Напоминание

"Детская телестудия"

Автор: Спиридонова Тамара Ивановна

Должность: педагог дополнительного образования высшей категории

Учебное заведение: ГАОУ ДПО "ТемоЦентр"

Населённый пункт: Москва

Наименование материала: Комплексная программа по дополнительному образованию

Тема: "Детская телестудия"

Описание:

Современные подростки в наше время оперативно осваивают новые информационные технологии медиа-пространств Интернета. И когда в "Детской телестудии" подготовкой фото -видеоматериала занимается школьник, а не взрослый человек, он вызывает у сверстников большее доверие и авторитет, психологически он ближе к своей аудитории. В ближайшем будущем–развитие Интернет–телевидения и, как следствие, превращение телевидения в средство коммуникации, станет доступным любому желающему. Поэтому уже сейчас детей необходимо обучать технологии телевидения.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=2256

Опубликовано 12.01.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Департамент образования города Москвы Южное окружное управление образования Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Центр дополнительного образования детей «Детский телевизионный учебный центр» ___________________________________________________________________________ Утверждено Директор МГДТУЦ В.П. Богданов___________ Принято педсоветом Протокол № от__________ Комплексная программа по дополнительному образованию «Детская телестудия» Техническая направленность / Мультимедиа и IT-технологии / Телевизионные и радио технологии / направленность – базовая автор педагог дополнительного образования Спиридонова Тамара Ивановна Срок реализации - 5 лет Возраст детей – 8-17 лет Москва 2014 год

Пояснительная записка.

1.Введение.
Современные подростки в наше время оперативно осваивают новые информационные технологии медиа-пространств Интернета. И когда в «Детской телестудии» подготовкой фото -видеоматериала занимается школьник, а не взрослый человек, он вызывает у сверстников большее доверие и авторитет, психологически он ближе к своей аудитории. В ближайшем будущем–развитие Интернет–телевидения и, как следствие, превращение телевидения в средство коммуникации, станет доступным любому желающему. Поэтому уже сейчас детей необходимо обучать технологии телевидения. В своей работе я принципиальное значение уделяю проектной научно-технической ценности фото- видеоизображения, кадра, с дальнейшим выходом публикаций, создание портфолио в виде участия в конкурсах исследовательских работ. В качестве образцов использую шедевры мировой живописи и кинематографа, что считаю исключительно важным фактором в формирования личности подростка. Известно, что для миллионов зрителей искусство телевидения, т.е. телефильма - олицетворяется в актере. Актер вообще занимает совершенно особенное место в духовном мире зрителей. Воплощение лучших человеческих свойств , некий задушевный , хоть и далекий друг, норма поведения , законодатель вкусов, пример для подражания - вот чем стал актер для миллионов людей. Актеру на экране отводится не только роль исполнителя героя, его игра - память истории навечно зафиксированная пленкой. Поэтому каждому времени не безразлично, кто его выражает на экране. Профессия актера очень важна в искусстве игрового кино. Актер должен быть достоверен , более того, экран усиливает самые тонкие нюансы актерской игры , и мимика и жесты его должны быть очень сдержанными , точно рассчитанными , очень выразительными . Первое, что запоминается в фильме, это лицо, его персонаж - это визитная карточка фильма. От внешности, голоса , манеры исполнения зависит не так уж мало. Киноактер также должен обладать особым даром перевоплощения . Он должен быть готов к любым требованиям , которые может предъявить к нему техника съемки. Поэтому делаем вывод , что актер в фильме незаменим – потому что он , и только он – воплощает в себе самое неповторимое из того, что может зафиксировать видеокамера. Поэтому мной разработана комплексная программа ДТО «Детская телестудия» где учащиеся занимаются сразу на основе двух образовательных дисциплин, объединенных теле-видео- творчеством: это актер кино и телевидения, и фото-видеосъемка при создании мини-фильмов. Основные принципы организации деятельности детской телестудии определяются основными правилами детского творческого объединения «ТЕЛЕ-КИНО»:  И это принципы добровольности, интереса, единства рекреации и познания, совместной и сознательной деятельности,  Общедоступности образования, где образовательные программы в телестудии могут быть: авторскими, экспериментальными; модифицированными, комплексными.
Общее руководство телестудией,
в пределах своей компетенции, обозначенной в должностных инструкциях, осуществляют педагоги дополнительного образования. Организация учебного процесса регламентируется ранее утвержденными образовательными программами, расписанием занятий, планами работ. Комплектование основного контингента обучающихся объединений происходит ежегодно в сентябре месяце в установленные администрацией «ЦДОД» сроки. Допускается доукомплектование групп в течение учебного года. Численный состав объединений отдела определяется, СанПиНом, продолжительность занятий в них, образовательной программой, педагогической целесообразностью.
Для реализации целей и задач детская телестудия осуществляет следующие функции:
 организует деятельность объединений телестудии;  осуществляет набор обучающихся в объединения телестудии;  проводит обучение по образовательным программам, ранее утвержденным в установленном порядке;
 принимает участие в массовых мероприятиях организации и проводит свои;  взаимодействует с другими отделами «ЦДОД», а также с другими объединениями организаций дополнительного образования, занимающимися теле- кино–видео творчеством.
2. Актуальность программы:
состоит в том, что одной из задач современного образования является воспитание нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Навыки сбора информации, преобразование ее, в форму, удобную для восприятия обучающимися, являются одним из видов самовыражения и раскрытия творческого потенциала подростков. Работа в детской телестудии организуется в течение всего календарного года
.
В каникулярное время занятия могут проводиться в объединениях с постоянными или переменными составами детей, в том числе, в выездных кинолагерях загородных или с дневным пребыванием, а также на базе «ЦДОД».
3
.
Отличительная возможность программы.
Занятия с одной группой обучающихся могут одновременно проводить несколько педагогов, обучающих теле-кино-видеотворчеству: тележурналистике, видеосъемке, видеомонтажу, созданию игровых и фильмов. Посещение детской телестудии бесплатно. Обучаясь по программе, подросток учится актерскому мастерству и перевоплощению произносит реплики персонажей, разыгрывает актерские этюды , снимает и снимается в телефильмах и игровых телепрограммах. В процессе занятий подросток учится бороться за внимание зрителей , это достигается благодаря знаниям правил этикета поведения актера на съемочной площадке, принципов выразительного произнесения, а также владения техникой грима и умения выбрать костюм . Программа предусматривает реализацию разнообразного творческого потенциала подростков с помощью проведения игровых турниров, конкурсов , викторин . Кроме того, ребята получают знания основ экранной культуры через просмотры лучших кинофильмов и телефильмов, созданных профессионалами и через посещение и участие в детских конкурсах и фестивалях по данному направлению деятельности.
4. Возраст детей.
Настоящая программа рассчитана на обучение подростков в возрасте от 8 до 17 лет.
5
.
Цели и задачи детской телестудии

цели:

Специальная –
приобретение знаний и навыков операторского и актерского мастерства
Профессионально-ореинтировочная-
ознакомление с профессиями сценариста, оператора и актера для поступления в ВУЗы
Формирование творческой личности
с активной жизненной позицией через приобщение к экранным технологиям, развитие творческого потенциала детей, включение в общественно полезную практику и досуг;
задачи:
 создать оптимальные условия для развития нравственного, творческого потенциала ребёнка через приобщение к кино-видеотворчеству творчеству;  развивать способность самостоятельно определять свои взгляды, позиции, принимать решение в ситуации морального выбора и нести ответственность за эти решения;  формировать навыки работы в творческой команде, телекомпании сотрудничество.
7. Продолжительность занятий
 Продолжительность занятий в детской телестудии определяется СанПиНом возрастными нормами и психолого-педагогическими рекомендациями. Продолжительность 1
академического часа - 45 минут, одно занятие составляет 2 академических часа с обязательным перерывом не менее 10 минут. Занятия одной группы проводится 2 раза в неделю.  В зависимости от особенностей и содержания работы на основе утвержденного плана или программы занятия проводятся: - - всем составом группы; - индивидуально при работе с одаренными детьми или по специфике преподавания: видеосъемка, монтаж видеоматериалов, подготовка к конкурсу, выставке, и др.
8. Формы работы:
-
Индивидуально-групповая, а также желательно индивидуальная работа
с каждым воспитанником, в видеосъѐмке – работа со съѐмочной техникой, достижение эффектной картинки и ее соответствие замыслу -
Групповая
- участие в кинофестивалях и конкурсах экранного творчества детей различного уровня от городских до Республиканских, Всероссийских и Международных.
- Индивидуальная работа.
Начинается работа с обучающимися, у которых усвоение программы продвигается успешнее. Известно, что детская одарѐнность часто имеет узкую направленность. Моя задача – увидеть то, что у ребѐнка лучше всего получается и развить это. В процессе наблюдения за детьми я заметила, что лучше не перегружать подростка мощным стимулом такого труда в дальнейшем является результат- интернет-выпуск, например:, одобренный сверстниками и близкими людьми.
Форма обучения и режим работы.
Настоящая образовательная программа реализуется в следующих формах обучения : - лекции по основам этикета актера и технике грима ; - репетиции сценических ролей в телепостановках игровых, рекламных сюжетов , постановок фильмов и видеоклипов; - участие в конкурсах операторского и актерского мастерства для выявления лидеров группы ; - видеозанятия, творческие отчеты, творческие встречи, творческие практикумы для взаимообучения детей, киномарафоны или кинозалы выходного дня вместе с родителями - просмотр и обсуждение фильмов с целью определения их жанровой формы путем использования анкеты «Назовите ваши« и карты чувств, желаний и ощущений ;
Права и обязанности обучающихся детской телестудии
Обучающиеся имеют право на:  Получение бесплатного дополнительного образования в соответствии с утвержденными дополнительными образовательными программами.  Выбор образовательной программы в соответствии со своими склонностями и способностями.  Обучение в рамках этих образовательных программ по индивидуальным учебным планам.  Посещение занятий в нескольких объединениях организации и переход из одного объединения в другое в течение года.
Ускоренный курс обучения
.  Условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья.  Защиту и уважение их человеческого достоинства, взглядов, убеждений.  Защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности.
9. Сроки реализации.
Программа реализуется в течении 5 лет, в три этапа . На освоение полного курса отводится 540 педагогич. часа (580 пед. ч. с резервом ).

1 год обучения -
является
Подготовительным
, во время которого учащиеся овладевают основами знакомства с оборудованием телестудии, с основами операторского и актерского мастерства, а также идет первоначальное знакомство с техникой грима, правилами этикета, основами экранной культуры и психологическим тренингом . На этом этапе проводятся
групповые и индивидуально-групповые занятия
:  Теории-
38 ч,
Практики -
70 ч. ; На год обучения - 108 ч (116 ч. с резервом)

Состав группы -
постоянный . В группе – 10 человек.
2, 3, 4 год обучения - Основной этап,
изучение основ обращения с видеооборудованием и самостоятельные съемки их на фото, видеокамеру. Во время обучения подростки продолжают изучать актерское мастерство, грим, этикет, тренинг. Переходят от актерских этюдов к разыгрыванию телесюжетов. На этом этапе проводится
групповые
и
индивидуально- групповые занятия
 теория -
38 ч. ,
практики-
70 ч .
На год обучения –
108 ч. (116 ч. с резервом) Состав

группы –
постоянный . В группе – 10 человек.
5 год обучения– Заключительный этап.
Во время этого этапа подростки под руководством педагога подходят к самостоятельной творческой деятельности . Идет усложнение навыков актерского мастерства. Необходимость индивидуально- творческого процесса. выражена в подготовке ролей для постановки и съемки будущих фильмов. На этом этапе проводится
групповые и индивидуально – групповые занятия
 теория –
38 ч. ,
практики –
70 ч .
На год обучения –
108 часов . (116ч. с резервом)

Состав группы-
постоянный . В группе -
8-6 человек.

10. Образовательные результаты и способы их проверки.
Каждый этап обучения подразумевает овладение ребенком определенным уровнем знаний, умений, навыков, а так же развитие его личностных качеств. В
первый
год обучения учащиеся получают необходимые теоретические знания в области видеоискусства, формируют основные навыки техники безопасности и теоретические знания в области работы с фото-видеотехникой, знакомятся с различными областями применения современных технических средств обучения. В течение
второго
,
третьего
,
четвертого
года обучения совершенствуют и закрепляют свои знания по технике безопасности работы с фото, видео оборудованием, в правильном обращении и использовании этого оборудования. Формируют и закрепляют знания и умения по созданию фильмов и видеороликов на литературной основе, создают собственные сценарии, персонажей, декорации.
Пятый
год является в основном проектным, заключительным, с преобладанием размещения видеоработ в сети интернет. Занятия проходят в форме бесед, сообщений, практических занятий. Теоретическое занятие сопровождается демонстрацией методического материала фотографии, литература, журналы, слайды, видео материалы, фильмы. Практические занятия включают в себя работу с оборудованием телестудии фото, видео камеры, создание и изготовление видеороликов и фильмов по литературным произведениям, и по собственному сценарию. На определенном этапе обучающиеся могут объединиться в группы, т. е. используется проектный метод обучения.

Выпускник должен знать и уметь:
- оборудование телестудии; - основы работы и безопасного использования оборудования -фото, видео камера, штатив, осветительные приборы; - уметь снимать на фото, видео камеру подвижные, неподвижные предметы; - знать основы создания игрового фильма; - уметь работать индивидуально над созданием проекта;
11. Учебно-тематический план 1 год обучения.
п/п Название темы Всего : Практика Теория 1. Вводное занятие , правила по т / б. 2 2 - 2 Знакомство с телестудией теле-кино. Оборудование телестудии. 2 - 2 3 Работа с освещением 6 4 2 4 История появления фото, видео искусства. 10 8 2 5 Объекты видеосъемки 14 12 2 6 Съемка неподвижных предметов 10 8 2 7 Практическое занятие. Съемка людей 10 8 2 8. Введение в актерскую профессию 8 6 2 9. Работа актера над сценарием 10 6 4 10. Этикет современного актера 8 6 2 11 Актерско-психологический тренинг 8 4 4 12. История гримерного искусства 6 4 2 13 Творческий практикум 14 12 2 14 Сценические игры 8 6 2 15 Основы экранной культуры 18 14 4 16. Сказочная киносъемка 20 16 4 17. Итоговое занятие 2 2 - Всего по программе 108 ч. 70 ч. 38 ч.
12. Содержание программы 1 год обучения.
1. Вводное занятие. Педагог инструктирует по технике безопасности. Обьясняет правила поведения в классе в съемочном павильоне , знакомит с учебным планом на год , отмечая свои требования , знакомит со спецификой изучаемых предметов. 2 Знакомство с телестудией теле-кино. Оборудование телестудии. * Вводный раздел. Техника безопасности при работе в студии. 3 Работа с освещением 4 История появления фото, видео искусства. 5 Объекты видеосъемки 6 Съемка неподвижных предметов 7 Практическое занятие. Съемка людей 8 * * * * Введение в актерскую профессию. Знакомство с понятием « Визитная карточка актера « Усвоение понятия « дар перевоплощения « Закрепление правил поведения в мизансценах Осмысление всего материала, связанного с ролью 9. * * * * Работа актера над сценарием. Знакомство со сценарием фильма Станция « ЧИТАЙКА « Выбор роли и обсуждение темы сценария. Рассказ- «Эстафета» - придумывание окончания сценария
* * Конкурс идей « Что бы я сделал, чтобы помочь начинающему актеру ?» Защита фантастических проектов « Актер – 21 Века « 4. * * * * * * * * * Этикет современного актера Лекция « ЧТО ТАКОЕ ЭТИКЕТ «? Инсценировка « Непрошенный гость «» Выездная экскурсия « Я поведу тебя в музей кино « Тренинг « Позвони, мне позвони « Беседа « Игра вежливых « Ролевая игра « Ваше поведение- это ваше все ) Игра «НЕТ « и НЕ « в ЭТИКЕТЕ Семинар « Нужно ли говорить правду « Шуточный тест « Счастливого пути» 5. * * * * * * * * * * * * * Актерско-психологический тренинг. Воображение- глаза души « Формирование событий « Разыгрывание этюдов « На отдыхе « Сценическое перевоплощение « Разыгрываем конфликт « Партнерство в актерской игре «Передача настроения « Воздействие словом « Слово в жизни и на сцене « Через творчество к самосовершенствованию « Сценические импровизации « Эмоции и жизненные силы «Относительность эмоций « Наши социальные роли « Разыгрывание ситуаций « Моральные заповеди человека « Уважение и самоуважение « Человек ,будь человеком « Что такое человеколюбие « Интеллектуально-творческие дела Миниатюры « Полезные дела «, « Акция милосердия «Десять заповедей творческих личностей ( по П.Вайнцвангу) Тест – «Твой творческий потенциал « 6. * * * * История гримерного искусства Основные сведения о гриме Развитие гримерного искусства в России Грим, как компонент сказочного образа Грим и троансформация образа Грим «Детское лицо « (раны, шрамы, синяки, мушки , слезы ) 7. * * * * * * Творческий практикум. Конкурс юных сказочников « В гостях у Русалочки « Игровая программа «Сказочный чемпионат» Викторина « Сказочный Алфавит « Сказочный карнавал « Разные маски у веселой сказки « Брейн-ринг «Сказочное Ассорти » Игра для знатоков «Сказочный Покер « 8. * * * * * Сценические игры на знакомство и адаптацию Шуточная олимпиада по сплочению детского коллектива Сказочно- сюжетные эстафеты Цирковые представления- этюды Стихотворные импровизированные сказки Командные игры на скорость, сноровку, смекалку 9. * * * * * * * * * Основы экранной культуры. Вечер-отчет «Путешествие в мир кино « Творческий вечер «Что такое грамотный зритель ?» Мастер-класс « Откуда пришло кино « Творческая встреча «Открытие языка кино « Творческий отчет « Крупным планом « Мини-рецензия «В поисках нового кино « Творческий отчет « Страницы истории кино « Кинодиспут « Виды и жанры кино « Творческий отчет « Стилистика авторского кино « 10. * Съемка совместно о операторской группой . Съемка конкурса « В гостях у Русалки «
* * * * Съемка программы « Сказочный чемпионат « Съемка карнавала « Разные маски у веселой сказки « Съемка брейн-ринга « Сказочное Ассорти « Съемка знатоков « Сказочный Покер « 11. Итоговое занятие. Подведение итогов за год. Определение достигнутых успехов за год, анализ неудач. Работа над ошибками.
13. Учебно-тематический план 2 год обучения
п/п Название темы Всего: Практика Теория 1. Вводное занятие, правила по т / б. 2 2 - 2 Основы работы с видеооборудованием 40 38 2 3 Знакомство с программным обеспечением ПК 10 8 2 4 Работа с освещением. 10 8 2 5 Объекты видеосъемки 22 20 2 6 Неподвижные обьекты 10 8 2 7. Основы актерской профессии 10 8 2 8. Работа актера над сценарием 38 34 4 9. Этикет актера на съемочной площадке 18 14 4 10. Актерский тренинг 40 36 4 11 Основы грима 28 24 4 12. Творческий практикум 28 24 4 13 Сценическая ритмопластика 18 16 2 14 Основы экранной культуры 22 20 2 15. Съемка телепроб, этюдов, сюжетов 44 42 2 17. Итоговое занятие 2 2 - Всего по программе 108 ч. 70ч. 38 ч.
14. Содержание программы 2 год обучения.
1. Вводное занятие. Педагог инструктирует по технике безопасности. Обьясняет правила поведения в классе в съемочном павильоне , знакомит с учебным планом на год , отмечая свои требования , знакомит со спецификой изучаемых предметов. 2 Основы работы с оборудованием 3 Знакомство с программным обеспечением ПК 4 Работа с освещением. 5 Объекты видеосъемки 6 Неподвижные обьекты 7. * * * * * * * Основы актерской профессии Творческие задания на сценической площадке «ПРОФЕССИОНАЛЫ « Упражнения по развитию речи ( дыхательная ,голосовая , артикуляционная гимнастика ) Подвижные командные игры « Шуточная олимпиада « Драматургические опыты ( импровизированные показы, инсценировки произведений детских писателей, конфликтные ситуации ,характеры и поступки героев) Игры с использованием карточек « Артисты пантомимы « (готовятся заранее ) Задания, выполняемые в зале и на сцене «Что бы это значило «, « Скульптор и модель « Массовые сценки из современной жизни « Пресс- конференция « 8 * * * Работа актера над сценарием. Выбор роли и обсуждение темы сценария. Выделение эпизодов в сценарии и их перессказ. Поиски музыкального решения.
* * * Переход к тексту, уточнение мотивов поведения актера. Репетиция всей сцены целиком. Уточнение темпоритма постановки. 9. * * * * * * * * * * * Этикет актера на съемочной площадке. Беседа « ОДИН ДЕНЬ ВОСПИТАННОГО ЧЕЛОВЕКА « Отработка правил сценической этики. Развитие чувства партнерства. Сохранение творческой свободы актера Развитие культуры общения в коллективе Мини- спектакль « Болтовня « Ролевая игра « В чем залог твоего успеха ? « Ролевая игра « Чувство времени. Благодарность « . Игра « Юмор, Сатира « Семинар « Этические ситуации « Лекция « Вся наша жизнь- игра « Беседа « Общение по Интернету « 10 * * * * * Актерский тренинг. Усваивая тренинг ребята овладевать своми эмоциями , чувствами , смогут раскрепоща- ться , проявлять себя достойно в нестандартных ситуациях , находить выход из трудных ситуаций , преодолевать комплексы , усвоят основы пантомимы и пластики. У учащихся также повысится стремление к постоянному культурному росту. Знакомство с актерским тренингом : упражнение на внимание , на развитие памяти , Актерский звукоряд « О А У Ы И «. Аукцион « У лукоморья «- отгадывание произведе- ний А.С. Пушкина. Ввод новых упражнений на внимание ( двойная цепочка хлопков ), упражнения на пластику . проведение этюдов. Пантомима « Живая картина «. Повторение, закрепление полученных навыков , упражнений на дикцию- чтение скороговорок – скороговорная пятиминутка . Задания на различные ситуации в игре « Профессор и студент «. Ввод новых упражнений на внимание и реакцию в игре « Автобус в час пик «. Упражнения « Звукоподражатель «. 11 * * * * Основы грима . Знакомство с приемами наложения грима. Знакомство с видами грима ( конкурсный, карнавальный, театральный ) Мимика и грим актера Взаимосвязь грима ,прически и костюма в сценическом образе 12 * * * * Творческий практикум. Конкурс актерского мастерства «Мисс Очарование « ( мода, хобби, пародия на песню, диктор телевидения , танцы, рекламная пауза ). Конкурс по гримерному искусству « Разрисуй себя « с помощью несложных приемов превращения в клоуна . вампира , колдуна , бабочку и др. Викторина « ВВВ « - Вечер веселых вопросов , Развитие смекалки , остроумия , прогнозлотерея. Миниконцерт: пантомима , экспромт , импровизация в озвучивании отрывков и т.д. 13 * * * * * Сценическая ритмопластика. Игры на развитие двигательных способностей, координация движения. Ритмические этюды , быстрота реакции. Чувство ритма, пластика движений рук. Музыкально- пластические импровизации Жесты – как важное средство выразительности 14 * * * Основы экранной культуры. Вводное занятие. Беседа о фильмах и телепередачах. Рассказ о своих любимых фильмах. Что такое экранные искусства. Кино, видео, телевидение- что у них общего ? Работа над восприятием и навыки анализа фильма.
* * Развитие внимания к внешнему облику героев/ выражение лица, походка, мимика, костюм / Общее настроение фильма, смена эмоционального состояния в процессе просмотра фильма. 15. * * * * Съемка совместно о операторской группой Съемка телепроб в КАМ - « Мисс очарование « Съемка конкурсной программы « Разрисуй себя « Съемка телеэтюдов на заданную педагогом тему. Съемка итоговых телесюжетов в Миниконцерте. 16. Итоговое занятие. Подведение итогов за год. Определение достигнутых успехов за год, анализ.
15. Учебно-тематический план 3 год обучения
п/п Название темы Всего: Практика Теория 1. Вводное занятие , правила по т / б. 2 2 - 2 Объекты видеосъемки 20 18 2 3 Освещение объектов 20 18 2 4 История появления фото, видео искусства 20 18 2 5 Фотофильмы об участии в кинофестивалях 10 8 2 6 Проектная работа по созданию слайд-фильмов, портфолио, публикаций 20 16 4 7 Практическое занятие. Съемка людей 20 18 2 8. Основные актерские закономерности 14 12 2 9. Понятие современности актера 22 20 2 10. Диапазон ролей в соответствии с жанрами телекино 12 10 2 11 Актерский тренинг 30 26 4 12 Гримерное искусство 28 24 4 13 Творческий практикум 16 14 2 14. Сценическая ритмопластика 28 24 4 15. Основы экранной культуры 24 20 4 16. Съемка теленовелл , мини- фильмов и игровых телепрограмм 44 40 4 17 Итоговое занятие 2 2 - Всего по программе : 108 ч 70 ч 38 ч
16. Содержание программы 3 год обучения.
1. Вводное занятие. Инструктаж по т/ б, знакомство с планом работы на год. 2 Объекты видеосъемки 3 Освещение объектов 4 История появления фото, видео искусства 5 Фотофильмы об участии в кинофестивалях 6 Проектная работа по созданию слайд-фильмов, портфолио, публикаций 7 Практическое занятие. Съемка людей 8. * * * * Основные актерские закономерности. Перевоплощение актера в образ. Движение по событиям , факту, охвату роли. Логика и последовательность действий. Вкладывание в роль частичку самого себя. 9. * * Понятие современности актера. Диалектика души в современной актерской игре. Развитие актерской техники, способствующей освобождения от наигрышей , фальши.
* Отработка такого понятия : как « рождение характера героя « Установление живых связей самого персонажа со средой в постановке. 10. * * * * Диапазон ролей в соответствии с жанрами телекино. Комедийный актер Фантастический актер Мифологический актер. Приключенческий актер. 11. * * * * * Актерский тренинг. Повторение упражнений , ввод новых . Пример :» Зрители и артисты « - на внимание. Дружеский портрет» - на пластику; актерские этюды. Новые упражнения на дикцию ( с орехами во рту ), скороговорки . Репетиции с опорными словами в репликах. Задания на различные ситуации. Репетиции с опорными словами в репликах. Выбор пьесы сценария. Разговор об авторе, эпохе , людях того времени. Задача и сверхзадача роли. Характер сценического рисунка героев. Импровизация на основе текста роли. 12. * * * * Гримерное искусство. Понятие сценического грима.. Правила наложения портретного грима. Цвет, освещение и грим. Грим и жанр кино . 13. * * * * Творческий практикум. КВН « Остров Буян «- конкурсы , развлечения, состязания. Литературная игра по призведениям писателей 19 Века. Телеграммы , отрывки , персонажи , которые надо угадать. Конкурс актерского мастерства « Именинное телевидение « . Сцена знакомств, ведущие телепередач: « Герой дня « , « Песня 2000…» , реклама на ТВ , рецензия. Видеоконкурс актерского мастерства «Король и Королева Экрана - 200….. года « 14 * * * * Сценическая ритмопластика. Действие с воображаемыми предметами . Пластика свободных образов и характеров сказочных героев. Пластика тела в импровизированном спектакле. Тренировка веры , фантазии и пластической выразительности. 15. * * * * * Основы экранной культуры. Вводное занятие. Кино и другие виды искусств. Кадр в фильме: из чего состоит фильм ? Кино - рассказ в кадрах. Сюжет фильма, поступки героев, настроение и чувства героев и зрителя. Соединение кадров и рождение нового смысла. Обмен впечатлениями и мнениями о фильмах , просмотренных за год. 16 * * * * * Съемка совместно о операторской группой.. Съемка конкурсно- игровой программы КВН « Остров Буян « Съемка телеигры « Литературное лото « Съемка игровых теленовелл в разделе « Именинное телевидение « Съемка короткометражного фильма. Съемка видеоконкурса «Король и Королева Экрана – 200……года « 17. Итоговое занятие. Подведение итогов за год. Анализ успехов и неудач . Развлекательная программа «Детское телевидение «. Закрепление знаний по телевизионным профессиям , изготовление эмблем свои телекомпаний.
17. Учебно-тематический план 4 год обучения
п/п Название темы Всего : Практика Теория 1. Вводное занятие, правила по т /б. 2 2 - 2 Оборудование телестудии 8 4 4
3 Основы работы. Штатив 4 2 2 4 Видеокамера.Фотокамера. 36 34 2 5 Знакомство с программным обеспечением ПК 10 8 2 6 Работа с освещением 6 4 2 7. Система жанров телефильмов 18 16 2 8. Актерские репетиции постановок 68 64 4 9. Работа актера с режиссером 20 18 2 10. Работа с костюмом и предметами игрового реквизита . Изготовление масок и деталей костюма . 14 12 2 11 Творческий практикум 50 44 6 12 Грим в кинематографе 10 8 2 13 Творческая копилка 38 32 6 14 Съемка рекламного сюжета, видеоклипа, фильма- фэнтези, творч. прогнозов актеров на будущее время . 52 48 4 15. Просмотр фильмов и обсуждение сыгранных ролей актеров 30 26 4 16. Итоговое занятие 2 2 - 17. Всего по программе : 108 ч. 70 ч. 38 ч.
18. Содержание программы 4 год обучения.
1. Вводное занятие. Инструктаж по т/ б, знакомство с планом работы на год. Обсуждение программы « Повеселимся от души « 2 Видеооборудование телестудии 3 Основы работы. Штатив 4 Видеокамера.Фотокамера. 5 Знакомство с программным обеспечением ПК 6 Работа с освещением 7. * * * * * * Система жанров телевидения. Мелодрама Телевизионные жанры : развлекательные программы, телеигры. Рекламный сюжет. Телесериалы , теленовеллы , телероманы Видеоролики, видеоклипы. Фильмы ужасов , фильмы катастроф. 8. * * * * Актерские репетиции Этюдный метод отработки ударений . Введение понятия – атмосфера сценического пространства. Упражнение « рецензия на фильм. Знакомство учащихся с построением сценического образа. Составление « автобиографии « героям из прошлого. Понятие сценического действия. Пантомима : немое кино « на основе басен И.А. Крылова Развитие понятия «темпоритм постановки «.Упражнение « Безголосый конферасье «Репетиции юмористического видеоклипа. 9. * * * * Работа актера с режиссером. Характеристика быта героев Сверхзадача поступков героев. Мысленное рапределение роли на весь съемочный процесс Отработка мгновенной мобилизации актера и сиюминутного творчества в эпизоде. 10. * * * * Работа с костюмом и предметами реквизита. Творческое задание « Лесной универмаг « ( придумывание одежды ) Творческое упражнение « Специализированный магазин для нерях « .. Кинопробы « Звезды американского и европейского кино « ( кумиры кино ) Творческие задания « Новый фантастический инвентарь « - фильм фэнтези.
* Изготовление масок и деталей костюмов в импровизированных конкурсах. 11. * * * * Творческий практикум. Вечер импровизации « Подарок для всех» игры , конкурсы , разминка , танцы, пословицы и т. д. Конкурс музыкального видеоклипа « Начинающий актер « . Звание : лучший актер , настоящая леди. Конкурс – « , актриса « , « Мечта « , « Болтуны « , выбор победителя « ТЕЛЕЗВЕЗДА «. Турнир - викторина « Разнобой» .Соревнование команд: разминка, « Устами младенца», «Черный ящик « , Мы интеллектуалы « , « Почему , зачем и как ? « -развитие артизтизма , выдумки , находчивости , чувства , расширение кругозора. Творческий конкурс « Я , Лидер группы …….» ( победитель года ) 12. * * * * * Грим в кинематографе. Грим и жанр кино. Актер и грим. Техника грима, инструменты, краски , гигиена. Новые направления в современном искусстве грима. Взаимосвязь грима, прически и костюма в сценическом образе актера. 13. * * * * Творческая копилка. Составление сценарного плана конкурсов, программ, развлекательных вечеров и т.д. Разработка собственной мини- рецензии для оценки фильмов. Импровизация самостоятельного съемочного процесса в творческих группах. Творческая копилка: отбор средств создания кино. Советы по сохранению творческой свободы на протяжении всего фильма. 14. * * * * * Просмотр фильмов и обсуждение сыгранных ролей. Профессии и характеристики создателей фильмов. « Творческая копилка « - отбор средств и приемов актеров. Обсуждение сыгранных ролей : оценка , ошибки , похвала. Общие законы экрана. Просмотр и обсуждение разных видов кинематографа. Специфика телевидения. 15 * * * * * Съемка совместно о операторской группой . Съемка « Творческих прогнозов « в форме интервью , используя ипровизацию « Подарок для всех « Съемка музыкального видеоклипа. Съемка рекламного сюжета «Начинающий актер «. Съемка фильма- фэнтези. Съемка конкурса « Я , ЛИДЕР, группы ! « 16. Итоговое занятие. « Творческие прогнозы актеров « в форме интервью. Конкурс юмористов, создание афиши своей телестудии , советы по проведению фестивалей. Награждение лучших актеров - лидеров.
19. Учебно-тематический план 5 год обучения.
п/п Название темы Всего: Практика Теория 1. Вводное занятие, правила по т /б. Вечер-игра «В теле- студии» 2 2 - 2 Основы работы. Штатив 4 2 2 3 Основы работы с видеокамерой 12 10 2 4 Основы работы с фотокамерой 4 10 2 5 Практическое занятие. Съемка предметов 4 4 - 6 Знакомство с программным обеспечением ПК 8 6 2 7 Подвижные объекты 4 2 2 8 Проектная работа по созданию слайд-фильмов, портфолио, публикаций 14 10 4 9. История экранных искусств 10 8 2 10. Гимнастика чувств актеров на площадке 8 6 2
11 Режиссерско-педагогическое общение 6 4 2 12 Изготовим костюм 4 2 2 13 Творческий практикум 20 18 2 14 Творческие задания по гриму 4 2 2 15 Творческая копилка 10 8 2 16 Съемка творческих проектов, конкурсов и прогнозов актеров на будущее время . 30 36 4 17. Воскресный кинозал. Обсуждение сыгранных ролей актеров 20 16 4 18. Итоговое занятие 2 2 - 19. Всего по программе : 108 ч. 70 ч. 38 ч.
20. Содержание программы 5 год обучения.
1. Вводное занятие. Инструктаж по т/ б, знакомство с планом работы на год. Обсуждение программы «В киностудии « 2 Основы работы. Штатив 3 Основы работы с видеокамерой 4 Практическое занятие. Съемка предметов 5 Знакомство с программным обеспечением ПК 6 Подвижные объекты 7 Проектная работа по созданию слайд-фильмов, портфолио, публикаций 8. * * * * * * История экранных искусств Экран –спутник нашей жизни Язык экрана Наше восприятие Выразительность кадра Реальность экранного мира Краткие сведения о истории кино,телевидения ,видео 9. * * * * * * Гимнастива чувств актеров на площадке Сценическое внимание. Артистическая смелость Взаимодействие и взаимозависимость партнеров Память ощущений и физических самочувствий Темпоритмы постановки Психофизиология творческого тренинга 10. * * * * * * * Режиссерско-педагогическое общение Инсценированные педагогические задачи Драматическая импровизация Режиссура этюдов Имитация диалога « Телефон доверия « Драматический эпизод из жизни « Фотография « Этюдный метод «Проективные ситуации» Социальная ситуация « Человекороль « 11. * * * * * Творческие задания « Изготовим костюм « Творческое задание « Какие разные маски « Соединение частей в костюме «Клоун» Обработка принадлежностей в костюме «Супергероиня « Копирование и вырезание выкроек костюма «Владыка Космоса « Изготовление медальона для костюма « Чародей» 12 * * * * * Творческий практикум. Вечер-игра «В киностудии » ( кинопробы, рекламная заставка, озвучивание ) Конкурс кинопроектов « Штат детских научных сотрудников « Конкурс интеллектуально-творческой игры «Монитор« Творческий конкурс « Ромашка « Конкурс коллективно-творческих дел «
* Творческий конкурс « Я , актриса , ты режиссер …….» ( победитель года ) 13 * * * * * * * Творческие задания по гриму Разные клоуны (.милое сердечко,клоуны в зеленой и розовой шляпе ) Между небом и землей ( цветущее дерево, темная ночь, золотое солнце) Огонь и вода ( морская звезда ,огонек ,волна и др.) Животный мир (собака,мышка,бабочка,кот,тигр, божья коровка , бык и т.д.) В саду ( клубничка, груша, редис, вишенка, виноградная кисть, цветочек и др. ) Проказы маленьких монстров ( вампир,паук, колдунья , зеленый монстр и т.д. ) Путешествие в Азию ( китаянка, китайский дьявол, актер театра и т.д. ) 14 * * * * * * * Творческая копилка. Составление сценарного плана конкурсов , программ , развлекательных вечеров и т.д. Разработка собственной мини- рецензии для оценки фильмов Сочинение собственного краткого сюжета с предложенными героями. Импровизация самостоятельного съемочного процесса в творческих группах. Изобретение темы и формы телепередачи для видеоцентра нового 21 Века Составление анкеты на эрудицию Творческая копилка: отбор средств создания кино. Советы по сохранению творческой свободы на протяжении всего фильма. 15 * * * * * * Съемка совместно о операторской группой . Съемка вечера- игры « В КИНОСТУДИИ « Съемка конкурса кинопроектов « Штат научных сотрудников « Съемка интеллектуально-творческой игры « Моиитор « Съемка творческого конкурса « Ромашка « Съемка конкурса коллективно-творческих дел « Съемка конкурса « Я , Актриса , ты режиссер « ! ( выявление победителей года ) 16. * * * * Воскресный кинозал. Обсуждение сыгранных ролей. Роль экрана в нашей жизни Реальное время и экранное время Что смотрим и как это видим Наши любимые фильмы ( Жанры, актеры, режиссеры и т.д. ) 17. Итоговое занятие. « Творческие прогнозы актеров « в форме интервью. Конкурс юмористов, создание афиши своей телестудии , советы по проведению фестивалей. Награждение лучших актеров - лидеров.
21. Методы обучения и формы организации учебных занятий
. На занятиях еще используются: - Словесные методы -формирование теоретических и фактических знаний; - Наглядные просмотр плохо снятых детских работ представляет собой отличную возможность обучающимся усмотреть типичность ошибок; а просмотр разного рода произведений искусства – картин выдающихся художников, кинофильмов, работ победителей конкурсов детского экранного творчества -способствует внутреннему росту ребѐнка); - Практические творческие задания, упражнения для развития логики, креативности, коммуникативные тренинги; - Ещѐ один метод работы с ребятами я условно называю «
Имеешь право на ошибку».
Он вряд ли применим в школьном основном образовании, но в дополнительном даѐт хорошие результаты.
Работа над проектом включает следующее:
-обучение; - составление сценария; - выбор, заучивание ролей; - видеосъемка и фотографирование;
- обработка собранного материала педагогом при помощи компьютерной программы для монтажа; - демонстрация проектов родителям на мониторах ;
Свободу совести, информации.
 Свободное посещение мероприятий, предусмотренных планом мероприятий организации.  Внесение предложений по совершенствованию работы объединения.  Участие в кинофестивалях, конкурсах, выставках творческих работ различного уровня.  Бесплатное пользование ресурсами организации, учебными помещениями, оборудованием, интернетом, инвентарем и материалами.  Развитие своих творческих способностей и интересов.
Обучающиеся обязаны:
 Выполнять правила объединения «ТЕЛЕ-КИНО».  Посещать занятия детской телестудии, участвовать в общественно-полезной деятельности студии и трудовых делах коллектива, проявлять инициативу.  Ответственно выполнять поручения, данные коллективом телестудии, его руководителем, работающими в детской телестудии.  Укреплять дружбу и взаимопомощь в коллективе.  Поддерживать традиции организации и студии.  Соблюдать правила поведения обучающихся и технику безопасности.
Учебно-методический комплект.
 Для успешной реализации программы должны способствовать различные виды индивидуальной работы: практические занятия, творческие отчеты и т. д.  «Социализация» - развитие инициативы, развитие творческого воображения;  «Безопасность» - умение безопасно обращаться с электрическими приборами «Коммуникация» - развитие свободного общения со взрослыми. «Чтение художественной литературы» - развитие интереса к художественной и познавательной литературе, пополнение литературного багажа обучающихся детей сказками, рассказами, стихами, загадками;
Кроме того, необходимы следующие средства обучения:
- Светлый и просторный кабинет. - Аппаратура: видеокамера, фотоаппарат, карты памяти, штатив, телевизор, компьютер с программным обеспечением для видеомонтажа, набор профессионального освещения, устройство вывода принтер аудиоаппаратура, микрофон. - Детская литература. - Видеотека с роликами и фильмами по литературным произведениям, истории кино.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Форма занятий
игра, актерские тренинги, конкурсы, викторины, аукционы, КВНы. миниконцерты, развлекательные и игровые щоу-программы, вечер импровизаций турнир, рекламный сюжет, телеигры.
Формы подведения итогов
: конкурсы, фестивали разных уровней, видеофильмы, видеоклипы реклама, открытые занятия - видеоэкскурсы и киномарафоны- т.е. отчеты
Первый год обучения .

1. К
онкурс юных сказочников « В гостях у Русалочки «

2.
Игровая программа
«
Сказочный чемпионат
«

3.
Карнавал « Разные маски у веселой сказки «
4.
Брейн
-
ринг « Сказочное Ассорти «
5. К
онкурс знатоков сказок « Сказочный Покер «
Второй год обучения .

1.
Конкурс актерского мастерства
: «
Мисс очарование « 2. Конкурс по гримерному искусству : « Разрисуй себя « 3. Викторина « ВВВ- вечер веселых вопросов « 4. Миниконцерт -пантомима , экспромт , озвучивание отрывков
Третий год обучения .

1.
КВН -соревнования , состязания , аттракционы
2.
Телеигра
3.
Конкурс актерского мастерства « Именное телевидение «
4.
Конкурс : «Король и Королева Экрана - 200….года «
Четвертый год обучения .

1.
Вечер-игра «В телестудии»
2.
Конкурс музыкального видеоклипа
3.
Конкурс рекламного видеосюжета
4.
Турнир- викторина
5.
Творческие прогнозы актеров в форме « интервью »
Пятый год обучения .

1.
Вечер-игра « В Киностудии «
2
Конкурс кинопроектов « Штат детских научных сотрудников «
3
Творческий конкурс
«
Ромашка
«

4
Конкурс коллективно-творческих дел «КТД«
5
Конкурс « Я Актриса , ты режиссер «- выбор лидеров группы
22 . МЕТОДИЧЕСКИЕ ВИДЫ ПРОДУКЦИИ ( формы занятий )
Весь этот многоликий кинопроцесс познакомит с биографией знаменитых операторов
,
актеров
,
режиссеров
,
композиторов
,
на их примере дети убедятся
,
что с детства надо работать над своим талантом
.
Выполнение актерских этюдов
-
упражнений разовьет в детях актерское мастерство
,
сценическую речь
,
и основы сценических движений
,
т. е.
-
ритмопластики
.
Поэтому
-
учебный этюд
,
это уже небольшая роль
,
но к ней надо относиться с большой серьезностью
.
Исходя из всего перечисленного можно сказать
,
что обучение детей может происходить в
форме нестандартных нетрадиционных занятий .
С учащимися можно использовать следущие виды занятий
:
основанные на нетрадиционной организации учебного материала
,
это
-
занятия-путешествия, занятия- соревнования, занятия-фантазии, занятия - сказка, занятия- драматизация, занятия- встреча, занятия- в гостях , занятия -сюрприз, занятия -викторина, занятия- турнир, занятия -отчет. Такие занятия формируют у учащихся устойчивый интерес к учению
,
снимают напряжение
,
скованность
,
помогают формировать

навыки учебной деятельности
.
Они оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей
.
Благодаря этому у них формируются более прочные глубокие знания о истории
"
ТЕЛЕ
-
КИНО
" -
как вида искусства
.

На таких занятиях должно быть использовано многообразие видов деятельности учащихся
.
Здесь происходит взаимосвязь музыкального
,
изобразительного
,
художественного слова
,
а также
/
выставки работ для оформления кабинета
/.
Это могут быть маски
,
детали костюмов
,
рисунки
,
примерные сценарии созданные детьми
.
А также у детей будет большая возможность узнать тайны гримерной ведь это место чудес и превращений
.

Список литературы
:
1.
Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Примерная основная общеобразовательная программа образования
Методическая литература:

2.

«
Диалог с экраном « , Е.А. Бондаренко, М ,1994 год.
3.

«
Основы экранной культуры
« ,
Л
.
М
.
Баженова , М . 1995 год
4.

«
Искусство грима» И.А. Сыромятникова , М. 2004 год.
5.

«
Учебник по гримерному искусству « , В. Пина , М. 2002 год.
6.

«
Управление методической работой детей в УДО « , М. 2003 год.
Сценарии :

7.
«Веселые представления в школе « , Ю.Погорельский , М. 2004 год.
8.
«Школьные конкурсы «, А. Кугач , М. 2004 год.
9.
«Школьные юморины « , И.Агапова , М. 2002 год.
10.
«Сценки- минутки «, О.В.Узорова , М. 2002 год.
11.
«В школе на каникулах « , М. С. Коган , М. 2004 год.
12.
«Школьные годы чудесные «, Т.Б. Солдатова , М. 2002 год.
Используемая литература :

13.
«Энциклопедия досуга « , М.Погодаева , М. 1990 год.
14.
«Этикет для юных леди «, А. Снегирев . , М. 19990 год
15.
«Путешествие в мир кино « , Е.А. Бондаренко , М.2003 год.
16.
«Актер кино « , М. 1987 год.
17.
«Мастерство режиссера « , О.Я. Ремез , М. 1983 год.
18.
«Маски и костюмы « , Р. Гибсон , М. 1999 год.
19.
«Нетрадиционные уроки « , Л.Г. Максидонова , М.2002 год
Спиридонова Тамара Ивановна-педагог дополнительного образования

г.Москва 2015/2016 год



Яндекс.Метрика