Напоминание

"Русское народное творчество в дополнительном образовании детей"

Автор: Серикова Татьяна Каллистратовна

Должность: заместитель директора МБОУ ДОД "ДДТ"

Учебное заведение: МБОУ ДОД "ДДТ"с. Новопокровка, с/п пгт. Восток

Населённый пункт: пгт. Восток

Наименование материала: статья

Тема: "Русское народное творчество в дополнительном образовании детей"

Описание:

в статье освещается работа педагогов дополнительного образования Дома детского творчества пгт. Восток. О том, как они используют в своей работе, на занятиях в творческих объединениях УНТ, декоративно-прикладное творчество русского народа, игры и т.п.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=2715

Опубликовано 06.02.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Тема: «Русское народное творчество в дополнительном образовании детей». Основной задачей объединений декоративно-прикладного творчества «Дома детского творчества» стало приобщение подрастающего поколения к традиционной народной культуре. Сегодня, когда естественный механизм передачи традиционных ценностей «из уст в уста», «из рук в руки» почти разрушен, преемственность фольклора, рукодельного мастерства во многом зависит от целенаправленной деятельности учреждений дополнительного образования детей и культуры. Дети занимаются изучением не только различных видов ремёсел и декоративно-прикладного творчества, но и изучают быт, культуру, традиции, обычаи, обряды народов, населяющих Красноармейский район, знакомятся с культурой народов России, мира. На занятиях они с интересом изучают вопросы этнографии, фольклор, обряды, проводятся беседы по традиционным ремёслам. Всё это помогает сформировать более полные знания детей по народной культуре, воспитать в них уважение к традициям русского народа и культуре других народов. Работая с детьми, педагоги дополнительного образования развивают различные сферы ребёнка: эстетический вкус, интеллектуальные и моторные способности, детское творчество. На занятиях по народному творчеству художественный образ рассматривается комплексно, в связи с природой, бытом, трудом, обычаями и традициями русского народа. Особое место на занятиях уделяется сказке. Например, работая со сказкой «Колобок», ребята знакомятся с утварью русской избы (сусеки, печь, лопата и т.д.), лепят Колобка из солёного теста, рисуют избу, пересказывают сказку. Занимаясь в объединениях «Умельцы», «Лоскутная пластика» , «Художественная обработка древесины», «Рукоделие», «Природа и творчество», От скуки на все руки» дети узнают о народном костюме, о назначении оберегов в жизни крестьян, использовании природного материала в быту, о роде занятий женщины в русской деревне. В кукольном театре дети не только показывают кукольные спектакли по мотивам народных сказок, но и разучивают скороговорки, загадки, а также самостоятельно изготавливают куклы и костюмы для них, декорации из русских народных сказок. На занятиях в ИЗО-студии ребята не только познают основы изобразительного искусства, но и знакомятся с видами декоративно- прикладного творчества: городецкой росписью, хохломой, дымковскими
игрушками и др. Педагог использует и нетрадиционные способы рисования (рисование пальцами), пирография с элементами росписи и др. В нашем Доме творчества на протяжении многих лет педагоги и дети участвуют коллективно в тематических праздниках, где ребята с удовольствием поют русские народные песни, частушки, разучивают заклички, играют, водят хороводы, изучают календарные праздники. Коллектив не раз становился дипломантом районных и краевых конкурсов – «Родного края мастера», «Жемчужина Приморья», «Рождественские открытки» , «Пасхальная акция» и др. На занятиях в творческих мастерских ребята делают сувениры из бересты, соломки, ткани, бисера, лозы, глины. Выполняют изделия в технике флористики, учатся вязать, шить, обереги для дома и куклы-закрутки, вышивать бисером, плести украшения из бисера, создавать макеты и многое другое. На занятиях по общей физической подготовке детям и подросткам дается возможность не только физически укреплять свой организм, но и познавать самобытность и традиции русского народа. Отличительной особенностью занятий в этом объединении является применение обширного числа русских народных игр и забав, игровых ситуаций, в которых отражаются национальный аспект, истоки самобытности культуры русского народа. Педагог на основе русских национальных традиций учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности. Так происходит воспитание национального самосознания в области образования на основе возрождения традиционной и развития современной игровой культуры, духовное совершенствование физически здоровой личности учащегося, расширение его историко-культурного кругозора. В традиции жизни Дома творчества – совместное проведение народных праздников: «Осенины», «Колядки», «Русский самовар», «Рождество Христово», «Пасха», «Васильев день». Доброй традицией стало проведение нетрадиционных итоговых занятий в конце учебного года «Красота родной земли», «Русское творчество», а также выставки декоративно-прикладного творчества «Мир глазами детей», «Зимние узоры», «Рождественские фантазии». Участвуя в праздниках, дети становятся не пассивными зрителями, а активными участниками – проживают праздник, играют в народные игры,
разучивают пословицы и поговорки, поют. Импровизируют. Творческие коллективы ДДТ являются лауреатами, дипломантами, призёрами поселковых, районных, краевых, всероссийских и международных конкурсов и фестивалей Хочется отметить, что мы открыты для сотрудничества с учреждениями образования, культуры. Отвечая на вопрос, зачем приобщать ребёнка к истокам народной культуры, можно привести слова И.А.Ильина: «Судьбы народа скрыты в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но и его будущее; она являет собой его духовное естество, и его силу, и его дар, и его задание, и его призвание. История народа есть молчаливый глагол его духа, таинственная запись его судеб, пророческое знамение грядущего».


Яндекс.Метрика