Студия: «Хочу все знать» (направление «АБВГДейка»)
Возраст: 5-6 лет
Тема: «Закрепление знаний о звуке [ а] и букве А»
Цель: Закрепить умение узнавать звук [ а] и обозначать его буквой А.
Задачи:
закрепить понятия о «звуке», «букве»;
закрепить умение различать на слух слова с гласным звуком [ а];
развивать умение дифференцировать гласные и согласные звуки;
развивать умение узнавать букву А среди других букв;
упражнять детей в составлении буквы А из палочек;
развивать фонематические представления, зрительное и слуховое внимание, мелкую
моторику, память, наблюдательность;
артикуляционную
моторику.
развивать навык самостоятельности.
Тип занятия: тематическое занятие-игра.
Форма проведения: групповая
Методы: наглядные, словесные, частично-поисковые, метод контроля.
Оборудование : Мультимедийный экран, презентация, сюжетные картинки, цветные
квадраты (синий и красный) у каждого ребенка, контур буквы А (для каждого ребенка),
карточка с буквами(для каждого ребенка), счетные палочки.
Литература:
1.
Н.С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте» Москва 2008.
2.
О. М. Ельцова. «
Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте 1-год
обучения
старшая группа»
Волгоград: Учитель, 2009
3.
Л.Ю. Бондарева «Обучение грамоте дошкольников и младших школьников»
Ярославль: Академия развития, 2007
4.
Интернет ресурсы: картинки
.bob-nsk
,
.ljpoisk
Ход занятия
№
этапа
заняти
я
Деятельность педагога
Деятельность
обучающихся
Наглядность
I
Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Очень рада
вас всех видеть на занятии. Итак:
Раз, два, три – хороший ученик
замри!
Ребята принимаю
позу прилежного
ученика.
Презентация.
Слайд1
I I
Актуализация знаний
1.
2.
3.
-Что мы изучаем на наших
занятиях?
- При помощи чего люди
общаются?
- Какую речь мы используем на
занятии? Можем ли мы видеть ее?
-Из чего состоит устная речь?
-На какие части мы умеем делить
слова?
-Из чего состоят слоги в устной
речи?
- На какие группы делятся звуки?
- Что вы знаете о гласных звуках?
- Что знаете о согласных звуках?
Молодцы!
-Тогда помогите звукам занять
свои домики.
Игра «Засели домики»
Произносит гласные и согласные
звуки.
Артикуляционная зарядка:
Заборчик
Слоники
Ежик «пых»
Чистим зубки
Футбол
Лошадка
Ветерок
-При помощи речи.
Устную речь.
Из предложений, из
слов.
На слоги.
Из звуков.
Гласные и согласные.
Они поются, не
встречают преград.
Произносятся при
помощи голоса.
Живут в красных
домиках.
Они не поются, у них
есть преграды.
Живут в синих
домиках.
(Услышав гласный
звук поднимают
красный квадрат,
согласный – синий)
Повторят за
педагогом
У каждого ребенка
красный и синий
квадраты.
I I I
Целеполагание
-Сегодня нас пригласила в гости
одна буква. Поедем?
Да
IV
Основная часть
- На чем поедем в гости?
- Буква сообщила, что добраться к
ней мы сможем на том транспорте
в названии которого всего один
слог.
- Но шар почему-то не летит.
----Вспомнила, буква говорила, что
придется построить звуковой
домик для слова ШАР
-Прочитали слово по звукам
- Шар поднялся вверх. Мы летим!
-Буква никогда не путешествовала
и очень просила нас отправить
сообщения о том, что мы увидим в
пути. Станем на время
разведчиками, возьмем свои
бинокли и отправим сообщения о
том, что мы увидим?
Отлично, я думаю, букве будет
интересно прочитать ваши
сообщения.
Пришла пора разведчикам
отдохнуть.
Дети называют
транспорт, который
изображен на слайде
и делят на слоги.
(воздушный шар)
Совместно с
педагогом
выкладывают
звуковую схему слова
ШАР.
Дети берут
«воображаемые»
бинокли,
рассматривают
сюжетные картинки
и составляют по ним
предложения.
Составляют схемы
предложений из
счетных палочек
(одно слово –
палочка) (3-4
предложения)
Слайд 2
Звуковая схема
слова (на доске)
Слайд 3
На доске:
сюжетные
картинки.
Физ минутка
Понимаем плечики,
Прыгают разведчики.
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы ногами топ-топ,
Плечиками чик-чик!
Глазками миг-миг!
- Вот мы и прилетели. Возьмите
бинокли и рассмотрите домик
буквы.
-Кто свил гнездо на крыше?
-На какой звук начинается слово
«аист»?
-Какой буквой мы обозначаем звук
[ а]?
-Кто догадался, к какой букве мы
прилетели в гости?
-Зайдем в домик и проверим наши
догадки.
- Посмотрите, чем нас хочет
угостить буква?
- На какой звук начинаются все
угощения?
- Какой буквой обозначается этот
звук?
- Значит мы правильно
догадались. Молодцы!Удивите
букву А , выложите ее портрет из 3
счетных палочек.
Аист.
Звук [ а]
Буквой А
К букве А.
Апельсин, арбуз,
абрикос, ананас.
На звук [ а]
Буквой А
Выкладывают А из
счетных палочек.
Слайд 4
Слайд 5
На слайде
появляется буква
А
Буква А предлагает поиграть в
прятки с ее звуком.
Игра «Поймай звук »
Называет слова: стол, рак, мама,
стул, небо, аист, гнездо, кран, рука.
Молодцы, внимательные!
А теперь «Найди букву»
Раздаются специальные листы с
буквами.
Вы очень понравились букве А,
она дарит вам свой портрет на
память, дома раскрасьте в
любимый цвет.
Хлопают, когда
услышат звук [ а] в
слове.
Из ряда букв, дети
находят А и обводят
в кружок.
Ребята получают
раскраску с буквой А
V
Итог занятия
-Наше занятие подошло к концу.
К какой букве попали в гости?
-Какой звук обозначает эта буква?
Какое настроение у вас после
занятия?
До свидания!
К букве А, гласный
звук [ а].
Дети поднимают
звуки на тот смайлик,
который
соответствует их
настроению.
Педагог
показывает
улыбающийся
смайлик, затем
грустный
смайлик.
Приложение