллектива.
4.
Уровень освоения программы: общекультурный. Рассчитанные на любого физически здорового ребенка, для извлечения и обучения различных навыков танцевального характера, чтобы элементарно научить ребенка двигаться, правильно ходить, повысить интерес к народному русскому фольклору.
5.
Каждый педагог исходит из возможности каждого ребенка и детей того или иного возраста в целом. С детьми 4-6 лет лучше заниматься 35 - 40 минут. 7- 9 лет - 1 час по возможности, если дети не устали - 1 ч. 20 мин. Дети 4-5 лет
все занятия в виде игры с игровыми заданиями; и танцы подражающие птичкам, рыбкам, зверюшкам - 6-7 лет. Постепенное введение игры к серьезным упражнениям, с неигровыми элементами, упражнения с их настоящими названиями (шене, бегунок и т.д.), с объяснением: почему такое название, откуда произошло, от какого слова образовано и т.д.) Помещение, в котором проводятся занятия, должно быть большим, светлым. По возможности оборудовано станками - вдоль стен и деревянным полом, симметрично расположенными зеркалами, лейкой для полива пола. Обязательно наличие музыкальных инструментов под которое ведется занятие - фортепьяно или баян. - Обязательно должны проводится различные конкурсы и смотры, чтобы увидеть свои достижения и достижения других коллективов и если надо поучиться у других. Это все помогает довести работу до определенного результата. n К средствам обучения нужно отнести художественное слово педагога, материал из литературы (по сочинен. Танца), опыт других педагогов (посещение уроков, концертов, общение). n В процессе занятий из года в год у ребенка складывается определенное умение (жить в коллективе, работать до нужного состояния) то с годами прививается само, участвовать в концертах разного масштаба, соперничество друг перед другом в занятии престижного места в танце, достиг определенной высоты, быть солистом. Затем чтение книг сначала педагогом о хореографии, о мастерстве балета, о возникновении танца, а затем жажда к знаниям о танце самими участниками коллектива. n Сначала идет подготовительная работа над номером: прослушивание музыки, разбор характера танца, персонажа, затем его обсуждение, а затем подготовительный период. По кусочкам, маленьким эпизодам “склеивается” номер, отрабатывается, уточняется каждый шаг, каждый жест, каждое
па,
только затем исполняется полностью в исправленном, уточненном виде, это процесс очень долгий, но неизбежный, если мы
хотим видеть свой номер в достойном виде. Только такой отработанный номер можно вынести на сцену, на конкурс, фестиваль и т.д. Хорошо поставленный номер - это по сути тоже театрализованное представление, без человеческого голоса, выраженное мимикой, пантомимой, жестами, па, эмоцией. Чтобы зритель понял танец, надо быть профессионалом и изрядно потрудиться, потрудиться с душой.
Психологические особенности и работа с третьей возрастной группой.
Если подростки хотят казаться взрослыми, то юноши и девушки действительно становятся ими. Это возраст когда вступают в пору физической и духовной зрелости. Юность- завершающий этап созревания и формирования ответственности. Это проявляется в развитии самостоятельности, стремлению к самоутверждению, к самоанализу. Реальна угроза закрепления комплекса неполноценности. Мышление становится философическим. Подражательная деятельность, если есть, то в скрытом виде. Если подростку достаточно просто участвовать в жизни коллектива, то старшеклассник стремится быть приметным в своем коллективе, пользоваться авторитетом. Встает проблема лидерства. В коллективе художественной самодеятельности на первое место входит задача углубления художественных задач и увеличении мыслительной нагрузки. Это происходит за счет усложнения станка, большей его продолжительностью, освоению новых групп движений, овладению трюковой лексики. Руководитель большее внимание уделяет выразительности, манере исполнения, в работе над образом. Верх берут не подражательное начало, а осмысление через себя. Через свой жизненный опыт. Усложняются задания на импровизацию. Музыкально- ритмических совсем нет. Репертуар более разнообразный. Хореограф может делать постановки на любых видах танца (народный, классический, модерн). Наивысшего развития достигает народный танец. Полезно брать не сложные образцы классики (вариации, па-де труа).
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


1 год обучения

Знакомство с основными элементами.

1.

Постановка корпуса, рук, ног..
Позиции рук: 1,3,2, подготовит.
2.
Положения ног: 1, 6, 5, 2, 3 позиции.
3.
Положения головы в сочетании с руками и в отдельных упражнениях.
Классический экзерсис.

1.
Demi-plies по 1 и 5 позициям.
2.
Battements tendus по 1 и 5 позициям вперед, назад и в сторону.
3.
Rond de jambe par terre en dehors et en dedans
4.
Battements tendus jetes по 1 и 5 позициям в сторону, вперед, назад на 30 0 .
5.
Перегибы корпуса назад и в сторону.
6.
Releve на полупальцах по 6, 1, 2 и 5 позициям.
7.
Grand battements по 1 и 5 позициям - вперед, назад, в сторону.
Народный танец.
1. Коллективно – порядковые упражнения: а) Расположение и перестроение в одной и двух линиях б) Прямые перестроения и перестроения в шахматный порядок. в) Перестроения из линии в круг и наоборот. г) Движение по кругу по и против часовой стрелки. 2. Ритмические упражнения: а) Изучение шагов, притопов и хлопков в такт музыке. б) - // - // - из-за такта. в) Сочетание движений в такт и из-за такта музыки.. 3.Тренажеры на постепенное разогревание мышц. а) Ходьба с носка, пятки, на полупальцах, с высоким поднятием колена. б) Бег на полупальцах с высоким поднятием ног назад, “лошадки”- поднятие колен вперед, подскоки, польки. в) Упражнения для головы и корпуса.
г) Упражнения для ног. 4. Знакомство с основными элементами народного танца России. а) Положения рук и ног. б) Открывание рук в сторону во второе и третье положение. в) Простые ходы. г) Переменные ходы. д) Дробные ходы. е) Боковые ходы: “Гармошка”, “Елочка”, “Припадание”. ж) Различные проходки.
Партерные занятия (на полу)

1.
лягушка
2.
самолетик
3.
колечко
4.
киска
5.
мостик
6.
солдатик
Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.

Поездки в театр, на концерты.

Итоговые занятия (открытые уроки, отчетный концерт)

2 год обучения

Изучение основных движений классического экзерсиса.

1.
Demi-plies по 1, 2, 5 позициям.
2.
Battements tendus по 1 и 5 позициям вперед, назад и в сторону
3.
Battements tendus с demi-plies по 1 и 5 позициям вперед, назад и в сторону.
4.
Passe par terre по 1 позиции. Rond de jambe par terre en dehors et en dedans по 1 и 5 позициям вперед, в сторону, назад на 30 0 .
5.
Battements tenolus jetes по 1 и 5 позициям в сторону, вперед, назад.
6.
Releves на полупальцах по 1, 2, 5 позициям.

7.
Перегибы корпуса назад и в сторону.
8.
Grands battements по 5 позиции - вперед, назад, в сторону.
Экзерсис на середине.

1.
Позиции рук: подготовительное положение, 1, 2, 3 позиции и переводы рук из позиции в позицию.
2.
Demi-plies по 1, 5 позициям
3.
Battements tendus по 1 и 5 позициям вперед, назад и в сторону
4.
Battements tendus jetes по 1 и 5 позициям в сторону, вперед, назад на 30 0 .
Allegro (прыжки).

1.
Temps saute по 1 и 5 позициям.
2.
Changement de pleds
3.
Pas echappe.
Народный танец.
Тренировочные упражнения у станка.
1.
Полуприседания по 1,2,3,5 позициям.
2.
Перевод ноги с носка на каблук (battement tendu) в трех направлениях.
3.
Маленькие броски (tendu jete) в трех направлениях.
4.
Круг носком ноги по полу, каблуком по полу (rond de jambe).
5.
Подготовка к веревочке.
6.
Grands battement.
Упражнения на середине на развитие техники танца.

1.
Веревочка
2.
Ковырялочка
3.
Моталочки
4.
Дроби
5.
Вращения
Партерные занятия.

1.
лягушка

2.
самолетик
3.
колечко
4.
киска
5.
мостик
6.
солдатик
Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.

Поездки в театр, на концерты.

Итоговые занятия (открытые уроки, отчетный концерт)

3 год обучения

Экзерсис у палки

1.
Demi-plies по 1, 5 позициям
2.
Battements tendus по 5 позиции.
3.
Battements tendus с demi plies по 1 и 5 позициям вперед, назад и в сторону
4.
Battements tendus jetes по 1 и 5 позициям в сторону, вперед, назад.
5.
Battements frappe
6.
Ronds de jambe par terre
7.
Большие позы: croise, effase (вперед, назад).
8.
Различные
9.
Grands battements вперед, в сторону, назад..
Allegro - прыжки.

1.
Temps saute по 1, 2 и 5 позициям.
2.
Changement de pied
3.
Pas echappe
4.
Pas assemble (c отрывом ног в сторону)
5.
Pas balance.
Середина – экзерсис.

1.
Позиции рук: подготовительное положение, 1, 2, 3 позиции и переводы рук из позиции в позицию.
2.
Demi-plies по 1, 2, 5 позициям

3.
Battements tendus по 1 и 5 позициям вперед, назад и в сторону
4.
Battements tendus jetes по 1 и 5 позициям.
5.
Большие позы: croise, effase (вперед, назад).
6.
Различные port de bras.
Народный танец.
Тренировочные упражнения у станка.
1.
Полуприседания (demi-plies) по 1, 2, 3, 5 позициям, плавные и резкие.
2.
Перевод ноги с носка на каблук (battements tendus) в трех направлениях.
3.
Маленькие броски. (battements jete)
4.
Упражнения с ненапряженной стопой.
5.
Каблучное.
6.
Круг носком по полу.
7.
Подготовка к веревочке.
8.
Дробный выстук.
9.
Grands battements.
Упражнения на середине по развитию техники танца.

1.
“Веревочка”
2.
Переборы
3.
Дроби
4.
Подбивки
5.
Движения и танцы различных народов России.
6.
Вращения.
Партерные занятия

1.
лягушка
2.
самолетик
3.
колечко
4.
киска
5.
мостик
6.
солдатик

Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.

Поездки в театр, на концерты.

Итоговые занятия (открытые уроки, отчетный концерт)

4 год обучения

Классический экзерсис у станка и на середине.

1.
Demi-plies по 1, 2, 5 позициям.
2.
Battements tendus по 1 и 5 позициям вперед, назад и в сторону
3.
Battements tendus jetes по 1 и 5 позициям крестом.
4.
Releve по 6, 1, 2, 4, 5 позициям.
5.
Rond de jambe par terre en dehors et en dedans
6.
Battements frappes
7.
Battements releve lents на 45 0 , затем на 90 0 в сторону, вперед, назад.
8.
Положение sur le cou-de-pied battements fondus вперед, в сторону, назад.
9.
Grands battements jete по 5 позиции (крестом)
Экзерсис на середине.

1.
Demi-plies по 1, 2,4, 5 позициям.
2.
Battements tendus по 1 и 5
3.
Battements tendus jetes по 1 и 5 позициям крестом
4.
Battements releve lents во всех направлениях на 45 0 .
5.
Grands battements по 5 позиции (крестом).
6.
Различные
Allegro - прыжки.

1.
Temps saute по 1, 2 и 5 позициям.
2.
Changement de pied
3.
Pas echappe
4.
Pas glissade с продвижением в сторону.
5.
Sissonne tombee en face. (Затем в позах)
Народный танец.

Тренировочные упражнения у станка.
1.
Полуприседания (demi-plies) по 1, 2, 3, 5 позициям, плавные и резкие.
2.
Перевод ноги с носка на каблук (battements tendus) в трех направлениях
3.
Маленькие броски (jete)
4.
Упражнения ненапряженной стопой
5.
Каблучное упражнение
6.
Ronde de jambe par terre.
7.
Подготовка к веревочке.
8.
Дробное выстукивание.
9.
Змейка
10.
Тортье.
11.
Большие броски (grands battements)
Упражнения на середине по развитию техники танца
.
1.
Веревочка - в сочетании, в комбинации, в различном характере (национ.)
2.
“Моталочки” - в национальном характере.
3.
Дробное выстукивание (Испания).
4.
Подбивки.
5.
Переборы.
6.
Работа с платочком и руками в различном национальном характере.
7.
Движения и танцы различных народов.
8.
Вращения.
Партерные занятия.

1.
лягушка
2.
самолетик
3.
колечко
4.
киска
5.
мостик
6.
солдатик
Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.

Поездки в театр, на концерты

Итоговые занятия (отчетные концерты, открытые уроки)


5 год обучения

Классический экзерсис у станка и на середине.

1.
Demi-plies по 1, 2, 5 позициям.
2.
Battements tendus по 1 и 5 позициям вперед, назад и в сторону
3.
Battements tendus jetes по 1 и 5 позициям крестом.
4.
Releve по 6, 1, 2, 4, 5 позициям.
5.
Rond de jambe par terre en dehors et en dedans
6.
Battements frappes
7.
Battements releve lents на 45 0 , затем на 90 0 в сторону, вперед, назад.
8.
Положение sur le cou-de-pied battements fondu вперед, в сторону, назад.
9.
Grands battements jete по 5 позиции (крестом)
Экзерсис на середине.

1.
Demi-plies по 1, 2,4, 5 позициям.
2.
Battements tendus по 1 и 5
3.
Battements tenolus jete по 1 и 5 позициям крестом
4.
Battements releve lents во всех направлениях на 45 0 .
5.
Grands battements по 5 позиции (крестом).
6.
Различные
Аллегро – прыжки.

1.
Temps saute по 1, 2 и 5 позициям.
2.
Changement de pied
3.
Pas echappe
4.
Pas glissade с продвижением в сторону.
5.
Sissonne tombee en face. (Затем в позах)
Народный танец.
Тренировочные упражнения у станка.
1.
Полуприседания (demi-plies) по 1, 2, 3, 5 позициям, плавные и резкие.

2.
Перевод ноги с носка на каблук (battements tendu) в трех направлениях
3.
Маленькие броски (jete)
4.
Упражнения ненапряженной стопой
5.
Каблучное упражнение
6.
Rond de jambe par terre.
7.
Подготовка к веревочке.
8.
Дробное выстукивание.
9.
Змейка
10.
Тортье
11.
Большие броски (grands battements)
Упражнения на середине по развитию техники танца.

1.
Веревочка - в сочетании, в комбинации, в различном характере (национ.)
2.
“Моталочки” - в национальном характере.
3.
Дробное выстукукивание (Испания).
4.
Подбивки.
5.
Переборы.
6.
Работа с платочком и руками в различном национальном характере.
7.
Движения и танцы различных народов.
8.
Вращения.
Партерные занятия.

Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.

Поездки в театр, на концерты

Итоговые занятия (отчетные концерты, открытые уроки)

Литература 1. Череховская Р. Танцевать могут все. – Мн., 1973. 2. Астахов, А.И. Воспитание творчеством. М.: Просвещение, 1986. 3. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого. Москва, 1995. 4. Боголюбская, М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания: учеб.-метод, пособие для клубных работников. Москва, 1986. 5. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. 6. Климов А.А.. Основы русского танца .М: Искусство,2002. 7. Устинова Т.А. Избранные народные русские танцы. М: Искусство, 1996. 8. Ткаченко Т.С. Танцы народов мира. М.;Искусство, 1954 9. Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. – М., 1972. 10. Пасютинская В. Волшебный мир танца. – М., 1985.


Яндекс.Метрика