Напоминание

"Радуга талантов"

Автор: Шакирова Лариса Владимировна

Должность: заместитель директора, педагог дополнительного образования

Учебное заведение: МБУДО "Федоровский дом детского творчества"

Населённый пункт: ХМАО-Югра, Сургутский район, г.п. Федоровский

Наименование материала: Программа работы с одаренными детьми

Тема: "Радуга талантов"

Описание:

Программа разработана для учреждения дополнительного образования по работе с одаренными детьми. Прилагается презентация.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=2251

Опубликовано 12.01.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Программа

по работе с одаренными детьми

«Радуга талантов»
г.п. Федоровский 2014 год 1 РАССМОТРЕНО: на педагогической гостиной «21» октября 2014г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ ДОД «Дом детского творчества» __________ Т.Н. Косенко « » октября 2014г.

Содержание
I. Паспорт программы «Одарённые дети»………………………………………………3 II. Пояснительная записка………………………………………………………………….4 III. Этапы реализации программы …………………………………………………………5 IV. Содержание программы………………………………………………………………... 6 V. Мероприятия по реализации Программы……………………………………………. 9 VI. Ожидаемые результаты………………………………………………………………..10 VII. Литература……………………………………………………………………………... 11 VIII. Приложения 2

Паспорт программы
3 Наименование Программы Программа « Радуга таланта» МБОУДОД «ФДДТ» Разработчики Программы Заместитель директора Шакирова Л.В. Педагог-психолог Алексеева М.А. Участники программы Учащиеся, педагогический коллектив, родители. Цели и задачи Создание условий для выявления, поддержки и развития творческих способностей учащихся. 1. Развитие научно-методической базы, диагностических и дидактических материалов для выявления, развития способностей и образования одарённых детей. 2. Выявление одаренных детей на основе итогов конкурсов, выставок и иных соревновательных мероприятий. 3. Формирование банка данных “Золотой фонд”. 4. Разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов. 5.Организация качественного психолого-педагогического сопровождения. 6.Оказание квалифицированной консультативной помощи родителям детей. Сроки реализации 2014-2017 г. Предполагаемые результаты 1. Методическое и психолого-педагогическое обеспечение педагогической деятельности в системе работы с одаренными детьми. 2. Положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, конференций различного уровня; 3. Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности «Золотой фонд». 4. Увеличение числа учащихся, занимающихся по ИОМ. 5. Тесное взаимодействие с родителями. 6. Повышение социального престижа Дома творчества на местном, муниципальном уровне.

Пояснительная записка
Одно из главных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» - создание системы поддержки талантливых детей, которая легла в основу стратегического развития общего образования на ближайшие годы. Дополнительное образование детей, не имеющее фиксированных сроков завершения обучения и последовательно переходящее из одной стадии в другую, может, в отличие от общеобразовательных учреждений, предоставить каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет
целесообразность
существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. Проблема работы с одаренными детьми
актуальна
и перспективна для системы дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом общества. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы учреждения дополнительного образования. В сфере воспитания к таким детям требуется также особенный подход, который ставит во главу работы индивидуализацию как совместную деятельность педагога и учащегося по развитию того особенного, единичного и неповторимого, что заложено в данном ребенке от природы и приобретено им в жизненном опыте. В связи с этим Дому детского творчества необходима программа, способствующая максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, их поддержке и развитию; оказания адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности; разработке индивидуальных образовательных маршрутов с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка; формированию личностного и профессионального самоопределения. Программа «Радуга талантов» ориентирует на создание равных «стартовых» возможностей каждому ребенку, оказание помощи и поддержки одаренным и талантливым учащимся, способствование увеличению доли одаренных детей в различных областях знаний и творческой деятельности, что и является одним из важных направлений деятельности учреждения. Реализация программы позволит систематизировать работу с одарёнными обучающимися в учреждении, а также поднять её на более качественный уровень.
Цель
– создание условий для выявления, поддержки и развития способностей учащихся.
Задачи:
1. Развитие научно-методической базы, диагностических и дидактических материалов для выявления, развития способностей и образования одарённых детей. 2. Выявление одаренных детей на основе итогов конкурсов, выставок и иных соревновательных мероприятий. 3. Формирование банка данных “Золотой фонд”. 4. Разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов. 5.Организация качественного психолого-педагогического сопровождения. 6.Оказание квалифицированной консультативной помощи родителям детей. 4

Этапы реализации программы в 2014-2015г.
Подготовительный. Виды деятельности: 1. Обзор образовательных программ, проектов, изучение технологий, теоретических основ. 2. Подбор практических методических материалов. 3. Подготовка педагогов и специалистов к реализации программы. 4. Разработка системы поощрений победителей конкурсов, фестивалей
.
Аналитико-диагностический. Виды деятельности: 1. Анкетирование учащихся, педагогов, родителей. 2. Разработка мониторинга определения и развития индивидуальных психолого-педагогических особенностей учащихся 3. Разработка рекомендаций для учащихся, родителей и педагогов. Основной. Виды деятельности: 1. Разработка и реализация образовательных программ, проектов с учащимися. 2. Участие в конкурсных и научно-исследовательских мероприятиях. 3. Организация взаимодействия всех участников программы. Рефлексивно – диагностический. Виды деятельности: 1.Обобщение и распространение педагогического опыта работы с одаренными и высокомотивированными учащимся; 2. Рефлексивные техники; 3.Анализ результатов работы с одаренными детьми за год. 5

Содержание программы
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одаренные дети характеризируются:  более высокими по сравнению с большинством интеллектуальными способностями, восприимчивостью к учению, творческими возможностями и проявлениями;  наличием доминирующей активностью, ненасыщенной познавательной потребностью;  испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»), «способный ребёнок», «высокомотивированный ребёнок».
Категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями. 2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями. 3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями. 4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями. 5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада. Смысловым акцентом в системе работы с одаренными детьми является совместная продуктивная и творческая деятельность педагога и учащегося. Развитие творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных программ. В эти программы должны быть включены, наряду с более сложными и дополнительными материалами, разработки по развитию творческих, научно-исследовательских, коммуникативных, лидерских и иных личностных качеств, способствующих дальнейшей социальной адаптации одаренных детей.

Для реализации воспитательной цели обучения необходимо в содержании образования выделять формы и методы, способствующие развитию таких личностных качеств, как целеустремленность, настойчивость, ответственность, позитивная самооценка и уверенность в себе, адекватный уровень притязаний и др.
Формы работы с одаренными детьми:
 групповые и индивидуальные занятия (ИОМ);  теоретико - практическая деятельность;  подготовка и участие в конкурсах, олимпиадах;  научно-исследовательская деятельность;  групповые тренинги;  актуализация оценочной деятельности учащегося и педагога - «Портфолио». 6

Основные методологические подходы

1. Ускорение.
Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития.
2. Углубление.
При этом предполагается более глубокое изучение тем, дисциплин или областей знания.
3. Обогащение.
Подход ориентирован на качественно иное содержание обу чения с выходом за рамки изучения традици онных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисципли нами. Кроме того, обогащенная программа предполагает обу чение детей разнообразным приемам умст венной работы, способствует формированию таких качеств, как инициатива, само контроль, критичность, широта умственного кругозора и т.д., Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных обра зовательных технологий, а также через по - гружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных тренингов.
4. Проблематизация.
Этот подход предполагает использование ориги нальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний. Такой подход ставит во главу работы индивидуализацию как совместную деятельность педагога и учащегося по развитию того особенного, единичного и неповторимого, что заложено в данном ребенке от природы и приобретено им в жизненном опыте.
Элементы используемых педагогических технологий:
1. Деятельностный подход (между обучением и развитием стоит деятельность) 2.Формирование внутренней мотивации (ребенок должен понимать необходимость, иметь личную потребность, а также видеть развитие цели и будущий результат) 3. Предоставление “веера выбора”, что создает возможности каждому обучающемуся возможности для развития. 4. Рефлексия (сопоставление поставленных целей и результатов в процессе деятельности) 5. Соблюдение принципов - «право на ошибку», «ситуация успеха», «не сравнивать с другими» и т.д., которые создают благоприятный морально-психологический климат. 6. Интегративный подход (синтез образовательного процесса: содержание, принципы, методы, формы обучения деятельности: планирование, практическая деятельность, самоконтроль, коррекция) На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Никакого особого рецепта по работе с одаренными детьми нет. По своей природной сути большинство детей талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают. Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. 7

Этапы выявления одаренных детей:
Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный — отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности. Оценка ребенка как одаренного не является самоцелью
. Выявление одаренных детей необходимо

для постановки адекватных задач их обучения и воспитания, а также оказания им

психологической помощи и поддержки.

На первом этапе
выявления одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов. Могут быть использованы также результаты групповых тестирований, социологических опросных листов. Это позволит очертить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований.
Второй этап
можно обозначить как диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и особенностей нервно-психического статуса ребенка психологом.
На третьем этапе
работы с одаренными детьми основная роль отводится педагогам, задача которых - сформировать и углубить их способности. Реализуются эти требования с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов (авторские программы, индивидуальные занятия - консультации и т.п.). 8

План мероприятий на 2014 – 2015 г.г.



Мероприятия

Сроки

Ответственные

1
Утверждение программы и ее реализация. октябрь Зам. директора, педагог – психолог.
2
Формирование банка данных одаренных детей. Создание и пополнение портфолио одарённых учащихся. В течение го да Зам. директора, педагог – психолог, педагоги
3
Выявление мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности, о круге интересов, об особенностях личностного развития их ребёнка. Анкетирование профессиональной позиции педагога. ноябрь педагог – психолог.
4
Разработка мониторинга определения и развития индивидуальных психолого-педагогических особенностей учащихся, выявления одаренных и по развитию детской одаренности. Ноябрь- де ка бр ь Зам. директора, педагог – психолог. 5 Разработка и апробация программ индивидуального развития. декабрь, январь методисты, педагоги. Консультирование учащихся, родителей и педагогов. В течение года Методисты, педагог – психолог, педагоги.
6
Анализ работы с одаренными детьми за 2014-2015 уч. год. май Педагоги, зам. директора
7
Участие одарённых детей в мероприятиях различного уровня (выставки, конкурсы, проекты) В течение го да Педагоги, методисты
8
Взаимопосещение занятий и мероприятий педагогов с целью обмена опытом работы с одаренными детьми. В течение го да педагоги
9
Обобщение опыта работы педагогов с одаренными детьми (пед. гостиная) апрель Методист, педагоги,
10
Участие в семинарах, конференциях, курсах повышения квалификации. В течение го да педагоги
11
Ведение и обновление странички сайта Дома творчества. В течение го да Администрация, педагоги, педагог- психолог.
12
Поощрение учащихся и родителей по итогам года май Педагог-организатор
Поощрение одаренных детей
1. Публикация в СМИ 2. Поощрения администрации ОУ (поездки, пригласительные билеты на мероприятия, льготные путевки и т.п.) 3. Размещение информации на стенде "Радуга талантов" 4. Система поддержки талантливых и одаренных детей на уровне муниципалитета. 5. Поддержка и поощрение родителей. 9

Предполагаемые результаты
1.Методическое и психолого-педагогическое обеспечение деятельности в системе работы с одаренными детьми. 2. Положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, конференций различного уровня; 3. Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности «Золотой фонд». 4. Увеличение числа учащихся, занимающихся по ИОМ. 5. Тесное взаимодействие с родителями. 6. Повышение социального престижа дома детского творчества на местном, муниципальном уровне. 10

Литература:
1. Одаренные дети. Система работы в школе (компакт-диск) — «Учитель», 2007. 2. Методическая работа в школе (компакт-диск) — «Учитель», 2010.

3. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми. / авт.-сост. Н.И. Панютина и др. – Волгоград; Учитель, 2007. 4. Ресурсы интернета. 11

Приложения
1.
Анкета для родителей №1
Определение уровня проявления способностей ребенка (Сизанов А.Н.) С помощью этой анкеты можно оценить степень одаренности и одаренности и талантливости вашего ребенка без связи с какой-либо областью проявления интересов. Для этого приведен перечень характеристик одаренных и талантливых детей. На вопросы анкеты необходимо отвечать «да» или «нет».
Скорее способный, чем одаренный
1. Мой ребенок инициативный, живой, подвижный. 2. Он с готовностью откликается на все новое. 3. Любит все загадочное и непонятное. 4. часто нуждается в поддержке старших. 5. Довольно легко отвлекается и оставляет начатое дело. Если на пять вопросов вы дали ответы «да», есть вероятность основания считать вашего ребенка способным. Если на вопросы 4 и 5 вы ответили «нет», переходите к следующим вопросам.
Одаренный
1. Его интересы достаточно стабильны. 2. Его любознательность устойчива. 3. Любит задавать и решать трудные вопросы. 4. Часто не соглашаются с мнением взрослых. 5. Имеют свою точку зрения и настойчиво ее отстаивает. 6. Начатое дело всегда доводит до конца. 7. Имеет особую склонность к определенному виду занятий или предмету. 8. Настойчив в достижении поставленной цели. 9. Имеет много друзей среди своих сверстников, с каждым находит общий язык. 10. Задает много вопросов ( в том числе и на уроках) по интересующим его предметам. 11. Часто бывает эгоистичен. Ответы «да» на все 11 вопросов дают основание предполагать, что ваш ребенок одаренный. Переходите к следующим вопросам.
Яркая одаренность.
1. Во многих сферах знаний, в искусстве, музыке, литературном творчестве проявляют свою одаренность. 2. Имеет много, максимум двух друзей более старшего возраста. 3. Его речь очень развита, характеризуется большим запасом слов и глубоким понимание нюансов языка. 4. Всегда ищет самостоятельное решение. 5. В спорных вопросах опирается на собственное суждение, не любит общепризнанных мнений. 6. Берет на себя ответственность в трудных ситуациях. 7. Часто окружающим кажется «не по возрасту» взрослым. 8. Хорошо знает собственные возможности, особенно характера и свое призвание. 9. Одинаково одарен в гуманитарных и технических облостях. Положительные ответы на 9 вопросов дают серьезные основания отнестись к вашему ребенку, как к одаренному. Дополнительно можно ответить на вопросы, определяющие наличие у вашего ребенка высокого творческого потенциала.
Дополнительные признаки высокого творческого потенциала.
1. Желание привнести в выполняемую работу элемент новизны. 2. Стремление освоить незнакомое дело. 12
3. Проявлять упорство в достижении цели, несмотря на неудачи. 4. Наблюдается легкость слухового и зрительного запоминания. 5. Выражена потребность помечтать в одиночестве. 6. Способность длительное время думать над какой – либо идеей, проблемой. 7. Способность к абстрагированию, умению устанавливать отдаленные ассоциации между различными предметами и явлениями. 8. Способность к творческому воображению, созданию нового.
Анкета №2

Мотивация обучения и адаптации ребенка в группе.
Вопросы анкеты. 1. Тебе нравится в Доме детского творчества (группе) или не очень? 2. Когда заканчиваются уроки ты всегда с радостью идешь в Дом творчества (группу) или тебе хочется остаться в школе (пойти домой)? 3. Если бы педагог в группе сказал, что завтра необязательно приходить всем обучающимся, ты бы пошел в дом творчества (группу) или остался бы в школе (дома)? 4. Тебе нравится, когда у вас в группе отменяются занятия? 5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий в группе? 6. Ты хотел бы , чтобы в группе были… 7. Ты часто рассказываешь о группе (Доме детского творчества) родителям? 8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий педагог в группе? 9. У тебя в группе много друзей? 10. Тебе нравятся твои одногрупники? КЛЮЧ 1. Да-3 б. 6. Нет-3 б. 2. Да-3 б. 7. Да-3 б. 3. Да-3 б. 8. Нет-3 б. 4. Нет-3 б. 9. Да-3 б. 5. Нет-3 б. 10. Да-3 б. 25-30 баллов – высокий уровень адаптации; 20-24 балла – средняя норма; 15-19 – указывают на внешнюю мотивацию; 10-14 – низкая мотивация; Ниже 10 баллов – негативное отношение к группе и дезадаптация.
^ Анкетно-биографические сведения об одаренных детях
(заполняется по образцу в течение учебного года) №
п/п

ФИО

Год

рождения

Домашний

адрес

Класс

Виды

одаренности

Участие в

олимпиадах и

конкурсах.

Результативность
13

Анкета №3

Методика диагностики одаренности для педагогов и родителей

Карта интересов для младших школьников
Учитель, воспользовавшись представленной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Это, в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка. При изучении направленности интересов младших школьников следует иметь в виду, что теория и практика обучения и воспитания свидетельствуют о том, что интересы у большинства детей данного возраста нечетко дифференцированы и неустойчивы. Но это не может быть причиной отказа от их изучения. Без информации о склонностях и интересах ребенка наши педагогические меры могут быть неадекватны. Важно, что, несмотря на отсутствие абсолютного совпадения между интересами и склонностями, с одной стороны, и способностями и одаренностью - с другой, между ними существует тесная связь. Эта связь уже на ранних этапах развития личности выражена достаточно определенно: ребенок интересуется, как правило, той наукой или сферой деятельности, в которой он наиболее успешен, за достижения в которой его часто поощряют взрослые и сверстники. Таким образом, склонности выступают как индикатор способностей и одаренности - с одной стороны, как отправная точка - с другой. Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной методике опрос не только детей, но и их родителей. Для этого необходимо заготовить листы ответов по числу участников - это самая трудоемкая операция. Обследование можно провести коллективно. Инструкции предельно просты и не потребуют больших усилий для изучения. Обработать результаты можно также в течение короткого времени.
Инструкция для детей
В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках: ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т.д. Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак "-"; если нравится - "+", если очень нравится, ставьте "++".
Бланк ответов
Дата ___________ Фамилия, имя_________________ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
Инструкция для родителей
14
Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста. На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - "-"; если нравится - "+"; очень нравится - "++". Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.


Бланк ответов
Дата ___________ Фамилия, имя ребенка_________________ Дата _____Фамилия, имя диагностируемого_________________статус____________ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
Лист вопросов
Каждый вопрос начинается со слов: "Нравится ли вам ..." 1) решать логические задачи и задачи на сообразительность; 2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести; 3) петь, музицировать; 4) заниматься физкультурой; 5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры; 6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе; 7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу); 8) играть с техническим конструктором; 9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами; 10) самостоятельно рисовать; 11) играть в спортивные, подвижные игры; 12) руководить играми детей; 13) ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми; 14) ходить в магазин за продуктами; 15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.; 16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных); 17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы; 18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам; 19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми; 20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.); 21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.; 22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.; 23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи); 24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества; 25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи; 26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение); 27) ухаживать за домашними растениями; 28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.); 29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе; 15
30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями; 31) участвовать в постановке спектаклей; 32) заниматься спортом в секциях и кружках; 33) помогать другим людям; 34) работать в саду, на огороде, выращивать растения; 35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Обработка результатов
Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер: 1. математика и техника (1-й столбик в листе ответов); 2. гуманитарная сфера (2-й столбик); 3. художественная деятельность; 4. физкультура и спорт; 5. коммуникативные интересы; 6. природа и естествознание; 7. домашние обязанности, труд по самообслуживанию. Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно- педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С их помощью легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным. Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка. Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями.
Анкета №4

"Как распознать одаренность" Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч

Цель анкеты:
выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей.
Ход работы:
данная анкета заполняется отдельно учителем, работающим с учеником, родителем ученика и самим учеником (начиная со средней ступени обучения). За каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен.
Спортивный талант.
Если…  он энергичен и все время хочет двигаться  он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;  не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками; 16
 лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;  предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, беготню;  кажется, что он всерьез никогда не устает;  неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.
Технические способности.
Если…  ребенок интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;  любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;  сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки;  может починить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек;  любит и умеет рисовать ("видит") чертежи и эскизы механизмов;  интересуется специальной технической литературой.
Литературное дарование.
Если…  рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;  любит фантазировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;  выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;  изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными;  любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.
Музыкальный талант.
Если…  ребенок любит музыку и музыкальные записи, всегда стремиться туда, где можно послушать музыку;  очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;  если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;  сочиняет свои собственные мелодии;  научился или учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте. 
Художественные способности вашего ребенка могут проявиться,
Если ребенок…  не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;  в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуации;  серьезно относиться к произведениям искусства;  когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;  стремиться создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение- украшение для дома, одежды;  не робеет высказывая собственное мнение даже о классических произведениях
Способности к научной работе.
Если ребенок… 17
 обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;  умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;  любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги;  часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;  с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, схем, конструкции  не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.
Артистический талант.
Если ребенок…  часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;  стремиться вызвать эмоциональные реакции у других,  меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;  с большим желанием выступает пере аудиторией;  с удивляющей вас легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения;  пластичен и открыт всему;  любит и понимает значение красивой и характерной одежды.
Незаурядный интеллект.
Если ребенок…  хорошо рассуждает, ясно мыслит и понимает недосказанное, улавливает причины поступков людей;  обладает хорошей памятью;  легко и быстро схватывает новый школьный материал;  задает очень много продуманных вопросов;  любит читать книги, причем по своей собственной программе;  обгоняет сверстников по учебе,  гораздо лучше и шире информирован, чем сверстников;  обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла;  очень восприимчив и наблюдателен.
Обработка результатов:
За каждое совпадение с предложенными утверждениями поставьте один балл и высчитайте коэффициент выраженности способностей (Кс) по формуле: (Кс) = (Б:У) * 100%, где Б – балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно; У – общее количество утверждений по каждой шкале отдельно. Постройте график выраженности тех или иных способностей. 18
19


Яндекс.Метрика