Цель:
Обогащение знаний, технических умений и навыков такого
вида деятельности как лепка из глины.
Обогащать визуальный опыт педагогов через интернет
издание.
Задачи:
- показать перспективы работы с природным материалом –
глиной;
- познакомить коллег с основными приёмами лепки из глины и
её декорирования.
Образовательный аспект занятия:
Формирование системы знаний педагогов объёмной и
плоскостной лепки из глины.
Воспитательный аспект занятия:
Воспитание настойчивости в достижении поставленных задач
и преодоление трудностей. Воспитание уверенности в
собственных силах.
Развивающий аспект занятий:
Развитие наглядно – образного мышления, репродуктивного
воображения. Развитие мотивации к творческому поиску.
Основные принципы занятия:
- принцип связи обучения с практикой (уметь использовать
теоретические знания в решении практических задач, уметь
анализировать и преобразовывать окружающую
действительность, вырабатывая собственные взгляды);
- принцип сознательности и активности (самостоятельно
организовывать свою деятельность, ставить проблемы и искать
различные пути их решения).
Основные методы занятия:
- метод дифференцированного обучения (практическая
деятельность предлагается в виде работы разного уровня
сложности);
- метод проблемного обучения (поиск проблемы решения
самостоятельно).
Ход занятия:
Содержание образовательно – воспитательного процесса
данного урока строится на основе принципов доступности,
открытости, гибкости, вариативности, что способствует
качеству получаемых знаний на уроке. Организационный
момент данного урока состоит из двух важных составляющих:
- вступительная беседа – этап урока, где ребёнок ждет чего – то
интересного, захватывающего. Учитель должен использовать
любые методы, по – своему усмотрению, чтобы увлечь
ребёнка, оправдать его ожидания т.е. заинтересовать и овладеть
вниманием детей с первой минуты;
- нацеливание на работу – главной задачей учителя на данном
этапе является не только заинтересовать ребёнка, но и
пробудить в нём желание работать как со всем классом, так и
самостоятельно. В данном конспекте приводится один из
примеров проведения этого этапа урока – рассказ об истории
работы с глиной. Самое главное, что через обсуждение, дети
«незаметно» включаются в работу.
Процесс лепки.
Чтобы дать детям более полное представление о глине, о
приёмах лепки, закрепить новые умения и навыки, учитель
берёт в руки глину и производит нужные действия, подробно
комментируя все этапы работы. В дальнейшем дети действуют
по показу и словесной инструкции учителя.
Основные используемые приёмы работы с глиной на уроке:
Разминание: надавливание руками и пальцами на кусочек
глины;
Отщипывание: отделение от большого куска глины небольших
кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки.
Для этого сначала отщипывают с края небольшой кусочек
глины, а затем отрывают его.
Формирование шара: ладони рук расположены параллельно
друг другу, между ними зажимают кусок глины нужного
размера, методом несильного сжатия производят круговые
движения до получения нужного результата.
Формирование донышка: для устойчивости горшочка
необходимо сделать донышко – стукнуть готовым шариком о
дощечку.
Заглаживание: указательный палец окунаем в воду и начинаем
«гладить» готовое изделие с лёгким нажимом. Сначала
заглаживаем верх, затем бока.
На данном этапе работы для детей более старшего возраста или
тех, кто обладает начальными знаниями, умениями и навыками
работы с глиной предлагается уровень повышенной сложности,
а именно предложить детям нанести орнамент несколькими
декоративными способами:
- процарапывание (нанесение орнамента с помощью стеки
методом несильного нажима);
- налепы (составление композиции орнамента при помощи
отдельных деталей: мелких шариков, колбасок, улиток, капелек
и т.д.). Обратить внимание на то, что мелкие детали крепятся к
горшочку с помощью клея ПВА).
На завершающем этапе урока необходимо провести анализ
проделанной работы в произвольной форме, единственное
условие - стимулировать детей для дальнейшего желания
заниматься ручным трудом, а каждый учитель должен помнить,
что самый эффективный метод стимулирования для детей
является похвала, одобрение, положительная оценка готового
результата, пусть и не идеального.
Разработка данного урока рассчитана на 40 – 45 минут
учебного времени.
После просушки (4 – 5 дней) изделия можно расписать как на
уроке технологии, так и на уроке ИЗО. Для грунтовки изделий
используется раствор водоэмульсионной краски (разводит
учитель 1*1 с водой). Для росписи – используются гуашевые
краски. После того, как изделия полностью просохнут учитель,
для большей выразительности, может вскрыть их лаком.