Напоминание

"Роль дополнительного образования как один из факторов успешной реализации ФГОС"

Автор: Викторова Людмила Александровна

Должность: педагог дополнительного образования

Учебное заведение: "Центр внешкольной работы"

Населённый пункт: г.Новоуральск

Наименование материала: роль дополнительного образования как один из факторов успешной реализации ФГОС.

Тема: "Роль дополнительного образования как один из факторов успешной реализации ФГОС"

Описание:

В статье рассмотрена роль дополнительного образования в реализации ФГОС,основные функции дополнительного образования,его возможности.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=198

Опубликовано 14.08.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Дополнительное образование как один из факторов успешной реализации ФГОС. На современном этапе развития общества, характеризующемся стремительным возрастанием объема научной информации и высокоинтеллектуальными технологиями, необходим человек новой формации, способный к активному творческому овладению знаниями, умеющий быстро и адекватно реагировать на меняющуюся ситуацию и прогнозировать развитие событий. В связи с этим идет постоянный поиск новых форм организации обучения. Сейчас недостаточно просто передать учащемуся определенную сумму базовых знаний. Образование должно дать каждому ребенку умение самостоятельно осваивать новую информацию, формировать способность к творчеству. Основная задача образовательного процесса в современной школе – помочь учащимся адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира. Поэтому образование направлено, прежде всего, на развитие личности ребенка. Необходимость развития “практики дополнительного образования” подчеркнута в Национальной образовательной инициативе “Наша новая школа”. Основное и дополнительное образование не могут быть изолировано друг от друга, так как по отдельности они односторонние и однобокие. Интеграция общего и дополнительного образования становится важнейшим условием перехода на новый образовательный стандарт. Дополнительное образование расширяет и углубляет основное, делает мир знаний более ярким и рельефным. Именно дополнительное образование дает детям возможность применить на практике тот опыт, который они получают в изучении школьных наук основного курса. “Изюминку” дополнительного образования составляет то, что программы не предлагаются сверху, а разрабатываются педагогом в соответствии с потребностями и запросами детей, родителей и школьных педагогов. Своеобразие дополнительного образования в общеобразовательном учреждении проявляется в:  целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для развития своих возможностей  свободе выбора направлений деятельности  выборе педагога
 возможности менять виды деятельности  особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество)  возможности получить допрофессиональную подготовку. У дополнительного образования есть свои, специфические функции: Образовательная – занимаясь по программе дополнительного образования ребенок получает определенные знания и умения в выбранном им виде деятельности Воспитательная – через программы дополнительного образования возможно приобщение ребенка к культуре, формирование у него определенных ценностных ориентиров, расширение культурного слоя Креативная – в дополнительном образовании ребенок получает возможность раскрыть и реализовать свои индивидуальные творческие интересы Компенсаторная - социально-значимая деятельность, безоценочная система, небольшое количество учащихся в группе (по сравнению с количеством детей в учебном классе) создают предпосылки для достижения успеха в избранной деятельности, состояние эмоционального покоя, комфорта. Рекреационная – многие программы дополнительного образования направлены на организацию содержательного досуга детей. Это ведет к сохранению психофизических сил. Профориентационная – в общеобразовательной школе создаются условия для осознания и дифференциации интересов ребенка, а в дополнительном образовании создаются условия для реализации этих интересов. Кроме того, дополнительное образование предоставляет учащимся возможность «профессиональных» проб. Это содействует определению жизненных планов учащихся. Социализирующая – занимаясь в дополнительном образовании, ребенок получает определенный социальный опыт, учится устанавливать социальные связи, общаться с людьми разных категорий (взрослыми, детьми, педагогами), приобретает опыт поведения в разных жизненных ситуациях (концертные выступления, публичные выступления). МБОУ ДОД «ЦВР» несколько лет реализует образовательный проект «Партнеры». Его основная цель - расширение и обогащение учебно-
воспитательного пространства, обеспечение успешной адаптации детей к современным условиям при помощи интеграции дополнительного и общего образования. В рамках этого проекта реализуется несколько образовательных программ, в том числе «Любознатик». Она направлена на формирование учебной мотивации и развитие познавательного интереса учащихся начальной школы, Детям предлагаются задания из различных областей - математики, русского языка, окружающего мира и так далее. В процессе занятия дети закрепляют и расширяют знания, полученные на школьных уроках, выполняют творческие задания - составляют сказки по заданному алгоритму, кроссворды, ребусы. Кроме того, учащимся предлагаются старинные русские задачи и головоломки, что способствует приобщению к культуре и истории родного края. Работа в небольшой группе (12-14 человек) способствует наиболее полному раскрытию способностей и интересов каждого ребенка, создает благоприятные психологические условия для каждого. Выполняя задания в парах, малых группах (по 3-4 человека) ребята учатся общаться, договариваться, учитывать мнение других при принятии какого-либо решения. В течение этого учебного года творческие работы детей принимают участие в открытых городских конкурсах («Калейдоскоп», новогодний онлайн-конкурс). Это способствует повышению самооценки детей (не все дети, участники конкурсов, в школе являются успешными учениками), повышает интерес к учебе, способствует самораскрытию ребенка. Таким образом, дополнительное образование создает условия для самореализации ребенка, его самоопределения. Осуществляя интеграцию дополнительного и основного образования можно с одной стороны создать для ребенка условия, необходимые для освоения образовательного стандарта, с другой стороны - условия для свободного развития личности. В условиях школьного обучения дополнительное образование дает реальную возможность каждому ребенку выбора своего индивидуального пути. Дополнительное образование по сути своей наиболее полно отвечает требованиям гуманистической педагогики, является личностно ориентированным. Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, стимулирует познавательную мотивацию детей, способствует практическому приложению знаний, полученных
на школьных уроках, создает свободное пространство для инициативы ребенка. В условиях дополнительного образования учащиеся могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации своего свободного времени. Литература 1. Булгакова М. Н. Введение новых образовательных стандартов//Менеджер образования, menobr 2. Золотарева А.В. ”Проблемы и перспективы включения дополнительного образования детей в процесс реализации ФГОС общего образования»//Внешкольник,2011,-№ 3 3. Концепция федеральных государственных стандартов общего образования: проект.//Рос. акад. образования: под ред. А. М. Кондакова, А.А.Кузнецова,- М.:Просвещение,2008 4. sibido


Яндекс.Метрика