"Русское народное творчество в дополнительном образовании детей"
Автор: Серикова Татьяна Каллистратовна
Должность: заместитель директора МБОУ ДОД "ДДТ"
Учебное заведение: МБОУ ДОД "ДДТ"с. Новопокровка, с/п пгт. Восток
Населённый пункт: пгт. Восток
Наименование материала: статья
Тема: "Русское народное творчество в дополнительном образовании детей"
Описание:
в статье освещается работа педагогов дополнительного образования Дома детского творчества пгт. Восток. О том, как они используют в своей работе, на занятиях в творческих объединениях УНТ, декоративно-прикладное творчество русского народа, игры и т.п.
Тема: «Русское народное творчество в дополнительном образовании детей».
Основной задачей объединений декоративно-прикладного творчества «Дома
детского творчества» стало приобщение подрастающего поколения к
традиционной народной культуре.
Сегодня, когда естественный механизм передачи традиционных ценностей
«из уст в уста», «из рук в руки» почти разрушен, преемственность фольклора,
рукодельного мастерства во многом зависит от целенаправленной
деятельности учреждений дополнительного образования детей и культуры.
Дети занимаются изучением не только различных видов ремёсел и
декоративно-прикладного творчества, но и изучают быт, культуру, традиции,
обычаи, обряды народов, населяющих Красноармейский район, знакомятся с
культурой народов России, мира.
На занятиях они с интересом изучают вопросы этнографии, фольклор,
обряды, проводятся беседы по традиционным ремёслам. Всё это помогает
сформировать более полные знания детей по народной культуре, воспитать в
них уважение к традициям русского народа и культуре других народов.
Работая с детьми, педагоги дополнительного образования развивают
различные сферы ребёнка: эстетический вкус, интеллектуальные и моторные
способности, детское творчество. На занятиях по народному творчеству
художественный образ рассматривается комплексно, в связи с природой,
бытом, трудом, обычаями и традициями русского народа.
Особое место на занятиях уделяется сказке. Например, работая со сказкой
«Колобок», ребята знакомятся с утварью русской избы (сусеки, печь, лопата и
т.д.), лепят Колобка из солёного теста, рисуют избу, пересказывают сказку.
Занимаясь в объединениях «Умельцы», «Лоскутная пластика» ,
«Художественная обработка древесины», «Рукоделие», «Природа и
творчество», От скуки на все руки» дети узнают о народном костюме, о
назначении оберегов в жизни крестьян, использовании природного материала
в быту, о роде занятий женщины в русской деревне.
В кукольном театре дети не только показывают кукольные спектакли по
мотивам народных сказок, но и разучивают скороговорки, загадки, а также
самостоятельно изготавливают куклы и костюмы для них, декорации из
русских народных сказок.
На занятиях в ИЗО-студии ребята не только познают основы
изобразительного искусства, но и знакомятся с видами декоративно-
прикладного творчества: городецкой росписью, хохломой, дымковскими
игрушками и др. Педагог использует и нетрадиционные способы рисования
(рисование пальцами), пирография с элементами росписи и др.
В нашем Доме творчества на протяжении многих лет педагоги и дети
участвуют коллективно в тематических праздниках, где ребята с
удовольствием поют русские народные песни, частушки, разучивают
заклички, играют, водят хороводы, изучают календарные праздники.
Коллектив не раз становился дипломантом районных и краевых конкурсов
– «Родного края мастера», «Жемчужина Приморья», «Рождественские
открытки» , «Пасхальная акция» и др.
На занятиях в творческих мастерских ребята делают сувениры из бересты,
соломки, ткани, бисера, лозы, глины. Выполняют изделия в технике
флористики, учатся вязать, шить, обереги для дома и куклы-закрутки,
вышивать бисером, плести украшения из бисера, создавать макеты и многое
другое.
На занятиях по общей физической подготовке детям и подросткам дается
возможность не только физически укреплять свой организм, но и познавать
самобытность и традиции русского народа. Отличительной особенностью
занятий в этом объединении является применение обширного числа русских
народных игр и забав, игровых ситуаций, в которых отражаются
национальный аспект, истоки самобытности культуры русского народа.
Педагог на основе русских национальных традиций учитывает культурные,
социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте
деятельности. Так происходит воспитание национального самосознания в
области образования на основе возрождения традиционной и развития
современной игровой культуры, духовное совершенствование физически
здоровой личности учащегося, расширение его историко-культурного
кругозора.
В традиции жизни Дома творчества – совместное проведение народных
праздников: «Осенины», «Колядки», «Русский самовар», «Рождество
Христово», «Пасха», «Васильев день».
Доброй традицией стало проведение нетрадиционных итоговых занятий в
конце учебного года «Красота родной земли», «Русское творчество»,
а также выставки декоративно-прикладного творчества «Мир глазами детей»,
«Зимние узоры», «Рождественские фантазии».
Участвуя в праздниках, дети становятся не пассивными зрителями, а
активными участниками – проживают праздник, играют в народные игры,
разучивают пословицы и поговорки, поют. Импровизируют. Творческие
коллективы ДДТ являются лауреатами, дипломантами, призёрами
поселковых, районных, краевых, всероссийских и международных
конкурсов и фестивалей
Хочется отметить, что мы открыты для сотрудничества с учреждениями
образования, культуры.
Отвечая на вопрос, зачем приобщать ребёнка к истокам народной культуры,
можно привести слова И.А.Ильина: «Судьбы народа скрыты в его истории.
Она таит в себе не только его прошлое, но и его будущее; она являет собой
его духовное естество, и его силу, и его дар, и его задание, и его призвание.
История народа есть молчаливый глагол его духа, таинственная запись его
судеб, пророческое знамение грядущего».