Пояснительная записка.
Одним из приоритетных направлений духовно – нравственного воспитания является
творчество, которое дает импульс развитию нравственного начала в ребенке. Ведь залог
высокой результативности – желание трудиться, творить, создавать, помогать друг другу.
С этой целью в нашем приюте созданы условия для занятий детей и подростков
различными видами деятельности. Девиз всей многогранной деятельности можно
сформулировать так: «Через творчество к духовности». Ведь именно через творчество
человек приходит к духовности, приобщение к прекрасному – поэзии, рукоделию, музыке,
театру дает как раз тот необходимый душевный тон. Поэтому так важно найти к ребенку
подход через любимые им средства: игру, ручной труд. Все это я использую в своей
кружковой работе.
В процессе кружковой деятельности я решаю следующие задачи:
1. развитие творческих способностей детей и подростков;
2. расширение художественного кругозора;
3. развитие и углубление интересов детей;
4. развитие коммуникативных навыков на основе совместной творческой деятельности;
5. дать представление о видах ручного труда;
7. учить разнообразным техникам аппликации;
8. учить работать с различными материалами по форме, цвету и структуре;
9. воспитывать толерантное отношение к работам сверстников.
Работу кружка организовываю с учетом опыта детей и их возрастных особенностей.
Аппликация – один из видов изобразительной техники, основанный на вырезывании,
наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.
Основным признаком аппликации является силуэтность.
Задачи
Воспитательные:
воспитывать уважение к труду своих товарищей;
воспитывать чувство красоты и гармонии.
Развивающие:
расширять кругозор, формировать интерес к занятию ручным трудом;
развивать образное и пространственное мышление, память воображение, внимание;
развить положительные эмоции и волевые качества.
Своеобразие аппликации заключается как в характере изображения, так и в технике ее
исполнения:
- аппликация из круп;
- аппликация из шпагата;
- мозаика из бумаги;
- аппликация из бумаги;
- аппликация из ниток;
- узорное вырезание из бумаги (выцинанка).
- торцевание.
Все эти виды аппликации я использую в своей работе.
Для занятий кружка стараюсь привлечь всю группу, хотя это не всегда получается. В
кружке я объединяю воспитанников, которые имеют определенный интерес к данному
виду практической деятельности и желание заниматься в данном кружке.
Во многом интерес к работе в кружке поддерживается и развивается в ходе занятий.
Поэтому занятия я планирую и провожу так, чтобы воспитанники узнавали новое,
успевали выполнять намеченную часть практической работы, их изделие были
действительно красивы и нравились всем, обстановка была спокойной и
доброжелательной, обеспечивалась свобода общения детей друг с другом и с
воспитателем.
Ребят объединяю в возрастные группы, т.к. они все разные и по возрасту и по
способностям. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой и др. материалами
начинаю с более простых поделок, а старшим дается более сложная работа. Дети не любят
однообразного, монотонного труда, он их быстро утомляет, поэтому на каждом занятии
виды аппликаций необходимо менять. Важно, чтобы в работе дети могли проявить
выдумку, фантазию, что несомненно, будет способствовать повышению эффективности
труда.
Детям постоянно раскрываю возможность применения тех или иных материалов, их
многообразные композиции, как они сочетаются друг с другом. Это повышает интерес
ребят к процессу художественного труда и его результату.
Занятия аппликацией – прекрасное средство развития творчества, умственных
способностей, эстетического вкуса, а также конструктивного мышления детей.
Конечно же в работе есть определенные трудности, есть дети неусидчивые, поэтому очень
важно не просто заинтересовать их, но и вызвать желание довести дело до
положительного завершения. Для этого я использую дополнительные стимулы, такие как:
просьба о помощи; (прошу помочь ребенка, т.к. без его участия мы не сделаем работу)
беседа; (беседую с целью замотивировать, рассказываю что – то интересное)
музыкальное сопровождение (включаю спокойную легкую музыку, которая
успокаивает и расслабляет).
Но иногда, по ряду причин, работу приходится завершать на следующем занятии.
На занятия всегда приношу образец готовой работы, который сама изготавливаю и
показываю детям в начале занятия, чтобы их заинтересовать. Образцы работ беру из книг
и журналов по рукоделию, а также из интернета, где есть очень много материалов.
Дети не любят однообразного, монотонного труда, поэтому на каждом занятии виды
аппликаций необходимо менять.
Наряду с индивидуальными работами на занятиях кружка выполняем с детьми и
коллективные работы, где заранее распределяем кто что будет делать. Коллективная работа
тоже очень важна, т. к. в такой работе, где каждый вносит свою лепту в общее дело –
эгоистическое пространство ребенка невольно соприкасается с пространствами других
детей, расширяется и перестает быть болезненно единственным. Это незаменимый опыт
совместного существования, когда каждый зависит от всех, а все от каждого.
Дети, видя готовые работы, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически
подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум.
После выполнения работы организуем выставки. Также мы дарим свои работы
сотрудникам, дети увозят с собой, дарят родителям. Они гордятся своей работой.
Ожидаемые результаты
воспитанники должны уметь:
- соблюдать технику безопасности;
- выполнять основные приёмы при аппликации из бумаги;
- составлять рисунок по эскизу;
- вырезать бумагу по прямым линиям и с плавным закруглением очертаний предметов;
- размечать фигуры по шаблону;
- правильно наносить клей на бумагу;
- наклеивать фигуры на бумагу по образцу;
- составлять композицию;
- доводить работу до конца.
Организация проведения кружка.
Занятия кружка «Радуга» проходят 1 – 2 раза в неделю.
Продолжительность занятий 30 – 40 минут.
Необходимое оборудование для кружковой работы :
цветной картон, цветная бумага, цветная фольга, бархатная бумага, гофрированная бумага,
краски, карандаши, клей, ножницы;
природный материал (яичная скорлупа), крупа (рис, манка, пшено, гречка и т.д. ), цветная
пряжа, шпагат.
Список литературы:
1.Г. И. Перевертень «Самоделки из бумаги». М. Просвещение, 2007 г.
2.Н.Н. Соколова – Кубай «Узоры из бумаги» (белорусская выцинанка). Культура и
традиции, 2006 г.
3.Объемная аппликация. Детство – Пресс, 2006 г.
4. Интернетресурсы.