Автор образовательной программы, тип программы _____________________________
Тема занятия ________________________________________________________________
Структура занятия, рекомендуемый материал
____________________________________
____________________________________
____________________________________
1.
Актуализация знаний.
Основные задачи педагога:
- Актуализация имеющихся у обучающихся знаний (О ЧЕМ?), способов действия
(КАКИХ?) в новых условиях; формирование умения задавать вопросы (О ЧЕМ?);
- развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы
обучающихся;
- формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Предоставление материала, позволяющего
осуществить переход к изучению нового
материала.
Вспоминают соответствующие учебные
задачи, делают содержательные
обобщения
2.
Этап целеполагания – постановка практической частной познавательной
(исполнительской, творческой…) задачи или определение задачи обобщенного типа.
Основные задачи педагога:
- Формирование у обучающихся рефлексивных умений определять границу между
знанием и незнанием, умением и неумением;
- овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки
и определения проблемы, формулировки частной познавательной (исполнительской,
художественно-творческой…) задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов
и пр.;
- формирование у обучающихся познавательных мотивов учебной деятельности:
стремления открыть знания, приобрести умения;
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Предоставляет “конфликтный” материал,
создает готовность к предстоящей
деятельности.
Проявляют познавательную
инициативу. Главное – осознание
возникшего интеллектуального
(исполнительского, художественно-
творческого…) затруднения,
противоречия, дефицита знаний,
формулировка эвристических вопросов,
исполнительских заданий. Осознание
цели предстоящей деятельности.
3.
Этап планирования.
Основные задачи педагога.
- Формирование у обучающихся способности анализировать, сравнивать имеющийся
учебный материал;
- определять содержание и последовательность действий для решения поставленной
задачи;
- воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению
педагога, одноклассников;
- формирование способности каждого обучающегося к участию в работе в малых группах;
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Предоставляет достаточное количество
материала, побуждающего к высказыванию
предложений о способах изучения данного
объекта (музыкального сочинения,
художественного произведения),
предложение обучающимся самим составить
план.
Работа индивидуально (или в группах).
Обобщение результатов наблюдения,
составление плана предстоящей
деятельности, выбор средств,
необходимых для открытия “нового”
знания, умения.
4 этап. “Открытие” нового знания.
Основные задачи педагога:
- Формирование у обучающихся основ теоретического, творческого мышления, развитие
умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;
- воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения
практической задачи;
- формирование у обучающихся способности определять содержание и
последовательность действий для решения поставленной задачи;
- формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым составленным
алгоритмом работы;
- овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов;
- формирование способности каждого обучающегося к индивидуальной работе, к участию
в работе в малых группах;
- воспитание культуры делового общения, положительного отношения обучающихся к
мнению педагога, одноклассников, умения оказывать и принимать помощь;
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Побуждает учащихся к объяснению
фактов, противоречий между ними.
Стимулирует активное участие всех
детей в поисковой деятельности.
Формулирует обобщенные вопросы: Что
мы узнали нового? Чем отличается
новое знание, умение от того, что дети
знали? Выполнение каких действий
приведет нас к решению поставленной
учебной задачи? Демонстрирует
итоговый составленный алгоритм
работы.
Обсуждают в группах варианты решения
учебной задачи (при индивидуальном
обучении – ученик анализирует варианты
решения проблемы самостоятельно).
Обосновывают выбор общего решения или
несогласия с мнением других детей (или
педагога). Сообщают о результатах
коллективной поисковой работы, отвечают на
вопросы учеников из других групп.
Оценивают правильность своих выводов,
решений. Осуществляют самопроверку,
самооценку полученных результатов.
Обнаруживают закономерности, обобщают
результаты наблюдения, составляют план
действий – алгоритм . Представляют
составленный алгоритм (от группы или
индивидуально). Делают выводы о полноте и
правильности своего варианта решения
учебной задачи.
5 этап. Учебные действия по реализации плана.
Основные задачи педагога:
- Развитие у детей общеучебных умений и навыков;
- развитие способности к комментированию, обоснованию своих действий;
- овладение обучающимися умениями соотносить свои действия с планом – осуществлять
самоконтроль, корректировку действий;
- педагог стимулирует доброжелательное взаимодействие обучающихся при выполнении
учебных действий.
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Предлагает задания на “новое” знание,
умению, побуждает учеников к
определению и выбору видов работы по
достижению целей занятия, помогает
ученику комментировать учебные
действия, поддерживает его интерес и
познавательную, художественно-
творческую активность. Создает
условия для сотрудничества (работы в
парах, группах). Создание ситуации
успеха для каждого. Индивидуальная
работа по устранению ошибок.
Проговаривание вслух алгоритма действий в
ходе выполнения заданий. Отрабатывают
действия, соответствующие мыслительным
операциям анализа, синтеза, сравнения,
обобщения. Осуществляют работу в малых
группах.
6 этап. Рефлексия (итог занятия).
Основные задачи педагога:
- Формирование у обучающихся способности объективно оценивать меру своего
продвижения к цели занятия.
- вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей.
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Предлагает вспомнить тему и задачи
занятия, соотнести с намеченным
планом работы, и оценить меру своего
личного продвижения к цели, успехи в
целом. Можно предложить ученику
назвать наиболее понравившиеся
вопросы, ответы, варианты действий.
Определяют степень соответствия
поставленной цели и результатов
деятельности: называют тему и задачи
занятия, отмечают наиболее трудные и
наиболее понравившиеся эпизоды занятия,
высказывают оценочные суждения.
Определяют степень своего продвижения к
цели.
Отмечают успешные ответы, интересные
вопросы одноклассников, участников группы.
Могут отметить продуктивную работу группы.