Напоминание

"Эмоциональное здоровье"

Автор: Уварова Елена Валентиновна

Должность: педагог дополнительного образования

Учебное заведение: МУДО "Детская школа искусств"

Населённый пункт: г.Воркута

Наименование материала: программа

Тема: "Эмоциональное здоровье"

Описание:

Профилактика и сбережение эмоционального здоровья, как учащихся, так и педагогов.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=2712

Опубликовано 06.02.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

МУДО «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» г.ВОРКУТЫ ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ « ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ» Составитель программы: Уварова Елена Валентиновна Педагог дополнительного образования Срок реализации программы: 1 год Воркута 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Детство – это уникальный период в жизни человека, ведь в это время происходит не только становление личности, но и формируется здоровье. Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому, как перед педагогами, так родителями, стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема здоровья учащихся приобрела социальное значение. Поэтому, забота о сохранении здоровья ребенка ложится на плечи не только самих родителей и педагогов общеобразовательных школ, но также и учреждений дополнительного образования. В рамках нашего учебного заведения мы не можем уделять внимание физическому укреплению здоровья, лишь только незначительно прибегнув к физминуткам во время занятий и в форме лекций на классных часах и родительских собраниях. Изучив новый ФГОС, мы обратили особое внимание на третий раздел, пункта 16.7 «…формирование культуры здорового и безопасного образа жизни». Вот это как раз то, что мы можем, в принципе и делаем в стенах нашей школы искусств - развитие творческой, социально-активной личности. А, как известно, активная личность – здоровая личность. Благодаря искусству пропагандируется здоровый образ жизни. Сила искусства – в его могучем эмоционально ярком воздействии на чувства человека, на интеллект, на человеческую личность в целом. Искусство — это сильнодействующий исцелитель, оно способно отвлечь внимание человека от собственных переживаний, даёт возможность расслабиться. Искусство необходимо для эмоционального здоровья. И поэтому
Целью
данной программы является:
профилактика и сбережение

эмоционального здоровья, как учащихся , так и педагогов.
Следовательно,
главная задача
состоит в том, чтобы помочь ребёнку полноценно прожить каждый день его единственного, неповторимого детства. И если его надо чему-то учить, то в первую очередь – радости жизни. В соответствии с этим оценка результатов совместной деятельности ребёнка и педагога не должна сводиться к измерению объёма приобретённых им навыков. Она должна отразить в первую очередь развитие эмоциональной сферы, как одного из главного компонента физического здоровья. В нашей школе обучаются дети и с ограничениями развития. Их непридуманные затруднения в осуществлении физических действий, в общении со сверстниками или с “чужими” взрослыми ещё более
усугубляются этими невольными отрицательными эмоциями. В результате увеличивается вероятность развития пессимистических настроений, депрессивных состояний. А это значит, что им ещё больше, чем обычным детям, нужно чувство радости, вкуса жизни. Задачи формирования нужных для нашей школы специальных навыков и умений - задачи не второго плана. Но исходя, из вышесказанного, были поставлены следующие
задачи:
1. Формирование понятия – эмоциональное здоровье и представлений о культуре здоровья; 2. Формирование знаний о сущности эмоций и их влияние на жизнь человека; 3. Сохранение и укрепление эмоционального здоровья; 4. Повышение мотивации к безопасному образу жизни; 5. Проведение работы с родителями, направленной на формирование здорового образа жизни, профилактики вредных привычек, создания в семьях условий, способствующих укреплению и охране здоровья.
Ожидаемые результаты:
 положительная динамика эмоционального здоровья учащихся;  повышение мотивации к двигательной деятельности;  валеологическая просвещенность учащихся;  стрессоустоичивость;  повышение приоритета здорового образа жизни.
Средства достижения цели:
 Интегрированный подход к обучению, фантазирование, аудио сопровождение, просмотр видеофильмов.  Основные формы занятий: игра, комбинированный урок, памятки, театрализованные представления, лекции.
Предметно-информационная составляющая образованности:
 представление о влиянии эмоций на здоровье и путях развития эмоциональной сферы;  знание уровня своего эмоционального состояния и повышение его с помощью самостоятельных занятий;  представление о болезнях на «нервной почве» и воспитание чувств;  знание необходимых и достаточных условий для занятий физическими упражнениями, в том числе и правил техники безопасности;
 знание приемов самоконтроля .
Деятельностно - коммуникативная составляющая образованности:
 овладение музыкально-ритмическими и танцевальными умениями, простейшими способами ходьбы, различных видов физкультурной активности;  освоение комплексов упражнений основной, гигиенической и дыхательной гимнастики, музыкально-ритмических комплексов;  освоение народных игр и нетрадиционных методов укрепления здоровья, к которым можно отнести пальцевую, голосовую гимнастику;  умение беречь свое здоровье, здоровье близких людей;  соблюдение основных правил, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности в быту, на улице.
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
 освоение основ культуры нравственного здоровья;  овладение основами самоорганизации здорового образа жизни;  становление интереса к физкультурно-оздоровительным занятиям;  понимание значения эмоций, формирование доступных понятий о развитии чувств, влиянии на работу организма;  развитие основ самоконтроля, понимание влияния вредных привычек на здоровье человека. Срок реализации программы : 1 год. Возрастные ограничения : от 5 лет. Реализация программы происходит непосредственно на каждом занятии, в виде физминутках, беседах, лекциях. Можно сказать, что каждое отдельное занятие, будь то специальность или сольфеджио, хор , театрализация, ритмика и рисунок – это уже своего рода арт-терапия по сохранению и развитию эмоциональной сферы не только учащегося, но и педагога. Искусство многопрофильно и многогранно. На наших занятиях оно изучается в синтезе, что благотворно влияет на эмоциональный мир ребенка, обогащая и укрепляя его нравственное здоровье.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ Эмоции расцвечивают нашу жизнь, определяют степень активности мышления и двигательную активность. От них во многом зависит наше отношение к людям, событиям, оценка собственных действий и поступков. Эмоции влияют на функции органов и тканей организма, а следовательно, сказываются на нашем здоровье. Знание человеческих эмоций и форм их выражения необходимо педагогу. Оно, по сути дела, полезно каждому из нас. Ведь чуткое отношение к окружающим людям - свидетельство высокой культуры и нравственного здоровья. Что представляют собой эмоции? Эмоции – это обобщенные чувственные реакции, возникшие в ответ на разнообразные по характеру сигналы, обязательно влекущие за собой определенные изменения в физиологическом состоянии организма. Благодаря эмоциям организм быстро оценивает характер воздействия, руководствуясь древним и универсальным критерием всего живого – стремлением выжить. Поэтому мы уверенно говорим, что эмоции непосредственно влияют на наше здоровье. Элементарные эмоции свойственны человеку с раннего детства. Постепенно эмоциональный мир ребенка обогащается, и приобретают определенную взаимосвязь с нормами социального поведения. Повышается устойчивость и сила эмоций, характер их усложняется, происходит формирование сложных, высших, социальных эмоций и чувств. В разном возрасте, при различных обстоятельствах эмоциональный мир человека широко варьирует, и в палитре его чувства расцвечивается все новыми и новыми красками: то ослепительно яркими, то мрачными, подчас совершенно неожиданными не только для окружающих, но и для него самого. Эмоции тесно связанны с мотивацией. Это не только стремление к удовлетворению потребностей, но и стремление к познанию, а также мотивы социального, эстетического и нравственного характера. Эмоциональное здоровье представляет собой системообразующий компонент психологического здоровья, интегративную перспективу развития личности. Это состояние благополучия, при котором человек может реализовывать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
Эмоциональное здоровье базируется на тех эмоциях, которые переживает человек. Оно формируется в детском возрасте, закрепляется в подростковом периоде, шлифуется во время студенчества, после чего можно увидеть нового члена общества с его особенностями эмоциональной системы. От того, как пройдут все важные жизненные периоды, зависит, в конечном счете, будет ли счастлив человек или всю жизнь он будет не доволен собой, другими и жизнь для него будет скверной и неприятной обязанностью. Эмоциональное здоровье ребенка подвергается большему количеству рисков, но их воздействие возможно снизить до минимума, при условии создания гармоничной социальной среды. Эмоциональное состояние человека непосредственно влияет на состояние его здоровья. Заключенная в эмоциях энергия может разрушать или восстанавливать организм. Эмоциональное состояние человека имеет как положительный, так и отрицательный полюс. Например: страх – смелость, уныние – радость, умиротворение – раздражение, спокойствие-беспокойство. Испытывая каждый день негативные эмоции, человек сам того не ведая, разрушает свое здоровье. Стоит нам побыть в хорошем настроении, порадоваться жизни, как мы начинаем чувствовать прилив сил, наше самочувствие улучшается. Эмоции влияют на внутренние органы организма. Можно проследить четкую взаимосвязь каждого органа с видом эмоции. Причем это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Благодаря своему настроению, вы буквально можете переключать свои внутренние органы, как в «минус», так и в «плюс», истощая из них жизненную силу или наоборот, наполняя их здоровьем. Для более четкого понимания влияния эмоций на органы, ниже приведен список основных эмоций и их связь с внутренними органами человека.
Взаимосвязь эмоций и внутренних органов.

Орган

Положительное состояние

Отрицательное состояние
Легкие Мужество, справедливость Печаль Почки Спокойствие, бдительность Страх Печень Доброта Гнев Сердце Радость, уважение, искренность Вспыльчивость, высокомерие, жестокость Селезенка Бесстрашие, открытость Беспокойство Своим отрицательным состоянием, человек угнетает органы своего тела. Если это продолжается долгое время, происходит расстройство организма.
Из-за нехватки жизненных сил, начинают появляться болезни. Каждый орган функционирует настолько, насколько это ему позволяют эмоции. Ключом к здоровью, является понимание тесной взаимосвязи эмоций с внутренними органами. Избавляясь от отрицательных эмоций, а вернее переживая только положительные, можно полностью восстановить свое здоровье. Наша задача научить ребенка управлять своими эмоциями, быть эмоционально-лабильным, только тогда можно с уверенностью сказать, что эмоции и здоровье находятся в его руках. Только от него будет зависеть, радоваться жизни или нет, быть ему здоровым или нет. Возьмите под контроль свои эмоции и будьте здоровы и счастливы. ЭМОЦИИ И ИСКУССТВО Искусство призвано служить источником радости, выражать волю, чувства и мысли, служить средством нравственного воспитания. Искусство украшает нашу жизнь, делает ее более содержательной и интересной. Древние пифагорейцы видели в искусстве не только силу побуждать и облагораживать, но и целительное средство. Они настолько верили в
спасительную миссию искусства, что искали «целебные составы» мелодий и танцевальных движений ,ритмов и рисунков. Искусство многопрофильно и многогранно – это архитектура и ваяние, живопись и графика, музыка и хореография, театр и кино. Но все они преследуют единые цели, все они служат человеку, обогащая его эмоциональный мир и укрепляя нравственное здоровье. Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты. А это не что иное, как компоненты эмоционального мира человека. Эмоции отражают фундаментальные свойства искусства. Сегодня проблема сохранения здоровья человека (физического и психического) очень актуальна. И приоритетным направлением в деятельности каждого общеобразовательного учреждения стала организация здоровьесберегающего учебного процесса. В связи с этим большое внимание уделяется проблеме выбора педагогических технологий. Для нашего учебного заведения, с художественно-эстетическим направлением, как-никак лучше подходят арт-терапевтические методы в организации здоровьесберегающего учебного процесса. А именно роль искусства в сохранении и укрепления здоровья и эстетического развития личности. Музыкальная терапия – психотерапия посредством звуков музыки. Ученые в теории, а практики на деле подтвердили терапевтический эффект музыкотерапии. Музыкальные звуки способны рассеивать болевые ощущения и благодаря воздействию звуков определенного тона на костную проводимость снижать уровень болевых и неприятных ощущений. Активно используется в медицинской практике способность музыки замедлять и уравновешивать волны мозга. В оздоровительной практике активно используются возможности музыки для снятия мышечного напряжения, повышения подвижности и координации тела. Современная психология признает в музыке силу, активизирующую подсознание. В психосоматике известно ее влияние на вегетативную нервную систему, а социальная психология рассматривает музыку как средство невербальной коммуникации. Педагогика же способна рассматривать музыкальное обучение как средство коррекции проблемных сторон в развитии детей. Исследования показывают, что и на эмоции человека наиболее сильное воздействие оказывают именно звуковые раздражения. Учитывая все вышеизложенное, происходит гармонизация эмоциональной сферы путем использования музыкотерапии не только на уроках музыки, театрализации, ритмопластики, индивидуальных занятиях учащихся с педагогом, но и на переменах. В своей работе мы используем
целительные возможности музыки в интеграции с танцем, изобразительным искусством, театрализации. МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА Для нашего учебного заведения были отобраны такие методики, которые доступны и позволяют, не создавая искусственной экспериментальной ситуации, без специальной аппаратуры надежно определить особенности воздействия всех видов искусства на эмоциональную сферу ребенка. Мы придерживаемся такого лозунга, как не
навредить, а развить и обогатить эмоциональное здоровье каждого учащегося и педагогов в том числе. 1. Методика диагностики эмоциональных состояний в восприятии музыки – «Словарь эстетических эмоций».(см.Прил.№1). Музыкальное произведение воздействует на личность ребенка комплексно и предполагает возникновение не однозначной эмоциональной реакции. Уровень сложности музыки зависит от возраста и эмоционального опыта. Методика «Словаря эстетических эмоций» предельно проста. После прослушивания музыкального произведения педагог предлагает детям выбрать слова, соответствующие содержанию музыки. Эта методика помогает на уроках Слушания музыки, Музыкальной литературы, Истории искусств, выявлять эмоциональные характеристики переживания музыки, соответствующие особенностям эмоциональной сферы личности детей. К тому же, такой словарь значительно обогатит эмоциональную память и разнообразит эмоциональный опыт. 2. Методика «Цветовое моделирование музыки». (см. Прил.№2). Еще И.В.Гете писал: « цвет – продукт света, вызывающий эмоции». Эмоции и цвет «сцеплены» между собой на очень глубокой основе. Цвета не являются знаками эмоций, способными ассоциативно вызывать или выражать то или иное чувство, они предстают перед человеком сами, как эмоции, точнее, как объективно воплощенные эмоции. А как может цвет в ситуации восприятия музыки воздействовать на эмоциональное состояние человека? На уроках Рисунка наша методика помогает в этом разобраться. Педагог может использовать несколько из предложенных вариантов цветовых предпочтений: можно использовать набор цветового теста Люшера; выбор цветовой композиции или же создать собственную цветовую композицию. Последний вариант предпочтительнее всего, так как дает полную свободу для творчества. 3. Методика «Пластическое моделирование музыки» (см.Прил.№3). Танец был и остается сильным средством самореализации и выражения чувств. Сегодня танец используется для выражения всего диапазона человеческих эмоций, мыслей и установок. Когда танец исполняется, чувства выражаются с помощью серии высокоструктурированных движений. Танец является коммуникацией посредством движения, для личной выразительности могут использоваться все формы: танец примитивных племен, народный танец, вальс, полька. Танец - это живой язык, которым говорит человек, это художественное обобщение, парящее над реальной основой, для того чтобы высказаться на более высоком уровне, в образах и аллегориях сокровенных человеческих эмоций. Данный метод хорошо используется на уроках ритмопластики. Пластическое моделирование музыки
– одна из форм превращения эмоционального содержания в модель субъективного переживания. Все, что слышит ребенок в музыкальном звучании, вызывает у него ответные двигательные реакции. Эти реакции способствуют расчленению звуков, усиливают впечатление от них и объединяют в эмоциональное переживание. 4. Методика «Шумовой оркестр». (см. Прил.№4). Шумовой оркестр – одна из самых доступных форм музицирования, включающая в себя не только игру на инструментах, но и ассоциативные игры с их тембрами . Музыка "вбирает в себя весь слышимый мир, опирается на гигантский круг звуковых ассоциаций" . И такие ассоциативные игры позволяют учащимся оценить свое внутреннее состояние, познать внутреннее "Я" и повысить свой эмоциональный фон. Эта методика широко применяется у учащихся младшего возраста, на подготовительном отделении и профильном исполнительском отделении. Итак, все эти методики выявляют различные параметры эмоциональных состояний, которые в свое время влияют на такие когнитивные процессы, как воображение и образное мышление. Такой комплексный подход дает возможность определять воздействие искусства на эмоциональную сферу личности и, в конечном итоге, позволяет укреплять и развивать эмоциональное здоровье ребенка. Ведь в результате такой арт- терапевтической деятельности у детей отмечается повышение эмоциональной стабильности, снижение уровня тревожности и физического утомления. А о том, какую радость приносят встречи с искусством, говорят сияющие глаза и здоровый смех.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 «СЛОВАРЬ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЭМОЦИЙ» 1.
Радостно
2.
Торжественно
3.
Энергично
весело величественно мужественно празднично триумфально решительно приподнято победно сильно звонко призывно смело блестяще величаво твердо бодро ликующе гордо игриво восторженно уверенно легко пышно настойчиво полётно помпезно неукротимо задорно бравурно отважно ослепительно грандиозно напористо ярко значительно непокорно лучисто роскошно самозабвенно лучезарно эффектно звучно жизнеутверждающе оптимистично
4.
Властно
5.
Сосредоточенно
6.
Поэтично
авторитарно сдержанно возвышенно воинственно степенно мечтательно сурово размеренно одухотворенно чеканно обстоятельно сердечно повелительно серьёзно задушевно деспотично строго интимно императивно трепетно магически душевно могущественно напевно незыблемо окрылённо царственно проникновенно пленительно чутко чарующе лирично завороженно 7.
Нежно
8.
Спокойно
9.
Аскетично
ласково мирно абстрактно любовно безмятежно рационально деликатно добродушно рассудочно радушно просто рефлексивно мягко наивно искусственно
благородно непринужденно надуманно трогательно светло механически приветливо блаженно любезно неприхотливо приятно простодушно целомудренно прозрачно чисто раскованно безропотно созерцательно доверчиво беззаботно доброжелательно покорно 10 .
Беспечно
11.
Грозно
12 .
Таинственно
безразлично драматично вкрадчиво бесстрастно трагично странно отвлечённо зловеще причудливо равнодушно траурно фантастически опустошённо мертвенно загадочно отрешённо фатально интригующе отчуждённо иллюзорно рассеянно иррационально призрачно скрытно экзотично
замысловато затаённо мистически колдовски обворожительно 13 .
Страстно
14 .
Элегично
15 .
Взволнованно
порывисто задумчиво обеспокоенно горячо пессимистично смятенно пылко меланхолически тревожно запальчиво уныло будоражеще бурно печально трепетно пламенно жалобно лихорадочно упоенно тоскливо с отчаянием стремительно горестно раскаявшись нетерпеливо скорбно надломленно экзальтированно тягостно азартно сокрушённо буйно безутешно жгуче безысходно патетично самозабвенно мятежно накалённо
16 .
Шутливо
17 .
Элегантно
18 .
Раздражённо
затейливо тонко рассерженно насмешливо изящно негодующе скерцозно галантно резко пикантно утончённо грубо иронически грациозно гневно саркастически жеманно яростно шутовски изощрённо бешено надменно ажурно жестоко язвительно деликатно сердито гротескно изысканно иступлённо пародоксально искусно неистово забавно искушённо свирепо шаловливо капризно демонически юмористически эфемерно агрессивно легкомысленно экстравагантно безудержно лукаво прихотливо безжалостно пластично злостно хрупко страшно филигранно ужасно беспощадно Для удобства пользования эмоциональные признаки объединены в модальности. В каждую модальность включены признаки, которые отражают одно и то же настроение, различаясь нюансами в зоне этого настроения.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Методика «Цветовое моделирование музыки» Этот метод используется с целью определения эмоционального состояния, в котором подчеркивается связь цвета с эмоциями и возможность цвета воздействовать на эмоциональную сферу ребенка. Для того чтобы метод цветовых предпочтений работал эффективно, необходимо сформировать у детей осознанное отношение к цвету как к средству эмоциональной выразительности. Особенно такую установку нужно создавать для детей младшего школьного возраста. Одним из самых доступных вариантов цветового метода является «малый» цветовой тест Люшера. Он включает восемь различных цветов: серый, синий, зелёный, красный, жёлтый, фиолетовый, коричневый и чёрный. Детям после прослушивания музыкального произведения предлагается стать художниками и с помощью «волшебных» цветов «нарисовать музыку». По желанию ребенок может выбрать метод собственной цветовой композиции. Проанализировав результаты с помощью интерпретаций цветов и их сочетаний можно увидеть индивидуальные черты цветовых моделей музыки и «нюансы» эмоциональной сферы ребенка. ЗНАЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЦВЕТОВ
Серый
– эмоционально нейтрален. Если ребенок моделирует музыку серым цветом, то эмоционального контакта не возникло, восприятие заблокировано, музыка оставила ребенка безучастным и равнодушным. «Серые модели» чаще всего возникают в состоянии интенсивной тревожности или же стрессовая ситуация не позволяет «переключить» эмоциональную сферу « в другую тональность».

Синий
– означает полное спокойствие, удовлетворенность. Созерцание этого цвета оказывает умиротворяющее действие на центральную нервную систему. В то же время возрастает тенденция к чувствительности, ранимости, гармонии. Этот цвет говорит о том, что ребенку требуется больше коммуникативных чувств, эмпатических переживаний. Ведь основа синего цвета - эмоциональная чуткость, сензитивность. Преобладание синего цвета в цветовой композиции показывает. Что у ребенка возникла потребность в эмоциональном покое, отдыхе.
Красный –
цвет активности, целеустремленности, стремлении к созиданию, творческой деятельности. Преобладание в цветовой композиции красного цвета, говорит о позитивном и активном характере эмоционального состояния.
Жёлтый
– цвет легкости, радости. Он выражает экспансивность, раскованность, беззаботность. Жёлтые композиции свидетельствуют о пробуждении у ребенка познавательной сферы, активизации интеллектуальных чувств, стремление к новому, неизведанному.
Фиолетовый
- цвет романтичности, зачарованности. Его преобладание говорит о преобладании эстетических чувств.
Коричневый
– цвет пассивный. Коричневые модели, как правило, негативны по своей эмоциональности, связаны с ощущением дискомфорта, конфликта, тревоги.
Чёрный
– цвет переживания стресса, глубокая неудовлетворенность.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 Методика «Пластическое моделирование музыки» Пластика – это свойство человеческого тела, которое выражается в движениях. Пластичный человек относится к категории быстрых, ловких и выносливых. Пластичные движения могут быть, как и быстрыми, так и медленными. Пластическое моделирование музыки – одна из форм превращения эмоционального содержания музыкального произведения в визуальную модель субъективного переживания. Задача этого метода в развитии эмоционального переживания при создании пластического образа. Детям предлагается разнохарактерная музыка, время на сочинение и исполнение придуманного образа. Оценивается эмоциональное содержание и развитие музыкального образа. Хорошее настроение – высший балл! ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 Методика «Шумовой оркестр».
Шумовой оркестр
– это игра на «простых» музыкальных инструментах в ансамбле. Это один из методов приобщения детей к музыке. Совместное творческое музицирование обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств детей, тех,
которые могут быть сформированы в совместной музыкально-творческой деятельности. К ним в первую очередь следует отнести способность к импровизации, спонтанность, экспрессивность, гибкую и тонкую эмоциональность, навыки невербального общения, умение сотрудничать и взаимодействовать, решать задачи и проблемы творчески, потребность, а затем и умение находить в музыке средство гармонизации своего внутреннего мира – мира эмоций.
Шумовой оркестр
– это ничем не ограниченный полет фантазии, свобода самовыражения, радость от того, что можешь быть таким как хочешь, что все тебя принимают и не оценивают по принципу «плохо или хорошо
».
Главная ценность шумового оркестра состоит в том, что этот метод является самым простым и самым прямым путем к развитию эмоциональной сферы. ПРИЛОЖЕНИЕ № 5 Метод самоконтроля. Опрос детей на тему «Мой личный способ изменить плохое настроение» • Подойдите и посмотрите на себя в зеркало. Пусть это будет всего несколько секунд, но даже этого вполне достаточно. С улыбкой скажите себе что-нибудь приятное и жизнерадостное. «Ты молодец, ты просто умница! Я тебя обожаю!» Попробуйте, и вы сами убедитесь, как это поднимет вам настроение. • Подумать о том, что (или кто) приносит тебе радость, улучшает настроение (мороженое, игра на компьютере, родной человек, летний отдых и т.п.). • Отвлечься, заняться другим делом. Например, заняться спортом, поговорить с друзьями, вымыть посуду, почитать книгу, пойти поспать и т.п. • Для того, чтобы твое настроение улучшилось, попробуй выразить то, что с
тобой происходит. Например, нарисовать с помощью линий, символов, различных цветов и т.п. свое настроение на бумаге. • Хороший способ - вести дневник, где можно записывать события, произошедшие за день, мысли и чувства по поводу этих событий. Тогда ты заметишь, почему изменяется твое настроение и поведение. Когда поймешь причины плохого настроения и неуверенности в себе, тебе будет легче изменить свое поведение, ты поймешь, с чем тебе надо «работать». • Думайте о хорошем, и ты, вероятно, станешь чувствовать себя счастливым. • Шоколад поднимает настроение. • Делайте комплименты и вы получите вознаграждение. • Потопайте ногами (Вы дадите физический выход своей отрицательной энергии, вместе с ней уйдет и злость.) • Выскажите свои чувства. (Расскажите кому-нибудь о своем плохом настроении: родственникам, подруге, другу, собаке, кошке, кукле.) • Спойте бодрую песенку, спляшите быстрый танец. • Набейте злостью шарик. (Надуйте шарик, завяжите и бросьте его в воздух - с ним ваше плохое настроение улетит далеко.) • Заведите журнал благодарности. Записывайте все, что вы сделали хорошее в жизни и что хорошее получили от неё. В минуты, когда вам необходимо поднять настроение, вы сможете обратиться к своим записям. • Проведите время с друзьями и семьей. Наиболее остро чувство любви и счастья человек испытывает находясь в кругу близких людей. • Плохое настроение, это повод побаловать себя. Сделайте что-нибудь для себя, просто потому, что вы заслужили это. • Запишите на листе бумаги красными чернилами или маркером всё плохое, что вас тревожит, все поводы, которые привели к плохому настроению, всё чем вы не довольны в жизни, скомкайте этот листок бумаги и бросьте в реку. На следующий день вам станет легче. • Обнимите кого-нибудь, физический контакт усиливает положительные эмоции, вы осознаете, что не одиноки во вселенной. ПРИЛОЖЕНИЕ № 6 ЛЕКЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «КАК РАЗВИТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ РЕБЕНКА?» Развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития, хотя эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущения, восприятие, воображение, память и мышление. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуально и важна. Что для этого нужно сделать нам, педагогам?
Во-1-х – уметь создавать благоприятную психологическую атмосферу в детском коллективе. Во-2-х учить детей управлять своим эмоциональным состоянием, это будет являться важнейшим условием дружественного и плодотворного общения с окружающими. Т.е. если дети будут уметь контролировать свои эмоции и будут уметь общаться с окружающими, создастся в группе особая эмоциональная атмосфера, которая благотворно действует на психику ребенка. В-3-х учить детей заряжаться положительными эмоциями. Здесь активная роль принадлежит педагогу. Можно предложить слушать с детьми диски с разными музыкальными произведениями, рассматривать репродукции картин, фотографий. Дать детям музыкальный фрагмент и предложить детям исполнить импровизированный танец, характер которого соответствовал бы эмоциональной атмосфере, навеянной музыкой. И когда дети начинают ощущать различия в эмоциях, они начинают обращаться к собственному опыту вспоминая, где и когда они испытывали подобные чувства. В занятиях можно использовать некоторые приёмы, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций от увиденного. Например: 1. "Пиктограммы” - набор карточек, на которых изображены различные эмоции. 2. "Музыка и эмоции" - прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки, какая она: веселая - грустная, довольная, сердитая, смелая - трусливая, праздничная - будничная, задушевная -отчужденная, добрая - усталая, теплая - холодная, ясная - мрачная. Это упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния, но и развитию образного мышления. 3. "Способы повышения настроения". Обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому настроение, постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку). 4."Волшебный мешочек". Перед этой игрой с ребенком обсуждается, какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то. Затем предлагаю ребенку сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции, злость, обиду, грусть. Этот мешочек, со всем плохим, что в нем есть, выбрасывается. Можно предложить выбросить его самому ребенку Хорошо, если взрослый тоже сложит в этот мешочек свои отрицательные эмоции. Можно использовать еще один "волшебный мешочек", из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет. Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций. Расширение и упорядочение эмоционального опыта детей происходит, когда дети усвоят представления о "несловесных" средствах выражения эмоций, т.е. что различные настроения выражаются в конкретных позах, жестах,
мимике, движениях. Например, я прошу детей: "постарайтесь показать, как и с каким настроением, вы шли сегодня в школу?". Дети оценивают несловесные средства выражения эмоций, сравнивают удачные эмоциональные воплощения детей. Можно учить детей изображать различных животных с их типичными повадками и характером. Ребенок преображается в изображаемого животного, а дети отгадывают, какое животное изображал ребенок и оценивают качество и детали изображения, а также указывают, какой это был зверь - страшный, добрый, хитрый или злой, т.е. саму эмоциональную атмосферу. Игры и упражнения из серии "Я и мой язык", которые направлены на развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых, существуют и другие средства общения. Упражнения: 1. "Через стекло" Детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора можно предложить, например; "Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно" или " принеси мне стакан воды, я хочу пить", или ребенок сам придумывает свое сообщение. 2. "Иностранец" Детям говорю, что к вам в гости приехал иностранец, который не знает русского языка, а вы не знаете того языка, на котором он говорит. Предлагаю ребенку пообщаться с ним, показать ему свою комнату, свои игрушки, пригласить пообедать, естественно все это без слов. 3. "Изобрази сказку" Играют 2 команды. Одна команда задумывает какую-либо известную сказку и пытается изобразить ее без слов. А другая команда должна догадаться, какая это сказка и кто кого изображает. В этой игре важно предварительно договорится о совместном показе сказки, а потом уже координировать свои действия друг с другом без слов. 4. "Зоопарк" Дети превращаются в животных, в тех в кого захотят сами. Сначала все сидят за стульями ("в клетках") каждый ребенок изображает свое животное, другие угадывают, кого он изображает. После того, как всех узнали, "клетки" открываются и "звери" выходят на свободу; прыгают, бегают, кричат, рычат. Развитие эмоционально опыта детей связано с Формированием у них понимания различных форм поведения людей в разных ситуациях. Для этого я представляла детям анализ реакций человека в стрессовой ситуации, таких
реакций может быть три: агрессивная, неуверенная и уверенная. Помогала детям уяснить смысл каждой реакции в стрессовой ситуации с поведением волка, зайца и медведя - сказочных героев. Сначала детям предлагала типичный пример; "Вы играли на улице в мяч, попали мячом в песочницу, где играли другие дети, и все им поломали". Как вы поступите? А как надо поступить? Как поступят те дети, которые играли в песочнице? Или по сказке "Заюшкина избушка". А как бы вы поступили на месте лисы? Как обернулось бы действие сказки, если бы лиса поступила иначе? Большое внимание уделяю обучению детей выражению дружеских чувств, симпатии, сочувствия к окружающим. Объясняла, что с доброжелательным, ласковым и добрым человеком больше хочется общаться, чем со злым и обидчивым. Работа по совершенствованию общения значительно облегчается в результате развития у детей навыков саморегуляции эмоциональных состояний. Любому конфликту предшествует всплеск напряжения, злости, обида. Возникшие в группе конфликты становятся объектом обсуждения или осуществляю более простой способ анализа - сама воздаю по заслугам участникам ссоры, а потом спрашиваю у детей в группе, как они считают, почему я так поступила? Я учу детей избавляться самостоятельно от сильных отрицательных эмоций и объясняю на понятном детям языке, что, пока эти эмоции будут владеть ими, дружбы, радости общения и совместной игры не может быть - все вокруг будут восприниматься как враги, и сами они будут оставаться для окружающих врагами. В основе любого навыка саморегуляции лежит умение расслабляться, которому учу детей, используя оригинальные методики и известные в психологии тренинги расслабления. 1."Брыкание" - упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения. Ребенок ложиться на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит "нет", увеличивая интенсивность удара. 2. Совместные настольные игры. В ходе их дети овладевают навыками совместного бесконфликтного общения. Здесь с успехом используются различные настольные игры , которые предусматривают игру как поодиночке, так и совместно. Например: игра "Конструктор"- предложить детям вдвоем или втроем собрать какую-нибудь фигуру. По ходу игры взрослый помогает решить детям возникшие конфликты и избежать их. Список литературы: 1.Агеева И. Коррекционные техники в школе. Спб., 2004. 2.Герцена А.И. Креативный ребенок. Ростов н/Дону.,2004. 3. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1996.
4.Московская С. Звуки цвет. Педагогика будущего – синтез искусств.СПБ.,1995. 5. Маликина – Пых.Тересная терапия. М.,2007. 6.Никифороф А.С. Эмоции на 100%.М.,2009. 7.Шевченко Ю.С. Радостное взросление. Спб.,2004.


Яндекс.Метрика