Стаселько Лариса Филипповна,
методист по патриотическому
воспитанию,
руководитель комплексного
краеведческого музея
им. В.И. Мокровицкого
Муниципального бюджетного
учреждения дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодёжи «Гармония»
(МБУДО «ДТДиМ «Гармония»)
МО г. Братска
garmonia
. muzei
@
yandex
. ru
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ
ПЕДАГОГИКИ
В Программе патриотического воспитания граждан РФ на 2016 -2020
гг. от 30.12.2015 г. целью государственной политики в сфере патриотического
воспитания
является
создание
условий
для
повышения
гражданской
ответственности
за
судьбу
страны,
повышения
уровня
консолидации
общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и
устойчивого
развития
Российской
Федерации,
укрепления
чувства
сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения
преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего
свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.[1]
Достижение её возложено на учреждения образования, культуры, к которым
относится и музей. Он выполняет важнейшую общественную миссию –
через историко-культурное просвещение содействует духовно-нравственному
воспитанию, пониманию общечеловеческих ценностей и национальных
традиций, выработке гражданской позиции и чувства патриотизма.
Музей помогает осмыслению исторической действительности –
прошлого и настоящего. Ему решать такие важные задачи, как приобщение к
родной культуре на основе изучения её традиций, обычаев, обрядов, быта,
предметного мира, что выражает особенность мировоззрения народа;
формирование
уважительного отношения к культурам других народов;
формирование активной жизненной позиции. Посетив музей, каждый должен
понять, что и он в ответе за все ценности культуры, созданные его народом и
народами других стран. Особенно это важно сейчас, когда мы видим, как
варварски уничтожаются тысячелетние памятники истории боевиками
ДАИШ,
сносятся памятники советским воинам в Европе и в бывших
республиках Советского Союза.
Перечисленные
задачи
педагогического
воздействия
музея
направлены на развитие у подрастающего поколения исторического сознания
и музейного отношения к действительности, что является важнейшими
составляющими патриотического воспитания. Особое значение в решении
проблем
патриотического
воспитания
занимает
музейная
педагогика,
разрабатывающая формы, методы и приёмы культурно-образовательной
деятельности музея, которые способствуют повышению внимания детей к
окружающей действительности, помогая им обнаруживать вокруг себя
реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших
эпох, семейные реликвии.[2]
Музейная
педагогика
уже
давно
стала
основой
многих
воспитательных систем. Она обращена к юному посетителю через специфику
музея. В основе её лежат методы и приёмы, рассчитанные на овладение
знаниями с помощью предметов, объектов и явлений окружающего нас мира.
Используются все воплощения материальной и духовной культуры, которые
окружают нас дома, вне его, в музеях города, в том числе и в школьных
музеях. В них раскрывается способность предметов быть символом и знаком
своего времени, отражать господствовавшие в нём отношения, ментальности,
вкусы, свидетельствовать о происходивших событиях и совершавшихся
открытиях. Предмет аккумулирует в себе знания и умения людей своей
эпохи, может быть своеобразным портретом своего хозяина или создателя,
свидетельствовать о его потребностях, социальной роли.
В настоящее время накоплен большой арсенал интерактивных форм,
методов и приёмов музейной педагогики в работе с учащимися по
формированию гражданственности и чувства патриотизма.
Обратимся к конкретной музейной практике по применению метода
проектирования.
Исходя из того, что гражданская позиция формируется в результате
познания, в первую очередь, собственной культуры, то начинать следует с
того, что ближе всего ребёнку и вызывает особое, эмоциональное отношение
- с изучения своей родословной. Узнавая историю своей семьи, юный
поисковик - исследователь знакомится с историей своей малой родины,
страны, в результате чего происходит личностное переживание истории, что
способствует формированию исторического сознания.
В 2012 году музей выступил инициатором проведения конкурса
проектов «Моя родословная». Мы предложили ребятам и их родителям:
«Загляните в семейный альбом, узнайте, откуда вы родом, кто ваши предки,
почему у вас такая фамилия». С детства нужно формировать уважительное
отношение к своим «корням». «Я горжусь своей семьёй», «Откуда пошла моя
фамилия»,
«Я
–
потомок
коренного
населения
Сибири»
и
другие
исследовательские работы были представлены на этом конкурсе.
С помощью родителей и других родственников узнавая имена, даты
жизни, места рождения, род занятий своих предков, юные исследователи
создают генеалогическое древо. Они отыскивают в семейных альбомах и
семейных архивах фотографии, удостоверения, свидетельства о рождении,
браке, смерти, грамоты, благодарности, табеля успеваемости, личные дела,
трудовые книжки, письма, поздравительные открытки и т.д., - всё, что может
рассказать о жизни предков. Знание семейной родословной и связанной с ней
семейной истории, отражающей исторические события в городе, стране,
позволяет ребёнку найти в доме предметы, уже чтимые семьёй, как реликвии,
как память о важнейших событиях и предках.
Следует отметить, что реликвии могут храниться как несколькими
поколениями, так и быть реликвиями первого поколения. Дети должны
понять, почему эти вещи так важны для семьи, что становятся реликвиями. К
числу таких реликвий можно отнести боевые и трудовые награды,
украшения, серебряную посуду, мебель (например, сделанные руками
прадеда книжный шкаф или диван), книги, фотографии, картины, вышитые
руками прабабушки полотенца, рубашки, домашнюю утварь и т. д.
7 мая 2015 г . к 70-летию Великой Победы в музее имени В.И.
Мокровицкого ДТД и М «Гармония» прошёл очередной конкурс проектов
«Горжусь своим солдатом!» в рамках «Моей родословной».
Направления проектно- исследовательских работ ребят были такими:
«Я горжусь наградами своего прадеда (прабабушки)», «Мой солдат –
защитник Родины», «История семьи в годы Великой Отечественной войны»,
«Судьба солдата в рассказах ветерана Великой Отечественной войны»,
«Детство, опалённое войной», «Ты же выжил, солдат, хоть сто раз умирал...»
- о ранениях солдата, «Труд семьи на благо Родины» - о работе в тылу, «Как
учились в годы Великой Отечественной войны мои родственники», «Мой
родственник – партизан (подпольщик) Великой Отечественной», «В кругу
ада» (если родственник был в фашистском концлагере).
Предметом исследования могло стать и какое-либо значимое событие
из жизни солдата, семьи, семейного рода, представленное в рассказах
очевидцев, дополненных архивными документами, фотографиями времён
Великой Отечественной войны.
Защита проектов состоялась на практической конференции в музее им.
В.И. Мокровицкого, ветерана Великой Отечественной войны, почётного
гражданина
города
Братска,
дворца
творчества
детей
и
молодёжи
«Гармония».
Ребята выступили со своими исследованиями не только во дворце, но
и приняли участие во всероссийских конкурсах, где стали лауреатами –
победителями (Костылева Наташа, Воропаев Даниил, Лумбина Карина).
В результате этой проектной деятельности дети с родителями,
бабушками и дедушками выпустили «Боевой листок» о своём герое Великой
Отечественной, создав во дворце галерею героев.
К 60-летию города Братска совет музея решил подарить ему что-то
особенное. Была оформлена фотовыставка «Архив семейный рассказать
готов». Дети собирали фотографии своих родственников, участвовавших в
строительстве Братской ГЭС и города Братска, улиц и зданий города, быта
братчан в разные годы. Выставка нашла горячий отклик у посетителей музея.
Совместная поисково-проектная работа по изучению родословной,
истории малой родины объединяет детей и родителей, вызывает чувство
уважения и любви к своим корням.
Посещая школьный музей, пополняя его фонды своими экспонатами,
даря исследовательские работы музею, дети осознают свою причастность к
прошлому и будущему своей Родины. Так мы воспитываем патриота и
гражданина.