Напоминание

"Воспитание личности ребёнка находящегося в социально-опасном положении средствами декоративно-прикладного искусства"

Автор: Плишкина Елена Владимировна

Должность: учитель технологии, педагог ДО

Учебное заведение: МАОУ "Самковская СОШ"

Населённый пункт: с. Самково, ул. Школьная, 7

Наименование материала: Статья

Тема: "Воспитание личности ребёнка находящегося в социально-опасном положении средствами декоративно-прикладного искусства"

Описание:

Обращение к народному творчеству через декоративно-прикладное искусство в состоянии формировать в душах детей те качества, которые во все времена отличали русский характер: доброту, открытость, достоинство, трудолюбие, патриотизм, сострадание, благородство и многие другие.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=197

Опубликовано 14.08.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Плишкина Е.В., педагог дополнительного образования МАОУ «Самковская СОШ» Кудымкарского района, с. Самково
Воспитание личности ребёнка находящегося

в социально-опасном положении средствами

декоративно-прикладного искусства
В Российской Федерации воспитание подрастающего поколения осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого появляются различные проблемы, касающиеся детей и подростков. Нравственный беспредел, царящий в средствах массовой информации, ведёт к упадку духовной культуры, потере всяких ценностей. Данные обстоятельства обуславливают постановку и решение ряда задач, духовного возрождения нации России. В создавшейся ситуации чрезвычайно важно оживить художественные традиции, восстановить преемственность, трудовую и социально-культурную связь поколений. Мы призваны воспитывать у подрастающего поколения национальное достоинство русского человека, которое, в большинстве своём, утрачено сегодня. Только обращение к на родному творчеству через декоративно-прикладное искусство в состоянии формировать в душах детей те качества, которые во все времена отличали русский характер: доброту, открытость, достоинство, трудолюбие, патриотизм, сострадание, благородство и многие другие. В настоящее время мы наблюдаем за тем, что всё чаще встречаются дети, находящиеся в социально-опасном положении. Причин для этого много, но основная причина, это неблагоприятный психологический климат дома. У такого ребёнка в большей степени выражены эмоциональные нарушения, чем у ребёнка, который растёт и воспитывается в благоприятных условиях. Эмоциональные нарушения не заложены в ребёнке от природы, и ему можно помочь измениться, вернуться в сис тему признанных моральных норм и общечеловеческих ценностей. Для психики детского и подросткового возраста характерна несформированность мотивационной сферы. «Влияние улицы», а также расширяющееся информационное поле создают множество направлений формирования мотиваций, неподконтрольных ни родителям, ни педагогу. Отсюда возникает необходимость пристального внимания к формированию той мотивации, которая будет вовлекать ребёнка к общественно - полезной
деятельности, к освоению мировой художественной культуры. Для этого необходима целенаправленная, специально организованная работа. Дополнительное образование предоставляет такую возможность детям и подросткам, помогает использовать внеурочное время с пользой для себя, развить творческий потенциал и открыть дорогу своим способностям и талантам. Всё это возможно осуществить, выбрав объединение народного декоративно-прикладного творчества. Народное искусство в воспитании личности ребёнка находящегося э социально-опасном положении имеет огромное значение. В процессе общения его с явлениями искусства приобретается и накапливается масса разнообразных, в том числе и эстетических впечатлений, знаний, умений и навыков, необходимых в дальнейшей жизни. Произведения народного искусства, вызывая эстетические эмоции, убеждают, доносят до сознания детей необходимость уважительного, бережного отношения к культурному наследию родного края, всех народов России, повышают общую эстетическую и художественную культуру, познавательный интерес к народному творчеству, которое является составной частью фундамента воспитания. Невозможно было бы перечислить то благоприятное влияние, которое может оказать на детей, подростков народное искусство. Знакомство в яркой и доступной для детей форме с народным искусством закладывает в них образные художественные представления, развивает творческое начало, так же именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности, обогащает её духовно, формирует нравственные чувства, мировоззрение, то есть ребёнок повышает собственную самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей, а это очень важно для ребёнка, который находится в социально-опасном положении. Такой ребёнок наблюдая, как постоянно улучшается внешняя, материальная сторона его жизни, легче приобретает оптимистический настрой, становится более склонным к изменениям в личных установках своего поведения. Чем красивее вещи окружают детей, тем реже происходит их намеренная или ненамеренная порча. Мы постепенно воспитываем нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство с учётом общечеловеческих ценностей. Очень много таких детей приходят в объединения, где осуществляется всё многообразие доступных детям видов деятельности связанных с народным декоративно-прикладным творчеством (лепка из глины, резьба по дереву, изготовление изделий, сувениров из папье-маше, бересты и дальнейшая их декоративная роспись и т.д.). Приходя на занятия, такие дети в начальный период обучения представляют собой весьма нестабильное и
аморфное сообщество с одномерной мотивацией не закреплённой ни поведенчески, ни психологически. Они отстают в развитии когнитивных (родственных) функций, обременены личностными проблемами: повышенной тревожностью, социальной дезадаптацией, гиперактивностью. После посещения занятий дети начинают логически мыслить, умение рассуждать, наблюдать, видеть прекрасное, создавать красивые и полезные вещи, прививаются навыки культуры труда, легче адаптируются в обществе, проявляется способность самостоятельно делать свой выбор. Дети шумные и неугомонные, становятся серьёзными и сосредоточенными. Большую роль имеет положительный психологический климат на занятиях, одно из важных условий для благоприятного развития личности. Доброжелательность и справедливость - основные качества педагога. Любому ребёнку приятно услышать о себе хорошее, это является хорошим стимулом для реализации своих возможностей, так как каждый из них по-своему талантлив, помогает добиться успехов в достижении высокого уровня мастерства, их собственных идей, направленных на создание нового. Ко мне в объединение «Паутинка» ходят дети из неблагополучной семьи, на первый взгляд, это неопрятные, неадекватные дети. В ходе беседы выяснила, чем они занимаются в данный момент ю, об их отношении со сверстниками, родными, что бы они хотели изменить в себе. Он любят лепить, рисовать, творить, мастерить. Провела небольшой тест, им было предложено слепить животного соответствующего его образу, характеру, поведению. Результаты были плачевными. Проанализировав работу вместе с ними, я поняла в каком душевном состоянии они находится. Я перед собой видела фигурки сгорбленных, оскаленных. Было понятно, что дети росли в постоянном напряжении, в обстановке неблагоприятной для них. После нескольких занятий, стали происходить изменения в их настроении, поведении в положительную сторону. Так как в процессе приобщения к народному творчеству они узнали о всей красоте видов искусства, подержав в руках природный материал, ну и не только, ощутив ее пластичность, послушность, тепло, увидев красоту своей работы. Попробовав первые приёмы, появлялось желание освоить другие более сложные, при этом пытаясь построить композиции. Дети начали видеть специфику творчества народного мастерства как выразителя народной традиции, при этом осваивая основные приёмы росписи, особенности форм. Декоративность выражает мироощущение народа, выявляет, подчёркивает социальное положение конкретного человека, его роль в обществе. Работы отражают психологический склад русского народа, его быт, обычаи, традиции, критерии прекрасного и другие черты духовной жизни народа. После
каждого занятия проводились выставки-итоги, на которых отмечалась результативность и значимость труда, дети наглядно видели результаты своего труда, участвовали в обсуждении, учились самоанализу и самоконтролю. Он достигли определённого уровня навыков и умений в ремесле, получили значительный багаж знаний, теперь в дальнейшем смогут воплотить свои творческие идеи в реальные изделия и подняться на более высокую ступень мастерства. Как правило, у детей с эмоциональными нарушениями после таких занятий постепенно складывается понимание красоты, они начинают пересматривать отношения к окружающему миру, развивать свои способности жить в нём достойно. После прохождения этой же работы опять было дано задание - слепить того же животного, я увидела, что передо мной стоят фигурки бодрые, весёлые, кто то с корзинкой полной овощами, у кого -то с сумочкой наполненной как они говорят сладостями. Мы видим, что дети отобразили свой мир в первом и втором случае, воплощая в свои поделки - свои мысли, чувства, стремление к идеалу в том образе, в котором они его представляли. Они воспроизвёли явления жизни и одновременно дали им свою оценку, объяснили их сущность и смысл, выражая своё понимание мира. Система эстетического воспитания является составной частью более широкой системы воспитания всесторонне и гармонично развитой личности, на подготовку к семейной жизни, велико влияние народного декоративно- прикладного искусства на формирование нравственной личности, эстетического поведения подрастающего поколения.


Яндекс.Метрика