Напоминание

" Прекрасный мир"

Автор: Майорова Алевтина Николаевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: ГКУ " Хворостянский районный социальный приют для детей и подростков"

Населённый пункт: Самарская область Хворостянский район посёлок Масленниково

Наименование материала: Программа по художественно-эстетическому направлению

Тема: " Прекрасный мир"

Описание:

Программа " Прекрасный мир" предназначена для детей и подростков находящихся на реабилитации и коррекции в приюте для детей и подростков, в возрасте от 7до 18лет. Содержание программы направлено на приоритетное развитие социально значимых способностей детей и подростков, посредством вовлечения их в художественно–творческую деятельность. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство социализации, создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру и самому себе.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=2452

Опубликовано 26.01.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


В человеке должно быть все

прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и

мысли…Часто я вижу прекрасное лицо и

такую одежду, что кружится голова от

восторга, но душа и мысли - боже мой! В

красивой оболочке прячется иногда такая

черная, что не затрешь ее никакими

белилами"

Чехов А.П.

Введение

.
Художественно - эстетическое направление в приюте для детей подростков направленно на стабилизацию и улучшение психического состояния детей и подростков, на преодоление трудностей в общении; профилактику конфликтности, замкнутости, тревожности; выход из кризисных состояний.. Данная программа включает в себя комплекс дидактических игр и упражнений коррекционно–развивающего характера, а также занятия по социализации детей и подростков, – развитие художественно–творческих способностей у детей и подростков, фантазии, зрительно–образной памяти, эмоционально–эстетического восприятия действительности; – развитие познавательных способностей; –преодоление кризисных состояний; – воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно- прикладного искусства, архитектуры и дизайна; – освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально– практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно–прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; – овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); – формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности; – формирование коммуникативных способностей, расширение круга социальных контактов; – профориентация и формирование представлений о профессиональной деятельности.

Пояснительная записка
Программа « Прекрасный мир» предназначена для детей и подростков находящихся на реабилитации и коррекции в приюте для детей и подростков, в возрасте от 7до 18лет. Содержание программы направлено на приоритетное развитие социально значимых способностей детей и подростков, посредством вовлечения их в художественно– творческую деятельность. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство социализации, создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру и самому себе. Содержание программы раскрыто в трёх основных блоках: « В мире людей», «В мире природы», « В мире искусства».
В мире людей
1. Дом как ключевой символ культуры, эстетическая и нравственная основа семьи. Виды жилища. Крестьянская изба. Как и где строили крестьянские избы. Хозяйственные постройки, сад, огород. Интерьер русской избы: русская печь, деревянные стол и лавки, иконы домашняя утварь, прялка, игрушки. Орудия труда: топор, коса, серп и т.д. Народные костюмы Народные ремесла: гончарное дело, кузнечное дело, ткачество, резьба по дереву, плетение из бересты Искусство самодельной игрушки: из бумаги, теста, глины, соломы, дерева. ткани, нитей. Женское рукоделие. Кружевоплетение, бисероплетение, вышивание, прядение, вязание. Кулинарное искусство. Традиционные национальные блюда. Приданое невесты: узорчатые скатерти, полотенца, подзоры, сарафаны, рубахи, кружевные платки, шали, варежки, рукавички, плетеные или сотканные пояса, лоскутные одеяла. Украшения Образцы народной вышивки, кружев, ткачества, вязания и других видов рукоделия. Прядение и ткачество, как нескончаемые нити жизни, связывающие поколения. Природа - среда обитания человека. Жизнь человека в гармонии с природой. Игровой, хороводный, обрядовый фольклор. Поверья, обряды, связанные с земледелием и бытом крестьян. Образы русских богатырей в фольклоре. Образы русских красавиц – рукодельниц (Сказка «Царевна – лягушка», «Марья – искусница») 2. Эстетическая культура человека: эстетика быта, эстетика общения, эстетика поведения, эстетика труда, эстетика досуга. Сельский быт. Как быт влияет на человека. Как человек может украсить свое жилище. Порядок в доме. Каждой вещи свое место. Декоративные украшения: картины, часы, рукоделия. Цветы в доме. Как украшали свой дом наши предки. Виды декоративно - прикладного искусства. Прекрасное и безобразное в жизни. «В человеке должно быть все прекрасно». Прекрасные и безобразные поступки. Что выбираем? Семейные ценности . Почему мы должны любить и прощать друг друга? Какие семейные праздники сплотят семью? Как помочь маме? Как проявить о ней заботу, выразить свое внимание. Правила вежливости. Как мы говорим. Эстетика досуга: полезный и нездоровый досуг. Примеры полезного досуга. (чтение литературы, посещение театров, выставок, прогулки и экскурсии в природу, занятия спортом, рукоделием, творчеством, трудом на участке). Телевизор. Избирательный подход к просмотру телепередач. Нездоровые формы досуга (азартные игры, пустое времяпрепровождение). Время и его свойства. Делу время – потехе час. Какой досуг я выбираю.

В мире природы.
1.Красота родной природы. Прекрасное в живой и неживой природе. Природа в наших ощущеньях: «Посмотрим, послушаем мир природы». видеть прекрасное. Учимся чувствовать. Целевые экскурсии в природу: в лес, поле, на водоем. Наблюдения за явлениями природы. Все в тающей дымке Холмы, перелески Здесь краски неярки И звуки не резки … Н. Рыленков Сбор осенних листьев. Сбор природного материала Выставка поделок из природного материала. Выставки детских рисунков «Раскрасим этот мир»
В мире искусства
Цикл занятий «Встреча с искусством» 1.Виды искусства. Народное творчество – как основа русской культуры Народный фольклор. Былины, сказки, поговорки, народные песни, хороводы, старинные детские игры, потешки, заклички. Декоративно- прикладное искусство. Виды декоративно-прикладного искусства. Хохломская роспись. Жостовская роспись. Гжель Городецкая роспись посуды и разделочных досок. Дымковская игрушка. В мастерской у народных умельцев. 2. «Древо жизни» Деревянное зодчество. Памятники деревянного зодчества. Православные храмы. Бревенчатая крестьянская изба – лучшее жилище для человека. (В доме тепло зимой и прохладно летом, изба «дышит»). Деревня. Глубинный смысл слова. Русские мастеровые, работающие по дереву: столяры, плотники, мостовики, резчики по дереву, мастера берестоплетения и др. Первые судостроители .Морские суда. «Вторая жизнь дерева». Изделия из дерева: деревянная утварь, лукошки, берестяная посуда, короба, солонки, детские игрушки. «Поющее дерево». Деревянные музыкальные инструменты (свирель, дудочка, балалайка) Воспевание красоты деревьев в народном поэтическом творчестве. Народные песни о деревьях: «Во поле береза стояла», «На горе то калина»и др. 3. Времена года в живописи, поэзии, музыке. 1. Портретная живопись. Натюрморт. 2. Искусство дарит эстетическое наслаждение. 3. Театральное искусство. 4. Создаем красоту сами, своими руками. Продуктивная деятельность. Лепка, рисование, аппликация, драматизация. Кружок «Волшебная кукла», кружок «Теремок сказок», кружок «Лицедеи». Народные праздники и обряды. Фольклорные посиделки, Осенины, Святки. Масленица. Веснянки: «Жаворонки прилетели». Новый год.
В процессе овладения элементарными умениями, навыками и способами художественной деятельности происходит выявление скрытых возможностей у детей и подростков. В будущем это может послужить хорошим фундаментом для формирования профессиональных навыков и дальнейшей социализации детей в обществе. В данном направлении немаловажной, на мой взгляд, является роль декоративно–прикладного искусства и народного творчества, так как оно по своей структуре и методам легко осваивается детьми и подростками. В результате прохождения данной программы дети и подростки получают знания об основных видах и жанрах изобразительных искусств; овладевают основами изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция); применяют художественно–выразительные средства графики, живописи, скульптуры, художественного конструирования в своем творчестве; определяют средства выразительности при восприятии произведений; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывании суждений о них; используют различные художественные материалы в своем творчестве (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы); пользуется средствами художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера); ориентируются в мире профессий, осознают определенные сферы своих интересов и возможностей; овладевают умениями совместной деятельности и критического оценивания с точки зрения эстетических и социальных ценностей; оценивают свои учебные достижения и эмоциональные состояния; самостоятельно выполняют отдельные виды художественно–творческой работы, участвуют в проектной деятельности; используют для познания окружающего мира различные методы; определяют структуру объекта познания; осуществляют поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; разделяют процессы на этапы; выделяют характерные причинно–следственные связи; сравнивают, сопоставляют, классифицируют по одному или нескольким предложенным основаниям; творчески решают учебные и практические задачи. Знакомство с миром искусства даёт детям и подросткам возможность повысить свой уровень культуры. Духовное осмысление и художественное освоение действительности настраивает человека на самосовершенствование и гармонизацию внутреннего "я" с внешней средой. Наверно, поэтому понятие "искусство" часто заменяют синонимами "художественная культура", "духовные ценности" или "эстетика". Обращая внимание на связь этих понятий, содержание программы построено так, чтобы работа с детьми была направлена на создание условий для развития духовных и душевных качеств личности, способной чувствовать и воспринимать сущность художественной культуры, а также осваивать формы эстетической деятельности.

Основными целями и задачами по данной программе являются:
- развитие творческих способностей у детей и подростков, умения находить, понимать и использовать различные виды информации в своей деятельности; - приобщение детей и подростков к мировым и национальным духовным ценностям, воплощенным в произведениях искусства; - формирование представлений о целостности мира через эмоционально-ценностное ориентирование личности, в том числе путем интеграции учебных дисциплин - изобразительного искусства, музыки, литературы, истории и др., а также использования в процессе занятий различных видов информации - фольклора, музыки, мультфильмов, фрагментов фильмов, материалов Интернета и пр.; - дать детям и подросткам начальные знания о разнообразии видов и жанров искусств; - освоение языка искусства, средств художественной выразительности, изучение основ композиции, многообразия природных и искусственных форм; - знакомство с художественными материалами и инструментами, приемами и способами работы. Все вышеперечисленные задачи следует решать в комплексе, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков, уровня их общего развития. Интеллектуальное развитие детей и подростков предлагается осуществлять по следующим направлениям: 1. Образно-семантическое (смысловое): - раскрытие средств художественной выразительности разных видов искусств; - развитие ассоциативного мышления в процессе создания детьми и подростками художественных образов, раскрытия идеи и системы образов при обсуждении художественного произведения и пр. -раскрытие зависимости художественной формы от цели творческого замысла. Обращение к различным видам искусства, разными способами интерпретирующими одну и ту же тему, помогает увидеть ассоциативные связи и осознать их роль в творческой деятельности. . 2. Поисково-системное, направленное на выработку у детей и подростков навыков: - сбора информации из различных источников (книг, словарей, видео-, аудиосредств и т.д.);
- систематизации тематического материала для нахождения связей между частным и общим. 3. Сравнительно-оценочное: - развитие чувства гармонии и формирование критериев оценки произведений искусства на основе изучения родной культуры и культуры других народов; - формирование умений отстаивать свое мнение и воспринимать другие точки зрения. Для реализации данного направления целесообразно на каждом занятии обсуждать все выполненные работы. Каждый ребенок должен иметь возможность рассказать о своей работе, а также отстаивать свою точку зрения на создание того или иного произведения. Желательно, чтобы при анализе работ дети и подростки использовали художественные термины (композиция, цветность, гармония, контраст, нюанс и пр.) В качестве дидактических заданий для развития критического мышления можно предложить старшим детям составление рецензий, анонсов литературных произведений, видеоматериалов, культурных событий и пр. 4. Технологическое: - обучение способам работы с художественными материалами в разных техниках; - знакомство с различными формами работы при подготовке, разработке и показе творческих работ, в том числе с помощью технических средств (видеокамера, компьютер и т.д.); - формирование умений работы в коллективе. В настоящее время развитие информационных технологий требует воспитания навыков общения нового свойства, то есть каждый ребенок должен научиться работать с техническими средствами, в т.ч. компьютером, используя их как инструмент для осуществления своей творческой деятельности. Для того чтобы занятия были интересными, увлекательными для детей и подростков : - проводить большую часть занятий в форме игры, обеспечивающей осознанную и целенаправленную деятельность детей и подростков; - использовать различные средства обучения (демонстрационные таблицы, тетради с печатной основой, аудио- и видеозаписи, средства массовой информации, компьютерные программы и т.д.); - использовать рекомендуемые видеозаписи и как иллюстрации к теме, и как материал для заданий в двух вариантах: 1) обмен впечатлениями от увиденного в форме сочинения, сценарного плана для собственного фильма (возможные жанры - рассказ об эпохе; экскурсия на "машине времени"; рекламный ролик и т.п.) и др.; 2) угадывание эпохи и
название памятников; сюжета происходящего; написание собственного комментария как текста к рекламному ролику, к экскурсии и пр. (просмотр видеозаписей без фонограммы).
Методы и приёмы обучения
Занятия планируются из расчёта 2 часа в неделю. Изучение материала по программе художественно-эстетического направления реализуется через подачу теоретического материала, беседа, экскурсии, конкурсы, игры, прогулки в природу. Общие направления ознакомления Изобразительное искусство. Жанры Графика. Линии и штриховка. Продолжение знакомства с формой и выразительным характером линий. Знаки. Пиктограммы. Условность в изображении и отражение существенных свойств предметов. Знак, его значение и применение на различных предметах. Символы в народном декоративном искусстве. Знаки в современной жизни. Символика цвета в знаках: красный - предупреждающий, синий - направляющий, черный и желтый - предупреждающий и пр. Цвет в графических работах. Книжная графика, обложка. Знакомство с украшением переплета старинных книг (чеканка, цветная эмаль, драгоценные камни). У современных книг обложка выглядит проще и выполняет рекламную функцию. Изображения на них лаконично отражают характер содержания книг. Демонстрация обложек книг, на которых с помощью разных шрифтов, цвета, формы, рисунка и пр. можно узнать, о чем книга. Выполнение эскиза обложки детской книги. Особенность иллюстрации - дополнение текста зрительными образами. Современный способ издания книг позволяет воспроизводить иллюстрации, выполненные в любой технике (карандаш, перо, акварель, гуашь, компьютерная графика). При этом необходимо учитывать композиционную организацию, декоративность, эмоциональную выразительность. Выполнение иллюстраций с одним-двумя героями. Живопись. Язык живописи. Колорит как основа живописных работ, в которых через цветовые сочетания передается эмоционально-смысловой характер произведения. Роль цвета в передаче необычных состояний природы (гроза, ветер, радуга, жара и пр.). Декоративно-прикладное искусство: игрушки из различных материалов, вышивка и кружево, изделия из керамики и пр. Характерные особенности декоративного изображения. Стилизация предметов живой природы (ягоды, листья, овощи или фрукты). В стилизованных изображениях упрощается контур, форма и цвет. Выполнение узора в полосе из стилизованных изображений в технике аппликации. Орнаменты в полосе, квадрате, круге. Орнаментальный мотив из стилизованных растений и животных. Выполнение работ в стиле народных художественных промыслов России, характерная композиция, декоративные элементы, знакомство с техникой выполнения хохломских,
гжельских, дымковских, абашевских, курских, филимоновских и пр. игрушек. Полхов- Майданские матрешки. Характерные цвета и рисунок росписи. Этапы росписи. Богородская игрушка, городецкая игрушка. Они изображают типичное и характерное. Богородские игрушки изображают фигурки людей и животных. Часто эти фигурки двигаются. Выполнение эскиза движущейся игрушки из картона (плотной бумаги); эскиза росписи городецкой игрушки . Выражение в народном творчестве любования окружающей природы. Характерные гамма красок дымковской росписи: синий (ультрамарин), оранжевый (сурик), желтый (хром), зеленый (крон зеленый), малиновый (фуксин), коричневый, черный (сажа). Лепка игрушек через отсечение лишнего материала или его наращивание. Лепка "барыни" из отдельных деталей. Гжель. Гжельские изделия отличаются от другой керамики своей кобальтовой росписью. Плотность мазков в сочетании с прозрачными расплывами создают ощущение живописности. Также в гжельской росписи используют тонкие штриховые линии. Знакомство с национальными традициями украшения тканей. Образно-выразительный язык декоративного искусства: языческие знаки, символика солнца. Смысл и значение обрядовых праздников (Масленицы, Пасхи и др.). Отличие праздничного народного костюма от повседневного. Украшение тканей различными способами. Набивка. Знаменитые павло-посадские платки. Вышивка. Ритм - повтор мотива в орнаменте. Быт и жилище народов, проживающих на территории России. Изготовление поделок из природного материала по теме «Жилище народов» Утварь. Украшение жилища. Ремесла народов, проживающих на территории России. Кружево - ажурный орнамент, полученный путем переплетения нитей. Мотивами кружева обычно служат растения с плавными контурами. Иногда кружева плетут белыми нитями с включением серого, синего, зеленого и желтого тонов. Знакомство с вологодским кружевом и выполнение эскизов. Выполнение рисунка праздничной открытки с передачей настроения. Манера выполнения изображения и художественные материалы выбираются в зависимости от замысла (яркие и контрастные, нежные и пастельные и т.д.). Форма и композиция изображения (симметричные или асимметричные). Форма открытки: складывается гармошкой, края имеют ажурную форму и т.д. Скульптура. Пластика. Лепка объемных форм из одного куска пластилина или глины. Рельефные композиции с применением процарапывания контура формы. Пропорции как соразмерность в изображении людей, животных, растений, неживых предметов. Передача движения фигуры человека на примере спортивных игр. Основные пропорции человека. Схематичное изображение фигуры. Мимические схемы лица в зависимости от выражения эмоций. Жанры изобразительных искусств : натюрморт, пейзаж, портрет, анималистический. Разделение изобразительного искусства на жанры в зависимости от изображаемых
предметов. Связь сюжета картины с жанром. Знакомство с произведениями русских и зарубежных художников, работающих в разных жанрах. Натюрморт, как жанр изобразительного искусства, раскрывает мир вещей, своеобразие жизни людей, времени (эпохи). Натюрморт и отношение художника к изображению. Знакомство с классическими образцами голландского натюрморта . Демонстрация репродукций с натюрмортами. Анализ натюрмортов с определением композиционного центра, вокруг которого группируются остальные предметы, рассматривается прием "загораживания", обсуждается контрастность форм и цветов, а также единство всех элементов композиции. Пейзаж как отражение образа природы. Передача состояния природы. Пейзажи. . Маринисты. Рисование пейзажа по воображению и с натуры. (городской, деревенский, парк и т.д.). Портрет. На портрете изображают внешний облик конкретного человека, в котором передают его индивидуальные черты, характер. Художник старается в портрете запечатлеть духовный мир человека, его образ. Искусство портрета известно с древних скульптур Древнего Египта, Древней Греции. Автопортрет. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Выполнение портрета в виде коллажа. Коллаж как и аппликацию выполняют из различных материалов, фактура которых подсказывает решение создания композиции. Фотоколлаж из самодельных фотографий, вырезок из журналов и газет. Художественный и смысловой процесс в создании коллажных работ. Оформление портрета. Декоративная рамка. Анималистический жанр. Красота, неповторимость и своеобразие животного мира. Животные в фольклоре (дракон, единорог и пр.). Рисование (лепка) по памяти и по воображению животных. В основе рисования - геометрические фигуры (овал, круг и пр.)
Неизобразительное искусство.
Архитектура. Архитектуру можно сравнить с портретом города. Архитектура (зодчество) - это жилые дома, общественные здания (театры, стадионы, школы, магазины, заводы, фабрики и пр.). Также к архитектуре относят целые города, поселки (архитектурные ансамбли). От назначения здания зависит его величина, внешняя форма. Форма домов - геометрические формы (при рисовании они выглядят геометрическими фигурами). Выполнение эскиза современного здания (аппликация). Художественные выставки и музеи Выставки. Восприятие и назначение произведений изобразительного искусства. Музеи. Назначение музеев (изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, музея одной картины), что в них экспонируют. Знаменитые музеи: беседа о музеях (Третьяковская галерея, музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, музеи Московского Кремля, Лувр и др Где они находятся, зачем нужны такие музеи, просмотр видеозаписей и обсуждение картин (количество картин по усмотрению воспитателя).. Как надо вести себя в музее. Посещение музея. Обсуждение 1-2 картин: сюжет, композиция, художественные средства выражения. Картины могут рассматриваться в сравнении: как можно изобразить один и тот же объект, передать настроение и т.д. Просмотр видеозаписей или фрагментов телепередач об искусстве с обсуждением поставленных в фильме проблем.
Художественные средства Композиция. Композиция орнамента и узора. Композиционное равновесие и динамика. Композиционные отношения. Ритмическая организация элементов изображения. Ритм равномерный и динамичный. Цветоведение - наука о цвете. Цветовой спектр. Красный, желтый, синий - три основных цвета в живописи. Получение смешанных цветов из основных. Работа гуашью, акварелью с белилами. Символика цвета в живописных работах и в знаках. Контраст и нюанс по цвету, форме, характеру, движению и пр. Контраст подчеркивает признаки предметов, например, светлый - темный, короткий - длинный, большой - маленький, горячий - холодный, мягкий - твердый и пр. Знакомство с цветовым спектром и нахождение в цветовом круге контрастных цветов. Цветовые контрасты: белый - черный, желтый - фиолетовый, оранжевый - синий, красный - зеленый. На "теплом" фоне лучше видны "холодные" предметы и наоборот. Изображение контрастных состояний в живописных и декоративных работах. Работа мелками, пастелью. Обсуждение различий в работе пастелью и красками. Цветовые нюансы, оттенки цветов. Вспомнить, как получают разбеление и затемнения. Оттенки цветов, смешение красок. Интонации цвета. Например, цвета весны нежные, неяркие (голубые, светло-зеленые, охристые и др.). Изображение весеннего пейзажа нюансовыми цветами. Ожидаемые результаты: По окончании 6 месяцев пребывания в приюте дети и подростки должны называть: - жанры изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет); - результаты смешения основных цветов; приводить примеры: - художественных произведений разных жанров; - изделий народных художественных промыслов (дымковские и филимоновские глиняные игрушки, хохломская деревянная посуда, богородские деревянные игрушки, гжельская посуда и пр.); кратко характеризовать: - особенности произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства; - характерные особенности композиции орнамента (мотив, ритм); - отличительные черты декоративного (стилизованного) изображения;
иметь представление о колорите; различать: - композицию на основе контраста или нюанса; - реалистическое и декоративное изображения; уметь: - использовать художественные термины при описании своих работ, работ друзей или произведений художников; - называть средства художественной изобразительности (форма линии, объем, симметрия и асимметрия, контраст и нюанс, движение и равновесие, колорит); - подбирать колорит (цветовое сочетание) в зависимости от выбранной темы; - изображать стилизованные объекты живой и неживой природы; - изображать ритмические фигуры; - составлять узоры и орнаменты из геометрических фигур или стилизованных изображений растений;

Примерный план работы по реабилитации детей и подростков старшей

группы

Художественно-эстетическое направление по программе

«Прекрасный мир»
Месяц Содержание и формы работы Цели и задачи Январь 8 занятий 2 занятия в неделю 1 Беседа « О красоте зимней природы» . 2 Эстетика поведения 3Знакомство с творчеством художников А. И. Венецианова, В. И. Сурикова. 4 Знакомство детей и подростков с народными традициями 5.« Святочные посиделки». Цикл праздников«Рождественские встречи». Рождество Христово. Содействовать формированию эстетического отношения к действительности, развивать художественный вкус, активизировать творческое воображение, знакомить детей и подростков с народными традициями. Февраль 8 занятий 2 занятия в неделю 1Дом, как основной символ культуры. Эстетическая и нравственная основа семьи. 2 По дорогам сказок. Иллюстрирование сказок прочитанных детьми и и и. и подростками. 4.Заочная экскурсия в Русский музей.Ф, С, Рокотов, Д, Г. Левицкий Праздник «Что в имени тебе моем?». 5.Представление театра «Лицедеи» – «Цветик-семицветик», «Не отнимай у себя завтра». 6.Литературно-музыкальный вечер, посвященный Дню Святого Валентина «Все начинается с любви». Способствовать формированию понятий эстетическая основа семьи. Расширять представление о роли художников в иллюстрации книг. Знакомить детей и подростков с традициями русского народа. Март 8 занятий 2 занятия в неделю 1. Сельский быт.« Русь встречает гостей» - беседа. 2 Народные костюмы 3 Встреча с искусством «В Третьяковской галерее»
4.
Времена года в живописи, поэзии, музыке. Праздник «Прощай , Масленица». 5.Вечер «8 Марта – день особый». 6.Встреча с искусством: «В Третьяковской галерее». 7.Музыкальное путешествие по сказкам. Воспитывать стремление жить в семье. Уважение к семейным ценностям Развивать интерес к народному прикладному искусству. Знакомить детей и подростков с особенностями сельского быта. Приобщать к прекрасному.
Апрель 8 занятий 2 занятия в неделю 1Эстетическая культура человека. Прекрасное и безобразное. Комическое и трагическое. 2 Деревянное зодчество. Беседа « Древо жизни». 3 « Золотые травы Хохломы»- беседа. Гордимся трудом народных умельцев. 4 « Жаворонки прилетели»- фольклорные посиделки
5.
День юмора «Вы рассмейтесь, смехачи». 6.Музыкальная гостиная: «Духовная музыка и песнопения». 7.Игра «Умники и умницы». Формирование представления о прекрасном как эстетической ценности. Познакомить детей и подростков с русским умельцами по дереву. Дать эстетические сведения о Хохломе, способствовать патриотическому воспитанию. Познакомить с народным весенним праздником. Май 8 занятий 2 занятия в неделю 1.Экскурсия в город Самару( Посещение выставок и музеев) 2 Эстетика общения. 3 Русский пейзаж. И. И. Левитан, И. И. Шишкин. 4 Народные промыслы 5.Путешествие в «Литературию» калейдоскоп. Способствовать формированию эстетического отношения к действительности. Познакомить детей и подростков с творчеством художников –пейзажистов. Практиковать детей в проявлении уважения, терпимости, милосердия по отношению к окружающим. Июнь 8 занятий 2 занятия в неделю 1 Эстетика поведения. 2 Экскурсия в лес « Русская красавица берёза» 3.Игра «Остров сокровищ». 4.Поэзия Есенина: «Край родной». 5. Конкурс рисунков « Оранжевое лето» 6.«Литературное лукоморье» -встреча с искусством. 7.Путешествие в природу «Вместе весело шагать по просторам». Расширить знания по эстетике поведения в общественных местах, друг с другом, в семье. Воспитывать эстетический вкус, познавательный интерес.
Июль 8 занятий 2 занятия в неделю 1 « Лето в произведениях поэтов и художников»- встреча с искусством. 2 Эстетика труда. 3 Игра-инсценировка « За горами, за лесами сундучок есть с чудесами ». 4 Игра « Два корабля». 5 Экскурсия «В гостях у феи цветов». Воспитывать уважение ко всякому труду и людям труда; воспитание стремления творчески подходить к любому труду. Развивать эстетические познания о творчестве художников и поэтов. Воспитывать бережное отношение к природе Август 8 занятий 2 занятия в неделю 1 Летний карнавал. 2 Экскурсия « Путешествие в луговое царство- государство. 3 Познавательная программа « Эстетика крестьянского труда. Орудия труда, домашняя утварь». 4 Игра « По следам Робинзонов» . 5.Выставка поделок и рисунков. Развивать у детей и подростков воображение, творческую активность. Учить работать в коллективе, выполнять общую задачу. Уметь слушать друг друга. Продолжить знакомить детей и подростков с разнообразием труда. Сентябрь 8 занятий 2 занятия в неделю 1. Эстетика быта 2. Экскурсия « Палитра осени- в осенний лес» 3. История создания русской матрёшки. 4. Украшаем узором игрушки матрёшки. 5. Знакомство с творчеством художника И. С. Остроухов (1858-1929)«Золотая осень» 6. Беседа «Прекрасное в нашей жизни». Экскурсия в осенний лес.(Выставка рисунков и поделок). 7.Беседа «Как мы выглядим ?».(Ролевые игры по теме). 8.Конкурс «Самая уютная комната». 9.Встреча с искусством: «Осенние пейзажи в живописи , музыке и поэзии» Способствовать формированию понятия «Эстетика быта», воспитывать эстетическое отношение к действительности. Углублять эстетические познания о народном декоративно- прикладном искусстве. Воспитание любви и бережного отношения к родной природе. Октябрь 8 занятий 2 занятия в неделю 1. Вечер поэзии « Есенин- певец русской природы »( литературно- музыкальная композиция). 2. Времена года в живописи, поэзии, музыке. 3. Фольклорные посиделки « Осенины» 4. Поездка в музей в город Самару. 5. Беседа «Я и мой дом». 6. Экскурсия по теме «Я и мой дом». 7. Игра «Счастливый случай». Формировать у детей и подростков художественный вкус, чувство прекрасного через знакомство с литературой, музыкой, живописью. Знакомить с народным творчеством. Развивать творческие способности.
8. Тема: «Художники России». 9. Праздник«Возьмемся за руки , друзья». ». Ноябрь 8 занятий 2 занятия в неделю 1. Праздник « Возьмёмся за руки друзья» 2. Эстетика досуга. 3. Цветочная роспись. Жостова, Городца, 4. Игра – конкурс « Русское красноречие Игра «Поле чудес» по теме: народные сказки. 5. Экскурсия в лес (Выставка поделок из природного материала). 6. Постановка музыкальной сказки «Кошкин дом». 7. Игра-конкурс «Русское красноречие». 8. Праздник «День именинника». Развитие творческих способностей детей, знакомство с разнообразными формами досуга. Углублять эстетические познания о народном декоративно- прикладном искусстве. Обогащать духовный мир детей и подростков. Декабрь 8 занятий 2 занятия в неделю 1. Встреча с искусством. « Детский альбом П. И. Чайковского» 2. Развлечение « В гостях у самовара» 3. КВН « Мир эстетики» 4. Новогоднее представление. Расширять кругозор у детей и подростков. Учить разумно и интересно проводить семейный досуг. Развитие творческих способностей у детей и подростков.

Перечень оборудования и средств ознакомления
Художественные материалы и инструменты: Краски (гуашью работают младшие дети, акварелью - подростки), кисточки, палитра. Карандаши, пастель, тушь или черные чернила, восковые мелки. Глина или пластилин. Белая бумага; тонированная бумага (неяркие цвета); цветная бумага; цветные и черно- белые иллюстрации из старых журналов, проспектов, афиш и пр.; картон; фольга. Ткань, бумага,проволока и пр. материалы для выполнения декоративных работ. Клей, ножницы и т.п. Количество инструментов зависит от наполняемости группы Демонстрационные модели: Драпировки (ткань) Игрушки дымковские, богородские, хохломские изделия, керамические изделия. Наборы муляжей фруктов. Наборы муляжей овощей.
Демонстрационные средства: Гудилина С.И. Основы декоративно-прикладного искусства: серия таблиц по искусству для начальной школы. -М: Интерсигнал, 1997. -12 табл. + Методические рекомендации. -М: Интерсигнал, 1997. -40 с. Гудилина С.И. Декоративно-прикладное искусство: серия таблиц по искусству. -М: Интерсигнал, 1997. -6 табл. + Методические рекомендации. - М: Интерсигнал, 1997. -24 с. Гудилина С.И. Введение в цветоведение: серия таблиц для начальной школы. -М: Интерсигнал, 1997. -16 табл. + Методические рекомендации. -40 с. Гудилина С.И. Цветоведение: серия таблиц по искусству. -М: Интерсигнал, 1997. -18 табл. + Методические рекомендации. -М: Интерсигнал, 1997. -56 с.
Слайд-комплекты:
Расскажи о человеке (портрет). Комплект знакомит с таким жанром живописи как портрет, поможет как можно больше узнать и рассказать о персонаже, понять его настроение, характер, образ жизни. В комплект вошли изображения произведений И.Репина, В.Васнецова, Б.Кустодиева, А.Венецианова, В.Серова, З.Серебряковой и др. Пейзаж в произведениях русских художников. В комплект вошли изображения картин А.Саврасова, И.Шишкина, А.Куинджи, В.Поленова, И Левитана, И.Айвазовского и др. Сказки Пушкина в иллюстрациях И.Билибина. Комплект знакомит учащихся с книжной иллюстрацией И.Я.Билибина к "Сказке о царе Салтане" и "Сказке о золотом петушке". Сказка в произведениях Виктора Васнецова. Знакомство с картинами В.Васнецова даст возможность приобщить учащихся к национальному наследию (сказки, былины), решить вопросы преемственности в художественном, эмоционально-чувственном, эстетическом развитии детей. Учимся рассматривать картину (литература 1-4 по системе Л.В.Занкова). В пособии рассматриваются некоторые подходы к анализу живописных произведений с целью подготовки младших школьников к устному сочинению по картине. Стили архитектуры. Основные стили архитектуры v романский, готический, эпохи Возрождения, барокко, рококо, ампир, модерн, рационализм, эклектика. В комплекте представлены памятники архитектуры Западной Европы. В методическом пособии объясняются архитектурные понятия, появившиеся в тот или иной период. Архитектура. Готика. Представлены соборы Франции и Италии, Испании и Англии, внешнее убранство фасада и интерьеры. В методическом пособии объясняются архитектурные символы и понятия. . Леонардо да Винчи. Живопись. Картины и портреты художника. В методическом пособии дана краткая биография живописца и подробных рассказ о созданных им шедеврах, включая фреску "Тайная вечеря".
Микеланджело. Фрески. Фрески Сикстинской капеллы. В методическом пособии включены выдержки из книги Джоржо Вазари "Жизнь Микеланджело Буонарроти". Микеланджело. Скульптура. "Битва кентавров", Пьета, Давид, Моисей, гробницы Лоренцо и Джулиано Медичи и др. Рафаэль. Фрески. Представлены фрески итальянского живописца с подробным описанием их сюжетов (в метод. пособии). Рокотов, Левицкий, Боровиковский. О творчестве первых русских портретистов. Передвижники. Творчество художников, входивших в Товарищество передвижных художественных выставок, - В.Перов, И.Крамской, К.Савицкий и др. Автопортрет 19 века. Натюрморт. Работы художников 19-20 вв. Художники пишут художников. Портретная серия русских живописцев. Борис Кустодиев. Жанровые картины, портреты, книжные иллюстрации, театральные декорации. Автопортрет. ХХ век. Различные стилевые направления в русском искусстве начала ХХ века. В комплект вошли автопортреты М.Врубеля, З.Серебряковой, Бакста, Сомова, М.Шагала и др. В метод.пособии рассказывается о работе художников над автопортретами. Михаил Врубель. Графические и живописные работы художника, создателя стиля модерн в русском искусстве. В методпособии дана биография художника, рассказано о художественной манере Врубеля. Художественная керамика. Работа с пластом и в пресс-формах. Описаны способы подготовки глиняной массы, технология изготовления пресс-форм, техники декорирования изделий из керамики. Художественная обработка древесины.
Видеозаписи:
Что такое искусство? - 1. Виды и жанры изобразительного искусства. Понятия цвета и света. Живописные, графические и скульптурные материалы и инструменты. Мастерские, творческий процесс живописца, скульптура, графика. Жизнь произведений искусства в музеях. Что такое искусство? - 2. Эволюция эстетических представлений во времени, что такое ксилография и линогравюра, как мы воспринимаем произведения искусства на выставках и о том, что этому тоже нужно учиться Художники России - 1. Жизнь и творчество В.Васнецова, Поленова, Верещагина, Лентулова, Петрова-Водкина
Художники России - 2. Фильмы о художниках: А.Иванове, А.Саврасове, В.Борисове- Мусатове, П.Корине. Завершает кассету фильм о деревянных пермских богах, удивительных скульптурах, сочетающих в себе земное и божественное Художники России - 3. О первых русских художниках - авторах иллюстраций к первым русским книгам, о художнике-просветителе и создателе живописной энциклопедии русской жизни П.Свиньине; история создания Репиным серии портретов Льва Толстого; фильм о Петре Кончаловском, художнике объединения Мир искусств. Искусство русского авангарда. Д.Сарабьянов о русском авангарде. Фильмы о жизни и творчестве Кандинского, Шагала, Малевича, Татлина, Поповой, Филонова. Искусство 20 века. Основные течения в искусстве конца 19 и начала 20 вв. (Ван Гог, Гоген, Матисс, Пикассо). Русский модерн, "Мир искусства" и др. течения начала века. Из истории русского костюма. Народные промыслы. Промыслы русского Севера, Гжельский фарфор, Жостовская роспись, Каргопольские поделки, Павловские платки, Чукотская резьба по кости, Филимоновская игрушка. Декоративно-прикладное искусство - 1. История возникновения, разнообразие видов, технологии создания ковров и гобеленов. Декоративно-прикладное искусство - 2. Художественная керамика, майолика, об оригинальном искусстве народов севера. Русская икона. Три фильма. История. Смысл. Искусство. Николай Рерих. Художник Илья Глазунов. Архитектура. Россия 12-19 вв. Русский город в 12 веке. Развитие русской архитектуры в последующие века. Десятки наиболее интересных памятников русской архитектуры, городские ансамбли. Архитектурные памятники Санкт-Петербурга. Русский музей. Фильмы: "Русский музей" (обзорный фильм), "Искусство древней Руси", "Искусство 18 века", "Искусство первой половины 19 века", "Передвижники", "На рубеже веков ". Великий Эрмитаж. Эмоциональный рассказ, рассчитанный на первое знакомство. Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина ("Дом на Волхонке"). Путешествие по России - 2. Народные песни и танцы. Компьютерные средства:
Эрмитаж. Путешествие в мир сокровищ. Искусство древних народов и ювелиров Европы, архитектура известных зодчих, работы мастеров ренессанса и французских импрессионистов, история развития музея. Знакомство с биографиями мастеров, экскурсии по зданиям, залам и коллекциям Эрмитажа. Карта и линии времени. Платформа: Windows.. Кирилл и Мефодий. Сокровища России. Введение в русское искусство. Тысячелетнее развитие русского искусства от истоков до авангарда. Значительные произведения, созданные за время от крещения Руси до 1917 г. Биографии мастеров и исторических деятелей. Техника великих мастеров, рассматриваемая по деталям и фрагментам их работ. Музыка русских композиторов. Видео путешествия по памятным местам России. Карта и линии времени. Платформа: Windows.. Интерсофт. Картины истории России 17-20 вв. Картины русских художников, отображающих события и судьбы людей России 17 - нач. 20 вв. Картографическая информация, сведения о художниках и писателях. Платформа: Mac OS. ИНТ. Храм Христа Спасителя. История России с 1812 г. до наших дней. Трехмерные модели неосуществленных проектов храма Христа Спасителя. Знакомясь с ними, можно выбрать фантастический ракурс наблюдения. Платформа: Windows 95, Mac OS. NMG. ART - История искусств. Шедевры живописи, скульптуры и архитектуры от Древнего Египта до наших дней. Статьи. Материал рассматривается по жанрам и направлениям искусства, по эпохам и авторам. Платформа: Windows. Ньюком, Омикрон. Шедевры архитектуры. Архитектурные стили и исторические эпохи. Трехмерные модели семи чудес света и мультимедийные сюжеты о них. Интерактивные карты мира, Европы, Азии и Ближнего Востока. Платформа: Windows. NMG.
Методическая литература: Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1984. -160 с., ил. Алексеева В.В. Что такое искусство? - М. Баженова Л.М. Наш друг экран. Выпуск 1. - М.: Пассим, 1995. - 80 с. Баженова Л.М. Наш друг экран. Выпуск 2. - М.: Пассим, 1995. - 80 с. Барышникова З.Н. Зарубежное искусство в кроссвордах. - Тольятти: Развитие через образование, 1995. - 120 с. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. - С. -Петербург: Кольна, 1995. - 371 с. Волков Н.Н. Композиция в живописи. - М.: Искусство, 1977. - 263 с. Ганкина Э.З. Художник в современной детской книге: Очерки. - М.: Сов. художник, 1977. - 215 с.: ил. Гудилина С.И. Чудеса своими руками. - М.: Аквариум, 1998. - 264 с., ил. Гудилина С.И. Игровая азбука / Изучаем буквы, учимся рисовать, лепить, делать объемные фигурки из бумаги. - М.: Аквариум, 256 с., ил. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. - М.: Просвещение, 1993. - 124 с. Жердев Е.В. Художественное осмысление объекта дизайна. - М.: АУТОПАН, 1993. - 132 с. Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. -М.: Просвещение, 1996. -64 с. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя. 2-е изд. Испр. и доп.- М.: Просвещение, 1984. - 206 с., ил. Киреева Е.В. История костюма. - М.: Просвещение, 1976. - 173 с. Кузин В.С. Психология. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: АГАР, 1997. - 304 с., ил. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. - М.: Наука, 1978. - 206 с. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. - М.: Молодая гвардия \, 1988, - 19 с.: ил. Лосев А.Ф. Динамика мифа. - М.: Искусство, 1930. - 278 с. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. - М.: Мол. гвардия, 1994. - 315с., ил.
Основы художественного ремесла. Вышивка. Кружево. Художественное ткачество. Ручное ковроделие. Худож. роспись тканей.: Практ. пособие для руководителей школьных кружков/ Под ред. В.А.Барадулина и О.В.Танкус. - М.:.: Просвещение, 1978. - 428 с. Основы художественного ремесла: Русские художественные лаки. Резьба по дереву и др.: Практ. пособие для руководителей школьных кружков. - М.: Просвещение, 1979. - 436 с. Прудовская С.Н. Твой коллега - художник. - М.: Тривола, 1994. - 144 с., ил. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. - М.: Титул, 1996. - 80 с., ил. Энциклопедический словарь юного художника. - М.: Педагогика, 1983. - 415 с. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство/ Глав.ред. М.Д.Аксёнова. - М.: Аванта+, 1997. - 688 с.: ил. Юсупов Э.С. Словарь архитектурных терминов. - С.-Петербург: Ленинградская галерея, 1994. - 432 с.: ил.
УТВЕРЖДАЮ Руководитель ГКУ СО «Хворостянский социальный приют» Васильева Светлана Николаевна
Программа

по художественно-эстетическому направлению

« Прекрасный мир»
Воспитатель Майорова А. Н.
2011




Яндекс.Метрика