Напоминание

Формирование мотивации у обучающихся из социально незащищенных категорий на занятиях объединения "Путешествие по сказкам"

Автор: Тютюнникова Людмила Леонидовна

Должность: педагог дополнительного образования

Учебное заведение: Центр развития творчества детей и юношества

Населённый пункт: Якутия г.Нерюнгри

Наименование материала: статья

Тема: Формирование мотивации у обучающихся из социально незащищенных категорий на занятиях объединения "Путешествие по сказкам"

Описание:

Педагогический совет выступление из опыта работы с детьми социально незащищенных категорий на занятиях в объединении "Путешествие по сказкам"

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=191

Опубликовано 14.08.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Педагогический совет 30.01.2014., МБОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри
Формирование мотивации у обучающихся из социально незащищенных категорий на

занятиях объединения «Путешествие по сказкам»
Тютюнникова Л.Л., педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ЦРТДиЮ Образовательная программа «Путешествие по сказкам» реализуется на базе ГКУ РС (Я) «Нерюнгринского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Тускул». Из 36 учащихся 35 детей из неблагополучных семей. Образ жизни их родителей в большинстве случаев характеризуется как антисоциальный. В результате у таких детей искажено нравственное сознание, ограничен круг потребностей, а интересы носят, в основном, примитивный характер. От своих благополучных сверстников они отличаются дисгармоничностью интеллектуальной сферы, неразвитостью произвольных форм поведения, повышенной конфликтностью, агрессивностью, низким уровнем саморегуляции и самостоятельности, отрицательной волевой направленностью. Таким детям трудно принять смысл нравственных оценок, они плохо ориентируются в системе общечеловеческих ценностей, таких как добро, зло, правда, лож, красота, ум, и прочие. Соответственно, к моим специфическим задачам, связанным с социально- педагогической и психологической поддержкой, а по возможности и с реабилитацией несовершеннолетних, относятся следующие:  формирование потребности в здоровом образе жизни и развитие санитарно- гигиенических навыков и привычек, приобщение к культуре быта;  создание условий для содержательного межличностного общения;  активизация мотивации учащихся и формирование опыта творческой деятельности с учетом индивидуальных интересов и способностей обучаемых;  ориентация на успех и перспективу “завтрашней радости”. Для решения этих задач должен быть создан комплекс организационно- педагогических приемов, которые способствуют, с одной стороны, обеспечивают коррекцию поведения детей, а с другой стороны, – пробуждают у них отсутствующий или утраченный интерес к учебе, устраняют педагогическую или социальную запущенность, развивают навыки самоорганизации и самоконтроля, способствующие формированию творческой личности. А самое главное, способствуют успешному освоению образовательной программы «Путешествие по сказкам».
1. Создание организационных условий –
это оформление кабинета. В кабинете дополнительного образования оформлено несколько зон (по направлениям образовательной программы). В зоне «Волшебный пластилин» предоставлены все необходимые материалы для лепки героев из сказки. Зона «Ручной труд» предполагает работу с кожей, опилками, тканью, лентами. Впоследствии, более удачные работы отбираются (решением самих ребят) для выставки, оформления здания. Когда работаем над темой «обереги», ребята делают не один, они делают и для младших своих сестричкам и братикам, а кто и своим мамам, такие работы остаются у детей. В зоне «Куклотерапия» учащимся инсценируют этюды, ставят кукольные спектакли из готовых декораций, а также изготавливают их (в том числе из бросового материала). При оформлении кабинета и зон учитывается особенность данной категории детей и соблюдается ряд условий: - столы расположены так чтобы был образован круг, при общении были видны детские глаза, при работе ручным трудом смогли оказать друг другу помощь; - в целом оформление кабинета напоминает ребенку детскую комнату, в которой уютно, тепло и приятно находиться, а не «холодный» учебный класс. Ребята имеют возможность украшать кабинет плакатами, своими картинами, стенгазетами, так как это могут делать любые «домашние» дети. 1

2. Формирование мотивов обучения
- это создание в учреждении дополнительного образования условий для появления внутренних побуждений к учению, создание их воспитанниками и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Педагог при этом не занимает позицию хладнокровного наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складывается мотивационная сфера ребенка, а стимулирует её развитие. Можно определить следующие этапы формирования мотивации на отдельных этапах занятия. 
Этап вызывания исходной мотивации
. На начальном этапе занятия, педагогом учитывается несколько видов побуждений воспитанника: опирается на мотивы предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над предыдущей темой"), вызывает мотивы относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы"), усиливаются мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях"), стараются усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности. 
Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации
. Здесь педагог должен ориентироваться на познавательные и социальные мотивы. Например, вызывая интерес к нестандартным заданиям, требующим творческого подхода к их выполнению (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Этот этап важен потому, что вызвав мотивацию на первом этапе занятия, нельзя о ней забыть, сосредоточиваясь на предметном содержании занятия. Для этого могут быть использованы чередования разных видов деятельности (устной и практической, трудной и легкой и т.п.). 
Этап завершения занятия
. Важно, чтобы каждый воспитанник вышел из деятельности с положительным личным опытом и, чтобы в конце занятия возникала положительная установка на дальнейшее обучение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих ребят в сочетании с оценкой их работы. Конечно, важно показать детям их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной. На занятиях усвоения нового материала эти выводы могут касаться степени усвоения новых знаний и умений. Но еще более важным является акцент на том, что получилось, что удалось и т.п. Важно научить ребенка самого ставить перед собой цели. На разных занятиях в ходе анализа нового материала, желательно вначале подводить ребенка к пониманию цели педагога, а затем к самостоятельной постановке своих, имеющих для него личностный смысл целей. Надо стремиться последовательно, отрабатывать с ним постановку разных целей - близких, перспективных, простых, сложных и т.д. Важное условие при этом - они должны быть реально достижимы. При структурировании взаимодействия необходимо не только прогнозировать специальные ситуации, но разрабатывать специальные задания, отражающие компоненты образовательной деятельности.
Содержание такого типа заданий
, используемых на занятиях в объединении: - определите собственные цели занятия (его этапа); - подумайте, ради чего вы хотите сегодня работать на занятии; - определите важность, значимость изучаемого материала; - проанализируйте свои мысли, не возникли ли у вас дополнительные предложения по изучению учебного материала; - сформулируйте свои учебные задачи (или выберите из предложенных); - определите способ решения своей учебной задачи; - ответьте себе, удалось ли вам решить свою учебную задачу; - определите свои затруднения во время занятия; - представьте себя на месте педагога: что бы вы предложили для получения ответов на свои вопросы, нерешенные задания и др.
2.1. Приём новизны
,
формы действия
предполагающий включение в содержание материала интересных фактов, сведений, использования нетрадиционных методов и различных материалов. Так, во время работы над темой «Создание образа для верховой куклы» можно использовать для детей бросовый материал – фантики от конфет в 2
комбинации с тканью. Новая форма действия в этом случае – это склеивание с помощью клеевой лентой горячим утюгом выше названных материалов. Показателем проявления интереса в этом случае является эмоциональная реакция, дети работают с удовольствием, со стремлением научиться новому, добиться нужного результата. Работа вызывает у ребят не только удивление, но и восхищение.
2.2. Приём чередования форм и методов обучения,
которые позволяют удерживать внимание и интерес воспитанника к выполняемой работе. Например, при изучении темы «Национальный костюм» объяснительно-иллюстративный метод сменяется репродуктивным, применяется словесный, наглядный и практический методы, чередуются индивидуальные и фронтальные формы работы с учащимися. Обучившись основам создания национального костюма, ребенок переходят к самостоятельной творческой работе.
2.3. Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации.
Техника «Проблемные вопросы»: начать можно с того, чтобы при знакомстве с новым материалом задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти (например, «в каком году…», «кто изобрел…»), а вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и соответственно - более глубокого понимания материала и интереса к нему. Американский психолог А. Кинг придумала серию общих вопросов, которые можно применять в самых различных ситуациях:  Что случится, если?  Приведите пример…  В чем сильные и слабые стороны…?  На что похоже…?  Что мы уже знаем о…?  Каким образом… влияет на…?  Какой… является лучшим и почему? Когда такого рода вопросы ложатся в основу учебного процесса, к ребенку приходит понимание истинного назначения учения научиться думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях. 3.
Создание ситуации успеха.
Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы: 
«Оратор».
За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо. 
«Автор».
…Если бы вы были автором сказки, как бы вы объяснили детям краткое содержание сказки, и чему она учит? 
«Фантазёр».
Записана тема занятия. - Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни. 
«Кумир»
Изображение «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы? Выполнение всех указанных рекомендаций позволило добиться следующих результатов по образовательной программе «Путешествие по сказкам»: 1. Снизился уровень агрессивности у 27% детей. 2. Уровень самооценки стал близким к норме у 12% обучающихся. 3. 57% воспитанников стали более коммуникабельными. 4. Воспитанники получили опыт адекватного реагирования на проблемную ситуацию. 5. По данным анкетирования «отношение к педагогу». 6. Жалобы от обучающих, родителей, педагогов за период 2010-2013г отсутствуют. 7. Данные анкетирования на уровень психологического комфорта в объединении (за три года).
Учебный год Психологический комфорт
2010-2012 84% 3
2011-2013 93% 2012-2014 97% 7. Показатели качества обученности за три последних года.
Учебный год Успеваемость Качество
2010-2012 100% 79% 2011-2013 100% 84% 2012-2014 100% 87% 8. У детей появилось стремление к самореализации в различных видах творческой деятельности: 2012г. Всероссийская дистанционная викторина «На крыльях «Снежного вихря»» Сертификат участника Пиманова Наташа. 2012г Всероссийский конкурс детского конкурса «Талант с колыбели» Диплом лауреата Петрова Оля. 2013г. Всероссийский дистанционный конкурс «По дорогам любимых сказок» Диплом победителя Непомнящих Дарья, Коток Алисия 2 место, Инкина Арина, 3 место. 2013г. Всероссийский дистанционный конкурс «По страницам любимых сказок» Диплом победителя Скоробогатов Денис, Соловьев Виталий, 2 место 2013г. Всероссийский марафон «Веселые фантазии Н.Н.Носова Сильченко Лиза 1-место. 2014г. Всероссийский интернет- конкурс «Триумф детства» Юнусова Альфия, Кашина Анастасия. Диплом победителя 1 место. 2014 г. 2Всероссийская творческая викторина – квест. Ткачева Юлия «На неведомых дорожках». Диплом победителя 2 место. 2014 г.5Всероссийская творческая викторина. Суранов Денис «Универсал- турнир» Диплом победителя 2 место. 2014 г.Всероссийский марафон «Нравственные уроки» Соловьева Валерия, Дайбов Дмитрий, Калюка Ярослав. Диплом победителя 1 место. В заключение хотелось бы отметить, мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность образовательного процесса и определяет успешность в получении знаний детьми. Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят, и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к занятиям в объединении. Использование рассмотренных приёмов в образовательном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний ребят. Для развития положительной и коррекции негативной мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определённой системе, в комплексе, так как ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли для всех воспитанников объединения. То, что для одного ребенка является решающим, для другого им может и не быть. Для развития мотивации детей к обучению в объединении, для развития интереса, педагог должен обладать разносторонними знаниями, хорошо знать психологию детей, заниматься с воспитанниками с удовольствием, сочетать различные развивающие методы и создавать подходящую обстановку для реализации программы в объединении. 4


Яндекс.Метрика