Напоминание

"Эскиз шейного платка в технике холодный батик"

Автор: Русинова Елена Валентиновна

Должность: педагог дополнительного образования

Учебное заведение: МБОУ ДОД "Детско-юношеский центр"

Населённый пункт: г. Сарапул

Наименование материала: занятие

Тема: "Эскиз шейного платка в технике холодный батик"

Описание:

Цель занятия: создание эскиза шейного платка в технике холодный батик.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=2435

Опубликовано 25.01.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Ф.И.О. педагога: Русинова Елена Валентиновна Тема занятия:
«Эскиз шейного платка в технике холодный батик»
Тип занятия: изучение новой темы. Возраст обучающихся: 12 – 14 лет
Цель занятия:
Создание эскиза шейного платка в технике холодный батик.
Задачи занятия:
1. Образовательная: способствовать усвоению знаний по составлению эскиза шейного платка в технике холодный батик. 2. Развивающая: способствовать познавательной активности и творческой самостоятельности в процессе работы над композицией шейного платка и презентации своей деятельности. 3. Воспитательная: содействовать развитию самостоятельности, самоконтроля, коммуникативных навыков, в процессе презентации своей деятельности, анализа выполнения работ. Материально - техническое обеспечение: платки, схемы завязывания платков, бумага для эскизов, цветные и простые карандаши, ластик; презентация по теме занятия, ноутбук, мультимедийный проектор, экран.
Технологическая карта занятия.

Этапы ОД

Задачи

этапа

Методы,

приёмы,

формы

взаимодейст

вия

Деятельность

педагога

Деятельность

обучающихся

Виды

формируемых

компетенций

Вводная

часть.
Настрой обучающихся на занятие. Формировать умение определять и формулироват ь тему и цель занятия Эвристическа я беседа. Фронтальная. Приветствие. Эмоциональный настрой на занятие. Предлагает по определению из толкового словаря В.И. Даля определить тему, цель занятия, после вариантов обучающихся формулирует цель и задачи занятия. Приветствие присутствующих. Настраиваются на занятие. Проговаривают тему, формулируют цель, предполагают свои действия. Л:проявление положительного отношения к познавательной деятельности; П: установление причинно - следственных связей в изучаемой теме.
Теоретичес

кая часть
Обобщить знания по темам: «История платка, его использовани е в современной жизни», «Основы декоративной композиции платка». Объяснительн о - иллюстративн ый. Фронтальная в парах. Проверяет выполнение домашнего задания. Закрепляет знания по теме «Основы декоративной композиции платка». Задаёт вопросы. Работа в парах. Выступают с сообщениями об истории платка, его использованием в повседневной жизни. Внимательно слушают. Рассматривают иллюстрации. Отвечают на поставленные вопросы. П: умение извлекать необходимую информацию из прослушанных сообщений; структурировать знания К: умение говорить и слушать; умение слушать педагога, отвечать на вопросы. О: владение
Предлагает показать пример композиции на платке. Предлагает продемонстрироват ь различные способы завязывания платков. Комментирует делает выводы. Корректируют ответы. Показывают пример композиции: -со свободным расположением элементов рисунка; -симметричная относительно диагональных осей симметрии. Демонстрируют различные завязывания платков по заданным схемам. способами совместной деятельности.
Практичес

кая часть
Выполнить эскиз шейного платка в технике холодного батик. Частично – поисковый, контроль. индивидуальн ая, фронтальная. Организует деятельность по применению новых знаний, контролирует деятельность обучающихся, оказывает помощь и консультирует, подводит итоги и проверяет правильность выполнения каждого этапа Выполняют творческое задание. Выполняют несколько вариантов композиции платка. Выполняют комплекс гимнастики для мышц глаз. Разрабатывают эскиз шейного платка в натуральную величину. П: умение использовать полученные знания в практической деятельности; К: аргументация своего мнения.
Заключите

льная

часть.
Развивать умение анализироват ь и осмысливать свои достижения. Индивидуаль ная фронтальная Предлагает закончить фразу: -У меня получилось… -Мне было трудно… -Для меня было открытием… -Мне понравилось… Организует просмотр эскизов. Анализирует собственную деятельность на занятии, оценивают свою работу, делятся впечатлениями. Оценивают степень достижения цели. Оценивают конечный результат и достижение цели. П: выявить допущенные ошибки; К: вступать в диалог.
Ход занятия.

Водная часть

Педагог:
- Здравствуйте! Тема сегодняшнего занятия касается каждой из вас. Она посвящена вещи, необходимой в гардеробе каждой девушки, женщины. Значение этого слова в словаре Владимира Ивановича Даля

«Лоскут равносторонний шёлковый, бумажный, шерстяной, холщовый, каким женщины повязывают голову, мужчины шею, а женщины закидывают на шею, носят в руках или в кармане» - Какая тема занятия отсюда следует? - Как будет звучать цель нашего занятия? - Что мы будем делать на занятии?

Обучающиеся:
проговаривают тему, формируют цель, предполагают свои действия.
Педагог:
- Действительно, сегодня на занятии мы поговорим об особенностях композиции платков. Познакомимся с краткой историей платка, его использованием в повседневной жизни. На сегодняшнем занятии мы с вами должны выполнить первый этап работы над платком. Вы должны нарисовать эскиз шейного платка.
Теоретическая часть.

Педагог:
- На предыдущем занятии вам было дано задание, разделиться на пары и подготовить небольшое сообщение по предложенным вопросам. - Когда впервые появился платок, подготовили сообщение…
Обучающиеся:
- Впервые шейный платок появился у римских легионеров, у которых он служил не для украшения, а имел чисто практическое значение: защищал от холода и ветра, от солнечных лучей и пыли. Гораздо позднее платки стали носить исключительно для красоты. Педагог: - Кто в наше время из мужчин в этих же целях использует платок?
Обучающиеся:
- Американские ковбои.
Педагог:
- Для ковбоев это тоже жизненная необходимость. Основное занятие ковбоев – разведение скота. Им нередко приходится перегонять скот с места на место, а стада животных поднимают целые столбы пыли. Платок защищает его нос и рот от песка и пыли. - О том, когда появился платок в Европе, подготовили сообщение…
Обучающиеся
: - В Европе моду на это украшение ввел Людовик 14. На одном из парадов он увидел хорватское войско, форменная одежда солдат которого включала шейные платки, и был настолько впечатлён этим ярким предметом гардероба, что на следующий день заказал для себя целую дюжину подобных. А позже Король – Солнце сделал платки символом принадлежности к дворянству, и носить их стало настоящей роскошью.
Педагог:
- О появлении платка на Руси подготовили сообщение …
Обучающиеся:
- Для женщин головной платок был незаменимым атрибутом костюма ещё с раннехристианской эпохи (300 – 600гг.) Православная традиция всегда требовала, чтобы платок обязательно покрывал голову женщины, когда она появлялась на людях. Девушки одевали платок на голову, а замужние женщины надевали платок поверх головного убора. В своё время платки служили показателем социальной принадлежности. Например, ситцевые носили бедные крестьянки, а вот шерстяные и газовые могли позволить себе только богатые дамы. Платок для многих семей был дорогой покупкой, поэтому очень ценился. Этот аксессуар часто делали вручную, на изготовление платка могло уйти несколько месяцев. Аксессуар бережно хранился в сундуках и передавался из поколения в поколение.
Педагог:
Кто знает, почему надо было обязательно покрывать голову женщины платком?
Ответы обучающихся.


Педагог:
Традиция эта от времён язычества, когда покрывание головы означало защиту самой женщины и её близких, от злых сил. - Где и как создавались платки, расскажут …
Обучающиеся: -
До 19 века платки были в основном ручной работы. Но с середины 19 века появляются платки фабричного производства. Изделия каждой фабрики выделялись своим цветом и характером орнамента. Например, хлопчатобумажные платки фабрики Баранова поражали ярким пунцовым цветом. Платки из Прохоровской фабрики были сдержанными по цвету. Платки фабрики из г. Шуя отличались чёрным фоном и многоцветным узором. Особую популярность приобрели Павлово - посадские платки. Эти платки поражали смелым сочетанием ярких тонов и красотой узора, где преобладало изображение розы.
Педагог:
- Какие были платки, мы также можем проследить по картинам, написанными известными художниками того времени. Русский художник Иван Семёнович Куликов «Девушка с туесом» 1912. Как вы думайте платок, какой мануфактуры изображён на девушке? Ответы обучающихся.
Педагог: -
Правильно, платок на девушке Барановской мануфактуры. - Какие бывают платки, тематика современных платков, подготовили сообщение…
Обучающиеся:
- Платки, выпускаемые текстильной промышленностью можно разделить на четыре основные группы: 1.Платки, предназначенные для женского костюма (головные или шейные) 2.Мужские шейные платки. 3.Платок, входящий в детский костюм. 4.Платки сувениры. - При создании рисунков платков художники всегда черпают идеи в народном творчестве и историческом наследии. Но каждая эпоха отличалась своей интерпретацией. - Цветы, издавна были любимыми мотивом русских художников текстиля. Они остаются и сейчас, но все чаще природные мотивы соединяются с геометрическими или включаются такие природные мотивы, как кара, камни, раковины, перья птиц и крылья бабочек. Большое место в современной композиции занимает тема пейзажа с введением условно решенных фигур животных и людей. Решение пейзажа может быть очень разнообразным: это и витраж, и пейзаж в технике мозаики. Конкретное направление даёт мода сезона.
Педагог:
-Как с помощью платка можно изменить свой облик, подготовили сообщение…
Обучающиеся:-
С помощью платка можно кардинально изменить свой облик. Простой пуловер или блузку можно в считанные секунды можно превратить в необыкновенно красивый наряд.
Из платков можно создать блузу и пляжные наряды и даже сумку. Изюминкой любого наряда может стать платок, играющий роль пояса или браслета. Платок, повязанный на голову, защитит не только от солнца, но и от холода и ветра.
Педагог:
- Как видите, платок очень моден и сегодня. - Предлагаю вам на себе попробовать различные способы завязывания платков. В этом нам помогут …, девочки подготовили схемы завязывания платков. Обучающиеся пробуют на себе различные способы завязывания платков.
Педагог: -
Вы убедились, что платок, нужная вещь в гардеробе. И в практической части мы попробуем свами создать эскиз шейного платка. Но чтобы его нарисовать, что нам надо знать?
Обучающиеся:
- Правила построения композиции платка.
Педагог:
- Глядя на огромное количество разнообразных рисунков платков, трудно представить, но все они сводятся к нескольким схемам построения композиции. Вам было дано домашнее задание, изучить материал о некоторых традиционных схемах, которые наиболее часто используются в композициях платков.
Педагог:
- Какие вы запомнили законы текстильной графики?
Обучающиеся:
- Плоскостное решение, отсутствие планов, сочетание орнамента и декоративной живописи.
Педагог:
- Какие два момента необходимо учитывать при строении платка?
Обучающиеся:
- Платок должен хорошо смотреться в развёрнутом виде. - При перегибании платка по диагонали любой из четырёх углов должен выглядеть интересно.
Педагог:
- Как можно решить композицию платка? Покажите на примере представленных платков.
Обучающиеся:
- Симметрично относительно диагональных осей симметрии, - Симметрично относительно вертикальной оси. - Композиция платка может быть свободно размещенной.
Практическая часть:

Педагог: -
Практическая работа будет состоять из двух этапов: 1) Разработать 3 - 4 эскиза шейного платка используя правила построения композиции платка. При создании эскизов необходимо исходить из личных предпочтений. Так кого – то привлечет строгий геометрический рисунок, а кого – то плавные линии стиля модерн, у кого – то композиция будет статичной, а у кого - то динамичной. Выполнив карандашный рисунок, переходите к работе в цвете. 2) Выбрать, самый удачный эскиз шейного платка и разработать его в натуральную величину. Обучающиеся выполняют творческое задание, разрабатывают несколько вариантов композиции для шейного платка. Разрабатывают эскиз шейного платка в натуральную величину.
Между этапами проводиться комплекс гимнастики для мышц глаз.
Педагог контролирует деятельность обучающихся, оказывает помощь и консультирует, подводит итоги и проверяет правильность выполнения каждого этапа.
Заключительная часть.


Педагог:
- Итак, вы все закончили эскизы. Давайте их представим на мини – выставке на всеобщее обозрение. Подводя итог нашего занятия, хочу предложить каждой из вас закончить фразу: - У меня получилось… - Мне было трудно… - Для меня было открытием… - Мне понравилось… Обучающиеся анализируют собственную деятельность на занятии, оценивают свою работу, делятся впечатлениями. Оценивают степень достижения цели.
Педагог:
- Молодцы! Спасибо за активную работу!



Яндекс.Метрика