Учебное заведение: МАУДО "ОДШИ имени А.С. Пушкина"
Населённый пункт: г. Оренбург
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: "Искусство перевоплощения"
Описание:
Цель актерского искусства — лицедейство, игра, в которой актер перевоплощается в кого-то другого. Конечно, это перевоплощение условно.В театре "Лукоморье" каким должен быть грим — решает режиссер и актеры театра. Грим не может быть найден в готовом виде, оторвано от образа, вне его. Правильно подобранный грим — большое и тонкое искусство.Только при таких условиях можно говорить об искусстве перевоплощения
Больше двадцати лет я работаю руководителем и режиссером детского театра.
И конечно мне хочется поговорить о театрализованной деятельности. Эта
деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к
литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре
определенные переживания, побуждает к созданию новых образов,
побуждает к мышлению.
Актерское мастерство – это искусство перевоплощения, маленькие дети это
делают с большим удовольствие, порой, не замечая значимости его для себя.
Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей.
У одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других,
наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки
произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие
сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это
путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать
театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом
детского творчества, именно драматизация, связывает художественное
творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой
воздействия на эмоциональный мир ребенка.
Участие детей в театрализованных играх и спектаклях, по моему мнению,
становится возможным при сформированной у них готовности к подобного
рода деятельности, что включает в себя: знание театра как вида искусства;
эмоционально-положительного отношение к нему и определённый опыт
собственной театрально-игровой деятельности. Театральная деятельность –
это самый распространенный вид творческой деятельности. Она близка и
понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение
стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из
окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия.
Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подрожать тому, что видел и
что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.
А для того, чтобы ребенок более правдиво вошел в предлагаемый образ,
чувствовал себя в этом образе легко и комфортно, мы пользуемся гримом.
Ведь иллюстративное довершение образа дает зрителям чувство правды
происходящего на сцене. А ведь именно чувства правды мы и добиваемся.
Я хочу поделиться своим опытом по ведению очень интересного предмета,
такого, как грим.
Если говорить об определении, то грим-искусство изменения внешности
актера, преимущественного его лица, с помощью гримировальных красок,
пластических и волосяных наклеек, парика, прически и др. Характер грима в
театре зависит от художественных особенностей пьесы, замысла актера,
режиссерской концепции и стиля оформления спектакля.
Также гримом называют сами краски, использующиеся для грима.
В нашем театре грим в спектаклях используется частично, в силу того, что
дети не могут долго носить на себе грим. Он смазывается, растекается в силу
их неопытности. Поэтому в спектакле работают элементы грима, без базовой
основы. Но на уроке грим мы изучаем основательно.
Согласно программе грим изучается в шестых и седьмых классах при
семилетнем обучении. Первый год мы изучаем основные виды грима. На
втором году обучения грим фантазийный, что подразумевает вариации
предложенных по учебнику вариантов. Здесь как нельзя проявляется и
фантазия и воображение учащихся.
Наши занятия мы начинаем с подготовки рабочего стола. В распоряжении
каждого учащегося находится зеркало, жирный крем, молочко для снятия
грима, ватные диски, палочки и спонжи для растушевки, коробка
театрального грима, коробка детского цветного грима, гримировальные и
косметические(тонкие) карандаши для прорисовки мелких деталей, мыло,
полотенце, влажные салфетки и др
После изучения истории грима, санитарно-гигиенических правил при работе
с гримом, после того как мы научились смешивать тона, наносить базовую
основу мы начинаем создавать основные образы.
Грим "Худого грустного лица"
Грим "Веселого полного лица"
И еще вот так!
Грим возрастной.
Грим "Злого лица"
В заключении первого учебного года мы устраиваем маленький экзамен по
изученным темам. Учащиеся тянут билетики с названием грима, который они
должны выполнить. Я допускаю помощь ребят друг другу (в театре без
коллективной работы нельзя)
Получается примерно так.
На втором году обучения я использую разный учебный материал. Сейчас в
книжных магазинах можно купить разнообразные учебники для создания
детского грима. Ну и конечно в интернете можно найти много интересного.
Это и образы животных.
И фруктово-ягодные композиции.
И маски.
И конечно в конце года опять экзамен.
Работа по созданию грима необычайно интересна. Младшие с нетерпением
ждут, когда наступит долгожданный момент, и они тоже смогут посещать этот
предмет. Развивается фантазия, воображение, терпение, чувство
взаимопомощи, чувство партнерства и многое другое. Кроме всего, это
необычайно увлекательно.