Напоминание

"Открытое образование в системе дополнительного образования. Принципы, особенности, виды, системы и формы открытого образования"

Автор: Сервуля Татьяна Владимировна

Должность: методист / педагог ДО

Учебное заведение: МБУ ДО "ДТТЮ "Дружба"

Населённый пункт: ЯНАО, г. Новый Уренгой

Наименование материала: доклад

Тема: "Открытое образование в системе дополнительного образования. Принципы, особенности, виды, системы и формы открытого образования"

Описание:

Открытое образование (ОО) – система организационных, педагогических и информационных технологий, в которой архитектурными и структурными решениями обеспечиваются открытые стандарты на интерфейсы, форматы и протоколы обмена информацией с целью обеспечения мобильности, интероперабельности, стабильности, эффективности и других положительных качеств, достигаемых при создании открытых систем. Придание системе образования качеств открытой системы влечет кардинальное изменение её свойств в направлении большей свободы при планировании обучения, выборе места, времени и темпа, в переходе от принципа "образование на всю жизнь" к принципу "образование через всю жизнь", в переходе от движения обучающегося к знаниям к обратному процессу – знания доставляются человеку.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=1914

Опубликовано 17.12.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Доклад Сервули Т.В., педагога дополнительного образования
«ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

ПРИНЦИПЫ, ОСОБЕННОСТИ, ВИДЫ, СИСТЕМЫ И ФОРМЫ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Из истории. В 1970 году американский социолог (хорват по происхождению) Иван Иллич издал книгу «Освобождение от Школы». В России эта книга была издана в 2007, смешным тиражом в 5 000 экземпляров. Он писал о том, что чем больше государство вкладывает денег в массовое образование, тратит времени и человеческие силы на контроль за результатами образования, тем менее образование эффективно. Он не предполагал, не рассуждал, не строил гипотез, он располагал «голой» статистикой по США и Латинской Америке. И. Иллич описывал будущее «образование вне образования» (в то время как большинство известных писателей-фантастов описывали «школу будущего»). И. Иллич, а также отечественные педагоги и психологи, как А. Н. Тубельский, Б. Д. Эльконин, К. Н. Поливанова утверждают – школа не попадает в те пространства, в которых у современного школьника реально формируются представление о мире, жизненные смыслы, основные практически полезные навыки и способы деятельности. Примеры отдельных учителей-энтузиастов, умеющих работать со сферой актуальных интересов ребёнка, не меняют общей картины. Мир, в котором растёт и взрослеет современный ребёнок, необратимо изменился. 1. Если полвека назад ценился работник, умеющий чётко по инструкции выполнить набор типичных операций, то сейчас ценен тот, кто: - умеет предложить нестандартный продукт (будь то повар в кафе или глава крупной корпорации); - умеет проанализировать всю ситуацию целиком и найти решение, эффективное именно для этой ситуации (будь то автомеханик или политик); - умеет проигрывать разные варианты развития событий и сравнить их до принятия решения, имеющего реальные последствия. 2. Если полвека назад игра считалась необходимым, но, по сути, детским занятиям (а сто лет назад серьёзная педагогическая наука с игрой боролась), то сейчас игровые формы жизни — и жизнь в играх – становятся определяющими для многих профессий и сообществ. 3. Мир глобализуется и современный школьник может общаться не только с одноклассником или с соседом по дому, но и со своим сверстником из другого города, другой страны. Поводом для общения становится не соседство, часто вынужденное, а общность интересов и увлечений. Подобные сообщества были и раньше – клубы филателистов, шахматы по переписке, сети радиолюбителей, но современные средства связи делают участие в таких сообществах гораздо более доступным, а их жизнь – гораздо более интенсивной. Альтернативной является стратегия
другого образования,
ориентированного на то, чтобы включить школьника в современные профессиональные практики и формы жизни, дать ему возможность быть в этих формах успешным. Дать возможность решать 1
реальные задачи, ощущать реальную ответственность и одновременно возможность играть, экспериментировать с собственной социальной ролью, собственным статусом. Дать возможность самому конструировать миры своего знания и жизненных стратегий, выделять в этих мирах логические и этические принципы, ценности и приоритеты. Всё это уже происходит вне системы образования: - клубы ролевых игр и исторической реконструкции, воссоздающие особенности жизни придуманных миров и исторических эпох, от быта и поведения до мировоззрения и принципов веры; - компьютерные игровые сообщества, построенные вокруг стратегических игр со сложной экономикой, политикой, инфраструктурами, требующих командного взаимодействия; -субкультуры, требующие освоения сложных форм символического поведения, владения определённым кругом текстов и содержащихся в этих текстах смыслов, прежде всего, этических принципов; - волонтёрские объединения, решающие конкретные задачи: спасение леса, помощь бездомным животным, больным, нуждающимся или пострадавшим, т.е., эстетизация жизненной среды. Важно, что и это, и большее – всё, что связано с формированием мировоззрения, самоопределением, оформлением жизненной стратегии – можно делать и средствами образования, другого,
«открытого образования».
Формально такое образование считается дополнительным, но существенно отличается от системы кружков, студий, секций, дублирующих школьную, классно- урочную систему. Реально оно происходит в формах интенсивных погружений, сетевых сообществ, клубов – важно, что эти сетевые сообщества и клубы не пускаются на самотёк, а специально проектируются и управляются. Основной единицей такого образования является образовательная программа. Это не план мероприятий и не поурочный план. Это способ программировать события, происходящие с участником – в каждой программе свои, но реализующие общие принципы. Каждая такая программа строится вокруг образовательной задачи. Образовательная задача – это одновременно и задание, которое ставится перед школьниками, и образ того, что должно произойти со школьником, выполняющим задание. Такое задание всегда открыто, каждый раз может быть выполнено по-новому, и провокативно, предлагает сделать то, что невозможно сделать, или придумать то, что ещё никто никогда не придумывал, или подумать о том, что сам школьник для себя считает невозможным и немыслимыми. Для того чтобы образовательное событие состоялось, необходимо соответствующее пространство: интенсивные коммуникации, выстроенные вокруг одной сквозной темы, общий словарь, общее культурное поле, с общим кругом чтения, фильмов, музыки – в котором школьник понимает, что важно прочитать, посмотреть, послушать, не для оценки, а для понимания общих смыслов и общего словаря. В идеале – это специально организованные и оформленные помещения (для сетевых сообществ – сайты и страницы в социальных сетях).
Открытое образование
(
ОО
) – система организационных, педагогических и информационных технологий, в которой архитектурными и структурными решениями обеспечиваются открытые стандарты на интерфейсы, форматы и протоколы обмена информацией с целью обеспечения мобильности, интероперабельности, стабильности, 2
эффективности и других положительных качеств, достигаемых при создании открытых систем. Придание системе образования качеств открытой системы влечет кардинальное изменение её свойств в направлении большей свободы при планировании обучения, выборе места, времени и темпа, в переходе от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь», в переходе от движения обучающегося к знаниям к обратному процессу – знания доставляются человеку.
Открытое образование
– система, в которой реализуется процесс обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза. Основу образовательного процесса в ОО составляет целенаправленная, контролируемая, интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, факсу, электронной или обычной почте, а также личного контакта. Важным моментом является то, что в ОО образовательные функции могут выполнять не только традиционные институты (детский сад, школа и т. п.), но и любой другой элемент социальной и культурной среды при использовании его соответствующим образом. Открытая модель образования результат исторического эволюционного пути развития и становления информационной цивилизации, как неотъемлемой её части, не зависит от политики государства в области образования. В начале XX века традиционная форма образования не могла удовлетворить возросшие потребности населения в образовании. Поэтому стала зарождаться новая модель образования, которая получила название открытой. Эта модель образования исходит из открытости мира, процессов познания и образования человека. Традиционные формы получения образования: очная, заочная, экстернат в системе открытого образования интегрируются в единое образовательное пространство.
Цель открытого образования
– подготовка обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях информационного общества.
Принципы открытого образования.
1. Без конкурсное поступление в высшее учебное заведение. 2. Открытое планирование обучения – свобода составления индивидуальной программы обучения путем выбора из системы курсов. 3. Свобода выбора времени и темпа обучения - прием студентов в вуз в течение всего года, отсутствие фиксированных сроков обучения. 4. Свобода в выборе места обучения – студенты могут физически отсутствовать в учебных аудиториях основную часть учебного времени, могут самостоятельно выбирать, где обучаться. 5. Переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь». 6. Переход от движения обучающегося к знаниям к обратному процессу – знания доставляются человеку. 7. Свободное развитие индивидуальности – основополагающий фактор ОО. 3
Обучающиеся простраивают свою индивидуальную образовательную программу (ИОП), реализуя индивидуальный заказ на образование, что приводит к выходу за пределы базовой программы ОУ. Для тех, у кого возникают трудности с построением собственной ИОП, существует особая педагогическая позиция – тьютор. Классическая, традиционная модель образования предполагает жесткие нормы, унифицирующие человеческую индивидуальность.
Особенности ОО
1.
Использование специализированных технологий и средств обучения
– применение компьютеров, сетевых средств, мультимедиа технологий, специализированного программного обеспечения для подготовки учебных курсов и обучения студентов; 2.
Тестовый контроль качества знаний
– использование тестовых систем на базе компьютерных технологий; 3.
Экономическая эффективность
– улучшение соотношения достигнутого результата к затратам времени, денег и других ресурсов на его достижение, по сравнению с традиционными формами обучения; 4.
Гибкость
- возможность обучаться в удобное для обучаемого время, в удобном месте и удобном темпе. 5.
Модульность
- возможность формировать индивидуальный учебный план, отвечающий личным потребностям, из набора независимых учебных курсов. 6.
Параллельность
- возможность обучения при совмещении с основной профессиональной деятельностью. 7.
Асинхронность
- реализация технологии обучения по удобному для каждого обучаемого расписанию. 8.
Новая роль преподавателя
– возложение на него функции координирования познавательного процесса, корректировки содержания дисциплины, консультирования при составлении индивидуального учебного плана, руководства учебными проектами с помощью компьютерных и сетевых технологий. 9.
Новая роль обучающегося
– повышение требований по самоорганизации, мотивированности, навыкам самостоятельной работы и трудолюбию. 10.
Внедрение информационных технологий
– технологий, основанных на компьютерном оборудовании, компьютерных сетях, мультимедиа системах. 11.
Интернациональность
– возможность экспорта и импорта образовательных услуг.
Система открытого образования (СОО)

Система открытого образования
– совокупность дидактических, технических, информационных и организационных подходов, реализующих принципы открытого образования. Система ОО функционально состоит из следующих
подсистем:
1. Управления учебным процессом, функциями которой являются создание учебных планов, расписаний, учебно-методического обеспечения курсов, контроль знаний. 2. Административно – управленческая, функциями которой являются управление ресурсами, коллективами, проектами, контактами, ведение баз данных (БД) приказов и распоряжений. 4
3. Техническая, офисное и телекоммуникационное оборудование, издательство, складские помещения, учебные и консультационные аудитории, мультимедиалаборатория и др. 4. Кадровая, функциями которой являются формирование и ведение личных дел преподавателей, сотрудников, студентов. 5. Финансовая, функциями которой являются ведение бухгалтерского учета, сопровождение проектов и договоров. 6. Маркетинговая, функциями которой являются выявление потребностей в образовании, ведение рекламной деятельности, формирование баз данных заказов на подготовку специалистов. 7. Правовая, функциями которой являются юридическое обеспечение договорной деятельности института, ведение нормативных документов и актов. 8. Информационная, функциями которой являются:  сбор, накопление и систематизация в базе данных информации о потребностях рынка труда, сферы производственной деятельности и образования;  накопление в БД перечня образовательных продуктов и услуг (учебников, систем тестирования) с обеспечением доступа средствами INTERNET;  сбор и обработка оперативных данных из региональных учебных центров: о ходе учебного процесса (приема слушателей, прохождении тестирования, сертификации обучаемых), об их потребностях в обеспечении учебно-методическими материалами и разработке новых учебных программ и курсов;  информационное обеспечение проведения занятий и консультаций из центра ОО, информационная поддержка тестовых дистанционных испытаний;  предоставление данных по оперативному учёту и ходу учебного процесса в режиме on-line и через локальную сеть центра обучения. 9. Безопасность – функциями которой являются: защита информации, сохранение коммерческой тайны, идентификация студентов преподавателей и административного состава, отслеживание процессов сохранения авторских прав, составителей учебных материалов. 10. Научных исследований, функцией, которой является научная поддержка эффективного функционирования всех элементов системы ОО:  анализ и обобщение опыта функционирования отечественных и зарубежных СОО для коррекции образовательного процесса;  исследование фундаментальных дидактических проблем ОО;  опытно – экспериментальная работа, направленная на повышение эффективности учебного процесса ОО;  организация и проведение совместных НИР и опытно – экспериментальной работы по проблематике ОО;  поисковые исследования. 11. Международных отношений, функциями которой являются экспорт-импорт образовательных услуг, развитие партнёрских отношений с зарубежными заведениями (практика «двойного диплома»), организация стажировки слушателей СОО и другие функции.
Виды обеспечения СОО
1. Программное – операционные системы, сетевые системные программы, прикладные инструментальные среды. 5
2. Техническое – компьютерное и сетевое оборудование, необходимое для реализации открытого образования. 3. Информационное – конспекты лекций, учебники, пособия и другие методические материалы на бумажных и электронных носителях, справочники, различные базы данных по методическим материалам, оперативным данным, кадрам. 4. Методическое – тесты, методики, рекомендации по технологии обучения с учетом дидактических и психологических аспектов. 5. Организационное – возможные формы организации учебного процесса ОО, требования к учебным заведениям, осуществляющим ОО. 6. Нормативно-правовое – нормы и правила, документы Министерства образования РФ и внутренние нормативные документы организаций осуществляющих ОО, регламентирующие подготовку и проведение учебного процесса на основе технологии ОО. 7. Лингвистическое – набор языковых средств для общения преподавателей, студентов и управленческого состава с программными средствами СОО. В работающих системах ОО применяют следующие
формы взаимодействия
обучающихся, педагогов и администрации учебного заведения: 1. Традиционная почта. 2. Факс. 3. Компьютерные технологии. 4. Видеоконференции – использование видео для установления связей и организации общения между лицами, находящимися в различных географических точках. 5. Аудиоконференции на основе телефонных технологий — система коммуникации, позволяющая нескольким лицам одновременно участвовать в общении посредством телефона, 6. Интернет системы – электронная почта, чат. Таким образом, необходимо чтобы
открытое дополнительное
образование отвечало требованиям действительности, т.е. экономическим, техническим, культурным, научным и социальным аспектам. Знания, которые предлагаются обучающимся, должны соответствовать практическим потребностям, и целям, которые стоят перед ними. Поэтому знания, полученные при открытом дополнительном образовании, должны быть качественными. Это возможно сделать с применением современных образовательных технологий: дистанционных, интернет и телекоммуникационных технологий. Открытое дополнительное образование, это современное дополнительное образование, которое должно обеспечивать решение реальных практических проблем. При получении открытого дополнительного образования используются сетевые методы образования, которые позволяют получить непрерывное качественно образование независимо от места нахождения и сфер деятельности. Это может быть достигнуто с помощью сетевых систем открытого дистанционного образования. Из выше изложенного можно сделать вывод, что целью открытого дополнительного образования является развитие личности, овладение им теоретических и практических знаний, умений и навыков и комфортное существование в обществе. 6

Литература
1. Аверков М. С., Ермаков С. В. Интенсивная школа как пространство переходов для юношеского возраста. // Педагогика развития: институциональные переходы в системе образования. Красноярск, 2012. 2. Ермаков С. В., Попов А. А. Событие как единица образовательного проектирования. // Педагогика развития: образовательные результаты, их измерение и оценка. Красноярск, 2011. 3. От 15-ти и старше: Новое поколение образовательных технологий (к десятилетию Школы Гуманитарного Образования). — М., 2010. 4. Открытая модель дополнительного образования региона. // Коллективная монография / под научной редакцией Попова А.А. и Проскуровской И.Д. - М.: ООО «ДОД», 2011г. 5. Попов А.А. Будущее просто шло своей дорогой. Опыты конструирования возможностей. - Ижевск: ERGO, 2013. 6. Попов А.А. Открытое образование: философия и технологии. – М.: Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2012. 7


Яндекс.Метрика