Напоминание

"Деятельность волонтерского отряда "Пламя"

Автор: Арышева Наталья Ивановна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МКОУ для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей "Яйский детский дом "Колокольчик"

Населённый пункт: пгт Яя, Кемеровская область

Наименование материала: Проект

Тема: "Деятельность волонтерского отряда "Пламя"

Описание:

Проект рассчитан на детей старшего школьного возраста. Как внеклассная работа с детским коллективом. Для развития чувства толерантности и патриотизма подрастающего поколения.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=1842

Опубликовано 13.12.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Яйский детский дом «Колокольчик»
«Пламя»
(проект деятельности волонтерского отряда) Н.И. Арышева Яя 2014 1

Содержание:
Паспорт проекта…………………………………………………………..3 Актуальность проекта…………………………………………………….7 Цели и задачи проекта…………………………………………………….11 Объем и содержание работы……………………………………………..14 Ожидаемые результаты…………………………………………………..23 Финансирование проекта…………………….…………………………..24 Календарный график проекта…………………………………………….25 Анализ мониторинговых исследований…………………………………27 Приложение………………………………………………………………..33 Список литературы………………………………………………………..46 Паспорт проекта. 2
Наименование проекта Создание волонтерского отряда «Пламя» по пропаганде здорового образа жизни, помощи природе и окружающим людям Разработчик проекта Воспитатель Арышева Наталья Ивановна МКОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Яйский детский дом «Колокольчик» Нормативно-правовая база  Всеобщая декларация прав человека  Конвенция о правах ребенка  Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98- ФЗ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений»  Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»  Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»  Устав МКОУ «Яйского детского дома «Колокольчик»  Положение о волонтерской деятельности  МКОУ Яйский детский дом «Колокольчик» Цель проекта 1. Апробация новых форм организации занятости подростков «группы риска» и влияние общественной деятельности на личность подрастающего поколения. 2. Развитие волонтерской деятельности, для формирования позитивных установок у воспитанников. Задачи проекта 1. Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров с целью привлечения к социально- значимой деятельности. 2. Способствовать получению необходимого опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов; 3. Содействовать привлечению в деятельность волонтерских групп подростков «группы риска»; 4. Воспитать уважение к национальной культуре, своему народу, традициям своей 3
страны, своего края и малой родины. 5. Учить проявлять свою гражданскую позицию, бороться с безнравственными и противоправными поступками людей. Участники проекта Воспитатель, администрация детского дома. Дети в возрасте от 11 лет до 18. Сроки и этапы реализации проекта 2014 – 2015 (с корректировкой в ходе реализации) Этапы реализации
I

этап
- (организационный) 2014 год: 1. Оформление объявления с информацией о проекте; 2. Презентация идеи для проекта на воспитательных часах, педагогическом совете; 3. Утверждение деятельности волонтерского отряда на педагогическом совете; 4. Определение группы детей для реализации проекта и создание волонтерского отряда; 5. Разработка и внедрения плана работы волонтерского отряда 6. Мониторинг уровня личностных качеств подростков вовлеченных в проект;
II этап
– (обучающий) 2014-2015 год: 1. Подбор практического материала для обучения волонтеров; 2. Обучение волонтеров навыкам первичной профилактики и пропаганды ЗОЖ (творческая копилка волонтера: Сборник воспитательных часов «Мы за здоровый образ жизни»); 3. Обучение толерантного отношения к людям разных национальностей и возраста для безвозмездной помощи нуждающимся людям ( творческая копилка волонтера- « сборник воспитательных часов «Нам жить и помнить»); 4. Обучение бережного отношения к природе и 4
умение создавать красоту вокруг себя (творческая копилка волонтера: Сборник воспитательных часов «Мы в ответе за нас и нашу планету»); 5. Практические занятия с детьми «группы риска» по воспитанию нравственных качеств личности (творческая копилка волонтера – «сборник игр и упражнений для работы с детьми»); 6. Обучение волонтёров технике ведения тренингов, лекций, бесед, повышающих уровень осведомлённости подростков о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина РФ,
III этап-
(деятельностный) сентябрь 2014 – июнь 2015: 1. Реализация запланированных мероприятий; 2. Выступление волонтеров на мероприятиях в разных учреждениях; 3. Организация и проведения субботников , экологических операций и рейдов. 4. Оказание адресной помощи пожилым людям; 5. Освещение деятельности волонтерского отряда в газете «Ручеек», созданной на базе детского дома.
IV этап
– (заключительный) июнь 2015:
1.
Подведение итогов проекта;
2.
Анализ проекта;
3.
Мониторинг изменения личностных качеств воспитанников в результате участия в проекте;
4.
Сбор и комплектация практического материала по работе волонтёрского отряда;
5.
Проектирование на следующий период Перечень основных мероприятий проекта - Разработка системы организационных мероприятий по реализации проекта; - Создание условий по обеспечению основными ресурсами; - Проведение коллективных и индивидуальных 5
консультативных занятий; - Реализация плана проекта. Исполнители проекта и основных мероприятий Администрация детского дома, педагоги детского дома, воспитанники, молодежная организация « Молодая гвардия» Ресурсное обеспечение Для обеспечения работы волонтерского отряда используются кадровые ресурсы и материально- техническая база детского дома Ожидаемые результаты - Основной результат работы - формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности. - Овладеть знаниями о ЗОЖ и уметь аргументировано отстаивать свою позицию. - Формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ. - Увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерские отряды и проведение альтернативных мероприятий. - Уменьшение количества несовершеннолетних состоящих на внутриучрежденческом учете и учете в КДН. - Повышения количества и качества участия детского дома в акциях волонтеров, организуемых районном.
Девиз: " Хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому!"
6

Актуальность проекта.
Мы живем в удаленном от больших городов поселке, нам недоступны такие возможности как посещение театров, музеев, концертных площадок, даже поход в кинотеатр для нас только мечта. Создается впечатление, что мы оторваны от большой современной жизни, где мелькает череда событий, где у молодежи есть огромные возможности реализоваться как общественной личности. Но мы здесь и сейчас! И у нас есть наш маленький поселок, у нас есть наш детский дом, вокруг нас живут люди, мы – часть большой жизни, мы хотим учиться в современной школе, жить в современном поселке и мы хотим, чтобы наша жизнь была достойной и интересной! Молодые люди всегда стремятся к объединению, собираются в группы по интересам, потому что вместе весело, потому что, когда мы вместе – это сила. Тогда почему бы нам не объединиться вокруг какой-нибудь идеи и пойти в ногу со всем мировым сообществом? И мы нашли движение к которому можно присоединиться, несмотря на нашу географическую удаленность, и в котором можно проявить свою потребность к самореализации. Это – волонтерское движение. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. В России волонтерское движение развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Мы провели анкетирование среди наших волонтеров, опросив 24 воспитанника детского дома. И выяснили, в чем заключается причина волонтерства.
Причины волонтёрства в 2014 год
7
Причины участия в волонтерстве Количество воспитанников Потребность в общении 24 Чтобы помочь людям 24 Чтобы познакомиться с людьми 20 Меня попросили 3 Я сам предложил помощь 12 Я организовал группу 0 У меня было свободное время 21 Я хорошо это делаю 23 Научиться новым навыкам 24 Совсем по другим причинам -
Количество опрошенных
24 Оказывается, волонтерами становятся по самым разным мотивам, которые часто бывает трудно установить и определить. Например:  Альтруизм, то есть желание «бескорыстно делать добро» (но часто бывает так, что человек при этом имеет и свой личный интерес)  Чтобы компенсировать отсутствие чего-либо в личной жизни волонтёра  Чтобы приобрести и осмыслить свой собственный опыт  Когда у человека много свободного времени возникает потребность иметь цель в жизни и роль в обществе
Концепция проекта волонтерского отряда :
Принципы деятельности. Принцип гуманистической направленности отношений. Субъект – субъектные отношения. Принцип природосообразности воспитания. Учёт возрастных, умственных, психологических особенностей детей. Принцип культуросообразности воспитания. Воспитание ценно тогда, когда оно опирается на традиции и общечеловеческие ценности. 8
Принцип эффективности социального взаимодействия. Социальный опыт, опыт познавания мира можно приобрести лишь в процессе взаимодействия. Важно создать сообщества: класс, кружок, творческая группа, ДОО, где ребенок будет приобретать опыт. Принцип концентрации воспитания на развитии социальной и общекультурной компетентности личности. Ребенок должен брать ответственность на себя, принимая участие в анализе, планировании, подготовке и организации школьной жизни, сохраняя школьные традиции, проявляя инициативу. Рефлексия стимулирует социальную активность. - волонтерство способствует улучшению качества жизни, а так же развитию солидарности между людьми. Это соответствует нашим поискам, поэтому мы решили организовать в нашем детском доме волонтерский отряд. Мы первые волонтеры отряда, нам необходимо начать все с нуля и пропустить идею волонтерства через себя. Главное , что мы решили – это не просто развлечение и способ покрасоваться. Главное здесь – активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель - желание изменить этот мир к лучшему.
Цели и задачи проекта.

Цель:
1. Апробация новых форм организации занятости подростков «группы риска» и влияние общественной деятельности на личность подрастающего поколения. 9
2. Развитие волонтерской деятельности, для формирования позитивных установок у воспитанников.
Задачи:
-Объединить ребят детского дома с целью привлечение детей к социально- полезной деятельности. - Способствовать получению необходимого опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов; -Содействовать привлечению в деятельность волонтерских групп подростков «группы риска»; - Воспитать уважение к национальной культуре, своему народу, традициям своей страны. - Учить проявлять свою гражданскую позицию, бороться с безнравственными и противоправными поступками людей.
Десять организационных шагов.
Шаг 1. Организовали инициативную группу – нас пятеро. Мы генераторы идей. Шаг 2. Провели анкетирование среди ребят нашего детского дома с целью узнать: готовы ли они добровольно и безвозмездно помогать жителям нашего 10
поселка, участвовать в благотворительных акциях, вступить в волонтерское движение.(Приложение1) Шаг 3.Провели анкетирование среди руководителей предприятий нашего поселка, на предмет необходимости волонтерского движения в поселке. (Приложение2) Шаг 4. Придумали название нашего отряда. Шаг 5. Разработали листовку с информацией о волонтерах для ребят. Шаг 6. Разработали способы оповещения населения о работе нашего отряда. Шаг 7. Определили цели и задачи нашего движения. Шаг 8. Разработали положение нашего волонтерского отряда, защитили и утвердили на педсовете детского дома. Шаг 9. Составили план работы. Шаг 10 Приступили к выполнению проекта.
Работа волонтеров осуществляется по трем направлениям:

1. «Мы в ответе за нашу планету»
- организация субботников, экологических десантов; Изучение экологической обстановки в регионе; формирование правовой и экологической культуры; озеленение прилегающей территории, аудиторий детского дома; участие в экологических мероприятиях района. В выборе дел сомнений нету – сделаем чистой нашу планету! Акции – нужное дело и важное. Мы донести хотим до каждого!
2.«Нам жить и помнить!»
- патриотическое направление, помощь ветеранам Великой Отечественной войны; изучение истории своей малой Родины и России . Молодое поколение стало забывать о значении победы в Великой Отечественной Войны, сама победа стала историй, сухими фактами из 11
учебника. Отсутствие должного внимания подрастающим поколением к историческим корням Не требуется особого усердия, чтобы проявлять милосердие!
3. «Мы за здоровый образ жизни!»
- пропаганда ЗОЖ как альтернатива алкоголизму, табакокурению и наркомании. Наша современная молодежь не ведет здоровый образ жизни. Двигательная активность детей стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми. Такое положение вещей угрожает психическому и физическому здоровью детей. - Знаем сами и малышей научим, Как сделать свое здоровье лучше! (Дни профилактики) - Снова и снова скажем народу: “Зависимость может украсть свободу!” (Пропаганда ЗОЖ ) - Соблазнов опасных подальше держись. С нами веди интересную жизнь! Думай, когда отвечаешь “нет” и “да” И помни, что выбор есть всегда!
Заповеди волонтеров.
- Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его. - Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности. - Помни, что твоя сила и твоя ценность - в твоем здоровье. - Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам. Правила волонтера: - Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих. - Будь генератором идей! - Уважай мнение других! 12
- Обещаешь – сделай! - Не умеешь – научись! - Будь настойчив в достижении целей! - Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания. 13

Объем и содержание работы
Проект рассчитан на 1 год и будет проходить в 4 этапа. В реализации проекта участвуют: воспитанники детского дома, воспитатели, администрация детского дома.
I этап: Организационный.
Цель: Информирование о проекте. Мероприятие Содержание деятельности Ресурсы Краткое описание Оформление объявлений Разработать эскиз Создать объявление на листах и ватмане Распечатка объявление на листах А4 Бумага и карандаш Ватман, листы А4, карандаши, гуашь. Компьютер и принтер для распечатки документов, листы бумаги А4. Объявление краткое, красочное и с интересным текстом Объявлений предполагается несколько Одно на ватмане и несколько на листах А4 Стартовая презентация проекта Создать стартовую презентацию идеи проекта Выступить на воспитательных часах и педагогическом совете Компьютер, Интернет Стартовая презентация, которая более подробно знакомит с идеей проекта и работой волонтерского движения в России. Её цель- увлечь, заинтересовать в участии 14
проекта. Определение целевой группы проекта Создать анкету, подобрать тесты. Провести анкетирование воспитанников детского дома, организаций посёлка о необходимости волонтерского отряда. Компьютер, бумага Анкета- 26 экз. Анкета для руководителей организаций -15 экз. Анализ анкетирования и тестирования позволит выявить группу детей, которые заинтересованы в оказании добровольной помощи окружающим людям Создание и распространение отличительных знаков отряда Разработать эскиз отличительного знака Бумага , карандаш Для повышения интереса участия в проекте у детей будут отличительные значки ( футболки с эмблемой детского дома) Воспитанники , вошедшие в состав группы , получают «трудовую книжку» и футболку. В течении проекта каждый участник получает «ДиВы» -валюта детского дома, за активную деятельность, набравший больше всех – получает поощрение. Создание почтового ящика «Напиши мне отзыв!» Изготовить почтовый ящик Картон , цветная бумага Почтовый ящик находится в группе . Все желающие имеют возможность 15
оставить отзывы о проекте.
Ожидаемые результаты:
Проведение данных мероприятий позволит ознакомит с проектом всех участников образовательного процесса учреждения. Предполагается высокая активность подростков при определении участников проекта. При появлении желающих из другой возрастной группы детей, возможна корректировка целевой аудитории проекта.
II этап: Обучающий
Цель: Создание условий для обучения и подготовки кадров из воспитанников с целью реализации проекта. Мероприятие Содержание деятельности Ресурсы Краткое описание Создание редакционного совета волонтерского отряда Включить в состав представителя администрации учреждения, представителей президентского совета детского дома, молодёжную организацию « Молодая гвардия» Редакционный совет в реализации проекта оказывает спонсорскую помощь, изыскивает внебюджетные средства, пропагандирует, рекламирует, контролирует деятельность проекта, редактирует информационный материал. Подбор практического материала для обучения волонтеров; Отбор практического материала совместно с заместителем по учебно- воспитательной работе и психологом для обучения детей вести волонтерскую Список книг, воспитательных часов. Данный материал должен соответствовать возрастным особенностям детей. Организация совместной работы с психологом и заместителем по учебно- 16
деятельность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Подбор воспитательных часов по направлениям волонтерского отряда. воспитательной работе. Организация совместной работы со всеми структурами детского дома. Обучение волонтеров навыкам первичной профилактики и пропаганды ЗОЖ; Подготовить материал для проведения воспитательного часа по профилактике и пропаганде ЗОЖ. Компьютер, сценарий воспитательного часа. Данное мероприятие направленно на воспитание здорового образа жизни среди подростков. Обучение толерантного отношения к людям разных национальностей и возраста для безвозмездной помощи нуждающимся людям; Организация и проведения встреч с интересными людьми нашего поселка. Ведение исследовательской деятельности о ВОВ, беседуя с ветеранами войны Использование практического материала для проведения встреч с людьми , которые отличились во время войн. Сбор материала для исследовательской деятельности о земляках , которые воевали в ВОВ. Обучение бережного отношения к природе и умение создавать красоту вокруг себя; Запустить проект «Наш двор». Защита проекта на Коммунарском сборе о благоустройстве своей территории двора. Ватман, краски, распечатки из интернета. Организация совместной работы детей по благоустройству территории. Практические занятия с детьми «группы риска» по воспитанию нравственных качеств личности; Проведение занятий с детьми по воспитанию нравственных качеств личности, тренинги, игры и Занятия направленны на воспитание нравственных качеств личности воспитанников 17
воспитательные часы. Обучение волонтёров технике ведения тренингов, лекций, бесед, повышающих уровень осведомлённости подростков о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина РФ, Подготовить детей для ведения тренингов, игр с младшим звеном учреждения. Подготовить детей для выступления в «Центре социальной защиты населения» с концертной программой. Организация работы по выступлению на разных мероприятиях учреждения и других социальных учреждениях детей из волонтерского отряда. Создание творческой копилки волонтера и фотоальбома деятельности. Ежемесячно пополнять творческую копилку волонтера новым материалом Каждая деятельность отряда помещается на страницы газеты детского дома и сайт учреждения. В фотоальбом помещается информация о проделанной работе по реализации проекта с использованием фотографий, рисунков. Информация доступна всем участникам образовательного процесса.
Ожидаемые результаты:
на данном этапе мероприятия направлены на создание условий для реализации проекта. Ключевым моментом является проведение мероприятий воспитательного характера. Они должны стать связующим звеном между участниками проекта. Полнота мероприятий позволит удовлетворить все потребности участников проекта.
III этап: Деятельностный.
Цель: Реализовать практическую деятельность проекта. 18

Мероприятие

Содержание деятельности

Ресурсы

Краткое описание
Реализация запланированных мероприятий Подготовить и провести воспитательные часы на тему о ВОВ. Бумага и карандаши для практических занятий. Презентации. Воспитательные часы проводятся для получения и расширения знаний о ВОВ Участие в районной акции «Вахта памяти» Подготовить актив детей для проведения акции Участие детей в акции. Акция милосердия «Для них война закончится нескоро» Подготовить актив детей для проведения акции Участие в акции милосердия. Акция «Ветеран живет с тобой рядом» Подготовить детей для адресной помощи ветерану. Помощь ветерану войны. Акция проходит на протяжении всего проекта. Акция «Поздравление пожилому человеку» Подготовить актив детей , для поздравления пенсионеров нашего учреждения. Изготовление подарков для пенсионеров, заучивание стишков с поздравлениями и посещение пенсионеров и с поздравлениями и подарками. Акция «Нас позвали – мы пришли» Срочная помощь пожилым людям по мере их просьбы о помощи. Дать детям инструктаж о правилах поведения и беседы с пожилыми людьми. Адресная срочная помощь, пенсионеру нашего поселка. Акция проходит на протяжении всего проекта Акции по профилактике употребления ПАВ, «Спорт вместо наркотиков.» Подготовить актив детей к акции о профилактике употребления ПАВ и «Спорт вместо наркотиков» Бумага, карандаши, краски. Изготовление листовок и развешивание их на территории поселка. Тематические вечера Проведение тематических Цель мероприятия 19
вечеров на базе детского дома. способствовать развитию интереса и потребности изучать историю героического прошлого нашей Родины. Оказание помощи по уборке близлежащей территории (квартиры, приусадебные участки, огороды). Подготовить детей по оказанию помощи по уборке территории. Рабочий инструмент Организация и проведения субботника на близлежащей территории детского дома и домов ветеранов ВОВ. Праздничные концерты с приглашением ветеранов войны и труда: а) «Есть такая профессия – Родину защищать». б). «Незатихающее эхо войны». в). «С любовью к Вам…» г). «Новый год у ворот» Подготовка актива детей к выступлению на мероприятиях с приглашением ветеранов или поездке в «Центр социальной защиты населения» Подготовка детей для выступление с концертной программой для пожилых людей нашего поселка. Акция «Набатом в сердцах» Подготовить детей к участию в районной акции Акция «Георгиевская лента» Подготовить детей к изготовлению георгиевской ленты» - подарок младшим детям детского дома Подготовить и подарить сделанный подарок «Георгиевская лента» подарок младшим детям нашего детского дома. Беседа у книжной полки «Память о войне нам книга оживляет», с приглашением ветерана войны Посещение музеев и библиотек района с целью исследовательской деятельности о ВОВ. Цель мероприятия способствовать развитию интереса к истории героического прошлого 20
Участие в районных митингах нашей Родины. Активные участник получают «ДиВы»
Ожидаемые результаты:
организация и проведение планируемых мероприятий позволит реализовать основную часть проекта. В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром, получая воздействие извне, получая информацию, знания, обучаясь и развивая личностные качества. Взаимодействуя между собой в процессе деятельности, волонтеры приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность. В ходе реализации III этапа проекта будет собран богатый материал, необходимый для творческой копилки волонтёра.. Использование разнообразных форм работы активизирует интерес подростков «группы риска» к здоровому образу жизни, истории своей Родины, и способствует воспитанию нравственных качеств личности и к уважительному отношению к людям старшего возраста.
IV этап: Заключительный.
Цель: Презентация созданного материала и оценка деятельности участников проекта.
Мероприятие

Содержание деятельности

Ресурсы

Краткое описание
Презентация работы волонтерского отряда Разработать план и сценарий презентации Участники проекта рассказывают и показывают результаты своей работы с помощью фотоальбома Оценка результата деятельности группы детей, участвующих в проекте. Провести мониторинг среди участников . Приобрести благодарственные письма и сувениры для награждения По результатам проекта , самые активные дети были награждены почётными грамотами и поездками в бассейн и «Томскую 21
участников проекта писаницу» Сбор и комплектация практического материал. Провести анализ отзывов из почтового ящика. Собрать и подготовить практический материал для использования другими педагогами при работе с детьми. Данные помещаются в творческую копилку волонтера с целью определения уровня востребованности.
Ожидаемые результаты:
Используемые формы организации деятельности позволяет оценить активность участников проекта, их отношение, помогут объективно оценить результативность проекта. Практический материал планируется подготовить для работы других педагогов с детьми «группы риска» 22

Ожидаемые результаты:
Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Взгляд из равнодушного превратится в горящий и заинтересованный. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.
Основной результат работы – формирование в ходе деятельности более

ответственной, адаптированной, здоровой личности.
Ребенок должен владеть знаниями о здоровом образе жизни и уметь аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения. Увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерский отряд. Привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности и уменьшение количества несовершеннолетних состоящих на внутриучрежденческом учете и учете в ПДН. Воспитанник должен уметь общаться с детьми и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения. Участвовать в акциях по здоровому образу жизни организуемых детским домом, районом.
Система навыков приобретенных в волонтерском отряде:
- навык ответственного принятия решений; - навык критического мышления и способности сделать правильный выбор; - навык конструктивного поведения и управления собой в различных ситуациях. Основные принципы: 23
- добровольность -толерантность -безвозмездность -инициатива и оптимизм -патриотизм -взаимопомощь и поддержка -развитие и самореализация -партнерство и сотрудничество -правовое равенство Мы понимаем, что невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но мы можем помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его социальную компетенцию.
Финансирование и материальная база
Работа волонтеров осуществляется на безвозмездной основе. Изготовление печатной продукции берет на себя Министерство печати детского дома, а также как один из видов волонтерской деятельности. Приобретение необходимых атрибутов за счет привлечения спонсорской помощи и образовательного учреждения.
Календарный план работы волонтерского отряда «Пламя»



Наименование

мероприятия

Дата

проведения

Ответственный

Исполнители

проекта
24
1 Участие в районной акции «Вахта памяти» Май волонтерский отряд Б, В, П, РС 2. Акция милосердия «Для них война закончится нескоро» Февраль, май волонтерский отряд РС,В, П,М 3. Акция «Ветеран живет с тобой рядом» Октябрь, февраль, май волонтерский отряд В,П 4. Акция «Поздравление пожилому человеку» Сентябрь- Октябрь волонтерский отряд РС, В, П, Б. 5. Акция «Нас позвали – мы пришли» В течение года, постоянно волонтерский отряд В, П.М 6. Акции по профилактике употребления ПАВ Февраль, май волонтерский отряд РС,П,Б,Ф,ПС.М 7. Тематические вечера Сентябрь, май волонтерский отряд РС,П,Б,Ф,ПС.М 8. Оказание помощи по уборке близлежащей территории (квартиры, приусадебные участки, огороды). Апрель, май волонтерский отряд В,П.М 9. Праздничные концерты с приглашением ветеранов войны и труда: а) «Есть такая профессия – Родину защищать». б). «Незатихающее эхо войны». в). «С любовью к Вам…» г). «Поздравляем» Февраль Май Апрель Октябрь, март, май. волонтерский отряд РС,П,Б,Ф,ПС, А, 10. Участие в районных митингах. В течение года, постоянно волонтерский отряд РС,П,Б,Ф,ПС. 11. Уборка территории вокруг обелисков «Нам не забыть тех страшных дней». Осень, весна волонтерский отряд РС,П,Б,Ф,ПС. 12. Беседа у книжной полки «Память о войне нам книга оживляет», с Апрель волонтерский отряд Б,В,П. 25
приглашением ветерана войны 13 Акция «Набатом в сердцах» Сентябрь РС,П,Б,Ф,ПС. Акция «Георгиевская лента» май В,П. Условные обозначение исполнителей проекта: Б – библиотекарь; В- воспитанники детского дома; РС- редакционный совет; П- педагоги; Ф- инструктор по физ.воспитанию; ПС- президентский совет детского дома; А- администрация детского дома; М- министерство (самоуправление детского дома)
Анализ мониторинговых исследований.
Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Все это формировалось в процессе подготовки волонтеров – на профилактических и обучающих занятиях, на 26
тренинговых занятиях, учебах и сборах. Благо, что волонтеры просто вынуждены применять все свои умения на практике. По принципу “равный- равному” волонтеры передавали сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, они тем самым обучались сами. Работа в волонтерском отряде помогло ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Взгляд из равнодушного превратился в горящий и заинтересованный. Сам подросток обрел самоуважение, стал уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим. В процессе деятельности волонтеры взаимодействовали с внешним миром. Во-первых, получая воздействие извне, получая информацию, знания, обучаясь и развивая личностные качества (подготовка волонтеров, психологическое сопровождение; ) Во-вторых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретая умения работать в команде, учились разрешать конфликты, включались в проект, они тем самым учились нести ответственность за себя и свои поступки (сама волонтерская деятельность (подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение соц.опросов, анкетирования)) в-третьих, передавая информацию вовне, своим сверстникам, по принципу “равный - равному”. Проводя Дни профилактики с тематическими информационными выходами в группы, профилактические занятия, занятия с элементами тренинга, профилактические сказки для младших, театрализованные конкурсы, агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка, 27
написание статей в газету. Все это способствовало формированию социальной компетентности. Наш детский дом решает проблему пропаганды ЗОЖ, профилактики возникновения вредных зависимостей всеми доступными способами, профилактику девиантного поведения подростков. Только работая над собой, можно изменить отношение к себе. По итогам мониторинговых исследований было выявлено:
Изучение социализированности личности воспитанника

(методика М.И. Рожкова)

(Приложение3)

Object 3
Из диаграммы видно, что социальная адаптированность выросла до 3,2 – это высокая степень. Автономность – 3 балла. Также возросла социальная активность (3,4 балла) и гуманистические нормы жизнедеятельности – 3,6 балла. По данным опроса видно, что почти все дети стараются довести начатое дело до конца, то есть относятся ответственно к своим поручениям, делам группы: У.Катя., А Надя., Г. Виталий., С. Наталья., М. Ирина.. Стараются помочь своим товарищам, поддерживают их в трудную минуту 50% воспитанников. Считают себя всегда правыми в любых ситуациях и отстаивают свое мнение, даже если с ним не согласны окружающие .
Трудовые умения и навыки детей группы.
28

Object 5
Примечание: 5 – 4,5 – высокий уровень 4,4 – 4 – хороший уровень 3,9 – 2,9 – средний уровень 2,8 – 2 – низкий уровень Отсюда, можно сделать вывод, что у 44% воспитанников трудовые усилия носят устойчивый характер, у 33 % воспитанников сформировано чувство ответственности за общее дело группы, но у 89% детей положительное отношение к труду, наши дети с желанием выполняют трудовые поручения, большая часть детей сами проявляют инициативу. Я думаю, что здесь мы добились положительных результатов. Это способствовало: положительному отношению воспитанников к труду-89%; 29
научились согласовывать свои действия, желания, интересы с другими детьми – 55%; у 55% детей осознание необходимости и важности труда; у 67% детей есть чувство ответственности за качество своей работы и работы товарища; 78% воспитанников чувствуют гордость от причастности к настоящему «взрослому» делу; 89% детей умеют работать с инвентарём, применяя по назначению; 44% научились проявлять аккуратность, настойчивость, ответственность; 55% воспитанников умеют сосредоточенно работать и доводить дело до конца; Почти у 65% воспитанников отсутствует бережливость к тому, что сделано руками человека. Дети приходят к нам из приемных семей, где иногда эти умения не формируются.
Оценка ценностно-смысловых ориентаций личности.
Мониторинг определения ценностно-смысловой ориентации личности воспитанников группы. (По методике Г.Н. Поповой; Г.А. Размеровой; И.Б. Ремчуковой) 30

Object 7
По данным данного анкетирования первое место заняло ориентация личности воспитанников : материальная ценность и общение детей. Это с возрастными и индивидуальными особенностями подростков. Наименьший балл вышел у познания- мальчики нашей группы очень мало стремятся к учебе и учебной деятельности. Хотя на этот период является их основным трудом. 31

Object 9
П о данным исследования заметно, что некоторые качества личности во втором полугодии пошли на уровень выше среднего. Дети стали больше общаться с людьми , которые живут вне детского дома. Стали слушать их совета. Делать упор на помощь всем окружающим людям. Больше внимания стали уделять труду и трудовым навыкам, которые понадобятся им в дальнейшем. Бережно относится к природе, заниматься посадками деревьев и уборкой территории. В среднем по итогам уровень воспитанности хороший- выше 4 баллов 32
Приложение 1 Анкета для подростков № Вопрос «Да» «Нет» Количество опрошенны х Итог «Да» Итог «Нет» 1. Готов ли ты добровольно и безвозмездно помогать жителям нашего поселка? 2. Ты хочешь, сделать что- нибудь, чтобы жизнь вокруг тебя стала лучше? 3. Возникало ли у тебя желание помочь кому то? 4. Хотел бы ты вступить в волонтерское движение (добровольных помощников)? 5. Хотел бы ты иногда участвовать в волонтерских акциях? 33
Приложение 2 Анкета для руководителей предприятий № Вопрос 1. Сталкивались ли вы с ситуацией когда у вас, как руководителя предприятия, возникала потребность в помощи волонтеров? 2. Как вы считаете, в таком маленьком поселке как наш, найдется достаточно работы для волонтеров? 3. Ваше личное отношение к волонтерскому движению. 4. В ближайшее время есть ли какие-нибудь дела для волонтеров? 5. Мы можем рассчитывать на сотрудничество с вами? 6. Вы сможете оказать нам помощь в изготовлении печатной продукции? 34
Приложение 3
Мониторинг определения ценностной ориентации личности (ЦОЛ)
(по методике Г.Н. Поповой, Г.А. Размеровой, И.Б. Ремчуковой). Школьникам раздается список высказываний, обозначающих различные жизненные ценности, и предлагается оценить их значимость по 7-балльной шкале: 1 – данная ценность не значима для меня; От 2 до 6 – ценность имеет определенную значимость для меня (чем выше балл, тем важнее ценность); 7 – ценность имеет для меня жизненно важное значение.
Таблица жизненных ценностей.
1. Быть образованным (иметь – широкие и глубокие знания, высокую общую культуру). 2. Одеваться по моде – красиво и элегантно. 3. Сделать карьеру. 4. Быть в курсе последних местных новостей. 5. Принимать на себя ответственность за решение и их использование. 6. Уметь прощать ошибки и заблуждения других людей. 7. Понимать прекрасное в природе, искусстве, человеке. 8. Иметь педагогические способности (уметь считать и воспитывать людей). 9. Быть скромным. 10.Выступать с лекциями и беседами. Нести идеи, знания в массы. 11.Знать последние достижения науки и техники. 12.Иметь свою благоустроенную квартиру. 13.Сознавать, понимать общественную полезность своего труда. 14.Иметь возможность общаться с друзьями и товарищами. 15.Быть инициативным и самостоятельным в решении задач. 16.Быть искренним в отношении с людьми. 17.Быть уверенным в себе, в своих силах. 18.;Уметь устанавливать хорошие взаимоотношения с нужными людьми. 19.Уважать мнения других людей 20.Заниматься общественной работой. 21.Стремиться к научному пониманию всех происходящих явлений, событий. 22.Иметь личную автомашину. 23.Получать удовольствие от процесса своего труда. 24.Проводить время в приятном общении с друзьями. 35
25.Уметь быстро решать производственные и житейские вопросы. Не уходить от их решения. 26.Быть ответственным в решении и проведении мероприятий. 27.Уметь сопереживать горю, беде другого человека. 28.Уметь быстро оценивать ситуацию и предвидеть возможные варианты хода событий. 29.Быть требовательным к себе. 30.Выполнять важные общественные поручения. 31.Расширять свой кругозор, образовательный уровень. 32.Получать высокую зарплату. 33.Приобрести богатый профессиональный опыт. 34.Обсуждать с товарищами школьные и личные вопросы. 35.Быть настойчивым и упорным в достижении цели. Идти к цели. 36.Быть бескорыстным. 37.Любить людей, быть терпеливым к их взглядам, привычкам. 38.Обладать организаторскими способностями (уметь организовывать, мобилизовать, сплотить людей). 39.Быть самокритичным, критически относиться к достигнутому. 40.Работать не только за деньги. 41.Иметь собственное мнение по самым разным вопросам. 42.Быть материально обеспеченным. 43.Быть хорошим специалистом, до тонкости знать свое дело. 44.Быть в хороших отношениях с одноклассниками. 45.Уметь владеть собой в трудных жизненных ситуациях. 46.Уметь словом и делом помочь друзьям и другим людям. 47.Быть жизнерадостным, иметь чувство юмора. 48.Быть выносливым, иметь хорошую волю. 49.Стремиться к самосовершенствованию. 50.Участвовать в решении общественных и государственных вопросов. Ключ для обработки данных содержит 8 ценностных ориентаций (шкал): на труд, общение, познание, общественную деятельность, материальные ценности, развитие нравственных, волевых, деловых качеств. По каждой из них указаны соответствующие номера высказываний, раскрывающих данную ценность. Ключ для обработки данных. 36
ЦО на тру д ЦО на обще -ние ЦО на позна -ние ЦО на общест - венную деятель -ность ЦО на матери - альные ценно- сти ЦО на развити е нравст- венных качеств ЦО на развити е волевы х качеств ЦО на развити е деловы х качеств 13 15 21 23 31 33 34 43 3 4 14 18 24 34 44 47 I 21 41 31 II 7 49 10 20 26 30 40 50 38 2 22 32 42 12 6 9 7 16 46 37 27 46 5 39 19 17 25 35 45 48 29 26 18 25 39 15 8 28 П= 9 7 7 7 5 11 7 6 Чтобы определить показатель ценностной ориентации личности, надо подсчитать сумму баллов, отмеченных учащимися по каждой шкале (ценности). Полученные результаты внести в формулу: П ЦОЛ   , Где П – общее число ценностей в столбике (шкале);  - сумма баллов, набранных учащимся по шкале. 37
Например, ЦО на труд включает 9 ценностей (13,15,21,23,31,33,34,43,3). По данной шкале сумма баллов составила 34. Получаем соотношение: 8 , 3 9 34 1   ЦОЛ Аналогично подсчитывается ЦОЛ по остальным 7 шкалам (ЦОЛ 2 ; и т.д.). Сопоставив значения ЦОЛ по всем шкалам, можно установить какие из ценностей являются наиболее значимыми для учащихся. Надо помнить, что чем больше показатель ценностной ориентации личности, тем значимее (важнее) для учащегося та или иная группа ценностей. Приложение 4 38

Методика оценки уровня воспитанности (по Капустину Н. П.)
Для каждого воспитанника разрабатываются анкеты, в которых содержатся критерии, по которым и оценивается результат. Воспитанникам не сообщается, что это анкета служит для измерения уровня воспитанности. Педагог говорит, что каждый человек стремится всегда достичь лучших результатов в учёбе, работе, в отношениях с людьми, в жизни, а потому всегда приходится задумываться над тем, как это сделать. Далее воспитанники знакомятся с содержанием анкеты, обсуждают её. Иногда воспитатель тратит на это обсуждение 2-3 воспитательных часа, главное, чтобы воспитанники поняли смысл того, о чём говорится в анкете. Приведём содержание всех анкет. (см. табл. 26, 27, 28, 29). Разъяснив воспитанникам смысл анкет, воспитатель объясняет правила оценивания по пятибалльной шкале. Отметка
“пять”
ставится тогда, когда отношение или качество личности, отмеченное в анкете, имеет место всегда. Отметка
“четыре”
ставится тогда, когда отношение или качество проявляется часто, но не всегда. Отметка
“три”
в том случае, если указанное отношение проявляется редко, отметка
“два”
, если оно не проявляется никогда. Отметка
“один”
не используется. Процедура оценивания состоит в том, что воспитанники во время воспитательного часа выставляют себе отметки по всем показателям, затем оценки выставляет каждый воспитатель группы. В случае, если воспитатель затрудняется оценить то или иное качество, отметка не ставится. Затем все отметки за каждый показатель складываются, и сумма делится на их число. Получается средний балл за каждый критерий. Например, по одному критерию было пять показателей. Сумма всех отметок составила 48. Разделив 48 на 15, получим 3,2. это и будет средний балл за данный критерий. В результате получим 6 средних отметок, потому что всего 6 критериев. Сложив все средние баллы, получим общий балл воспитанника за данный год. Воспитанник, набравший наибольшую сумму, в рейтинге коллектива группы занимает первое место. А тот, кто набрал меньшую сумму, - 39
последнее место. Все остальные располагаются между этими двумя позициями. Обычно просят сохранить анкеты, чтобы на следующий год видеть свои результаты за прошедший учебный год.
Отношения

Цели воспитания (цели среднего уровня)

В 1-4-х

классах

В 5-7-х

классах

В 8-9-х

классах

В 10-11 классах
К знаниям Развитие любознатель -ности Развитие позна- вательного ин- реса Развитие позна- вательной активност и Развитие позна- вательной пот- ребности К обществу Уважение к школе и семье Уважение к людям Уважение к об- ществу и власти Гражданская позиция К труду Трудолюбие Интерес к труду Потребнос ть в труде Готовность к профессионально- му самоопределе- нию К природе Бережное отношение к природе Экологическ ая грамотность Экологиче ская культура Экологическая потребность К прекрасном у Чувство прек- расного Эстетически й вкус Эстетичес кая культура Эстетическое от- ношение к дейст- вительности К себе Я – человек Я – личность Самоуваже ние. Взаимоува жение. Здоровье. Готовность к лич- ностному и миро- воззренческому самоопределению 40

Анкета для учащихся 5-х классов

Мои отношения

Я оцениваю

себя

Меня оценивают воспитатели

Итоговая

отметка
1 2 3 4 5 6
1. Эрудиция:
мне интересно учиться, я всегда выполняю домашние задания, я люблю читать, мне интересно находить ответы на непонятные вопросы, стремлюсь получать хорошие отметки
2. Отношение к детскому дому:
я выполняю Устав нашего дома, я выполняю правила для учащихся и воспитанников, я выполняю правила внутреннего распорядка, я участвую в делах группы, детского дома, я добр в отношениях с людьми, я справедлив в отношениях с людьми
3. Прилежание:
я старателен в учёбе, я внимателен, я самостоятелен, я помогаю другим и сам обращаюсь за помощью, мне нравится самообслуживание в школе и дома
4. Отношение к природе:
я берегу землю, я берегу растения, я берегу животных, я берегу природу
5. Эстетический вкус:
я аккуратен и опрятен, я соблюдаю культуру поведения, я ценю красоту в своих делах, я вижу прекрасное в жизни
6. Отношение к себе:
я управляю собой, своим поведением, я соблюдаю санитарно- гигиеническими правила ухода за собой, я забочусь о своём здоровье, я умею правильно распределять время учёбы и отдыха, у меня нет вредных привычек 41

Анкета для 6-9-х классов

Отношения и показатели

Самооценка

Оценка воспитателей

Итоговая

отметка
1 2 3 4 5 6
1.

Эрудиция (начитанность и глубокие

познания в какой-либо области

науки):
прочность и глубина знаний, культура речи, доказательность и аргументированность суждений, сообразительность, использование дополнительных источников
2. Отношение к обществу (отношение к

общественным нормам, законам
и власти): выполнение Устава нашего дома, выполнение правил для учащихся и воспитанников, выполнение правил внутреннего распорядка, следование нормам и правилам человеческого общежития, милосердие как противоположность жестокости, участие в жизни группы и детского дома
3. Отношение к труду:
старательность и добросовестность, самостоятельность, внимательность, бережливость, привычка к самообслуживанию
4. Отношение к природе:
бережное отношение к земле, - к растениям, - к животным, сохранность природы в повседневной жизнедеятельности и труде
5. Эстетический вкус (отношение к

прекрасному):
аккуратность и опрятность, культурные привычки в жизни, внесение эстетики в жизнедеятельность, умение находить прекрасное в жизни, посещение культурных центров
6. Отношение к себе:
я управляю собой, своим поведением, умею организовать своё время, соблюдаю правила личной гигиены, забочусь о здоровье, полезные привычки 42

СВОДНЫЙ ЛИСТ ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ГРУППЫ

_________________ЗА ________ГОД

№ п/п

Фамилия, имя воспитанника

эрудиция

Отношение

к обществу

(отношение

к детскому

дому)

Отношение

к труду

(прилежа-

ние)

Отношение

к природе

Эстети-

ческий

вкус

Отношение

к себе

Средний

балл

Уровень

воспитанности

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

В группе_________воспитанников:

_________имеют высокий уровень воспитанности (в)

_________имеют хороший уровень воспитанности (х)

_________имеют средний уровень воспитанности (с)

_________имеют низкий уровень воспитанности (н)
43
Приложение 5
Методика для изучения социализированности личности учащегося

(разработана профессором М.И. Рожковым)
Цель: выявить уровень социальной адаптированности активности, автономности и нравственной воспитанности детей. Ход проведения. Детям предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:  4 – всегда;  3 – почти всегда;  2 – иногда;  1 – очень редко;  0 – никогда. 1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей. 2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других. 3. За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха. 4. Я умею прощать людей. 5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи. 6. Мне хочется быть впереди других в любом деле. 7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав. 8. Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни. 9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
10.Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение. 11.Если я что-то задумал, то обязательно сделаю. 12.Мне нравится помогать другим. 13.Мне хочется, чтобы со мной все дружили. 14.Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться. 15.Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать. 16.Переживаю неприятности других, как свои. 17.Стремлюсь не ссориться с товарищами. 18.Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие, 19.Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца. 20.Стараюсь защищать тех, кого обижают. Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого ребенка бланк, в котором против номера суждения ставится оценка. 1 5 9 13 17 2 6 10 14 18 3 7 11 15 19 4 8 12 16 20
Обработка полученных данных
. Среднюю оценку социальной адаптированности детей получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной 2
активности – с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) – с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности. Список литературы: 1. Гребцов А.Г. Психологический тренинг с подростками.[Текст]/ А.Г.Гребцов- СПб.: Питер, 2008.- 368 с. 2. Ильина И.С.. Волонтерство в России // Интернет советы - 3. Кипнис М.. Тренинг межкультурных отношений. Часть 1.[Текст]/М. Кипнис - М.: Ось- 89, 2006.- 112 с. 4. Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе.[Текст]/ А.Г.Макеева- М., 2003. 110с. 5. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995г. № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2008). 6. Дереклеева Н.И.. «Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или учимся жить в современном мире[Текст]/ Н.И. Дереклеева.-М.,ВАКО,2006- 314с 3


Яндекс.Метрика