Напоминание

"Воспитание патриотизма средствами музейной педагогики"

Автор: Стаселько Лариса Филипповна

Должность: методист,руководитель краеведческого музея им. В.И.Мокровицкого

Учебное заведение: МБУДО ДТДиМ "Гармония"

Населённый пункт: город Братск Иркутской области

Наименование материала: Доклад

Тема: "Воспитание патриотизма средствами музейной педагогики"

Описание:

Музейная педагогика: применение метода проектирования в работе с учащимися.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/dopolnitelnoe/index?nomer_publ=2752

Опубликовано 08.02.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Стаселько Лариса Филипповна,
методист по патриотическому воспитанию, руководитель комплексного краеведческого музея им. В.И. Мокровицкого Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодёжи «Гармония» (МБУДО «ДТДиМ «Гармония») МО г. Братска garmonia . muzei @ yandex . ru
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ

ПЕДАГОГИКИ
В Программе патриотического воспитания граждан РФ на 2016 -2020 гг. от 30.12.2015 г. целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.[1] Достижение её возложено на учреждения образования, культуры, к которым относится и музей. Он выполняет важнейшую общественную миссию – через историко-культурное просвещение содействует духовно-нравственному воспитанию, пониманию общечеловеческих ценностей и национальных традиций, выработке гражданской позиции и чувства патриотизма. Музей помогает осмыслению исторической действительности – прошлого и настоящего. Ему решать такие важные задачи, как приобщение к родной культуре на основе изучения её традиций, обычаев, обрядов, быта, предметного мира, что выражает особенность мировоззрения народа; формирование уважительного отношения к культурам других народов; формирование активной жизненной позиции. Посетив музей, каждый должен понять, что и он в ответе за все ценности культуры, созданные его народом и народами других стран. Особенно это важно сейчас, когда мы видим, как варварски уничтожаются тысячелетние памятники истории боевиками ДАИШ, сносятся памятники советским воинам в Европе и в бывших республиках Советского Союза. Перечисленные задачи педагогического воздействия музея направлены на развитие у подрастающего поколения исторического сознания и музейного отношения к действительности, что является важнейшими составляющими патриотического воспитания. Особое значение в решении
проблем патриотического воспитания занимает музейная педагогика, разрабатывающая формы, методы и приёмы культурно-образовательной деятельности музея, которые способствуют повышению внимания детей к окружающей действительности, помогая им обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии.[2] Музейная педагогика уже давно стала основой многих воспитательных систем. Она обращена к юному посетителю через специфику музея. В основе её лежат методы и приёмы, рассчитанные на овладение знаниями с помощью предметов, объектов и явлений окружающего нас мира. Используются все воплощения материальной и духовной культуры, которые окружают нас дома, вне его, в музеях города, в том числе и в школьных музеях. В них раскрывается способность предметов быть символом и знаком своего времени, отражать господствовавшие в нём отношения, ментальности, вкусы, свидетельствовать о происходивших событиях и совершавшихся открытиях. Предмет аккумулирует в себе знания и умения людей своей эпохи, может быть своеобразным портретом своего хозяина или создателя, свидетельствовать о его потребностях, социальной роли. В настоящее время накоплен большой арсенал интерактивных форм, методов и приёмов музейной педагогики в работе с учащимися по формированию гражданственности и чувства патриотизма. Обратимся к конкретной музейной практике по применению метода проектирования. Исходя из того, что гражданская позиция формируется в результате познания, в первую очередь, собственной культуры, то начинать следует с того, что ближе всего ребёнку и вызывает особое, эмоциональное отношение - с изучения своей родословной. Узнавая историю своей семьи, юный поисковик - исследователь знакомится с историей своей малой родины, страны, в результате чего происходит личностное переживание истории, что способствует формированию исторического сознания. В 2012 году музей выступил инициатором проведения конкурса проектов «Моя родословная». Мы предложили ребятам и их родителям: «Загляните в семейный альбом, узнайте, откуда вы родом, кто ваши предки, почему у вас такая фамилия». С детства нужно формировать уважительное отношение к своим «корням». «Я горжусь своей семьёй», «Откуда пошла моя фамилия», «Я – потомок коренного населения Сибири» и другие исследовательские работы были представлены на этом конкурсе. С помощью родителей и других родственников узнавая имена, даты жизни, места рождения, род занятий своих предков, юные исследователи создают генеалогическое древо. Они отыскивают в семейных альбомах и семейных архивах фотографии, удостоверения, свидетельства о рождении, браке, смерти, грамоты, благодарности, табеля успеваемости, личные дела, трудовые книжки, письма, поздравительные открытки и т.д., - всё, что может рассказать о жизни предков. Знание семейной родословной и связанной с ней семейной истории, отражающей исторические события в городе, стране,
позволяет ребёнку найти в доме предметы, уже чтимые семьёй, как реликвии, как память о важнейших событиях и предках. Следует отметить, что реликвии могут храниться как несколькими поколениями, так и быть реликвиями первого поколения. Дети должны понять, почему эти вещи так важны для семьи, что становятся реликвиями. К числу таких реликвий можно отнести боевые и трудовые награды, украшения, серебряную посуду, мебель (например, сделанные руками прадеда книжный шкаф или диван), книги, фотографии, картины, вышитые руками прабабушки полотенца, рубашки, домашнюю утварь и т. д. 7 мая 2015 г
.
к 70-летию Великой Победы в музее имени В.И. Мокровицкого ДТД и М «Гармония» прошёл очередной конкурс проектов «Горжусь своим солдатом!» в рамках «Моей родословной». Направления проектно- исследовательских работ ребят были такими: «Я горжусь наградами своего прадеда (прабабушки)», «Мой солдат – защитник Родины», «История семьи в годы Великой Отечественной войны», «Судьба солдата в рассказах ветерана Великой Отечественной войны», «Детство, опалённое войной», «Ты же выжил, солдат, хоть сто раз умирал...» - о ранениях солдата, «Труд семьи на благо Родины» - о работе в тылу, «Как учились в годы Великой Отечественной войны мои родственники», «Мой родственник – партизан (подпольщик) Великой Отечественной», «В кругу ада» (если родственник был в фашистском концлагере). Предметом исследования могло стать и какое-либо значимое событие из жизни солдата, семьи, семейного рода, представленное в рассказах очевидцев, дополненных архивными документами, фотографиями времён Великой Отечественной войны. Защита проектов состоялась на практической конференции в музее им. В.И. Мокровицкого, ветерана Великой Отечественной войны, почётного гражданина города Братска, дворца творчества детей и молодёжи «Гармония». Ребята выступили со своими исследованиями не только во дворце, но и приняли участие во всероссийских конкурсах, где стали лауреатами – победителями (Костылева Наташа, Воропаев Даниил, Лумбина Карина). В результате этой проектной деятельности дети с родителями, бабушками и дедушками выпустили «Боевой листок» о своём герое Великой Отечественной, создав во дворце галерею героев. К 60-летию города Братска совет музея решил подарить ему что-то особенное. Была оформлена фотовыставка «Архив семейный рассказать готов». Дети собирали фотографии своих родственников, участвовавших в строительстве Братской ГЭС и города Братска, улиц и зданий города, быта братчан в разные годы. Выставка нашла горячий отклик у посетителей музея. Совместная поисково-проектная работа по изучению родословной, истории малой родины объединяет детей и родителей, вызывает чувство уважения и любви к своим корням. Посещая школьный музей, пополняя его фонды своими экспонатами, даря исследовательские работы музею, дети осознают свою причастность к
прошлому и будущему своей Родины. Так мы воспитываем патриота и гражданина.


Яндекс.Метрика