Напоминание

"Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС на занятиях в учреждении дополнительного образования"

Автор: Каримова Светлана Салаватовна

Должность: педагог дополнительного образования

Учебное заведение: МБУ ДО "ДТТЮ "Дружба"

Населённый пункт: ЯНАО, г. Новый Уренгой

Наименование материала: доклад на методическом совете

Тема: "Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС на занятиях в учреждении дополнительного образования"

Описание:

Системно-деятельностный подход является одним из современных методов обучения и воспитания подрастающего поколения в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта. Одной из главных задач педагога дополнительного образования является такая организация учебной деятельности, чтобы у обучающихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять обучающимися, развивать их познавательную деятельность.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=1940

Опубликовано 19.12.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОМ ТВОРЧЕСТВА И ТУРИЗМА ЮНЫХ «Дружба»

(МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба»)
Доклад
Системно-деятельностный подход

в условиях реализации ФГОС

на занятиях в учреждении

дополнительного образования
Каримова Светлана Салаватовна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба» Новый Уренгой 2015
Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС на занятиях в учреждении дополнительного образования Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения. Г. Лихтенберг Системно-деятельностный подход является одним из современных методов обучения и воспитания подрастающего поколения в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта. Чтобы разобраться в сущности этого метода, давайте прочитаем притчу об охотнике и дровосеке. «Шел охотник по лесу и повстречал дровосека. Согнувшись, тот долго и упорно пилил сваленное дерево. С лица его пот лился ручьем, а все тело было сильно напряжено. Охотник подошел поближе, чтобы посмотреть, почему работа движется так медленно и с таким колоссальным трудом. — Да ваша пила совсем затупилась! – обратился охотник к дровосеку. – Почему бы вам её не заточить? — Что вы! – воскликнул дровосек, удивлённо посмотрев на прохожего. – У меня совершенно нет на это времени
,
мне нужно спилить еще 20 деревьев! И дровосек снова принялся за работу». Мораль этой притчи можно сформулировать так: нужно заботиться об эффективности и целесообразности своей деятельности. Что такое деятельность? Деятельность - это система мер, которая нацелена на результат. Что входит в понятие «система мер»? Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат. «…Не давать образцов, а мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой
надо действовать
– вот в чем суть деятельностного подхода», - писал Г. А. Цукерман, доктор психологических наук. Одной из главных задач педагога дополнительного образования является такая организация учебной деятельности, чтобы у обучающихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять обучающимися, развивать их познавательную деятельность. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности обучающихся. С первого сентября 2011 года вступили в силу стандарты второго поколения, и ключевым стал вопрос, связанный с основной задачей новых образовательных стандартов - формирование универсальных учебных действий (УУД).
УУД
- это система действий обучающегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности. Авторы стандартов второго поколения рассматривают УУД как обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно действовать при получении образования.

Функция универсальных учебных действий
– обеспечить ключевую компетенцию обучающегося – умение учиться, т.е. учить себя, а также применение полученных в школе знаний в жизни.
Что дают универсальные учебные действия?
 обеспечивают обучающемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;  создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;  обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Универсальный характер УУД
проявляется в том, что они:  носят надпредметный, метапредметный характер;  обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;  обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;  лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;  обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося. В составе
основных видов универсальных учебных действий
выделяют четыре блока:  личностный;  регулятивный (включающий также действия саморегуляции);  познавательный;  коммуникативный. Педагогам дополнительного образования уже сегодня нужно овладеть методом системно-деятельностного подхода, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Деятельностный подход к обучению предполагает
развитие у детей

познавательного мотива
: желания узнать, открыть, научиться, чтобы в конкретной учебной ситуации они могли сами определить, что именно им нужно выяснить, освоить на конкретном занятии. Только тогда деятельность обучающихся будет целенаправленной и будет исходить из их собственных желаний и потребностей. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок (занятие), то необходимо знать принципы построения урока (занятия), примерную его типологию и критерии оценивания учебного занятия в рамках системно-деятельностного подхода. Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1. Принцип деятельности
заключается в том, что обучающийся, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, что способствует активному
успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2. Принцип непрерывности
означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.
3. Принцип целостного представления о мире
означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (о природе, обществе, о самом себе), о роли и месте науки в общей системе наук.
4. Принцип минимакса
заключается в том, что учреждение дополнительного образования предлагает каждому обучающемуся содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально- безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5. Принцип психологической комфортности
предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроке и на занятии доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
6. Принцип вариативности
предполагает развитие у обучающихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
7. Принцип творчества
предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности обучающихся, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности, формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач. Деятельностный подход на занятиях осуществляется через
:
1. Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях; 2. Использование активных и интерактивных методик; 3. Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности. 4. Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи. Обучающиеся: - работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации; - критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственных заключений и оценочных суждений; - решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации; - анализируют современные общественные явления и события; - осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (на уроках гуманитарного цикла) - аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах; - выполняют творческие работы и исследовательские проекты. Типология уроков (занятий) в дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000…». Уроки (занятия) деятельностной направленности можно распределить на четыре группы:  уроки (занятия) «открытия» нового знания;
 уроки (занятия) рефлексии;  уроки (занятия) общеметодологической направленности;  уроки (занятия) развивающего контроля.
1. Урок (занятие) «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок (занятие) рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к рефлексии (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок (занятие) общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно- методических линий.
4. Урок (занятие) развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к осуществлению самоконтроля. Образовательная цель: контроль и самоконтроль своей деятельности. Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает: 1. предъявление контролируемого варианта; 2. наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии; 3. сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму; 4. оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием. Разделение учебного процесса на уроки (занятия) разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между педагогом и обучающимся. Для построения урока (занятия) в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть
критерии результативности урока (занятия),
вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся. 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от педагога к обучающемуся. 2. Педагог систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие. 3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности обучающихся в учебном процессе. 4. Педагог владеет технологией диалога, обучает обучающихся ставить и адресовать вопросы. 5. Педагог эффективно (адекватно цели занятия) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки. 7. Педагог добивается осмысления учебного материала всеми обучающимися, используя для этого специальные приемы. 8. Педагог стремится оценивать реальное продвижение каждого обучающегося, поощряет и поддерживает минимальные успехи. 9. Педагог принимает и поощряет выражаемую обучающимся собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
10. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. 11. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие через отношения и совместную деятельность. Важной характеристикой деятельностного подхода в работе педагогов является системность. Так, в практике работы педагогов дополнительного образования системно- деятельностный подход осуществляется на различных этапах занятия. На этапе самоопределения к учебной деятельности и актуализации знаний создается проблемная ситуация, которая предполагает наличие разных вариантов решения проблем. На этапах постановки учебной задачи и открытия нового знания идет поиск, анализ, структурирование информации. Проводится лабораторное и виртуальное исследование (например, по химии, физике). Эффективность данного этапа урока достигается за счет работы в группах постоянного и сменного состава, организации проектной деятельности. Коллективная деятельность учащихся организуется в форме мозгового штурма, с помощью которого выбирается метод разрешения проблемной ситуации. Данный прием используется тогда, когда можно предложить наибольшее количество вариантов разрешения проблемы. Например: «Как снизить уровень преступности? (Право) На этапе включения нового знания в систему и повторения используются такие формы работы, как индивидуальная работа при решении количественных и качественных задач, организуется индивидуальная ликвидация пробелов в знаниях учащихся на основе самоконтроля и взаимоконтроля. Особого внимания заслуживает этап обобщения полученных знаний и рефлексии учебной деятельности. В практике работы педагогов дополнительного образования использование на данных этапах таких приемов обучения как синквейн и кластер, которые позволяют соединить аналитическую и творческую деятельность. Использование системно-деятельностного подхода ориентировано прежде всего на формирование информационно-коммуникативной культуры учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями : ИКТ, игровые технологии (деловые и ретроспективные игры, интеллектуальные турниры), технология критического мышления, технология «Дебаты» , технология исследовательской и проектной деятельности, что способствует формированию универсальных учебных Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей обучающихся: - готовность к разрешению проблем, - технологическая компетентность, - готовность к самообразованию, - готовность к использованию информационных ресурсов, - готовность к социальному взаимодействию, - коммуникативная компетентность. Остановимся на структуре урока и особенностях некоторых его этапов.
Структура урока в технологии системно-деятельностного подхода.

1.Организационный момент.

Цель:
включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.
«Хочу,

потому что могу».
• 1-2 минуты; • У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. • включение детей в деятельность;
• выделение содержательной области. Приёмы работы: • учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте); • учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются; • девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»); • самопроверка домашнего задания по образцу. Настраиваю детей на работу, проговаривая с ними план урока («потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом», «напишем самостоятельную работу», «повторим решение составных задач» и т. п.)
II. Актуализация знаний.

Цель:
повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. 1. 4-5 минут; 2. Возникновение проблемной ситуации. • актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи); • создание проблемной ситуации; • выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций. Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.
III. Постановка учебной задачи.

Цель:
обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. • 4-5 мин; Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

Цель:
решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения. • 7-8 мин; • Способы: диалог, групповая или парная работа: • Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог. • организация самостоятельной исследовательской деятельности; • выведение алгоритма. Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами. В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это возможно, используется приём перевода математических правил на язык образов.
V. Первичное закрепление.

Цель:
проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. • 4-5 минут; • Способы: фронтальная работа, работа в парах; • Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
• выполнение заданий с проговариванием в громкой речиВ процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и

самоконтроль

Цель:
каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. • 4-5 минут; • Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий); • Выполняется письменно; • Методы: самоконтроль, самооценка. При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя. При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
• 7-8 минут; • Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие; • Заем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее. При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель:
осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. • 2-3 минуты; • Вопросы: • Какую задачу ставили? • Удалось решить поставленную задачу? • Каким способом? • Какие получили результаты? • Что нужно сделать ещё? • Где можно применить новые знания? В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.

Использованная литература
1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008. 2. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011. 3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.



Яндекс.Метрика