Напоминание

"Бумажная фантазия"

Автор: Андреева Алла Владимировна

Должность: педагог дополнительного образования

Учебное заведение: МБОУ ДОД "Таштыпский районный Центр Детского Творчества"

Населённый пункт: с. Таштып

Наименование материала: образовательная программа

Тема: "Бумажная фантазия"

Описание:

Программа носит художественно-эстетическую направленность, по форме проведения занятий является групповой и индивидуально-ориентированной. Программа "Бумажная фантазия" рассчитана на 2 года обучения. Занятия по данной программе проводятся 2 раза в неделю.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=2284

Опубликовано 14.01.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

"ТАШТЫПСКИЙ РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"
Утверждена: Приказом МБОУ ДОД «Таштыпский районный Центр Детского Творчества» от ___________ № ____ Директор ЦДТ___________Т.П. Скоморохова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«БУМАЖНАЯ ФАНТАЗИЯ»
Педагог дополнительного образования Андреева Алла Владимировна продолжительность освоения: 2 года возраст обучающихся: 5-6 лет
с. Таштып

2015г.

Пояснительная записка

«Способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной деятельности». А.В. Запорожец Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха). Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе образовательной деятельности в детском саду. Занятия с бумагой позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Занятия направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников
Значение занятий для развития ребенка:
 Учит детей различным приемам работы с бумагой.  Развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.  Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным рекомендациям.  Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.  Учит ориентироваться в таких понятиях, как форма, цвет, величина, количество.  Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.  Учит детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в аппликации, ручном труде (оригами, конструирование из бумажных полосок и т.д.  Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности.  Инициирует самостоятельный выбор детьми разных способов создания выразительного образа (обрывание, выщипывание или сминание бумажной
формы для передачи фактуры, вырезание симметричное, силуэтное, модульная аппликация, свободное сочетание разных техник).  Развивает конструктивное мышление детей, их творческое воображение, художественный вкус.
Программа
разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности, возрастных особенностей детей. Так же следующими нормативными документами: - ФЗ «об образовании» в Российской Федерации от 23.07.13. - Концепцией дошкольного воспитания; Задачи - Сан Пин от 30.07. 2013г.№2.4.1. 3049-13
Цель программы.
Создание условий для развития неравнодушного, активно преобразующего отношения к миру ребёнка на основе нравственности, эстетического и эмоционального начала; формирования образного мышления и творческих способностей
Задачи программы.

Обучающие:
 Знакомить детей с бумагой как с художественным материалом.  Обучать различным приемам работы с бумагой.  Обогащать активный словарь детей.  Расширять представления детей об окружающем мире.  Учить детей передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках.  Учить пользоваться ножницами (правильно держать, передавать, разрезать).  Поощрять составление композиций из готовых, самостоятельно вырезанных или иным способом подготовленных форм в предметной, сюжетной и декоративной аппликации.
Развивающие:
 Совершенствовать мелкую моторику рук, точные движения пальцев.  Развивать глазомер и способствовать концентрации внимания  Развивать творческое воображение, художественный вкус.  Стимулировать развитие памяти.  Развивать ассоциативное мышление.
Воспитательные:
 Способствовать созданию игровых ситуаций, включая детей в игру- драматизацию.  Воспитывать усидчивость, ответственность, аккуратность.  Учить работать коллективно, согласовывать свои действия с действиями своих товарищей, давать оценку своему труду и своих друзей.  Приобщать детей к народному творчеству.  Программа рассчитана на детей дошкольного возраста.
Актуальность программы:
Правильно организованный художественный труд в детском саду и семье дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и
овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству, подготавливает ребенка к последующему обучению в школе. Следовательно, есть все основания рассматривать данную деятельность, как важный элемент гармоничного развития детей.
Практическая значимость
: Художественный труд является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе творческого обучения у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности, ребенка формируется и развивается определенные способности: зрительная оценка формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Основные принципы,
заложенные в основу программы:
1. Принцип поэтапности -
«погружения» в программу. Это самый ответственный принцип: если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка.
-
На первом этапе дети самостоятельно от других выполняют одинаковое задание, в конце все работы объединяются в одну композицию. - На втором этапе дети выполняют более сложное и разнообразное задание - для каждого отдельная задача. В конце занятия создается общая композиция, дополняется деталями в соответствии с содержанием. - На третьем этапе дети планируют, выбирают материалы для творчества, договариваются между собой, создают коллективную работу.
2. Принцип динамичности.
Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, сложного задания. Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться друг с другом и со взрослым: 1. в начальном этапе дети работают рядом и общаются с воспитателем; 2. на втором этапе они начинают разговаривать друг с другом, сначала не о деле, потом подчеркивая, что сосед делает не так, утверждаясь в том, что сами выполняют задание правильно; 3. постепенно под руководством взрослого дети начинают общаться друг с другом: планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, радуются, хвалят товарища и пр.
3. Принцип сравнений
подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к
данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.
4. Принцип выбора
подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребенка при решении заданной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений, поощряется оригинальный подход к работе.
Возрастные особенности
Данная программа предназначена для детей 5-6 лет. Дети этой возрастной категории, согласно общепринятой возрастной периодизации, являются детьми старшего дошкольного возраста. Этот возраст очень важен в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем. В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Поэтому на данном этапе развития дошкольников необходимо приучать их к более сложными техниками и приёмами работы, которые ребёнок уже в силах запомнить. Развитие ребенка в дошкольном возрасте имеет большое значение, поскольку до семи лет закладываются основы мышления, произвольности, самостоятельности и свободы поведения. Эти достижения дошкольника являются результатом построенного обучения. Ребенок учится ставить и достигать разные цели. Он сам может выбрать, чем ему заняться, и при этом самостоятельно определяет тему, материалы, способы действий. Все это по сути дела составляет основу творчества и служит фундаментом дальнейшего развития ребенка, успешности его обучения в целом.
Организация занятий кружка:
Программа носит художественно-эстетическую направленность, по форме проведения занятий является групповой и индивидуально-ориентированной. Программа «Бумажная фантазия» рассчитана на 2 года обучения. Занятия по данной программе проводятся 2 раза в неделю. Организуются ежемесячные выставки детских работ для родителей, и тематические выставки в ДОУ ежеквартально.
Критерии оценки и ожидаемые результаты
Главным ожидаемым результатом обучения по программе, должно стать развитие у детей интереса к декоративно-прикладному творчеству. При этом у обучающихся формируются следующие основные умения, знания и навыки:  наличие потребности видеть прекрасное в окружающем мире и сопереживать увиденному;  понимание языка эмоций (сопереживание, сочувствие), отражённых в произведениях искусства и реальных отношениях;  проявление разнообразных чувств при восприятии произведений искусства
 приобретение навыков художественного восприятия различных видов искусств, развитие фантазии и воображения, проявляющихся в конкретных формах самостоятельной деятельности;  умение находить новые нестандартные решения творческих задач, творческое саморазвитие ребёнка;  освоение выразительных возможностей художественных материалов, умение пользоваться ими  знание и применение работы с различными инструментами и материалами;  знание и выполнение правил техники безопасности при работе;  умение подбирать цветовую гамму, составлять композицию;  освоение навыков работы с пластилином, бумагой, природным материалом;  развитие аккуратности, терпения;  развить мелкую моторику пальцев, пространственное мышление.
Учебно-тематический план 1 года обучения
№ Темы Всего часов В том числе теория практика 1 Вводное занятие 1 1 2 Знакомство с бумагой 1 1 3 Работай правильно 1 1 4 Аппликация 17 5 12 5 Аппликация из геометрических форм 9 2 7 6 Обрывная аппликация 6 1 5 7 Объёмная аппликация 18 4 14 8 Аппликация из ладошек 6 1 5 9 Изготовление поделок с использованием бумаги и различных материалов 7 1 6 10 Оригами 5 1 4 11 Итоговое занятие 1 1 Всего: 72 18 54
Учебно-тематический план 2 года обучения
№ Темы Всего часов В том числе теория практика 1 Вводное занятие 1 1 2 Знакомство с бумагой 1 1 3 Работай правильно 1 1 4 Аппликация 4 1 3 5 Аппликация из геометрических форм 8 2 6 6 Обрывная аппликация 10 2 8 7 Объёмная аппликация 18 4 14
8 Аппликация из ладошек 6 1 5 9 Изготовление поделок с использованием бумаги и различных материалов 10 2 8 10 Оригами 12 2 10 11 Итоговое занятие 1 1 Всего: 72 17 55
Основное содержание программы:

Тема 1

Вводное занятие. Презентация кружка «Бумажная фантазия»
Цель. Развивать у детей положительную мотивацию в деятельности кружка.
Тема 2

Приглашение в мир мастерства и красоты
- познакомить детей со свойствами бумаги и клея, учить приемам работы с ними; - показать детям многообразие поделок и игрушек, которые можно изготовить из бумаги; - продемонстрировать различные техники конструирования из бумаги.
Тема 3

Работай правильно. Знакомство детей с техникой безопасности.
Техника безопасности при работе с ножницами 1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении. 2. При работе внимательно следите за направлением резания. 3. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением. 4. Не держите ножницы лезвием вверх. 5. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями. 6. Не режьте ножницами на ходу. 7. Не подходите к товарищу во время работы. 8. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд. 9. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия. Техника безопасности при работе с клеем 1. С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит! 2. Наноси клей на поверхность изделия только кистью. 3. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза. 4. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды. 5. По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть. 6. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой. Техника безопасности при работе с иглой 1. Хранить иглы нужно в определенном месте (в игольнице, специальной коробке). 2. Запрещается брать иглу в рот, вкалывать ее в одежду. 3. Шить необходимо с наперстком, чтобы не поранить палец.
4. Нельзя шить ржавой иглой: она плохо входит в ткань, портит ее и может сломаться.
Тема 4

Аппликация
Аппликация похожа на мультфильм или
конструктор
, поэтому так нравится детям. Поначалу малыши вырезают из мягкой тонкой бумаги или составляют картинки из готовых форм, вырезанных взрослым. Если дети уверенно пользуются ножницами, можно постепенно познакомить их с разнообразными формами аппликации .
Тема 5

Аппликация из геометрических форм
- учить вырезать и раскладывать готовые формы на некотором расстоянии друг от друга и аккуратно наклеивать на фон; - учить детей составлять композиции из готовых и самостоятельно вырезанных или иным способом подготовленных форм в предметной, сюжетной или декоративной аппликации; - инициировать самостоятельный выбор детьми разных способов создания выразительного образа; - развивать художественный вкус, активизировать воображение и фантазию детей.
Тема 6

Обрывная аппликация
- активизировать и разнообразить технику обрывной аппликации: учить разрывать бумагу, сминать, формировать и наклеивать согласно замыслу
Тема 7

Объёмная аппликация
- учить детей создавать художественные образы в технике объемной аппликации; - учить располагать детали в определенном порядке; - развивать чувство формы и ритма.
Тема 8

Аппликация из ладошек
В последнее время очень популярно делать слепки детских ножек и ручек. Почти все родители мечтают оставить себе на память отпечаток ручки или ножки своего ребёнка. Отпечатки можно использовать для аппликаций из ладошек. Аппликации из детских ладошек очень трогательно получать в подарок. Глядя на аппликации из ладошек через несколько лет, Вы можете вспомнить, каким был Ваш малыш и минуты, проведенные вместе с ним за интересными занятиями. Дети с удовольствием обрисовывают свои ручки, ножки и создают аппликации своими руками. Им будет интересно сделать аппликацию при помощи своей ладошки.
Используя технику обрисовывания ладошек, можно сделать разные аппликации. Нет предела фантазии – будет это ёжик, рак или огромный цветок. Всё зависит от настроения и полёта ваших мыслей. Эти занятие принесут радость и веселье.
Тема 9

Изготовление поделок с использованием бумаги и различных материалов
После того как бумага подобрана и подготовлена, из нее вырезают необходимые элементы, которым придают нужную форму. Детали можно скручивать, сминать, складывать, делать на них надрезы, выдавливать, придавая нужный объем. Когда все детали приобретут свою форму, надо приступать к сборке фигуры или композиции, отдельные части которой приклеивают с помощью клея или двустороннего скотча. Ватные диски отличный материал из поделок: их можно использовать целиком или делить на две части; из ватных дисков можно вырезать практически любые заготовки и сделать много интересных и ярких поделок. Да, ярких, не только белых, потому что ватные диски можно покрасить.
Как покрасить ватные диски?
Удобнее всего красить ватные диски пальчиковыми красками, у них очень нежная текстура. Если малыш не любит рисовать пальчиками, можно использовать обыкновенную гуашь и кисточку. Красить ватные диски можно до начала работы, а потом вырезать из них нужные детали, а можно покрасить и уже готовую работу. Только имейте в виду, ватные диски сохнут долго!
Тема 10

Оригами
- продолжать знакомить детей с техникой оригами; - учить детей складывать фигурки животных, сказочных героев, растений в технике оригами; - развивать мелкую моторику рук; -совершенствовать трудовые умения ребенка, формировать культуру труда.
Тема 11

Итоговое занятие
Организация и проведение итоговой выставки. проведение аттестации.
Условия реализации программы
 Создание социально-культурного пространства развивающей среды для проявления ребёнком своих творческих способностей, а так же для образного воссоздания мира и языка искусства, реализации познавательно-эстетической и культурно-коммуникативной потребности в свободном выборе.  Характер общения педагога с ребёнком должен складываться от ситуации, задания, способов его выполнения, побудительных мотивов. Свободный выбор, проблемная ситуация, неожиданность, возникшие в художественно эстетической, пространственно –предметной среде стимулируют общее эстетическое развитие ребёнка, его творческое мышление ,самостоятельность.  Наличие оборудования для занятий.  Помещение, где будут заниматься дети должно быть хорошо освещено, быть просторным, соответствовать всем санитарным требованиям.
 Для выполнения целей и задач данной программы необходимо современное материально – техническое обеспечения образовательного процесса.
Методическое обеспечение программы

Формы организации занятий:
занятие-практикум, занятие-игра, занятие - творческий отчет. У дошкольников велико значение интереса для продуктивного запоминания нужного материала. Поэтому применяются стихотворные, сказочные и другие формы для целостного сценария действия.
Методы обучения:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: словесные (устное изложение, беседа, анализ схем). Включение терминологических средств- наглядные (показ фото и видеоматериалов, иллюстраций, показ-исполнение педагогом, наблюдение, работа по образцу. Учитывая, что дети дошкольного возраста лучше усваивают информацию визуально, применяется метод наглядной демонстрации образцов. Практические- складывание по технологическим схемам содержащим условные обозначения. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюсративный, репродуктивный, частично- поисковый, исследовательский. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях: фронтальный, индивидуально-фронтальный, групповой индивидуальный
Предметное обеспечение


Цветная и фактурная бумага

Клей – карандаш, клей ПВА

Бумага для оригами

Белый и цветной картон

Природный и бытовой материал

Ножницы

Клеенки

Салфетки матерчатые или бумажные

Ватные диски и палочки

Технологические карты и пр. наглядный материал
Диагностика уровня развития художественно-творческих способностей.
В начале обучения по данной программе обучающие проходят предварительную аттестацию, в течение обучения - текущую. В конце 1 года обучения проводится промежуточная аттестация, в конце 2 года - итоговая аттестация.
Формы и методы контроля:
• Диагностика в виде работы. • Педагогический мониторинг развития интегративных качеств. • Сотрудничество с родителями и приглашение их на совместную деятельность. • Участие в выставках детского сада, в муниципальных и республиканских конкурсах. Критерии (индикаторы) Высокий уровень (3 балла) Средний уровень (2 балла) Низкий уровень (1 балл)
Творческая активность. Повышенный интерес, творческая активность. Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагога Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания. Новизна, оригинальность. Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решения творческой задачи, так и результата детского творчества. «индивидуальный» подчерк детской продукции. Ребёнок правильно выполняет задание, внесение новых замыслов случайно, с подсказками педагога. Нет новизны и оригинальности в работе, выполняет задание по образцу, с ошибками. Сенсорные способности (чувство цвета, формы). Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения. Есть незначительные искажения. Отступления от окраски. Форма не удалась, искажения значительные. Безразличие к цвету, одноцветность. Композиция. По всей плоскости листа, соблюдается пропорциональность между предметами. На полосе листа с незначительными элементами. Не продуманно, носит случайный характер. Общая ручная умелость. Хорошо развита моторика рук, аккуратность. Ручная умелость развита. Слабо развита моторика рук. Самостоятельность . Выполняет задание самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирать выразительные средства, доводить начатое дело до конца. Требуется незначительная помощь. Не может самостоятельно выполнять задания, без помощи педагога, необходима поддержка и стимуляция.
Диагностическая карта развития детей

№ Ф.И.ребе нка Творчес кая активно сть Новизна, оригинальн ость Сенсорн ые способно сти (чувство цвета, формы) Компози ция Общая Ручна я умело сть Самостоятель ность Бал лы
Список использованной литературы:
1. А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева «Аппликация в детском саду» Ярославль, «Академия развития», 2006. 2. М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду» Москва, «Мозаика-синтез», 2006. 3. Е. Румянцева «Аппликация. Простые поделки.» Москва, «АЙРИС-пресс», 2007. 4. Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова «Воспитание ребёнка-дошкольника» Москва, «Владос», 2004. 5. Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон «Обучение детей 3-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре» Москва, «Просвещение», 1992. 6. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. 7. Дубровская Н.В. Аппликации из природных материалов. – М.: АСТ; СПб.;Сова, 2009.
8. Новикова И.В. Конструирование из бумаги. Цветочная поляна. М.: Издательство АСТ, 2010. 9. Интернет-ресурсы.
Список литературы, рекомендуемой для детей и родителей:
1. Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика» Москва, «Родничок», 2006. 2. Е.Г. Лебедева «Простые поделки из бумаги и пластилина» Москва, «АЙРИС- пресс», 2005. 3. Е.Р. Румянцева «Простые поделки без помощи мамы» Москва, «АЙРИС-пресс


Яндекс.Метрика