Напоминание

Народные песенные традиции в современной музыке

Автор: Гетманенко Анастасия Олеговна

Должность: педагог дополнительного образования, методист

Учебное заведение: ГБУДО г. Москвы "ЦДОД "Феникс"

Населённый пункт: Москва

Наименование материала: план-конспект открытого занятия

Тема: Народные песенные традиции в современной музыке

Описание:

Данный документ представляет собой план-конспект открытого занятия "Народные песенные традиции в современной музыке". Занятие было разработано с учетом возрастных особенностей развития детей, в частности - особенностей развития детского голоса. Направление обучения - вокальный ансамбль.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=235

Опубликовано 18.08.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Департамент образования города Москвы

Северо-восточное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детская

школа искусств

План-конспект открытого занятия по теме «Народные песенные традиции в

современной музыке»

Отдел: вокально –инструментальный

Предмет: вокальный ансамбль

Педагог : Гетманенко А. О.

Москва, 2012

План-конспект открытого занятия Тема: Народные песенные традиции в современной музыке Дата: 16.11.2012 г Возраст детей: 8-9 лет Год обучения: 3й год обучения Количество детей: 10 человек Цели и задачи:  Охрана детского голоса  Развитие музыкальных способностей детей  Развитие интереса к искусству пения  Развитие интереса и формирование элементарных знаний об истории развития вокального жанра на Руси Техническое оснащение:  Просторный класс  Стулья (по количеству детей)  Стол  Ноутбук  Колонки (2 шт)  Доска  Магниты  Демонстрационные материалы Демонстрационные материалы: - Плакат с текстом песни «Ивана Купала» - Изображения обрядовых сцен Ивана Купала Ход занятия: Организационный момент. Дети строем входят в класс , встают около стульев . Приветствие . Дети рассаживаются на заранее подготовленные для них и расставленные полукругом стулья . Сообщение темы занятия. Педагог: - ребята, у нас с вами сегодня не простое занятие, а открытый урок. Сегодня на нашу с вами работу пришли посмотреть другие педагоги. Сегодня вы узнаете очень много нового и интересного и продемонстрируете то6 что уже умеете.
А тема нашего сегодня шнего занятия “Народные песенные традиции в современной музыке”. Основной ход занятия: Педагог: -Но, прежде чем начать гороворить о традициях, давайте сначала выясним, что такое народная музыка? Дети поднимают руки и по очереди отвечают. Предполагаемые ответы детей: -Это музыка, которую сочинял народ. - Эту музыку наши предки сочиняли все вместе. Педагог: - Верно, ребята. Народная музыка – это элемент музыкально-поэтического творчества, которые передавался в устной форме из поколения в поколение. Вы все любите слушать музыку, ведь так? Ответы детей: - Да! Педагог: - А скажите, что вам музыка помогает делать или что вы любите делать под музыку. Предполагаемые ответы детей: - Танцевать. - Петь. - Веселиться. - Играть. Педагог: - А как вы считаете, наши предки тоже использовали музыку только для развлечения или была у нее еще какая-то цель? Предполагаемые ответы детей: - Да. - Нет. Педагог:
- Как я вижу, вы затрудняетесь ответить, сейчас я вам помогу. Главным поставзиком музыкальных и песенных образов на Руси всегда была деревня. Песня помогала людям жить. Они сочиняли, работая на полях, сидя у прялки, качая колыбель засыпающего ребенка, гуляя во дворах и так далее. Русские народные песни, как правило, наполнены позитивными, яркими образами. Существует даже специальное разделение народных песен на свадебные, рабочие, колыбельные, поминальные и так далее. А вот теперь попробуйте ответить мне на такой вопрос – есть ли у народных песен автор? Как, например, у любой современной песни. Предполагаемые ответы детей: - Да. Педагог: - Автор у народной музыки действительно есть, только это не один человек, как мы привыкли сейчас. Автор русских народных песен – это русский народ. Песни, как правило, педавались в устной форме из поколения в поколение, поэтому, конечно каждое поколение вносила уже свой опыт., порой даже изменялся текст песен. А какие народные песни вы знаете? Предполагаемые ответы детей: - Валенки. - _ Ой, мороз, мороз. - То не ветер ветку клонит. - Калинка-малинка. Педагог: - А вы знаете, что многие из тех песен, которые мы привыкли называть народными, и авторов которых мы даже не знаем, на самом деле бы созданы великим композиторами, такими как М. Глинка, А. Балакирев, А. Доргомыжский и так далее. Современные композиторы тоже часто используют народные песни и медлодии, перерабатывая их уже на свой лад. Некоторые образцы такого сочетания современности и народной музыки мы сейчас послушаем. Звучит музыка: “Ой при лужке”, “Калинка – малинка”, “Порушка-порыня” – в современной обработке. Педагог: - Расскажите, какие образы возникают у вас в голове при прослушивании песен.
Предполагаемые ответы детей: - Яркие. - Веселые. - Позитивные. Педагог: - А вам понравилось сочетание народной и современной музыки? Дети: - Да. Педагог: - Тогда давайте с вами выучим сегодня песню, в которой народные и современные традции тоже очень хорошо сочетаются и идеально дополняют друг друга. А называется эта песня “Ивана Купала”. (на доске появлятся плакат с текстом песни “Иван Купала”) Педагог: -Сейчас давайте все вместе медленно прочтем текст песни первого куплета и припева. Дети вместе с педагогом хором читают текст первого куплета и припева песни “Ивана Купала”. Педагог: Ребята, расскажи те мне, о чем эта песня? И кто же такой Иван Купала. Дети: - Это песня о празднике. - Это песня о том, как дети отмечали праздник. Педагог: - Верно, ребята. Иван Купала – это праздник Солнца, зрелости лета и урожая у древних связан. В ночь накануне Ивана Купала принято совершать различные обряды, например, обливаться холодной водой, гадать, заниматься поисками цветущего папоротника. (на доске появляются изоражение обрядов Ивана Купалы) Ребята, а сейчас послушайте внимательно эту песню в моем исполнении. Педагог исполняет первый куплет и припев песни “Ивана Купала”. Педагог: - Ребята, а как вы считаете, как нужно петь эту песню?
Ответы детей: - Весело. - -Бодро. - -Задорно. Педагог: - Теперь давайте, учитывая все, о чем мы сегодня говорили, спеть вместе со мной эту песню. Дети вместе с педагогом исполняются первый куплет и припев песни. Педагог: - А теперь давайте станем в большой хоровод, чтобы пелось еще веселее. Дети встают в хоровод вместе с педагогом и поют песню. Подведение итогов занятия. Педагог: - Ребята, вы молодцы. Как много нового вы сегодня узнали! А кто сможет мне рассказать о том, что такое народная песня? Предполагаемые ответы детей: -это музыка, которая сочиняется всем народов, передается из поколения в поколение. У этой музыки нет автора. И люди использовали музыку не только для развлечения, но и пели во время работы. Педагог: - Какие вы молодцы, вы все очень хорошо запомнили! А теперь давайте еще раз споем песню “Ивана Купала”. Дети танцуют и поют песню “Ивана Купала”. Педагог:- На этом наше занятие закончилось. Давайте поапплодируем друг другу и поблагодарим за занятие.
Дети и педагог апплодируют друг и другу. Дети строятся и выходят из класса. Самоанализ Занятие прошло очень продуктивно. Дети с огромным удовольствием и интересом слушали новую информацию о русской народной музыке. Интерес детей к теме послужил скорейшему запоминанию материала. Опрос в конце занятия наглядно это продемонстрировал. Также дети очень положительно отреагировали на новую песню – “Ивана Купала”, которая вызвала положительные эмоции и поспособствовала возникновению у детей желания к образному воплощению песен.
Я оцениваю проведенное занятие как успешное. Приложение 1
Приложение 2 Приложение 3


Яндекс.Метрика