Напоминание

"Развитие общей выносливости у детей с ОВЗ"

Автор: Кучера Игорь Анатольевич

Должность: тренер-преподаватель

Учебное заведение: МО ДОД "ДЮСШ"

Населённый пункт: г.Новодвинск

Наименование материала: статья

Тема: "Развитие общей выносливости у детей с ОВЗ"

Описание:

Статья посвящена вопросу развития общей выносливости у детей с ограниченными возможностями здоровья во время проведения тренировочных занятий. Автор выделяет среди существующих методов наиболее приемлемые для развития выносливости у категории лиц с ОВЗ. Описывает личный опыт работы с детьми с ОВЗ по развитию выносливости.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=2231

Опубликовано 10.01.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Развитие общей выносливости у детей с ОВЗ
На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция роста детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Одним из таких ограничений является общая физическая слабость лиц с ОВЗ, и как следствие низкое развитие общей выносливости. В целом выносливость характеризуется, как способность к длительному выполнению работы на требуемом уровне интенсивности, как способность бороться с утомлением и эффективно восстанавливаться во время работы и после неё. Общая выносливость – способность выполнять любую работу, вовлекающую в действие многие группы мышц и предъявляющую достаточно высокие требования к сердечнососудистой, дыхательной и нервной системам. В своей работе с детьми с ОВЗ я использую четырехэтапный годичный путь воспитания выносливости: 1 этап – развитие общей выносливости; 2 этап – образование специального фундамента; 3 этап – усиление специального фундамента в его силовых и скоростных компонентах; 4 этап – воспитание специальной выносливости. Выносливость обусловливается многими факторами, но прежде всего, деятельностью коры головного мозга, определяющей и регулирующей состояние ЦНС и работоспособность остальных органов систем, в том числе энергетической системы. Здесь уместно отметить особую роль волевых качеств, так как они, являясь результатом его сознательной деятельности, связаны с функциями ЦНС. В младшем возрасте быстро увеличивается выносливость к статическим усилиям, темпы её прироста выше, чем в среднем и старшем школьном возрасте. Выносливость при статической работе обычно определяется временем (в секундах) удержания усилия, составляющего 50% от максимального. В возрасте 8-11 лет это время для разных групп мышц имеет следующие величины. Показатели выносливости основных групп мышц у детей с ОВЗ (сек). Возраст Группы мышц Икроножные мышцы Сгибатели предплечья Разгибатели предплечья Сгибатели кисти Разгибатели туловища 8 лет 61,3 74,5 69,7 59,3 43,0 9 лет 72,5 101,1 94,2 82,3 52,5 10 лет 91,1 103,2 95,6 95,8 67,4 11 лет 108,2 112,0 98,2 97,1 79,5 Различные величины прироста выносливости разных групп мышц обусловлены тем, что они несут неодинаковую нагрузку: одни более, другие менее продолжительную. Больше всего за период от 8 до 11 лет увеличивается выносливость разгибателей туловища на 84,8%, икроножных мышц на 76,5% и сгибателей кисти на 75,5%. Выносливость сгибателей предплечья увеличивается на 50,3%, разгибателей предплечья на 4,08%. В своей работе для воспитания статической выносливости у детей с ограниченными возможностями я использую различные упражнения в форме достаточно длительного удержания определённых поз: смешанные висы и упоры, стояние на носках и др.
Упражнения для воспитания выносливости динамического характера - это многократное повторение сгибание и разгибание рук в положении смешанных висов и упоров, приседаний и др. Физические нагрузки для воспитания силовой выносливости я предлагаю с учётом индивидуальных возможностей детей. Например, у 8 летних детей выносливость сгибателей предплечья варьируется от 35 сек. до 110 сек. Разгибателей туловища - от 25 сек. до 76 сек. Икроножных мышц - от 35 сек. до 97 сек. Дети с ограниченными возможностями часто не могут поддерживать усилие на строго постоянном уровне. Даже при непродолжительной работе они непреднамеренно отвлекаются. Это объясняется лёгкой иррадиацией процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, а также неумением точно дифференцировать степень мышечного напряжения. Из существующих методов применения упражнений для развития выносливости у детей с ограниченными возможностями чаще всего я использую повторный метод, а именно: чередование нагрузки с паузами отдыха. Иногда применяю переменный метод, заключающийся в чередовании сильных нагрузок со слабыми и средними (без пауз отдыха). Равномерный метод, заключающийся в выполнении всего запланированного объёма работы в одинаковом темпе, мною применяется крайне редко, так как он является по нагрузке самым большим. Для воспитания выносливости у детей с ограниченным возможностями я очень часто применяю игры с краткими повторениями и с непрерывным движением, связанным со значительной затратой сил или энергией. Однако здесь важно учитывать, что общее число повторных действий должно быть невелико и чередоваться с короткими перерывам для отдыха. На непрерывную деятельность играющих я отвожу относительно короткое время. Выбирая средства для воспитания общей выносливости, следует помнить, что она приобретается в процессе выполнения почти всех физических упражнений. Физиологическими средствами развития выносливости у детей и подростков являются различные виды циклических упражнений повышающих аэробную производительность организма. Как показывает мой опыт и практика, хорошо зарекомендовал себя в этом отношении равномерный бег, умеренный, в пределах 60% от максимальной мощности с постепенно увеличивающейся продолжительностью. Некоторые специалисты считают возможным уже в младшем школьном возрасте использовать бег на дистанции от 3 до 4-5 км. С этой же целью рекомендую включать в занятия подвижные игры и игровые упражнения. Главные требования, предъявляемые к физическим упражнениям, направленным на развитие общей выносливости у детей с ограниченными возможностями – это создание высокого эмоционального фона и мягкого щадящего режима тренировочных занятий. Выполнение этих требований является необходимой предпосылкой поддержания у детей интереса к занятиям физкультурой и спортом. Результаты моей работы показывают, что предложенные методы применения упражнений и игр в организации работы по развитию общей выносливости у детей с ОВЗ эффективны.


Яндекс.Метрика