Напоминание

"Методы и приёмы в организации проведения самоподготовки воспитанников школы-интерната"

Автор: Митрохина Эльвира Борисовна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МКОУ "Салемальская школа-интернат имени Володи Солдатова

Населённый пункт: с.Салемал

Наименование материала: доклад на методическом объединении

Тема: "Методы и приёмы в организации проведения самоподготовки воспитанников школы-интерната"

Описание:

Материал может использоваться при проведении самоподготовки учащихся группы продлённого дня

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=2270

Опубликовано 13.01.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЯМАЛЬСКИЙ РАЙОН

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Салемальская школа-интернат имени Володи Солдатова»
ул. Новая, д. 12, с. Салемал, Ямальский район, ЯНАО, 629709, тел. (34996) 2-30-10, факс (34996) 2-31-00 Р/С: 40204810900000000013, БИК: 047182000, РКЦ Салехард г. Салехард, ИНН/КПП: 8909000965/890901001, ОКПО: 43131735, ОГРН: 1028900508757 электронный адрес: school-salemal@rambler Выступление на МО Тема: Инновационный подход, методы и приемы в организации проведения самоподготовки воспитанников школы-интерната Подготовила: воспитатель Митрохина Э.Б. 2016
При организации самоподготовки воспитателю необходимо помнить: самоподготовка – не урок. В основе самоподготовки лежит самостоятельный учебный труд каждого воспитанника группы и оказание ему индивидуальной помощи в случае необходимости со стороны воспитателя. Все приёмы самостоятельной рациональной работы по предмету формируются на уроке учителем. На самоподготовке же осуществляется закрепление этих навыков под руководством воспитателя, который должен продолжить работу учителя.
Отсюда основные воспитательные задачи самоподготовки:

-
закрепить навыки самообразовательной работы;
-
воспитать у учащихся организованность, собранность и дисциплинированность, самостоятельность и прилежание;
-
сформировать положительное отношение к учёбе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнять учебные задания учителей;
-
научить пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, умению работать в библиотеке.
Опыт работы воспитателей показывает, что обязательными

этапами самоподготовки являются:
- подготовка детей к работе; - самостоятельное изучение материала; - самоконтроль и самооценка; - заключительный педагогический контроль.
На этапе контроля выполнения домашнего задания применяются

различные его виды:
- самоконтроль; - взаимоконтроль; - работа в группах переменного состава; - контроль, основанный на доверии воспитателя. Последовательность выполнения домашних заданий по предметам достаточно трудный вопрос в практике работы воспитателя. Педагогически целесообразно ориентироваться на возраст детей. Так, у первоклассников еще не сформированы общеучебные умения (слабы навыки чтения, письма и т. д.). В такой ситуации воспитатель целенаправленно формирует навыки самостоятельной работы. Во 2 и 3 классах первым выполняется задание по чтению. По мере овладения общеучебными умениями и навыками самостоятельной работы, последовательность выполнения домашних заданий по предметам дети могут выбирать сами.
Опыт работы в группе показывает, что эффективнее рассадить детей

по группам (классам), а не произвольно.

В организационной
(установочной) части самоподготовки выясняется объём домашнего задания, осуществляется выбор порядка выполнения заданий (рекомендуется начать с более трудного предмета). Необходимо проследить, чтобы дети начали подготовку с обязательного повторения
правил, нашли и прочитали их в учебнике, сравнили с классной работой и лишь после этого переходили к самостоятельному выполнению письменных заданий.
На этапе самостоятельной работы
учащиеся овладевают способами действий, приёмами учебной работы. Деятельность по совершенствованию знаний, полученных на уроке, предполагает выполнение разнообразных упражнений, закрепление знаний по учебнику и по учебным пособиям, выполнение опытов, решение задач, чтение необходимой литературы. Большое внимание на этом этапе должно уделяться самопроверке.
В процессе основной части
самоподготовки целесообразно использовать следующие методы воспитательной деятельности: метод формирования сознания (рассказ, информирование, разъяснение), метод проблемного изложения (постановка проблемы и раскрытие доказательного пути её решения), метод ориентировки и формирования качеств личности (упражнение, исходное требование). Основными приёмами на этом этапе самоподготовки являются: самостоятельная работа, поиск информации, практическая деятельность, коллективная работа, упражнение и переключение на разные виды деятельности. Данные методы и приёмы дают возможность развивать у ребят умения логически мыслить, находить простые решения сложных задач. Наиболее важным моментом при формировании способностей школьников к регулярной, систематической подготовке домашних заданий в условиях школы-интерната является обучение их экономии времени и сил. Детей необходимо научить рациональному распределению своих сил, вооружить их техникой индивидуальной умственной работы, так как рамки самоподготовки ограничены. Экономное расходование времени при максимальном достижении результатов должно стать для каждого ученика правилом. Учащиеся должны усвоить, что, чем больше заданий, тем значительнее нагрузка, вызванная их выполнением, тем тщательнее он должен подходить к организации и планированию труда на самоподготовке. Это поможет ему определить общее направление в работе, установить последовательность действий, представить перспективу. Все виды деятельности детей во второй половине дня взаимосвязаны. Чтобы избежать утомляемости и повышенной нервозности у детей, эффективнее применять метод стимулирования, если воспитанники знают, что после выполнения домашнего задания их ждет веселая игра или увлекательное дело, то и работают они более заинтересованно, более четко. Немаловажно убедить детей в том, что умение выполнять задание в определенной последовательности и умение проконтролировать себя: “Все ли я выполнил? Верно, ли я все выполнил?” является ответственностью за результаты своего учебного труда. У детей разный темп выполнения заданий. Детям, выполнившим работу, предлагаются таблички с занимательными, дидактическими заданиями для закрепления учебного материала. Хорошо успевающих, можно назначить консультантами, помощниками воспитателя. Другим, быстро выполнившим
свои задания можно предложить работу над головоломками, занимательными задачами.
Последний структурный элемент самоподготовки
– проверка и оценка знаний учащихся. Прежде чем проверить работы детей, целесообразно предложить детям метод самопроверки. В некоторых случаях полезно организовать взаимопроверку, что способствует воспитанию ответственности, требовательности к себе и товарищам, вырабатывает умение давать оценку работе. Во время самоподготовки устраиваются перерывы для отдыха детей, не редко, по аналогии с уроками, 10-ти минутные перерывы следуют за 40-а минутными занятиями. Экспериментальные исследования показывают, что после таких перерывов у младших школьников резко снижается работоспособность.
Поэтому лучше

предоставлять возможность детям устраивать произвольные перерывы

после завершения определенного этапа работы. У некоторых учащихся

утомляемость наступает быстрее и таким детям воспитатель сам

рекомендует отдохнуть.
Чтобы дети получали удовлетворение от проделанной работы, при подведении итога, можно применить метод устного поощрения. Таким образом, на каждом этапе самоподготовки воспитатель выступает в роли организатора учебного процесса, заранее продумывая весь ход самоподготовки.

Библиография
1. Болотова С. Самоподготовка как один из основных этапов в режиме группы продленного дня . 2. Володина Т.В. Группа продленного дня. 3. Газина О.В., Сингатулина С.Ю. Методы и приемы проведения самоподготовки. 4. Жиженская Г. Н. Характеристика самоподготовки младших школьников в


Яндекс.Метрика