Напоминание

"Развитие ритмических навыков с помощью игры на ложках"

Автор: Васильева Олеся Сергеевна

Должность: педагог-организатор

Учебное заведение: МБОУ ДО "Дворец творчества"

Населённый пункт: г.Ленинск-Кузнецкий

Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Тема: "Развитие ритмических навыков с помощью игры на ложках"

Описание:

Данный сборник является приложением к программе дополнительного образования детей "Музыкальное народное творчество". Может быть использована учителями вокала и хора в музыкальных школах, на уроках музыки в общеобразовательных школах, на занятиях музыки в учреждениях дополнительного образования, как на индивидуальных, так и на групповых занятиях. Материал рассчитан на детей младшего и среднего школьного возраста. Мы надеемся, что сборник станет прекрасным помощником учителю, педагогу дополнительного образования и любому взрослому.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=1875

Опубликовано 15.12.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Управление образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец творчества детей и учащейся молодежи»
Развитие ритмических

навыков с помощью игры на

ложках
Методические рекомендации 2015 3
Развитие ритмических навыков с помощью игры на ложках Методические рекомендации Составитель: Васильева О. С. – педагог-организатор, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Дворец творчества». Ленинск-Кузнецкий, 2015 – с. Данный сборник является приложением к программе дополнительного образования детей «Музыкальное народное творчество». Может быть использована учителями вокала и хора в музыкальных школах, на уроках музыки в общеобразовательных школах, на занятиях музыки в учреждениях дополнительного образования, как на индивидуальных, так и на групповых занятиях. Материал рассчитан на детей младшего и среднего школьного возраста. Мы надеемся, что сборник станет прекрасным помощником учителю, педагогу дополнительного образования и любому взрослому.
Содержание
4
Введение …………….……………………………………...3 Играем ложками. Ступени мастерства…………………..10 Заключение ………………………………………………..23 Литература…………………………………………………..24 Приложение. Диагностика………………………………..25
Введение
Ритм, как известно, имеет эмоциональную природу. Поэтому любая ритмическая деятельность ребёнка 5
прекрасно соотносится с его возрастным психо- эмоциональным состоянием. Знакомство с различными ритмическими соотношениями с помощью ударных инструментов позволяет накопить и развить опыт слухового восприятия. Напрягая органы слуха только для восприятия и повторения разнообразных ритмов, учащийся постепенно получает представления и о других видах музыкальных соотношений: динамических, темповых, тембровых и т.д. У учащегося формируется потребность к самостоятельному мышлению и анализу. Значение двигательного освоения ритмических закономерностей в обучении вокалу очень важно особенно сегодня, когда дети начала XXI века нередко имеют плохую физическую форму. Им часто не удается легко и точно передавать ритм песни, двигаться под музыку, хлопать в ладоши, танцевать. Поэтому педагогу необходимо внимательно развивать двигательные способности детей на всех уровнях от крупных движений тела до мелкой пальцевой моторики. Исполнительство на ложках рассматривается как модель проявления и становления музыкальных задатков воспитанников, развития их личностных и коллективных качеств. Придумывая и исполняя собственные ритмы на ложках или на других шумовых инструментах, импровизируя и создавая на них ритмическое сопровождение, обучающиеся учатся через собственное творчество познавать мир, развивать своё слуховое восприятие и музыкальную память. Игра на ложках позволяет активно влиять на развитие координации движений и быстроты реакции, а также тонкой моторики при музицировании. Как правило, прежде чем ребенка записать в творческое объединение на занятия вокала, он проходит диагностику. Педагог проверяет уровень вокальных 6
данных, л адовое чувство , м узыкально-слуховые представления, музыкально-ритмическое чувство слуховых и ритмических. Наличие у ребенка хороших вокальных данных не гарантирует наличие слуховых и ритмических способностей. Педагог берется за обучение ребенка, но для себя он должен спланировать работу по коррекции и развитию тех или иных качеств. Предметом рассмотрения в данном пособии являются вопросы первоначального периода воспитания чувства ритма на занятиях вокала, что относится к числу достаточно сложных педагогических задач. Затруднения в реализации ритмической стороны музыки возникают уже на самом первом этапе обучения, а затем, по мере усложнения репертуара, проявляются в освоении новых ритмических стилей. Чувство ритма представляет собой сложный комплекс способностей, присущий музыкальному слуху, но одновременно имеющий некоторые отличия от него. Слух отличает в музыке звуковысотное движение и красочную сторону, а чувство ритма - временные отношения. В музыкальном искусстве под ритмом понимается закономерное чередование музыкальных звуков. Ритм является одним из главных выразительных и формообразующих средств музыки, что и определяет необходимость специального внимания к развитию такой музыкальной способности как чувство ритма. Причины проблем с ритмом коренятся в особенностях восприятия музыкальной информации. Ритм является законным представителем музыкального целого в памяти многих людей: вспомнив ритм, люди распознают по нему музыкальные фрагменты. Чувство ритма является фундаментальным инструментом музыкального 7
восприятия. Оно совершенствуется весьма активно и часто опережает другие аспекты музыкальности. В ХХ веке вопросам ритмического воспитания уделялось большое внимание. Были найдены пути, которые позволяют своевременно формировать способность восприятия, переживания и воспроизведения ритмических параметров музыкальной информации. В начале ХХ века появились методики музыкального воспитания, в которых ритму отводилось ведущее место. На первом месте нужно назвать идеи Э. Жак-Далькроза, который создал авторскую систему обучения сольфеджио, названную ритмической гимнастикой. Эта система помогала не только осваивать музыкальные ритмы, но и содействовала изменению внутреннего мира человека. Ритм в таком понимании перерастал "свое "узкоцеховое" музыкальное значение, становясь универсальным символом всеобщей упорядоченности и организованности". Целостную систему работы по формированию ритмических представлений создал Карл Орф. В системе Орфа ритму и музыкально-ритмическому воспитанию отводится первостепенная роль. Ритмическое начало пронизывает все формы работы - движение, игру на элементарных музыкальных инструментах, музыкальную декламацию и пение Особое внимание отводится слову, которое используется как материал для создания различных метрических и ритмических структур, мелодико- интонационного произнесения, поиска подходяще рифмы. Проблема воспитания чувства ритма включает в себя много частных вопросов. Но
основная цель
заключается в изложении метода работы по воспитанию чувства ритма на начальном этапе обучения вокалу посредством игры на ложках. 8
При всем разнообразии индивидуальных проявлений ритмической способности, можно говорить и о некоторых типичных задачах, которые должен решить каждый обучающийся независимо от исходного уровня музыкальных данных. Остановимся на некоторых особенностях проявления чувства ритма, которые имеют большое значение при начальном воспитании этой способности. Как известно, ритмическое переживание музыки всегда сопровождается явными или скрытыми двигательными реакциями. Двигательно-моторные основы чувства музыкального ритма оказывают заметное влияние на формирование ритмического мышления обучающегося. Есть некоторая связь между чувством ритма и общей двигательной ловкостью человека. Психологическая природа чувства ритма покоится на слухо-двигательной координации, когда звук порождает движение. Ритмическое переживание может быть без музыки, но не может быть без телесно-моторных ощущений. Без непосредственного "подключения" к ритмическому ощущению, чисто умозрительным путем ни распознать, ни запомнить ритм невозможно. Чувство ритма глубоко бессознательно, рефлекторно. Среди всех музыкальных способностей - ощущения музыкальной высоты, ладового чувства или музыкальной памяти - чувство ритма ближе всего к доцивилизационной фазе развития человека. Ритмический образ музыки запоминается легко, уступая только образным ассоциациям, созданным с помощью интонационного слуха. Для гармоничного развития обучающихся необходимо решить следующие з
адачи:
1. Формирующие: 9
формирование необходимых умений и навыков в игре на ложках; расширение и обогащение знаний обучающихся (о быте, костюме, ремесле, художественных промыслах, традициях, праздниках и др.); углубление представлений обучающихся о происхождении русских народных музыкальных инструментов; 2. Развивающие: развитие тонкости и чуткости тембрового слуха, чувства ритма; развитие музыкальных способностей детей в процессе слушания музыки, пения, игры на ложках; развитие музыкального мышления и памяти; развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения; создание условий для эмоционально- психологического раскрепощения обучающихся во время занятия. 3. Воспитательные: воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, слушательской и исполнительской культуры обучающихся; 10
воспитание интереса, любви и потребности к занятиям музыки; пропаганда музыкальной народной культуры и искусства. С помощью игры на ложках, используя методику ритмоблока, создаются особенно благоприятные условия для развития чувства ритма. Данная методика дает много возможностей для освоения разнообразных ритмических образов и стилей, что формирует эмоциональное отношение к ритмической стороне музыки. В процессе активного воспроизведения музыки играющий получает непосредственное ощущение ритмической жизни музыки, которое связано именно с интуитивным проникновением в поэтический образ. Методика использования ритмобкоков используется в обучении на занятиях сольфеджио в музыкальных школах. Данная методика адаптирована, для формирования у обучающихся чувства ритма, посредством игры на ложках, в рамках программы дополнительного образования «Музыкальное народное творчество». Методика была успешно апробирована в творческом объединении «Гудочки». Методика предполагает поступательный характер: на I ступени – изучение простейших ритмоблоков, то уже на VI – импровизация. Как правило, благодаря ступенчатому формированию ритма, затруднений у учащихся не возникает. Уделяя по 7-12 минут один раз в неделю игре на ложках, можно качественно улучшить способность обучающегося чувствовать ритм. Данные занятия 11
органично сочетаются с занятиями народного вокала, дополняя друг друга. Ожидаемый результат:  игра на ложках индивидуально и в группе, соблюдая ритм;  применение в группе и индивидуально практических навыков игры на 2-х ложках;  слышать и понимать музыкальные произведения – его основную тему;  петь чисто, интонируя мелодию и одновременно играть на ложках;  ритмично двигаться, соблюдая колорит и удаль русской души;  умение импровизировать, выполнять самостоятельно ритмические рисунки. Критерии определения результативности программы:  ритмичность выполнения всех заданий;  владение приемами игры на 2-х ложках;  непринужденное сочетание игры на ложках с пением и движением;  анализ речевого развития, артикуляционной базы звуков. 12

Играем ложками. Ступени мастерства
В детском объединении могут заниматься ребята от 5 лет и старше. Поскольку со временем состав группы может измениться, следует в начале учебного года выбирать для разучивания произведения более лёгкие, что поможет новичкам влиться в коллектив. Одним из важнейших компонентов постепенного и глубокого освоения обучающимися приёмов и навыков игры в группе ложкарей, является работа руководителя с отдельными группами. В некоторых случаях педагогу следует заниматься с учащимся индивидуально. Особое внимание следует уделить реализации принципов последовательности и постепенности, принципа технической и художественно доступности учебного материала с учётом возрастного фактора и степени продвинутости обучающихся. Выбор необходимого и целесообразного репертуара для данного состава группы является одним из решающих факторов, способствующих наиболее успешному музыкально-эстетическому развитию обучающихся и помогающего освоению навыков ансамблевого исполнения. Целесообразно составленный план работы – это прежде всего продуманный подбор музыкальных произведений, различных по характеру и стилю, технической направленности и форме. В силу специфики группы репертуар должен включать в себя в основном обработки народных мелодий и песен, можно использовать и оригинальные авторские аранжировки. Необходимо часть пьес выбирать для ритм-импровизаций. Эти пьесы должны быть понятны, доступны и удобны для данного вида деятельности учащихся. 13
Обычные деревянные ложки помогают решать целый комплекс задач музыкального воспитания учащегося. Они универсальны в применении, приёмы игры быстро осваиваются, их форма и размер соответствуют размеру исполнительского аппарата учащегося, имеют определённые музыкальные и тембровые параметры, создающие условия для активного музицирования, самостоятельной деятельности и импровизации детей. Чтобы ложки раскрыли свои музыкальные возможности, они должны обладать следующими качествами: прочностью, ярким звучанием. При этом, лучше выбирать ложки с прямыми плоскими черенками. Выбор именно таких ложек обусловлен следующей причиной: при игре способом, когда между черенков ложек находится указательный палец, он меньше травмируется и устаёт, не образуется болезненный мозоль. В зависимости от способов игры выбираются разные ложки и их количество.  Одинарные (берутся каждая в руку)  Двойные (берутся сразу две ложки в одну руку). Различают два приёма игры двумя ложками. А) Между черенков находится указательный палец. Б) Стычные ложки. При помощи приспособлений ложки соединяются так, чтобы вместе они составляли единый инструмент. Такие ложки наиболее мобильны и удобны для игры. 14
1. Три и более ложки подходят для игры как сидя, так и стоя. 2. При игре тремя ложками в левую руку берут две ложки с таким расчётом, чтобы черенок одной из них поместилась между указательным и большим пальцами, а черенок другой - между средним и безымянным. Концы черенков при этом направляют наружу. Первая ложка, зажатая между большим и указательным пальцами, лежит на ладони выпуклой частью вверх. Вторая ложка соединяется выпуклой стороной с выпуклой первой, а в её углубление вкладываются средний палец, безымянный и мизинец. Разжимая и сжимая пальцы, играющий производит удары выпуклыми полушариями ложек (хлопок). Другой рукой берут третью ложку за половину черенка и начинают скользящим ударом играть по первым двум ложкам, прихлопывая ими. Получается все время многозвучный ажурный ритмический рисунок. 3. При игре четырьмя ложками обе руки держат по две ложки как в предыдущем способе. Путём быстрого сжатия кистей совершаются удары каждой пары ложек. Звучание ложек при этом не очень громкое, поэтому надо выбирать достаточно твёрдые и звонкие ложки. 15
4. При игре пятью ложками четыре черенка зажимаются между пальцами, ложки располагаются в виде веера. Пятая ложка держится в правой руке, ею совершаются прямые и скользящие удары по всему вееру. 5. Для удобства игры ложки можно скрепить пластиной. Такие ложки называются веерными. 6. Ложки-бубенцы используются эпизодически. Они оснащаются колокольчиками, которые можно взять от бубна или маленькими рыболовными. Бубенцы жестко привязываются на концы черенков ложек или укрепляются в углублениях ложек. Ложки берут между пальцев крестообразно по две в каждую руку. Широкие концы прижимают к ладоням выпуклостью вверх и ударяют одна о другую. 16

Ступени мастерства игры на ложках
В данной работе рассмотрим наиболее доступный и мобильный способ игры на ложках – игру стыкными ложками. Существуют два основных положения исполнительского аппарата при игре стыкными ложками: 1. Исполнитель сидит. Колени согнуты. Правая нога лежит на колене левой. В правой руке зажаты черенки стыкных ложек. Левая рука над левым коленом ладонью вниз. 2. Исполнитель сидит. Согнутые колени немного разведены, правая нога немного впереди левой. В голенище сапога можно вставить дополнительную ложку черпаком вверх. Руки – аналогично предыдущей позиции.
Cтупень I


Обучение игре на ложках начинается с освоения простейших ритмоблоков. Положение «сидя, колено на колено». Педагог ударами ложек о колено обозначает метроритм, затем простукивает ритмоблок, проговаривая его. Обучающиеся должны повторить показанное, одновременно проговаривая ритмоблок. Важно не торопиться, выбирать посильный темп, который в процессе отрабатывания приёмов будет увеличиваться. 17

Ритмоблок «Ян».
Равномерные удары стыкными ложками по колену, соответствующие долям такта. Размер две четверти. 2/4
Ян, Ян
I
Ян, Ян
Параллельно с этим педагог объясняет понятие «пауза». 2/4
Ян, Ян
I
Ян
Музыкальная основа для упражнения – детская песенка «Василёк» (здесь и дальше см. приложение).
Ритмоблок «Та-ня».
Ложками поочерёдно ударяют по колену и правой ладони, повёрнутой вниз (игра восьмыми длительностями). Песня «Во саду ли, в огороде» I2/4
Та-ня
,
Та-ня
I
Та-ня
,
Та-ня
I
Ритмоблок «Петенька».
Один долгий удар по колену и два последовательных быстрых по колену и ладони (длительности - восьмая+две шестнадцатых). Песня «Я с комариком плясала» I2/4
Пе-тенька
,
Пе-тенька
I
Пе-тенька, Пе-тенька
I
Ритмоблок «Николай!».
Два последовательно быстрых удара по колену и ладони + долгий по колену (длительности - две шестнадцатых+восьмая). Песня «Не летай, соловей». I2/4
Нико-лай
,
Нико-лай
I
Нико-лай, Нико-лай
I
Ритмоблок «Побежали».
Четыре последовательных быстрых удара по колену и ладони (четыре шестнадцатых длительности). Песня «Петушок». I2/4
Побежали
,
Побежали
I
Побежали, Побежали
I На этом этапе обучения запись ритмоблоков в тетрадь не обязательна.
Cтупень II
После того, как обучающиеся хорошо усвоили ритмоблоки, педагог предлагает им следующие задания: 18

Задание № 1
бучающиеся садятся кругом и в заданном темпе по очереди исполняют ритмоблоки a) I2/4
Ян, Ян
I
Та-ня
,
Та-ня
I
Пе-тенька, Пе-

тенька
I и т.д. 1-й обуч-ся 2-й обуч-ся 3-й обуч-ся a) I2/4
Ян, Та-ня
I,
Пе-тенька, Нико-лай
I
Побежали, Ян
I и т.д. 1-й обуч-ся 2-й обуч-ся 3-й обуч-ся 4-й обуч-ся 1-й обуч-ся
Задание № 2
Обучающиеся садятся попарно напротив друг друга. Тому, кто находится слева, педагог предлагает играть один вид ритмоблока, а тому, кто справа – другой. Например: a) I2/4
Ян, Ян
I и I
Пе-тенька, Пе-тенька
I б) I2/4
Ян, Ян
I и I
Та-ня
,
Та-ня
I Варианты сочетания ритмоблоков педагог выбирает по своему усмотрению. Такой вид деятельности воспитывает внимание и активизирует развитие ритмического слуха. обучающимся такие задания нравятся и они обычно охотно их выполняют.
Ступень III
Эта ступень является в какой-то степени итоговой и служит в качестве проверки навыков игры.
Задание № 1
Обчающиеся садятся кругом. Педагог задаёт метроритм, отстукивая доли и диктуя ритмоблоки. Обучающиеся должны чётко и без ошибок быстро переходить с одного ритмоблока на другой. Последовательность ритмоблоков педагог выбирает произвольно. Эта игра – на выбывание. Победителем становится тот, кто ни разу не ошибся.
Задание № 2
19
Это вариант предыдущего задания, но вместо того, чтобы отстукивать метроритм, педагог воспроизводит знакомую ребятам мелодию песни, например, «Во поле берёза стояла».
Задание № 3
Педагог предлагает обучающимся определённый план исполнения народной песни ритмоблоками. Например, «Ехал казак за Дунай» в обр. А. Иванова. Цифра – учащиеся играют ритмоблоки
Та-ня
цифра – ритмоблоки
Пе-тенька
цифра – ритмоблоки
Побежали
Делается запись в тетради обучающегося


Та-ня
,
Та-ня
I и т. д.
Пе-тенька
,
Пе-тенька
I и т. д.


Побежали
,
Побежали
I и т. д.
Cтупень IV
Педагог объясняет детям, как записываются ритмоблоки с помощью длительностей:
Та-ня =

Пе-тенька =

Побежали =

Нико-лай =

Ян =
Из этих ритмоблоков составляются педагогом весь игровой текст произведения, т.е. партия для ложкарей.
Cтупень V
От занятия к занятию педагог постепенно усложняет материал, объясняя способы игровых приёмов. 20

Обозначения игровых приёмов

Обозначение

Игровой приём

Способ исполнения
колено на колено правое колено лежит на левом колени врозь колени разведены в стороны ЛК левое колено исполнение на левом колене ПК правое колено исполнение на правом колене О открытая рука удар по ладони, повёрнутой вверх З закрытая рука удар по ладони, повёрнутой вниз сброс скользящий удар по ладони на колено подхват скользящий удар по ладони без удара на колено Н нога удар по голени L локоть удар по локтевой части согнутой руки Б бедро удар верхней ложкой по внешней стороне бедра тремоло поочерёдные быстрые удары по колену и ладони право удар вправо лево удар влево ЛВ слева вверху удар по ладони на уровне головы слева 21
ПВ справа вверху удар по ладони на уровне головы слева На основе ритмоблоков с использованием игровых приёмов создаются игровые тексты для групповой работы. Примеры игровых построений и их запись: 1) 2) 3) 4) Здесь приведены лишь отдельные примеры компоновки игровых приёмов. Это далеко не исчерпывает возможность других игровых вариантов, каждый из которых зависит от характера создаваемой пьесы.
Cтупень VI

Импровизация
Возможность без особого навыка выполнять ритмические рисунки позволяют обучающимся сразу включиться в процесс творчества. Игровые элементы, которые используются во время занятий, повышают активность обучающихся, делают их полноправными участниками игровых действий, помогая им реализовать свои творческие способности и интерес. Придумывание ритмических рисунков и соотношений помогают обучающимся само утверждаться, накапливать ритмический опыт, развивать творческую активность, развивать музыкальное мышление и память. 22
Занятия проводятся с группой обучающихся, поэтому ритмические задания предлагаются обучающимся в разном порядке, что позволяет активизировать у них внимание, быстроту мыслительных процессов и двигательных реакций. Ниже приводятся варианты заданий. Задание 1. Педагог задает темп и исполняет на ложках ритмическую последовательность. По указке педагога каждый обучающийся должен повторить её. Ритм не останавливается ни на секунду. Например: Эффективно одновременное проговаривание исполняемых ритмоблоков. Это улучшает закрепление в памяти приобретённых ритмических навыков и влияет на развитие двигательной координации в целом. Задание 2. Очень похоже на первое задание, но здесь обучающийся должен в заданном темпоритме сочинить импровизированный ответ Например: Задание 3. Игра-задание «Замкнутый круг». Педагог предлагает детям сочинить в заданном темпе продолжение ритмической последовательности. Обучающиеся по цепочке придумывают и исполняют свои ритмические варианты. Ритм-импровизация движется до тех пор, пока круг не замкнётся. Игра, по мере развития у детей 23
импровизационно-ритмических навыков, проводится в разных темпах, с изменением динамических оттенков и применением различных приёмов игры на ложках. Задание 4. Похоже на задание 3, только в этом случае педагог предлагает обучающимся исполнить на ложках цепочку ритм-импровизаций на тему заданной мелодии, например «Как под яблонькой» обр. А.Иванова.
Ступень VII

Концертные выступления
Выступления на концерте являются итогом репетиционного периода. Подготовка к выступлениям мобилизует обучающихся и является дополнительным стимулом, поддерживающим интерес к занятиям. Поэтому обучающихся с самого начала надо настраивать на будущее выступление на сцене. Выступление детей с ложками всегда яркие и запоминающиеся. Но такими они становятся лишь в результате предварительной работы. Скучно смотрится группа, которая просто отстукивает ритм под музыку. Поэтому на репетициях с самого начала надо уделять артистизму. Ровная, гордая посадка, эффектные движения рук, наклоны, повороты головы, сияющие глаза, улыбка, плюс, конечно же точное выполнение ритмической партии – вот слагаемые артистизма. Не надо надеяться, что всё это появится само собой, стоит лишь выйти на сцену. Работая над произведением, педагог должен не только работать над пьесой, над верным исполнением партии, над характером произведения, но и над воспитанием артистический навыков. Яркие расписные ложки диктуют наличие соответствующего стиля костюма для ансамбля, поэтому руководителю желательно позаботиться о том, в каких 24
костюмах будет выступать ансамбль. От этого тоже зависит эмоциональное состояние исполнителей и более полное восприятие исполняемой композиции зрителями. Стремление доставить удовольствие зрителям своим выступлением и удовлетворение от проделанной работы – вот критерий успешных занятий обучающихся. 25

Заключение
Развитие у обучающихся ритмических навыков на уроках народного вокала посредством игры на ложках, несомненно, оказывает благотворное влияние на общее развитие ребенка. Так как, чувствуя ритм, обучающийся правильно доносит до зрителя темп произведения, ему легче двигаться на сцене, он чувствует себя увереннее. А этнокультурный компонент в программе «Музыкальное народное творчество» может выступать как средство социализации, поскольку само по себе дает обучающимся ценностные ориентиры и через погружение в активную музыкально-творческую деятельность обеспечивает более высокие шансы для овладения общечеловеческими ценностями и вхождения в социум. Создание с помощью народного вокального образования особой образовательной среды и включение обучающихся в различные виды музыкально-творческой деятельности выстраивают благоприятные условия для обогащения духовного мира и развития межличностных отношений, как показателей процесса социализации личности. 26

Список использованной литературы
1. Волина, И. Играем на ложках [Текст] / И.Волина // журнал «Клуб». - 1999. - №7, 8, 10. – С. 5-6, 8, 3-4. 2. Рытов, Д. Искусство игры на ложках [Текст] / Д.Рытов // СПб: Музыкальная палитра, 2001. – С. - 3-9. 3.Лучинина, О. Винокурова, Е. Некоторые секреты развития музыкальных способностей [Текст] / О. Лучинина // Астрахань. Проект "LENOLIUS". - 2010г. – С. 30-35. 27
Приложение
Диагностика. Чувство ритма
Цель: выявление уровня развития чувства ритма Задания: Последовательное выполнение ритмоблоков, ритмических рисунков Критерии оценки: 1 балл – слабый уровень ритмической регуляции. Ровный ряд половинных длительностей, ровный ряд четвертных длительностей. 2 балла – средний уровень ритмической регуляции. Умение использовать половинные, четвертные, восьмые длительности и ноты с точкой, т.е. элементы пунктирного ритма. 3 балла – высокий уровень ритмической регуляции. Использование пунктирного, синкопированного ритма и пауз. Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки. Соответствие ритма движений ритму музыки Мониторинг музыкальных способностей обучающихся детского объединения «Гудочки» (с указанием учебного года) № Ф.И. ребёнка Диагностика Примеча ния Начальная Промежуточн ая Итогова я 1 2 28


Яндекс.Метрика